Страхование как метод защиты от рисков

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


старший преподаватель, аспирант
Россия, Башкирский государственный университет, Нефтекамский филиал
islamov.flarit.@yandex.ru

Аннотация

Деятельность каждого хозяйствующего субъекта подвержена множеству разнообразных рисков, которые требуют страховую защиту. Все это обуславливает необходимость изучения для организации и проведения финансово-экономическими службами знание основ страховой деятельности. Страхование обеспечивает возмещение за понесенный ущерб и, следовательно, прямо противоположно игре и азартной наживе, как по своей цели, так и последствиям.

Ключевые слова

страхование, страховые риски, региональный страховой рынок.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Исламов Фларит Фатихович
Страхование как метод защиты от рисков// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (9). Номер статьи: 0901. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/0901/
При проведении страховой деятельности заключается договор между двумя сторонами, с целью ослабления какого либо риска. При этом возникают обоюдные обязательства обоих сторон или устанавливаются имущественные отношения в виде круговой поруки при взаимном, соразмерном распределении рисков. И только при совокупном сочетании хозяйственной предусмотрительности и договорного элемента слагается действительный страховой оборот. Чем ниже уровень риска, тем ниже затраты на страхование. Однако, будучи застрахованным, хозяйства могут с большим успехом развиваться без оглядки на случай.

Следовательно, основой деятельности страхования служит своевременное использование труда и капитала ради предотвращения таких разорительных бедствий, которые могут разразиться и возникают независимо от человеческой деятельности и общественных условий, в силу действия стихийных факторов природы и социальных опасностей.
Страхование как экономическая категория характеризуется следующими признаками:

  • замкнутые, перераспределительные отношения между участниками страхования, связанные с раскладкой суммы ущерба между всеми участниками;
  • формирование целевого страхового фонда за счет платежей страхователей и последующих страховых выплат страхователям при наступлении страхового случая;
  • зависимость размера страхового платежа (взноса) от количества участников создания страхового фонда;
  • получение прибыли как от самой страховой деятельности, так и от инвестиционной деятельности;
  • вероятностной оценке возможного ущерба и  расчете страховых тарифов, с помощью которых формируется страховой фонд;
  • неравномерной раскладке величины страховых взносов между заинтересованными  лицами.

Рисунок 1 — Стандартная схема страхования

Роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных в конечных результатах его проведения, которое отражается в:

  • обеспечении социальной и экономической стабильности за счет полноты и своевременности возмещения ущерба и потерь в доходах;
  • участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций;
  • пополнении за счет части прибыли от других страховых хозяйственных операций:
  • оптимизации сферы применения страхования и её трансформации в соответствии с потребностями  общественного производствам и международного разделения труда;
  • достигнутых показателях развития страховых операций на макроэкономическом уровне.

С точки зрения экономической деятельности и в соответствии с различиями в наступлении и действии стихийных бедствий страхование может быть трех типов:

  • страховая деятельность направлена против опасных событий, наступление которых маловероятна;
  • с помощью страхования ослабляются экономические последствия или прямой вред опасных событий, которые обязательно произойдут, при этом время наступления события имеет случайный характер;
  • направлено на страхование имеющих ценность массовых объектов.

Первый и третий этапы страховой деятельности имеют дело с совершенно особыми исходами; частота событий своеобразна, их расчет производится особыми методами теории вероятности.

В страховании риски по видам подразделяются на:

1) военные. Данный вид рисков подразумевает возмещение убытков, связанных с потерей или повреждением застрахованного имущества вследствие захвата, ареста, любых военных действий, народных волнений, вооруженных действий злоумышленников;

2) политические. Это риски, связанные с противоправными действиями с точки зрения норм международного права, мероприятиями или акциями правительства иностранных государств в отношении других государств или граждан суверенного государства;

3) риски гражданской ответственности. Охватывает риски, связанные с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда, вызванным источником повышенной опасности. В данном случае страхуется гражданская ответственность перед третьими лицами;

4)    объективные, т.е. не зависящие от воли страхователя (стихийные бедствия. землетрясения, наводнения и др.);

5) субъективные, основаны на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности;

6) индивидуальные, выражающиеся в игнорировании страхования индивидуального домашнего хозяйства, шедевров живописи, коллекций и др.;

7)   универсальные — риски, включаемые в объем ответственности страховщика по
большинству договоров, например, страхование от несчастных случаев и болезней, кражи  имущества и др.;

8)    технические риски.

Риски, связанные с осуществлением страхования. Они защищают объект от множества причин ущерба. Технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат. Подразделяются по видовом) составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:

  • промышленные риски;
  • строительные (строительно-монтажные) риски;
  • электротехнические риски;
  • риски заболевания животных и растений, падежа скота, порчи урожая и др.

9)  транспортные риски. Подразумевают страхование средств воздушного, наземного, железнодорожного и  водного  транспорта, страхование  «КАСКО»,  грузов — «КАРГО», ответственности;

10) специальные риски. Подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов. Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика;

11) экологические риски. Риски, связанные с загрязнением окружающей среды;

12) аномальные риски. Риски, которые соответствующие объекты не позволяют отнести к тем или иным видам страхования;

13) катастрофические риски. При их наступлении могут принести ущерб страхователю в особо крупных размерах. По международной классификации организации экономического сотрудничества и развития катастрофические риски подразделяются на эндемические (местные  риски, которые происходят под воздействием качества земли.

Любой риск обладает следующими характеристиками:

  • наличие большого количества единиц, подверженных риску;
  • случайный характер потерь;
  • некатастрофический характер потерь;
  • возможность расчета вероятности потерь;
  • невысокая страховая премия.

Процесс управления рисками может быть разбит на шесть этапов:

  • определение объекта страхования;
  • выяснение риска;
  • оценка риска;
  • выбор метода управления риском;
  • осуществление управления риском;
  • оценка результатов.

Существуют методы управления риском:

  • упразднение, предотвращение потерь и контроль;
  • страхование, поглощение.

Упразднение заключается в попытке упразднения риска. Главный недостаток данного метода для предприятий — это возможность упразднения дохода, прибыли.

Предотвращение потерь и контроль означают возможность уберечь себя и компанию от случайностей.

Слабый интерес к страховому рынку обусловлен слабым информационным обеспечением рынка и низкой страховой культурой населения. Одной из основных задач по развитию страхования является  стимулирование трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни. Примеров проникновения зарубежных страховых компаний, предлагающих различные  программы долгосрочных страховых накоплений, достаточно. Эффективное будущее региональной политики в области страхования видится  в формировании страхового рынка с учетом инфраструктуры страховой отрасли в регионах. Развитию рынка страхования способствует изучение важных аспектов как зарубежного, так и российского опыта. Таким образом, в сфере формирования и развития страхового рынка необходимо поставить и решить большой круг задач, решение которых возможно при условии экономического стимулирования, рекламного воздействия и методического руководства, что должно составить основу государственной политики.

Согласно международным критериям, российский страховой рынок вы­глядит раздробленным и фрагментированным. Если в национальной экономике в целом удельный вес малого и среднего бизнеса недостаточен, то в страховом сегменте  наблюдается избыток. В регионах преобладают мелкие страховые компании.  Число зарегистрированных страховых организаций на страховом рынке России уменьшается, соответственно по годам: на 01 января 2007г. числилось 918 страховых компаний, на 01 января 2008г. – существовало 857 страховых компаний внесенных в госреестр, из них представили в Федеральную службу страхового надзора  данные о своей деятельности только 800 страховщиков. С 1 января 2007г. по 1 июля 2010г. численность страховых компаний снизилось с 918 до 660 единиц. При этом наблюдается рост уставного капитала, и увеличение получаемой прибыли. Совокупный уставный капитал за  2007г. (171,1 млрд. руб.) вырос на 15,7 млрд. руб. по сравнению с 2006г. (155,4 млрд. руб.). На 01 января 2007г. 54 страховые компании располагали уставным капиталом в 20 млн. руб., с 01 июля 2007г. размер минимального уставного капитала поднялся до 30 млн. руб., а с 01 января 2012г. одобрено увеличение базового уставного капитала до 120 млн. руб. (табл. 1.). Характерной особенностью регионального страхового рынка является высокий удельный вес мелких и средних страховых организаций.

Анализ таблицы 1 позволяет отметить уменьшение количества страховых компаний с уставным капиталом 30 — 60 млн. руб., хотя их доля в структуре страхового рынка практически не изменилась. Мелкие страховые компании покинули страховой рынок, или были поглощены более крупными. Это стало результатом политики, проводимой Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации.

Таблица 1 — Динамика показателей капитализации страховых организаций за 2006-2009гг.*

Размер уставного капитала, млн. руб. 2007 г. 2008 г.
Число компаний, ед. Доля компании в общем числе страховщиков, % Число компаний, ед. Доля компании в общем числе страховщиков, %
30 — 60 469 40 334 39
60 — 120 103 18 154 18
120 — 500 143 33 292 34
Свыше 500 32 9 77 9
Всего 918 100 857 100

* Статсборник Регионы России, 2009г.

Страховые компании в основной своей массе легко пережили предыду­щее повышение минимального размера уставного капитала. Одни предпринимали стандартный набор мер по привлечению дополнительного капитала, другие просто «покупали» банковские справки о наличии необходимых средств на их банковском счете. Некоторые игроки при наступлении контрольных сроков могут не устоять перед искушением, вновь прибегнуть к этому приему, осо­бенно мелкие страховые компании, обращающиеся к мелким же банкам, по­лучающим за то комиссионные.

В тех или иных видах страхования ситуация будет складываться по-раз­ному с точки зрения конкурентоспособности и жизнеспособности российских страховщиков.

Некоторые небольшие страховые компании, которым удастся сохранить самостоятельность и лицензии, будут по-прежнему заниматься краткосрочным страхованием жизни, столь близким к депозитным операциям или налоговой оптимизации. Естественное преимущество будет за крупными компаниями — будь они национальными или зарубежными.

На наш взгляд, возможно применение методики развития американского страхового рынка, предоставив больше полномочий регионам. В законодательных документах  России нет четкого разграничения деятельности страхования в целом по Федерации и в отдельности по регионам.

В США каждый штат самостоятельно  координирует развитие экономики штата, включая и страховой бизнес. Общий контроль производится Национальной ассоциацией специализированных уполномоченных страховщиков. На региональном уровне необходимо принятие нормативных документов, регулирующих страховое дело, с учетом специфичности развития региона, с целью получения большей эффективности развития регионального страхового рынка. Конечно, слепое подражание американской методике для России не приемлемы. Для развития регионального страхования необходимо законодательно ввести определенные ограничения и правила, регулировать тарифы, обязательные для всех страховщиков, рассмотреть возможность инвестирования средств страховой компании  в экономику региона, принятие законодательных актов, дающих право каждой республике, Федеральному округу или области осуществления контроля на своей территории за страховой деятельностью компаний, имеющих статус региональных компаний или филиалов, но с учетом региональных особенностей. Сохранить за ФССН право общего контроля за страховой деятельностью, с правом выдачи и отзыва лицензии, разработку единых стандартов, обеспечивая целостность регулирования страховой деятельности.


Библиографический список

  1. Акинин П.В., Русецкая Э.А. Практикум по курсу «Страхование» [Текст]: учеб. Пособие/П.В.Акинин, Э.А.Русецкая. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 144с.: ил.
  2. Страхование [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ под ред. В.В.Шахова, Ю.Т. Ахвледиани – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 511с.
  3. Страхование [Текст]: учебное пособие/ А.Г. Ивасенко, Я.И.Никонова. – М.: КНОРУС, 2009. – 320с.
  4. Регионы России. Основные социально-экономические показатели. 2008: Статистический сборник  [Текст] / Росстат.- М. — 2009. — 982с.
  5. http://www.fssn.ru/www/site.nsf/webp/news [Электронный ресурс]: сайт Федеральной службы страхового надзора