Исследование и проектирование системы управления региональным промышленным комплексом

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru


Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности управления региональным промышленным комплексом (РПК) на основе анализа состояния промышленного комплекса региона, экспресс-оценки системы управления РПК, расчета коэффициентов устойчивости промышленного комплекса, предложен проект по формированию инновационной системы управления развитием РПК.

Ключевые слова

региональный промышленный комплекс, система управления, экспресс-оценка элементов системы управления, коэффициент устойчивости промышленного комплекса, инновационная система управления развитием РПК.

Рекомендуемая ссылка

Скопин Алексей Олегович , Овчинникова Елена Николаевна
Исследование и проектирование системы управления региональным промышленным комплексом// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (12). Номер статьи: 1207. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1207/
В современных условиях всё большего обострения конкуренции с продукцией зарубежных фирм на мировом рынке, необходимость эффективного управления региональным промышленным комплексом, перевод экономики РФ и ее промышленного комплекса на инновационный путь развития, по которому уже давно идут наиболее развитые страны, становится всё более актуальной.

Терминообразующее  понятие  комплекс  определяется  как  «совокупность  предметов  или  явлений, составляющих одно целое» [2].

Определений понятия регион в  экономической  литературе  существует  большое  разнообразие.  Одними авторами подчеркивается в нём фактор управляемости региональным развитием (В.Ф.Захаров, В.С.Бильчак), другими – значение места в территориальном разделении труда, функционирование рынков, сходство социально-экономических проблем. Так, В.Н.Лексин и А.Н.Швецовсчитают, что регион — субъект РФ, административно-территориальное образование, город [3].

По мнению А.Ландабасо, «регион – пространство, включающее несколько территорий (европейский регион)» [6].

С.Т.Васков определяет регион как хозяйственное формирование, выходящее за границы административных единиц [7].

Единство же ученых в трактовке этого понятия выражается в трех основных особенностях:

  • ограниченность  территории  с  производственным  наполнением, природными, трудовыми ресурсами;
  • специализация на каком-либо виде деятельности;
  • характерные внешние и внутренние связи.

Соответственно под промышленным комплексом логично понимать некоторую совокупность промышленных предприятий, составляющих одно целое. Такое понимание должно основываться на изучении тех явлений, которые и формируют эту целостность, образуя региональный промышленный комплекс (далее – РПК).

В отраслевом аспекте РПК характеризуется принадлежностью к отрасли промышленности. Согласно классическому определению термина «промышленность» [4] в РПК будут входить все предприятия, занимающиеся промышленным производством.

Пространственный аспект РПК затрагивает проблемы размещения промышленных предприятий по территории региона и их взаимосвязи. С этих позиций РПК  — пространственная структура, элементы которой (промышленные предприятия) располагаются в различных точках регионального экономического пространства.

В управленческом аспекте РПК рассматривается как объект управления, что подразумевает существование соответствующего объекта управления и управленческого механизма.

Под управлением промышленным комплексом региона понимается особым образом ориентированное воздействие субъектов экономической деятельности в промышленности на объект (промышленный комплекс), которое обеспечивает объекту естественную смену состояний в соответствии с целями его развития.

Система управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде должна включать субъекты управления, объект управления, управляющие воздействия и оценку эффективности управления промышленным комплексом региона [1].

РПК,  применительно  к  современным  условиям РФ в  рамках  федерально-регионального  управления,  должен  управляться  следующими категориальными видами субъектов управления:

  • органами федерального управления – федеральными органами законодательной и исполнительной власти, а также гарантом Конституции Российской Федерации – Президентом Российской Федерации;
  • региональными органами управления – органами управления федеральных округов, субъектов федерации и муниципальных,  на  территории  которых  имеют  место  нахождения (юридически  адрес)  или  фактически  осуществляют  производственно-хозяйственную  деятельность  предприятия
    территориального промышленного комплекса.

При  муниципальном  управлении  территориальными  промышленными  комплексами могут  быть  реализованы  различные  виды  управления,  в  том  числе  различаемые  по  характеру  управленческих воздействий, а именно:

  • формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Промышленный комплекс Кировской области представлен группой предприятий промышленного производства. На рис. 1 показана динамика изменения индекса промышленного производства Кировской области (в % к 2005 году).


Рис. 1 – Динамика изменения индекса промышленного производства

Анализ объемов промышленного производства показывает, что спад производства, наметившийся в октябре 2008 г. в связи с кризисом, продолжился в 2009 г. Индекс промышленного производства по сравнению с 2008г. составил 84,1%, в том числе в обрабатывающих производствах – 80,8%, добыче полезных ископаемых – 91,3%, энергетическом комплексе – 100,1%.

Объемы промышленного производства в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 8,6%, что связано с улучшением положения дел в экономике.

В январе-марте 2011 года промышленное производство в Кировской области выросло на 16,5% относительно аналогичного периода прошлого года.При этом добыча полезных ископаемых и производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократились на 13,0% и 4,7% соответственно. Зато существенно – на 24,9% – выросли обрабатывающие производства.

По отношению к марту 2010 года рост промышленного производства составил 13,2%. Выросли такие показатели, как добыча полезных ископаемых – на 5,0% и обрабатывающие производства – на 18,2%. А производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократилось на 2,8%.

Об эффективности управления РПК области можно судить по показателям инновационной активности предприятий, входящих в него. Показатели инновационной активности промышленных предприятий Кировской области представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели инновационной активности предприятий

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

Число организаций, осуществлявших технологические инновации

14

20

27

30

30

Объем отгруженной инновационной продукции

314,9

2339,8

5753,4

9435,6

5923,2

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %

0,6

3,76

7,5

9,1

6,5

Высокая инновационная активность существует в таких отраслях промышленного комплекса Кировской области, как химическая, лесная промышленность, металлургия и машиностроение.Лидером по приобретению новых технологий является химическая промышленность.

Промышленным предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, предоставляется государственная поддержка в форме инновационных грантовв целях возмещения части затрат по финансированию инновационной деятельности.

Для оценки системы управления РПК Кировской области была проведена экспресс-оценка её элементов, на основании которой сделаны следующие выводы:

  • перечень функций управления четко определен и регламентирован, отсутствует дублирование функций, функции четко распределены по уровням управления, затраты на их осуществление покрываются экономическим эффектом (повышение темпов роста промышленного производства, увеличение притока инвестиций в промышленность, увеличение количества предприятий, осуществляющих инновационную деятельность);
  • оргструктура управления РПК Кировской области не регламентирована и не зафиксирована документально. Управление промышленным комплексом области возложено на региональном уровне на органы исполнительной власти Кировской области. Существуют связи между органами управления, определенные регламентом. Квалификационный уровень работников аппарата управления высокий. В целях управления перерабатывается большой объем информации, для обработки которой используются технические средства;
  • система управления РПК Кировской области полностью обеспечена управленческими кадрами, профессиональный, возрастной состав работников управления высокий, регулярно предоставляется возможность повышения квалификации, условия работников управленческого аппарата соответствует требованиям, проводится оценка кадров управления, существует положение о резерве управленческих кадров;
  • управленческий процесс промышленным комплексом автоматизирован, уровень оснащенности техническими средствами, оргтехникой, программными средствами, специальной мебелью высокий, использование работниками управления типовых рабочих мест, возрастной состав оргтехники, обеспеченность управленческих работников площадью находится на среднем уровне;
  • уровень использования информации, используемой при управлении РПК Кировской области, достаточно высокий. Основой при планировании и прогнозировании промышленного производства региона является официальная статистическая информация. От качества исходных данных зависит достоверность анализа, точность прогноза, обоснованность плана.Большое значение имеет и содержательная сторона используемой информации. Критерием отбора данных для прогноза и плана промышленности должна являться пригодность к глубокому целенаправленному анализу;
  • при проведении промышленной политики в области в основном используется программно-целевой метод.Программно-целевой метод управления промышленным комплексом представляет собой комплексный и многосложный способ воздействия на промышленность региона, включающий множество инструментов, таких как политика, стратегии, концепции, программы, проекты, планы, конкретные целевые мероприятия и т.д. в единое целое. Данный подход придает программно-целевому методу свойства системности, интегрированности и многофункциональности, что может быть использовано в механизме развития промышленности, с учетом его взаимосвязи с другими методами управления. Его реализация осуществляется через использование механизма целевых программ;
  • технологии управления промышленным комплексом области используются на достаточно высоком уровне, большинство процедур управления автоматизированы. Постоянно увеличивается бюджетное финансирование проектов по внедрению передовых информационных и коммуникационных технологий в процессы государственного и муниципального управления, что позволяет снизить затраты на управленческие процессы, повысить их эффективность.
  • уровень принятия управленческих решений достаточно высок. Сильной стороной принятия управленческих решений является оперативность, своевременность, полнота и обоснованность ихпринятия, оптимизация затрат на их принятие, а также их быстрое доведение до низшего уровня управления. Об эффективности управленческих решений в области управления региональным промышленным комплексом можно судить по таким социально-экономическим показателям, как снижение уровня безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджет области, рост объемов промышленного производства.

В качестве оценки эффективности управления промышленным комплексом региона была проведена оценка изменения степени устойчивости промышленного комплекса [5]. Данная оценка представляет собой отношение количества положительных изменений, выбранных для анализа показателей развития промышленности к общему числу показателей.

(1), где

Ку – коэффициент устойчивости развития промышленного комплекса;
n – количество позитивных изменений показателей;
nобщ. – общее количество показателей.

Поскольку устойчивость развития промышленного комплекса можно охарактеризовать различными формами, то исходная формула приобретает следующий вид:

(2), где

— сводный интегральный показатель устойчивости развития промышленности;
— коэффициент экономической устойчивости;
— коэффициент финансовой устойчивости;
— коэффициент социальной устойчивости;
— коэффициент структурно-функциональной устойчивости;
— коэффициент организационно-экономической устойчивости;

Расчет частных коэффициентов устойчивости осуществляется по формуле: Ку. = n/nобщ.

Результаты данной методики приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Коэффициенты устойчивости промышленного комплекса Кировской области

Коэффициенты устойчивости

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Экономический

0,75

0,75

0,75

0,25

0,75

Финансовый

0,8

0,8

0,3

0,3

0,6

Социальный

0,75

0,75

0,75

0,5

0,8

Структурно-функциональный

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

Организационно-экономический

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

Сводный интегральный показатель развития промышленности

0,6

0,6

0,5

0,39

0,61

Результаты расчета коэффициентов устойчивости показывают, что сводный интегральный показатель устойчивости находится на уровне выше среднего, за исключением 2008 и 2009 года, когда снижение коэффициентов экономической, финансовой и социальной устойчивости в связи с кризисными явлениями в экономике повлекло снижение и данного показателя.

В современных условиях всё большего обострения конкуренции с продукцией зарубежных фирм на мировом рынке, необходим ускоренный перевод экономики РФ и ее промышленного комплекса на инновационный путь развития, по которому уже давно идут наиболее развитые страны.

В связи с этим необходима разработка проекта, стратегическая цель которого – создание региональной инновационной системы управления промышленным комплексом, механизм формирования которой представлен на рис. 2.

Рис. 2 – Механизм формирования региональной инновационной системы управления РПК Кировской области

На 1 этапе необходима постановка целей инновационного развития региона, определение параметров желаемого состояния  инновационной  сферы  региона,  позволяющие  управлять инновационными  процессами  и  оценивать  их  результативность.

2 этап предполагаетразработку стратегии инновационного развития РПК. Необходимо осуществить разработку альтернативных вариантов стратегии инновационного развития РПК и выбрать наиболее предпочтительный. Основу инновационной стратегии региона будет определять степень новизны инноваций,  за  счет  осуществления  которых  планируется  обеспечить  рост конкурентоспособности промышленного комплекса региона.

На 3 этапе планируетсясоздание инновационной структуры управления РПК. осуществлениеопределения субъектного состава всех подсистем  региональной  инновационной  системы управления РПК,   а также комплекс работ, выполняемых каждым субъектом.  Среди  субъектов  региональной
инновационной системы управления РПК можно выделить: органы государственной и  муниципальной  власти,  общественные  организации,  промышленные предприятия региона, вузы, научные организации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, венчурные фонды и др.

На 4 этапе необходимо формирование портфеля функций субъектов инновационной структуры. На данном этапе нужно определить, какие функции должны выполнять подсистемы региональной инновационной системы управления РПК, рассмотреть всю совокупность  функций,  составляющих  содержание  деятельности  субъектов подсистем  региональной инновационной  системы управления РПК,  комплексность  реализации функций,  взаимодействие  субъектов подсистем  региональной инновационной системы  в  ходе  самостоятельного  и  совместного  осуществления  функций, процедуры  реализации функций  для  исключения  осложнений  и  дальнейшего развития технологий по их выполнению.

5 этап предполагаетразработку организационно-экономического механизма инновационного управления развитием РПК. На данном этапе должен быть разработан организационно – экономический  механизм  управления  инновационным развитием  промышленного  комплекса,  обеспечивающий  управленческое воздействие  со  стороны  региональных  и  муниципальных  органов  власти  на инновационные процессы, реализуемые в региональной промышленности, для достижения целей инновационного развития региона.

В процессе выполнения 6го этапа формируются показатели оценки уровня инновационного развития промышленного комплекса региона (объем фундаментальных исследований, объем прикладных исследований, доля персонала, занятого исследованиями и разработками, объем  поступлений  патентных  заявок  и  выдачи  патентов  на объекты интеллектуальной собственности, число созданных инновационных технологий, доля инновационно — активных предприятий в общем количествепредприятий промышленного комплекса региона, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, удельный вес экспорта инновационной продукции промышленного комплекса в общем объеме экспортируемой продукции, число использованных инновационных технологий, доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции, объем  трансфера  инновационных  технологий  в  промышленный комплекс, объем финансовых и инвестиционных ресурсов, привлеченных в инновационные промышленные предприятия).

После внедрения системы управления инновационным развитием РПК прогнозируется увеличение показателей инновационной деятельности промышленных предприятий области. Данный прогноз представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Прогноз развития инновационной деятельности промышленного комплекса Кировской области в 2012-2014 гг.

Наименование показателя

2012

2013

2014

Доля инновационно-активных предприятий в общем количестве действующих предприятий, %

7,8

10,6

13,5

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %

18

27

34

Удельный вес экспорта инновационной продукции промышленного комплекса в общем объеме экспортируемой продукции собственного производства, %

60

75

85

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции, %

2,9

3,3

3,8

Доля предприятий, использующих передовые производственные технологии в общем количестве действующих предприятий, %

2,2

2,9

3,5

Планируемое увеличение показателей инновационной деятельности промышленного комплекса Кировской области свидетельствует об эффективности планируемого проекта по созданию инновационной системы регионального управления развитием промышленного комплекса Кировской области.

 


Библиографический список

  1. Региональная экономика: Учебник /Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М.: инфра-м, 2007. — 666 с.
  2. Большая  советская  энциклопедия.  –  М.: Советская энциклопедия, 1975.
  3. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Приоритеты региональной политики, депрессивные территории и механизмы их санации // Российский экономический журнал – 1995 г. — №1.
  4. Механизмы  технологического  развития  экономики  России:  Макро-  и мезоэкономические  аспекты / Багриновский  К.А.  Бендиков  М.А.  Хрусталев.
  5. Нажмутдинов Т.К. Оценка эффективности функционирования промышленного комплекса региона в конкурентной среде// Аудит и финансовый анализ, 2007. — № 2.
  6. Ландабасо А. К вопросу о теории регионального развития // МЭ и МО.  -1998 г. — №3.
  7. Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. – М.: Экономика.  – 1990 г. – 191 с.