Главная страница » Публикации » 2011 » №8 (8) » Роль персонала в реализации антикризисных программ в малом и среднем предпринимательстве

Роль персонала в реализации антикризисных программ в малом и среднем предпринимательстве

Personnel role by implementing anti-crisis programs in small and medium-size enterprises

Роль персонала в реализации антикризисных программ в малом и среднем предпринимательстве

Авторы

Пак Андрей Борисович
Аспирант
Россия, Сибирская академия государственной службы
pakab.@mail.ru

Аннотация

Для выхода из кризиса субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо разрабатывать антикризисные планы и программы и обязательно осуществлять мониторинг их реализации. Эффективность реализации обеспечивается персоналом, который требует оценки, мотивации и развития.

Ключевые слова

комплексная антикризисная программа, антикризисное управление, кибернетическая модель, индикативные показатели, персонал, мониторинг, оценка и мотивация персонала.

Рекомендуемая ссылка

Пак Андрей Борисович. Роль персонала в реализации антикризисных программ в малом и среднем предпринимательстве // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (8). Номер статьи: 0801. Дата публикации: 08.08.2011. Режим доступа: https://sovman.ru/article/0801/

Authors

Pak Andrey Borisovitch
Post-graduate student
Russia, Siberian academy for public administration
pakab.@mail.ru

Abstract

To recover from crisis, small and medium-size enterprises have to develop anti-crisis plans and programs and to monitor the implementation process. The implementation efficiency is provided by the personnel which needs appraisal, motivation and development.

Keywords

complex anti-crisis program, anti-crisis management, cybernetic model, indicative characteristics, personnel, monitoring, appraisal and motivation of personnel.

Suggested citation

Pak Andrey Borisovitch. Personnel role by implementing anti-crisis programs in small and medium-size enterprises // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №8 (8). Art. #  0801. Date issued: 08.08.2011. Available at: https://sovman.ru/article/0801/


Развернувшийся в октябре 2008г. — январе 2009г. на территории Российской Федерации, экономический кризис, оказал в высокой степени негативное влияние на развитие экономики страны. Примером может служить анализ показателей  состояния отечественной  промышленности в период 2006-2009гг. по отношению к 2005г., рассчитанных Росстатом ЦСИ банка Москвы, и приведенных в табл.1.

Таблица 1 — Прирост выпуска промышленности в 2006-2009гг., в % к 2005г.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г. 2009г.
Промышленное производство в целом 6,3

13,0

15,4

2,9

Добыча полезных ископаемых 2,5

4,4

4,7

3,4

Обрабатывающие производства 8,3

18,6

22,4

2,8

— потребительского спроса

8,3

14,7

16,3

9,4

— инвестиционного спроса

10,2

26,0

29,0

-12,1

— промежуточного спроса

8,8

13,3

14,0

3,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,9

4,7

6,2

1,1

Примечание:
Производства потребительского спроса: производство пищевых продуктов, включая напитки и табак; текстильное и швейное производство; производство кожи; изделий из кожи и производство обуви; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность.
Производства инвестиционного спроса: производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство машин и оборудования; производство электрооборудования., электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования.
Производства промежуточного спроса: обработка древесины и производство изделий из дерева; производство кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Значения показателей развития разного вида производств позволяют сделать вывод о значительном снижение темпов прироста промышленного производства в Российской Федерации в 2009 году. В сложившихся сложных экономических условиях особенно важно было разработать и реализовать эффективные антикризисные меры государственного регулирования, которые нашли отражение в разработанных и принятых Правительством РФ документах: «Программа антикризисных мер на 2009г» [1] и «Основные направления антикризисных действий  на 2010г.» [2], а также антикризисных программах субъектов Федерации и муниципальных образований. И уже в январе 2010г., по данным Росстата ЦСИ банка Москвы, рост промышленного производства составил 6,7% по отношению к аналогичному периоду 2005г., тогда как в январе 2009г. аналогичное соотношение составило 2,9%.
Значительно тяжелее переживает последствия экономического кризиса такой социально  важный сектор экономики как малое предпринимательство. Несмотря на реализацию мер государственной поддержки, состояние малого предпринимательства в Российской Федерации на сегодняшний день оставляет желать лучшего. В табл.2. приведены результаты исследований динамики развития малого предпринимательства в регионах России за 2008-2010гг., проведенных Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП») [3,с.7-15].

Таблица 2 — Динамика изменения показателей деятельности предприятий малого бизнеса  по итогам работы в третьем квартале 2008-2010гг. по Российской Федерации

Показатель

На 01.10.2008г.

На 01.10.2009г.

В % к 2008г.

На 01.10.2010г.

В % к 2008г.

Количество зарегистрированных малых предприятий (тыс. единиц) (исходя из численности населения на 1 января учетного года)

281,7

227,7

80,8

219,7

77,9

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (тыс. чел.) (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)

6 262,6

5 747,4

91,8

5 575,2

89,0

Объем оборота малых предприятий (млн. руб.) (с учетом индекса потребительских цен)

7 374 905,0

6 222 036,8

76,2

7 111 547,9

83,1

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях  (млн.руб.) (с учетом индекса потребительских цен)

212 235,0

167 707,2

79,0

163 079,0

76,8

Анализ приведенных в табл. 2 показателей  свидетельствуют о том, что по итогам третьего квартала 2009 и 2010гг. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. по рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства таким, как количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий сохраняется отрицательная динамика. Причем их значения в третьем квартале 2010г. пока не достигли величины этих показателей в третьем квартале 2009г., не говоря об их значениях в аналогичный период 2008г. Положительная динамика зафиксирована только по показателю объем оборота малых предприятий, величина которого составила 7 111,5 млрд. рублей, что на 14,3% выше аналогичного показателя 2009 года,  с учетом индекса потребительских цен рост составил 6,9% [3,с.7- 15]. Снижение значений таких показателей, как количество малых предприятий и среднесписочная численность работников малых предприятий является следствием действий субъектов малого предпринимательства, направленных на переориентацию деятельности предприятий на другие товарные рынки, ликвидацию бизнеса, сокращение численности персонала и, к большому сожалению, переходу к нелегальному (теневому) предпринимательству. Снижение объема инвестиций в основной капитал,  направленный на развитие малых предприятий, происходит по причине их функционирования в  сложных экономических условиях. К этим условиям можно отнести перенасыщенный товарной продукцией рынок, низкую покупательную способность населения и организаций, сложности с получением кредитов, недостаточность объема оборотных  средств, высокий  уровень арендной платы и ряд других, присущих этому сектору экономики организационных и правовых проблем, особенно обострившихся в период экономического кризиса. Подтверждением выше изложенного, могут служить результаты исследования состояния малого предпринимательства в период экономического кризиса, проведенного в 2009г. по заказу комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства мэрии г. Новосибирска, приведенные в табл.3.[4].

Таблица 3 — Результаты опроса представителей субъектов малого предпринимательства  в г. Новосибирске в 2009г.

Наименование показателя деятельности субъекта малого предпринимательства

Количество респондентов от общей выборки

1

Снизился объем реализации

67%

2

Снизилась прибыль

38%

3

Нехватка оборотных средств

86%

4

Сократили арендуемые площади

43%

5

Не имеют возможности в настоящее время заплатить налоги

14%

6

Обратились за помощью в консалтинговые компании

5%

7

Перешли на новую систему управления бизнесом

19%

8

Используют заемные средства

43%

9

Приобрели новое высокотехнологичные средства производства и  программное обеспечение

5%

10

Стали активно сотрудничать с органами муниципальной власти

14%

11

Сменили сферу деятельности

18%

12

Работают в убыток

24%

13

Сократили численность персонала

25%

14

Задерживали выплату заработной платы сотрудникам

48%

15

Часть дохода заработной платы увели в «тень»

38%

Результаты проведенного опроса в 2009г свидетельствуют о том, что большинство субъектов малого предпринимательства в г. Новосибирске находились в состоянии  борьбы за выживание. Учитывая то, что в г. Новосибирске зарегистрировано около 90% всех малых предприятий Новосибирской области [5, с.4-7], можно утверждать, что большинство предприятий малого бизнеса Новосибирской области находились в 2009г. в состоянии глубокого кризиса, и были на грани банкротства. А Новосибирская область по данным исследования, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с ВЦИОМ в июле 2006 года, относится к «Регионам устойчивого развития малого бизнеса», в которых происходит более активное развитие малого предпринимательства, чем в других регионах. И если в привлекательных для развития  малого предпринимательства регионах страны в кризисный период оно находится в критическом состоянии, то в менее привлекательных регионах  состояние его,  еще более  сложное.

Меры государственного регулирования поддержки малого предпринимательства принятые в период экономического кризиса были сформулированы в документах [1,2]. Эти меры направлены на создание благоприятных условий для обеспечения функционирования и развития предприятий на уровне РФ, а также аналогичные меры предусмотрены региональными и муниципальными антикризисными планами и  программами. Они предусматривают конкретные меры по обеспечению  развития субъектов малого предпринимательства, с учетом экономических особенностей  региона и муниципального образования. Основная задача этих мер обеспечить нормативно-правую базу функционирования предприятий малого бизнеса и ввести в действие эффективные механизмы организационной, финансовой и информационной поддержки. Но наибольшей эффективности, они достигнут тогда, когда каждым субъектом малого предпринимательства будут разработаны собственные антикризисные планы и программы, в которых будут учтены все особенности предприятия, определены его цели и задачи по выходу из кризиса и отражены направления перспективного развития. О том, что в настоящее время предприятиями малого бизнеса, в той или иной форме разрабатываются и претворяются в жизнь мероприятия, обеспечивающие выход из кризисного состояния и последующее развитие, свидетельствует рост объема оборота малых предприятий (табл.2.).

Примером малого производственного предприятия, реализующего собственную антикризисную программу может служить ООО «Финист Стафф» — один из крупных производителей корпусной мебели в г. Новосибирске. Разработанная временным творческим коллективом, состоящим из сотрудников Сибирской академии государственной службы и сотрудников ООО «Финист Стафф», комплексная антикризисная программа  [6,c.65-70] по сохранению профильного вида деятельности предприятия до 2012г., предусматривает разработку антикризисных мероприятий по следующим направлениям:

Маркетинговые исследования.

  • Организация производства.
  • Оптимизация  финансовых потоков.
  • Усиление кадровой политики.

Целью программы является улучшение финансово-экономического состояния ООО «Финист Стафф», сохранение   мебельного производства и  персонала, за счет реализации мероприятий по оптимизации финансово-экономической и организационно-производственной деятельности, которые должны обеспечить устойчивую и эффективную деятельность предприятия в условиях кризиса. Реализация настоящей программы позволит решить следующие, актуальные для предприятия задачи:

  • формирование кадрового потенциала, способного обеспечить более высокую эффективность работы мебельного производства;
  • обеспечение выпуска конкурентоспособной мебельной продукции в сложившихся экономических  условиях;
  • увеличение объемов реализации выпускаемой продукции;
  • повышение эффективности системы управления финансами;
  • совершенствование системы клиентского сервиса;
  • расширение рынка сбыта конкурентоспособной мебельной продукции.

В таблице 4. приведен паспорт комплексной антикризисной программы и ее основные параметры.

Таблица 4 — Паспорт комплексной антикризисной  программыООО «Финист Стафф»

Содержание работ Подпрограмма “Повышение эффективности системы маркетинга”.
Подпрограмма “Совершенствование производственного процесса ”.
Подпрограмма “ Работа с персоналом и кадровое обеспечение предприятия”.
Подпрограмма « Совершенствование системы управления финансами и адаптация ее к новым экономическим условиям».
Заказчик ООО «Финист Стафф»/
Исполнители
мероприятий
Управленческий персонал ООО «Финист Стафф»
Разработчики Временный творческий коллектив
Источник финансирования Собственные средства ООО «Финист Стафф»
Объем финансирования Объем финансирования: тыс. руб.
в том числе:
2009 год 682, 5  тыс.руб.
2010 год 772, 5  тыс. руб.
2011 год 880, 0  тыс. руб.
Ожидаемые результаты
  • Снижение себестоимости на 15%.
  • Снижение ежемесячных затрат на 520000 руб.
  • Сохранение производства на уровне 2008 года.
  • Расширение номенклатуры услуг и продукта на 5 един. в год.
  • Сохранение кадрового потенциала на 80%.
  • Оптимизация оборотного капитала.
Мониторинг Система контроля и анализа исполнения комплексной антикризисной  программыООО «Финист Стафф»:

  • Комплексная антикризисная  программаООО «Финист Стафф».
  • План оргтехмероприятий  к антикризисной программе.
  • Перечень организационных мероприятий.
  • График исполнения мероприятий плана.
  • Матрица мониторинга.

Неотъемлемой частью антикризисной программы является план организационно-технических мероприятий, отражающий сроки исполнения намеченных антикризисных мер, ответственных за их исполнение, способы контроля, механизмы реализации и эффективность [6,c.87-95]. Структурно   она состоит из четырех антикризисных подпрограмм, таких как:

1.Подпрограмма «Повышение эффективности системы маркетинга  ООО «Финист Стафф» направлена на проведение исследований потребности продуктов мебельной промышленности в сложившихся сложных экономических условиях, мониторинг изменения ситуации на рынке мебели в НСО, формирование новых маркетинговых целей, составление плана и проведение новой маркетинговой компании.

2.Подпрограмма «Совершенствование производственного процесса ООО«Финист Стафф» предусматривает разработку плана мероприятий направленных на снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет оптимизации управления материальными потоками, снижение трудоемкости производственных операций, оперативное реагирование на изменение рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции. Основная цель этой подпрограммы — повышение эффективности функционирования производственной системы.

3.Подпрограмма «Работа с персоналом и кадровое обеспечение ООО «Финист Стафф» включает в себя мероприятия, направленные на сохранение квалифицированного персонала и формирование кадрового резерва.

4.Подпрограмма «Совершенствование системы управления финансами и адаптация ее к новым экономическим условиям» в ООО «Финист Стафф» предусматривает анализ структуры себестоимости и устранение непроизводительных затрат, проведение маркетинговых исследований с целью увеличения (сохранения) сегмента рынка сбыта конкурентоспособной мебельной продукции.

Паспорта и основные характеристики антикризисных подпрограмм более подробно приведены в работе [6,c.71-80]. Необходимо отметить, что при разработке комплексной антикризисной программы по сохранению профильного вида деятельности ООО «Финист Стафф», достаточно успешно был применен метод кибернетического моделирования системного  управления объектом исследования. С его помощью, на базе общей кибернетической модели управления социально-экономическим объектом, описанной в работе [7, c.34-39], была сформирована кибернетическая модель для объяснения и описания процесса системного управления ООО «Финист Стафф» в условиях экономического кризиса. В процессе формирования кибернетической модели были выделены входящие в нее структурные компоненты и элементы, а также сформирована система индикативных показателей для оценки экономического состояния и уровня антикризисного управления ООО «Финист Стафф» [6, c. 38-48].

Разработанная кибернетическая модель системного управления деятельностью ООО «Финист Стафф», позволила более четко определить его место и роль на высококонкурентном рынке мебельной продукции в Новосибирской области. Наибольшая эффективность реализации антикризисных мер, составляющих антикризисные подпрограммы, достигается при обязательном осуществлении мониторинга их исполнения, что позволяет осуществить не только контроль исполнения мероприятий антикризисного плана, но и корректировать его по всем отклонениям, которые возникают при исполнении (неисполнении) отдельных мероприятий [6, c. 38-48].

После разработки антикризисной  программы  и плана, первоочередных мер для достижения наибольшей степени их эффективности, желательно привлечь весь управленческий персонал предприятия, готовый и способный работать единой командой [7, с. 275]. И на этом этапе особую актуальность обретает вопрос проведения оценки кадрового потенциала исследуемого предприятия. Поэтому в рамках реализации антикризисной подпрограммы: «Работа с персоналом и кадровое обеспечение предприятия», в первом квартале 2010г. была проведена оценка потенциала управленческого персонала ООО «Финист Стафф», с позиции эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации антикризисных мер. Выборка составила 50% состава управленческого персонала (9чел.). В качестве инструментария использовалась технология измерения профессионально важных качеств личности. Данная технология позволяет оценить:

  • состояние мотивационной сферы (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он стремится достичь и т.д.)
  • состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека,  которую в значительной степени определяют профессионально-важные качества личности (ПВК).

Для исследования мотивационной сферы использовалась теория мотивации  Ф. Герцбега. В рамках оценки ПВК менеджмента использовался метод Адизеса [8, с.166-176] , который позволил определить стиль управления каждого менеджера и потенциал  структуры. Дополнительно в данную технологию включена диагностика уровня эмоционального выгорания, основанная на методике В. В. Бойко [9, c.161-169]. Более подробно методика проведения оценки управленческого персонала ООО «Финист Стафф» и ее результаты, описаны в работе [10, с.38-72]. Результаты тестирования показали:

  • Организационная структура ООО «Финист Стафф», как и большинства       предприятий малого бизнеса ограничивает возможности карьерного роста.
  • Неудовлетворённость заработной платой в сочетании со снижением социального статуса и безопасности приводят к поиску нового места работы, снижению производительности, отрицательно сказывается на здоровье и приводит к росту внутреннего напряжения
  • Порядка 25% прошедших тестирование менеджеров имеют ошибочный стиль управления.
  • Мероприятия по снижению издержек повлияли на мотивационную сферу не лучшим образом. Возникшая неудовлетворенность ситуацией объясняет не только появление демотиваторов, но и появление ответной защитной реакции, выраженной в проявлении симптомов, характерных для фазы выгорания «Резистенция», которая характеризуетсянеадекватным избирательным эмоциональным  реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, расширением сферы экономии эмоций и редукцией  профессиональных обязанностей.

По результатам  оценки кадрового потенциала ООО «Финист Стафф» были разработаны дополнительные меры материального и нематериального стимулирования персонала на 2010-2011гг. Данные меры внесены в разделы доработанного плана организационно-технических мероприятий [10, с.75-79] и приняты к реализации. Основные направления этих мер — делегирование полномочий, информационная поддержка выхода из кризиса, информационная известность, нематериальное стимулирование и внедрение элементов программно-целевой структуры управления. Разработанные дополнительные меры были направлены на достижение более высокого уровня  потенциала управленческого персонала, повышение  эффективности его деятельности, а соответственно и достижение оптимальных значений  индикативных показателей деятельности предприятия в целом, так как   «человеческий фактор», по важности не уступает таким компонентам, как финансы, технология, организационная структура, окружающая среда и ряду других компонентов. Именно поэтому в ситуации, когда в результате реализации мер по снижению затрат на содержание персонала разрушились привычные коммуникации и ухудшился морально-психологический климат, особую актуальность приобретает оценка состояния персонала.

Результаты оценки помогут менеджменту предприятия разработать эффективные управленческие решения, направленные на управление мотивационными предпочтениями сотрудников и максимально вовлечь их в реализацию антикризисной программы.  Подтверждением этого могут служить достигнутые персоналом ООО «Финист Стафф» результаты реализации комплексной антикризисной программы в 2010г., приведенные в табл.5.

Таблица 5 — Динамика изменения производственных показателей в ООО «Финист Стафф»

Показатель

2008г.

2009г.

Отклонение
к 2008г.
(%)

2010г.

Отклонение
к 2008г.
(%)

Объем выпуска (изд.)

10628

4155

39,1

4750

44,7

Среднесписочная численность рабочих (чел.)

26

15

57,7

10

38,5

Количество рабочих дней в году (сутки.)

250

178

71,2

226

90,4

Среднесуточный выпуск продукции (изд.)

42,5

23,3

54,8

21,0

49,4

Объем выпуска на одного рабочего в сутки (изд.)

1,64

1,6

97,6

2,1

128,0

Примечание:
Различие в  количестве рабочих дней в 2009 и 2010гг. по сравнению с 2008г. объясняется введением на предприятии  в эти периоды времени режима неполной занятости.

Достигнутый уровень производительности труда является результатом реорганизации производственной логистической системы предприятия и оптимизацией параметров потока, то есть продуктом деятельности персонала предприятия по реализации антикризисных мер, не предусматривающих финансовых вложений в приобретение высокопроизводительного оборудования, но обеспечивающих значительное снижение себестоимости выпускаемой продукции на 13,4%, что делает  ее более конкурентоспособной на товарном рынке.

В табл. 6. приведены результаты мониторинга исполнения принятых антикризисных мер по всем антикризисным подпрограммам в ООО «Финист Стафф» в 2010г.

Таблица 6 — Матрица мониторинга  исполнения антикризисных мер ООО «Финист Стафф»


п/п

Меры в антикризисных подпрограммах ООО«Финист Стафф»

Все-
го
мер

Из них

ВП

УР

НР

ПР

НВ

1

Подпрограмма “Совершенствование производственного процесса ”.

15

5

3

4

2

1

2

Подпрограмма “ Работа с персоналом и кадровое обеспечение предприятия”.

15

5

4

3

1

2

3

Подпрограмма « Совершенствование системы управления финансами и адаптация ее к новым экономическим условиям».

8

1

3

3

1

4

Подпрограмма “Повышение эффективности системы маркетинга”.

3

1

2

Итого:

41

11

10

11

6

3

Итого в %

100

26,9

24,4

26,9

14,7

7,1

Примечание:ВП – выполненные; УР – успешно реализуемые; НР – нормально реализуются; ПР – плохо реализуются; НВ – невыполненные

Приведенные в матрице мониторинга результаты реализации комплексной антикризисной программы позволяют оценить способность управленческого персонала ООО «Финист Стафф» управлять процессом выхода из кризиса, которая характеризуется показателем  уровня исполнения принятых антикризисных мер за отчетный период. Величину этого показателя можно рассчитать по формуле:
Кусп = (ВП+ УР+ НР) / ∑ М ,                     (1)

где Кусп – коэффициент управления реализацией мероприятий в подсистеме;
∑М – количество всех мероприятий в антикризисной программе;
ВП – выполненные;
УР —  успешно реализуемые;
НР – нормально реализуются;
ПР – плохо реализуются;
НВ – невыполненные.

Таким образом, коэффициент управления (Кусп)  по результатам мониторинга (табл. 6.) составил:
Кусп = (11+ 10+ 11) /41 = 0,78,                        (2)

Оптимальная для предприятия величина  коэффициента управления (Кусп)  должна лежать в пределах значений от 0,9 до 1. Поэтому по  мероприятиям, снижающим величину коэффициента управления (Кусп) разрабатываются дополнительные меры, обеспечивающие их исполнение. Рассчитанный по результатам промежуточного мониторинга реализации антикризисных мер (Кусп)  в 2010г. пока не достиг оптимальной величины, так как не по всем мероприятиям завершился срок исполнения.

Реализованные персоналом ООО «Финист Стафф» меры комплексной антикризисной программы позволили сохранить предприятие и обеспечить его функционирование в период кризиса. А  благодаря  своевременной реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния мотивационной и операциональной сфер, разработанных по результатам оценки кадрового потенциала,  на 28% увеличилась производительность труда и на 13,4% снизилась себестоимость выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Что позволило предприятию сохранить и упрочить свои позиции на рынке мебельной продукции в Новосибирской области. По результатам исследования ООО «Финист Стафф» были подготовлены научные отчеты по темам: «Моделирование антикризисного управления в предпринимательских структурах» и «Оценка кадрового потенциала в предпринимательских структурах», описанная в них методика антикризисного управления может быть использована субъектами малого и среднего предпринимательства для разработки собственных планов и программ, направленных на обеспечение эффективного функционирования в период кризиса и развитие предприятий  в посткризисном  экономическом пространстве.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год:[утв.Правительством РФ 19.06.2009]. Интернет-портал правительства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа[http://www.government.ru/].(проверено 25.01.2011г.)
  2. Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год:(одобрено Правительством РФ 30.12.2009г. Интернет-портал правительства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа [http://www.government.ru/].(проверено 25.01.2011г.)
  3. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — сентябре 2010г.//Ежеквартальный информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс].Режим доступа http://www.nisse.ru/ (проверено 09.02.2011г.)
  4. Малое и среднее предпринимательство Новосибирска. Интернет-портал мэрии г.Новосибирска. [Электронный ресурс]. Режим доступа [http://www.mispnsk.ru/].(проверено 25.01.2011г.)
  5. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый и средний бизнес г.Новосибирска  [Текст] аналитический отчет/ Институт статистики и стратегического анализа – Новосибирск, 2009.-108с.
  6. Моделирование антикризисного управления в предпринимательских структурах (на примере ООО Финист Стафф)» [Текст]: отчет о НИР / Сибирская академия государственной службы; рук. Молотков Ю.И.; исполн.:Пак А.Б. – Новосибирск.,2009.-115с.- Библиогр.:с. 100-101, — № РК 01201063471
  7. МолотковЮ.И. Системное управление социально-экономическими объектами и  процессами [Текст]: /Ю.И.Молотков.- под общей редакцией Бобко И.М; -Новосибирск: Наука, 2004. — 508с.- Библиогр.с.494-503.
  8. Швецова Е. И. Психодиагностика в системе управления [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. И. Швецова, С. Г. Косякова. — Новосибирск : СибАГС, 2007. — 280 с.
  9. Райгородский Д. Я.. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Д.Я.Райгородский.-редактор –составитель; — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. — 672 с.
  10. Оценка кадрового потенциала в предпринимательских структурах (на примере ООО Финист Стафф)» [Текст]: отчет о НИР / Сибирская академия государственной службы; рук. Молотков Ю.И.; исполн.:Пак А.Б.,Романенко Е.В. – Новосибирск.,2010.-86с.- Библиогр.:с. 85-86, — № РК-01201063470
  11. Уткин Э. Антикризисное управление в малом бизнесе [Текст]/ Э. Уткин, Д. Шабанов.-       М.:Теис,2004.-128с.- Библиогр.:125-127.
  12. Уткин, Э.А. Антикризисное управление [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Э.А.Уткин; под общ. ред. А.К.Афанасенко; Ассоциация авторов и издателей «Тандем»– М.: ЭКМОС, 1997. – 400с. –Библиогр.:с.5-398.
  13. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика [Текст]/ В.И.Николайчук. Спб.: Питер  2001. – 160с.- Библиогр.:с.157-158.
  14. Вильям Дж. Стивенс.Управление производством [Текст]: [пер с англ.]/ ИздательствоООО М.: ЗАО «Издательство  БИНОМ», 1998.- 928с.
  15. Логистика в малом бизнесе. Интернет – портал дистанционного правового консультирования предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dist-cons.ru/ (проверено 25.12.2010г.)

References

  1. Anti-recessionary program of the Government of the Russian Federation for 2009 (approved by the Government on 19.06.2009). Web portal of the Government of the Russian Federation. [http://www.government.ru/ content/ governmentactivity /antikrizismeriprf/ 5431178.htm].
  2. Main directions of anti-recessionary measures of the Government of the Russian Federation for 2010 (approved by the Government on 30.12.2009). Web portal of the Government of the Russian Federation.  [http://www.government.ru/ content/ governmentactivity /antikrizismeriprf/ 5431178.htm].
  3. Saydullaev F. S. Dynamics of small business development in Russian regions in January-September 2010// Quarterly information and analysis report [Web source] http://www.nisse.ru/ (as of 09.02.2011)
  4. Small and medium-size business in Novosibirsk. Web portal of Novosibirsk city hall [Web source] http://www.mispnsk.ru/ (as of 25.01.2011)
  5. Influence of recessionary effects in the Russian economics on small and medium-size business in Novosibirsk [Text]
    Analytic report/ Institute of statistics and strategic analysis – Novosibirsk, 2009. – 108 pages.
  6. Modelling of crisis management in business enterprises (at the sample of OOO Finist Staff [text]: report of a research project / Siberian Academy of Civil Service; academic advisor Molotkov Y. I.; author Pak A. B. – Novosibirsk, 2009. – 115 pages – Bibliography: p. 100-101, No. RK-01201063471
  7. Molotkov Y. I. System management of social and economic entities and processes [text]: / Y. I. Molotkov. – edit. Bobko I. M.; – Novosibirsk: Nauka, 2004. – 508 pages. – Bibliography: p. 494-503.
  8. Shvetsova E. I. Psychodiagnostics in management system [text]: high school tutorial/ E. I. Shvetsova, S. G. Kosiakova. – Novosibirsk: SibACS, 2007. – 280 pages.
  9. Raygorodskiy D. Y. Practical psychodiagnostics. Methods and tests [text]: high school tutorial/editor D. Y. Raygorodskiy; – Samara: publishing house BAHRAH-M, 2007. – 672 pages.
  10. Appraisal if the staff potential in business enterprises (at the sample of OOO Finist Staff) [text]: report of a research project / Siberian Academy of Civil Service; academic advisor Molotkov Y. I.; author Pak A. B., Romanenko E. V. – Novosibirsk, 2010. – 86 pages – Bibliography: p. 85-86, No. RK-01201063470
  11. Utkin E. Crisis management in small-size business [text]: high school tutorial/E. Utkin, D. Shabanov. – Moscow: Teis, 2004. – 128 pages – Bibliography: 125-127.
  12. Utkin E. A. Crisis management [text]: high school tutorial/ E. A. Utkin; edit. A. K. Afanasenko; Authors and publishers association “Tandem” – Moscow: ECMOS, 1997. – 400 pages – Bibliography: p. 5-398.
  13. Nikolaychuk V. E. procurement and production logistics [text]/ V. I. Nikolaychuk. Saint-Petersburg: Piter, 2001. – 160 pages – Bibliography: 157-158.
  14. William G. Stevens. Production management [text]: [translated from English]/ Moscow: Publishing house ZAO Binom, 1998. – 928 pages.
  15. Logistics in small-size business. Web portal of remote legal consulting for entrepreneurs [web source] http://dist-cons.ru/ (as of 25.12.2010)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх