Главная страница » Публикации » 2011 » №3 (3) » Особенности построения системы бюджетирования в организации

Особенности построения системы бюджетирования в организации

Features of the construction of system of budgeting in the organization


Авторы

Коренева Елена Борисовна
кандидат экономических наук, доцент
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, г. Чита
koreneva.2010@mail.ru
Выборова Е.Н.
доктор экономических наук, профессор
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, г. Чита
koreneva.2010@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются направления совершенствования процесса бюджетирования в организации. Приводятся примеры построения отдельных бюджетов.

Ключевые слова

бюджетирование, финансовый бюджет, бюджетный регламент.

Рекомендуемая ссылка

Коренева Елена Борисовна, Выборова Е.Н.. Особенности построения системы бюджетирования в организации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (3). Номер статьи: 0302. Дата публикации: 08.03.2011. Режим доступа: https://sovman.ru/article/0302/

Authors

Koreneva E.B.
PhD
Zabaikalskiy institute of entrepreneurship of the Siberian university of consumers cooperatives
koreneva.2010@mail.ru
Vyborova E.N.
professor
Zabaikalskiy institute of entrepreneurship of the Siberian university of consumers cooperatives
koreneva.2010@mail.ru

Abstract

In the article directions of perfection of process of budgeting in the organization are considered. The construction of examples of the separate budgets are resulted.

Keywords

budgeting, the financial budget, budgetary regulations.

Suggested citation

Koreneva E.B., Vyborova E.N.. Features of the construction of system of budgeting in the organization // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (3). Art. #  0302. Date issued: 08.03.2011. Available at: https://sovman.ru/article/0302/


Эволюцию развития бюджетирования в России нельзя охарактеризовать однозначно. В классическом виде бюджетирование до сих пор не получило своего широкого распространения в практике отечественных организаций.

В существующей экономической литературе бюджетирование связывают с процессом разработки и исполнения системы взаимосвязанных бюджетов, составленных в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации. Его также можно охарактеризовать как процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей. Бюджетирование направлено на решение задач распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации в целях достижения намеченных результатов деятельности.

Сущностью операционного финансового планирования является установление ответственности за каждую статью расходов и доходов организации. Бюджетирование приобретает наибольшее значение в условиях финансовой стабильности деятельности организации. Если же условия функционирования организации быстро меняются, то, как правило, используют метод непрерывного составления бюджетов (скользящее бюджетирование). С помощью бюджетов достигается конкретизация задач планирования.

Можно выделить следующие цели бюджетирования:

— оценка предстоящих затрат по периодам;
— операционное планирование хозяйственных операций;
— внутриорганизационная координация действий по достижению намеченного результата;
— своевременное выполнение планов деятельности организации;
— формирование базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям.

Поскольку бюджетирование – это непрерывный процесс построения иерархической системы бюджетов, то с учетом традиций российской системы учета и анализа данный инструмент финансового управления может быть загроможден излишними процедурами, что сказывается на результативности и целесообразности его применения в целом. В связи с этим бюджетное планирование должно базироваться на следующих обязательных принципах: единство, непрерывность, гибкость и точность и др.

Принцип единства означает, что бюджетирование деятельности организации должно носить системный характер, и все подразделения — центры ответственности, участвующие в процессе составления бюджетов, должны быть устремлены к достижению единой цели — созданию генерального плана организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов по результатам контроля, а также анализу выполнения плана.

Принцип непрерывности заключается в том, что процессы корректировки и контроля за исполнением бюджетов должны происходить постоянно. По мере изменений условий хозяйствования, а также возможностей организации в бюджеты вносятся необходимые поправки и уточнения.

С принципом непрерывности тесно связан принцип гибкости, предполагающий способность бюджетов изменять свою направленность в связи с возникновением новых обстоятельств. В этих целях бюджеты должны быть составлены таким образом, чтобы содержать определенные резервы планирования.

Принцип точности означает, что составляемые бюджеты должны, по возможности, наиболее точно конкретизировать и детализировать оперативные планы деятельности организации.

Построение бюджетов в рамках обязательных принципов осуществляется по данным учета и контроля. Поддерживая точку зрения Новак Е. В., мы считаем, что составление бюджетов необходимо тесно увязывать с записями по счетам бухгалтерского учета [3].
Если говорить о конкретной привязке бюджетов к данным бухгалтерского учета, то здесь необходимо выделить массив счетов, опираясь на которые строится бюджет (табл. 1).

Построение бюджетов включает несколько уровней. На первом уровне осуществляется планировании доходов и расходов, состава активов и пассивов, денежных потоков в рамках организации в целом. Второй уровень включает бюджеты структурных подразделений. Третий уровень может включать бюджеты отдельных операций. При этом планирование может осуществляться сверху – вниз или наоборот.

Традиционно разрабатывается генеральный бюджет организации. Он состоит из операционного бюджета и финансового бюджета.

Таблица 1 — Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и бюджетов организации

№№ Счета бухгалтерского
учета
Бюджеты
1 2 3
1. 10 «Материалы» Бюджет закупа материалов
2. 20 «Основное производство» Бюджет производства
3. 23 «Вспомогательное производство» Бюджет вспомогательного производства
4. 25 «Общепроизводственные расходы» Бюджет общепроизводственных расходов
5. 26 «Общехозяйственные расходы» Бюджет общехозяйственных расходов
6. 40 «Выпуск готовой продукции» Бюджет выпущенной готовой продукции
7. 43 «Готовая продукция» Бюджет реализованной готовой продукции,
Бюджет запасов готовой продукции
8. 44 «Расходы на продажу» Бюджет коммерческих расходов
9. 50 «Касса» Бюджет движения денежных средств
10. 51 «Расчетные счета» Бюджет движения денежных средств
11. 52 «Валютные счета» Бюджет движения денежных средств
12. 60 «Расчеты с поставщиками» Бюджет расходования денежных средств
13. 62 «Расчеты с покупателями» Бюджет поступления денежных средств
14. 66 «Краткосрочные кредиты и займы», 67 «Долгосрочные кредиты и займы» Кредитный бюджет
15. 68 «Расчеты с бюджетом» Бюджет расходования денежных средств
16. 69 «Расчеты по социальному страхования и обеспечению» Бюджет расходования денежных средств
17. 70 «Расчеты по оплате труда» Бюджет расходования денежных средств
18. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Бюджет расходования денежных средств
19. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Прогнозный баланс
20. 90 «Продажи» Бюджет реализованной продукции, бюджет продаж

Рассмотрим более детально операционный бюджет. При его формировании выделяют ряд этапов:

1. Бюджет продаж. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу организации. При его формировании нужно отвечать на следующие вопросы:

— какую продукцию выпускать;
— в каких объемах осуществлять реализацию продукции;
— какую установить цену продукции;
При планировании продаж учитывают такие факторы, как деятельность конкурентов, политика ценообразования, связи между поставщиками и покупателями, колебания спроса. Учет данных факторов осуществляют на основе экспертных оценок, прогнозирования. Бюджет продаж определяет будущие поступления от реализации продукции.

2. Бюджет производства. Данный бюджет определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на уровне, необходимом для деятельности организации. Бюджет производства рассчитывается в натуральных и денежных единицах. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж.

3. Бюджет закупок материалов. При планировании закупок материалов необходимо учесть запасы материалов на начало и конец отчетного периода, рассчитать потребность материалов для выполнения планового задания. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван в количественном выражении представить планы относительно прямых затрат организации на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках. В дополнение к бюджету затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

4. Бюджет трудовых затрат — это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. Бюджет затрат на оплату труда основного персонала составляется исходя из принятой в организации системы оплаты труда. При составлении данного бюджета в расчет принимают трудоемкость работ, системы оплаты труда, виды работ, необходимых для производства запланированного объема продукции.

5. Бюджет общепроизводственных расходов (затрат) — это количественное выражение планов относительно всех затрат организации, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах* . Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

6. Бюджет общехозяйственных расходов — это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении) [1].

7. Бюджет запасов готовой продукции на конец отчетного периода. Запасы готовой продукции на конец периода рассчитывают на основе плановой себестоимости единицы продукции. Исчисление себестоимости зависит от метода учета и калькулирования себестоимости (по полной себестоимости, по усеченной себестоимости).

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. При составлении данного бюджета учитывают затраты всех ресурсов, использованных на производство продукции, запасы готовой продукции на начало и конец отчетного периода. Затраты ресурсов формируют себестоимость произведенной продукции

Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций организации и тем самым позволяет проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Этапы составления финансового бюджета:

  1. Бюджет движения денежных средств. Данный бюджет составляют на основе кредитного, валютного, налогового, инвестиционного бюджетов.
  2. Прогнозный баланс. Данный бюджет имеет форму баланса, отражая планируемые остатки средств и источников их образования с учетом разработанных балансов денежных и материальных ресурсов.

Эффективность бюджетирования будет значительно выше, на наш взгляд, если аналитик будет придерживаться следующих правил в процессе организации бюджетирования:

  1. Четкость в организации бюджетирования.
  2. Простота бюджетного регламента.
  3. Автоматизация расчетов.

Особенности реализации данных рекомендаций более детально рассмотрим на примере элементов построения финансового бюджета. Будем исходить из потребностей применения  данного инструмента малым и средним бизнесом. Отсюда возьмем за основу упрощенную структуру финансового бюджета (рис.1).

Желательно чтобы бюджеты были связаны между собой не только логически, но и цифровой массив должен полностью коррелировать. Например, данные бухгалтерского учета по статье кредиты должны совпадать с кредитным бюджетом (табл.1) и с бюджетом движения денежных средств (табл.2)**.

Рис.1 Общая структура финансового бюджета

Статья 2 и 3, 4 кредитного бюджета (по распределению средств) в совокупности  21 200 тыс. рублей (20 000 + 1 000 + 200 = 21 200 тыс. рублей)  будут отражены в статье 1.1. по оттоку бюджета движения денежных средств.  Статья 1 кредитного бюджета (по распределению средств) в размере 30 000 тыс. рублей будет отражена по статье 4.1. по оттоку бюджета движения денежных средств. Совокупные кредитные ресурсы в размере 51 200 тыс.рублей будут отражены по статье 7.2. по притоку бюджета движения денежных средств.

Для упразднения излишних счетных процедур целесообразно аналитические операции по оценке движения денежных средств организации соединить с процедурами бюджетирования.

В таблице 2 нами предлагается один из вариантов совмещения прямого метода анализа движения денежных средств и бюджета. Как видно из макета, элементы бюджета полностью повторяют содержание прямого метода анализа.

Таблица 2 — Простейшая структура кредитного бюджета организации

тыс. рублей

Таблица 3 — Макет структуры бюджета движения денежных средств организации

Элементы
бюджета
Приток Элементы бюджета Отток
1 2 3 4 5 6
Движение денежных средств от операционной деятельности: 1. Движение денежных средств от операционной деятельности:
1.1. поступление от покупателей 1.1. выплаты поставщикам
1.2. поступление пени, штрафов, неустоек 1.2. выплаты работникам
1.3. прочие поступления 1.3. налоги
1.4. выплаты пени, штрафов, неустоек
1.5. прочие выплаты
2. Итого 1.1. – 1.3. Итого 1.1. – 1.5.
3. Чистые денежные средства в результате операционной деятельности
4. Движение денежных средств в инвестиционной сфере: 4. Движение денежных средств в инвестиционной сфере:
4.1. продажа основных средств 4.1. приобретение основных средств
4.2. реализация нематериальных активов 4.2. приобретение нематериальных активов
4.3. реализация ценных бумаг и долгосрочных финансовых вложений 4.3. приобретение ценных бумаг и долгосрочных финансовых вложений
4.4. получение процентов 4.4. выплата процентов
4.5. прочие поступления 4.5. прочие выплаты и приобретения
5. Итого 4.1. – 4.5. Итого 4.1. – 4.5.
6 Чистые денежные средства в инвестиционной сфере
7. Движение денежных средств в финансовой сфере: 7. Движение денежных средств в финансовой сфере:
7.1. эмиссия ценных бумаг 7.1. выплата дивидендов
7.2. получение кредитов и займов 7.2. погашение кредитов
7.3. получение арендной платы 7.3. лизинговые платежи
7.4. целевые финансирования и поступления 7.4. курсовые разницы от переоценки валюты
7.5. курсовые разницы от переоценки валюты 7.5. прочие выплаты
7.6. прочие поступления
8. Итого 7.1. – 4.6. Итого 7.1. – 7.5.
9. Чистые денежные средства в финансовой сфере
10. Чистый денежный приток (отток) денежных средств 3 + 6 + 9
11. Прочие планируемые поступления 11. Прочие планируемые выплаты
11.1. 11.1.
12. Итого 12. Итого

Позиции 3, 6, 9, 10 – дополнительные, аналитические статьи, которые необходимы для оценки эффективности, ликвидности движения денежных средств. Данный подход позволяет значительно упразднить систему документооборота организации. И это не единственный прием повышения эффективности организации системы бюджетирования.

Оптимизировать бюджетный регламент желательно по всем элементам. Из указанного примера видно, что горизонт бюджетного планирования (бюджетный период) составляет три года. Отсюда минимальный бюджетный период по кредитному бюджету может составлять месяц, по бюджету движения денежных средств, при эффективном бюджетном контроллинге – декада. Если состояние дел организации не вполне удовлетворительное, то минимальный бюджетный период по бюджету движения денежных средств – неделя. В этом случае бюджетный цикл будет составлять декаду, а в лучшем случае – месяц.

Таким образом, четко отслеживая все процедуры бюджетирования, и органично соединяя их с существующим документооборотом, можно избежать увеличения документооборота, дополнительных затрат, снижения контролируемости денежных потоков, увеличения прочих негативных факторов. В этом случае достоинства бюджетирования только увеличиваются в части: высокой координации финансовых потоков, повышения эффективности структурного планирования финансовых операций, усиления вертикали финансового контроля при общем сокращении контрольных функций и т.д.

________________________

* Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели.

* В приведенном условном примере, представленном в таблице 1, мы исходили из того, что все операции совершались в текущем периоде.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Дука. Б. Бюджетирование: где «спотыкаются» ваши финансы // Экономика и жизнь. — 2007. — № 12. — С. 46.
  2. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.: Проспект, 2004. – 264 с.
  3. Новак Е. В. Бюджетирование с применением бухгалтерского плана счетов//Управленческий учет. – 2010. — № 10. – С. 101-107.
  4. Попов В.М., Ляпунов, Воронина Т.А. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
  5. Пухова Е. Ю. Организация бюджетирования на предприятиях молочной отрасли // Экономический анализ. Теория и практика. -2008.- № 17.
  6. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
  7. Щиборц К.Б. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Дело и сервис, 2001.

References

  1. Duka B. Budgeting: were your finance is falls// Economy and life. — 2007. — № 12. — p. 46.
  2. Lihacheva O.N. Financial planning on the enterprise. – M.: Prospectus, 2004. – 264 p.
  3. .Novak E.V. Budgeting with application of accounting book of accounts//the Administrative account. – 2010. — № 10. – p. 101-107.
  4. Popov V.M., Lyapunov S.I., Voronina T.A. The business of firm and budgeting of the stream of money resources. – M.: Finance and statistics, 2003. – 400 p.
  5. Pukhov E.Ju. Organization of budgeting at the enterprises of dairy branch//the Economic analysis. The theory and practice.-2008. № 17.
  6. Hrutsky V.E., Sizova T.V., Gamajunov V.V. Intrafirm budgeting. – M.:  Finance and statistics, 2002. – 400 p.
  7. Shiborz K.V. The budgeting of activity of the industrial enterprises of Russia. – M.: Business and service, 2001. — 346 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх