Мониторинг оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет

Аннотация

В статье поставлен вопрос регламентации мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов. Это обосновано тем, что в настоящее время нормативно-правовой базой определены показатели оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, однако данные показатели, как правило, используются только на стадии разработки проекта, промежуточная оценка эффективности достаточно упрощена и основывается на уровне освоения инвестиций.

Ключевые слова

региональные инвестиционные проекты, показатели оценки эффективности, экономическая эффективность, мониторинг эффективности, показатели экономической эффективности, показатели финансовой эффективности, показатели бюджетной эффективности, показатели социального эффекта.

Рекомендуемая ссылка

Скопин Алексей Олегович , Бакланова Юлия Олеговна , Скопин Олег Викторович
Мониторинг оценки эффективности региональных инвестиционных проектов// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (14). Номер статьи: 1404. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1404/
Актуальность

Проблемы мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов  встают достаточно остро в период развития рыночных отношений в РФ.  Условия, формы финансирования, выбор объектов финансирования, алгоритм оценки хода реализации региональных инвестиционных проектов, эффективное освоение денежных средств являются вопросами, наиболее обсуждаемыми как в научной среде. Решением проблемы занимаются органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Но ряд проблем в настоящее время до сих пор требует научно-обоснованных решений.

Изученность проблемы

Проблематика вопросов оценки эффективности региональных инвестиционных проектов  поставлена в научных трудах ученых. В частности, в начале первого десятилетия ХХI века ряд российских ученых, в том числе Золотов А.В. [11],  Кораблев В.Г. [12], Сбитнев А.Е.  [14], Якупова Л.В. [15], посвятили свои диссертационные исследования проблемам оценки эффективности финансирования и реализации региональных проектов.

Изучению зарубежного опыта проектного финансирования посвятили свою научную работу Воронина Л.А., Колкарева Э.Н., Алексеенко A.A., Узунчикоян Л.В. [10]. Авторы приходят к выводу  о том, что крупные инвестиционные проекты высокочувствительны к изменениям в политической и правовой сферах. Поэтому они утверждают, что  точное прогнозирование реализации и оценки проектов должно осуществляться с применением современных научно обоснованных методов, а эффективность оцениваться по комплексной системе показателей, включающей социальные, экологические, экономические, технологические и геополитические аспекты. Авторы предлагают в качестве интегрированного показателя эффективности крупного инвестиционного проекта на региональном уровне использовать показатель его системной конкурентоспособности.

Парфеновой Е.Н. [13] в 2009 г. предложено создание оптимальных критериев анализа региональных инвестиционных проектов, которые позволят учитывать индивидуальные предпочтения и приоритеты каждого субъекта Российской Федерации. Автор предполагает, что это даст возможность выбрать наилучший проект, направленный на укрепление и рост региональной экономики, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения.

Рассматривая факторы экономического роста производства в современных условиях российской экономики, условия повышения инвестиционной активности в регионе, Булгакова Н.В., Шураева К.В. [8], Афанасьева Л.В. [7] акцентируют внимание на методах оценки эффективности региональных инвестиционных проектов. Именно они, по мнению авторов, играют определяющую роль при выборе возможных вариантов вложения бюджетных денежных средств в реализацию проектных решений.

В 2009 г. в журнале «Имущественные отношения в Российской Федерации» Вершинина В.В., Железный В.Б. [9] излагают результаты обсуждения проблемы разработки новой редакции Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, применяемой в Министерстве регионального развития Российской Федерации для отбора проектов, претендующих на финансирование с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Обсуждение проходило 25 марта 2009 года в рамках постоянно действующего семинара «Анализ инвестиционных проектов» в Институте системного анализа Российской академии наук.

Нормативно-правовая база мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Рассмотрим  основные положения нормативно-правовой базы мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов.

Согласно правилам отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов [3], утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. N 648, координатором мониторинга реализации инвестиционного проекта является федеральный орган исполнительной власти.

Согласно данной методике 2009 г. [4] эффективность региональных инвестиционных проектов определяется на основе совокупности групп показателей эффективности.

Таблица 1 — Показатели эффективности региональных инвестиционных проектов

Показатели Методики определения  показателей
Показатель экономической эффективности Определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта
Показатели финансовой эффективности Определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
Показатель бюджетной эффективности Определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда
Показателями социального эффекта Являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
в) улучшение состояния окружающей среды;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Требования к составу результатов финансовых прогнозов утверждены Едиными стандартами «Общие правила подготовки региональных инвестиционных проектов для рассмотрения Экспертным Советом по региональной инвестиционной политике при министерстве регионального развития российской федерации» [1].  Согласно этим правилам всех финансовые показателей (коэффициенты) рассчитываются в финансовой модели.

Таблица 2 – Показатели эффективности в финансовой модели региональных инвестиционных проектов

Группы показателей Показатели
Показатели инвестиционной привлекательности
  • Показатели инвестиционной привлекательности по проекту в целом – чистая приведенная стоимость проекта (NPVproject), дисконтированный период окупаемости проекта (DPBРproject);
  • Показатели инвестиционной привлекательности для отдельных Участников проекта: для собственников (указывается в случае, если рассматривается возможность предоставления Инвесторами долевого финансирования по проекту) – внутренняя норма доходности для собственников (IRRequity); для иных Участников проекта (указывается по усмотрению Инициатора проекта* ·);
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
Показатели финансовой устойчивости
  • Показатели обслуживания (покрытия) долга: коэффициент покрытия процентных выплат (Interest coverage ratio, EBIT/проценты), коэффициент покрытия выплат по обслуживанию долга операционными денежными потоками (Debt Service Coverage Ratio, DSCR), коэффициент покрытия долга денежными потоками, доступными для обслуживания долга, в период погашения долга (Loan Life Coverage Ratio, LLCR);
  • Показатели долговой нагрузки: Долг/Собственный капитал, Долг/EBITDA, Долг/CFADS;
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта. В частности, к показателям покрытия долга также могут быть отнесены:  PLCR (Project Life Coverage Ratio, RLCR (Reserve Life Coverage Ratio).
Показатели ликвидности (платежеспособности)
  • Показатель текущей ликвидности (current ratio), быстрой ликвидности (quick ratio).
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
Показатели бюджетной эффективности
  • В качестве бюджетных доходов, в том числе, могут учитываться:
  • ежегодное увеличение налоговых выплат и иных отчислений в бюджет, а также во внебюджетные фонды;
  • экономия бюджетных средств, складывающая из расходов, запланированных в бюджете, необходимость осуществления которых отпадет в случае реализации данного проекта;
  • дополнительные дивидендные выплаты (в случае предоставления государством долевого (акционерного) финансирования);
  • процентный доход (при предоставлении государством заёмного финансирования);
  • косвенные бюджетные доходы.
Показатели социально-экономической эффективности
  • изменение уровня занятости в процентах, создание дополнительных рабочих мест с указанием количества рабочих мест, создаваемых на стадии строительства и эксплуатации проекта;
  • превышение уровня зарплаты, пособий и иных выплат работникам, участвующим в реализации проекта, над среднеотраслевым / средним в регионе, в процентах;
  • создание новых объектов (реконструкция существующих), повышение качества и перечня услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.;
  • изменение экологических условий;
  • изменение эффективности использования природных ресурсов.

Прописаны также и отдельные элементы мониторинга эффективности региональных инвестиционных проектов. Например, заявка на региональный инвестиционный проект должна содержать предложения по контролю за ходом реализации проекта и целевым использованием средств (например, возможность передачи в залог акций Организации, ответственной за реализацию проекта, или основных акционеров Организации, ответственной за реализацию проекта; выделение финансирования в виде траншей) [1].
Алгоритм мониторинга эффективности региональных инвестиционных проектов как по окончании реализации, так и по этапам реализации в нормативно-правовых документах четко не изложен как на федеральном, так и на региональном уровне.  Это приводит к получению неполных сведений о реальной эффективности проектов на различных этапах их реализации, а чаще к отсутствию данных по эффективности. Такая ситуация способствует искажению ситуации на местах в регионах, к завышению, как правило начальной стоимости региональных инвестиционных проектов, не способствует корректировке и оптимизации хода региональных инвестиционных проектов.

Проблемы мониторинга  оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Рассмотрим ситуацию по мониторингу эффективности региональных инвестиционных проектов по Кировской области.
На уровне региона нормативно закрепляется как порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов (Постановление Правительства области от 21.03.2011 № 94/81 «Об утверждении Порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, включения и исключения проектов из него» [2]), так и перечень приоритетных инвестиционных области (Распоряжение Правительства области от 19.08.2011 № 219 утвержден перечень приоритетных инвестиционных Кировской области, в который вошел 21 инвестиционный проект [6]).

Мониторинг эффективности региональных инвестиционных проектов проводится в области поэтапно только по обобщенному показателю экономической эффективности, т.е. по объему освоенных в рамках регионального инвестиционного проекта средств, реже по показателям социального эффекта.

Ниже представлен фрагмент отчета по мониторингу хода реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов по Приволжскому федеральному округу, позволяющий оценить уровень освоения денежных средств (табл.2). Однако данные промежуточного отчета по мониторингу не дают возможности объективно оценить эффективность реализации проектов на данный момент времени, тем более по показателям, закрепленным нормативной базой.

Таблица 3  — Фрагмент отчет по мониторингу хода реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов по Приволжскому федеральному округу (по состоянию на 01.12.2011 г.) [5]

 

№ п/п

Субъект Российской Федерации

Наименование проекта

Координатор, ответственный исполнитель

Краткая характеристика проекта

Степень готовности проекта

Приволжский федеральный округ

3.

Республика Татарстан

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»
(развитие и обеспечение функционирования)

О.Г. Савельев – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Р.Н. Минниханов — Президент Республики Татарстан

Срок реализации проекта: 2005-2025 годы.
Наиболее крупными инвесторами являются:
ООО «Соллерс-Елабуга», ЗАО «Тракья Гласс Рус».
Общий объем инвестиций (на создание инфраструктуры):
14 млрд. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета – 6,9 млрд. рублей, из средств бюджета субъекта Российской Федерации – 6,6 млрд. рублей.
Количество планируемых рабочих мест — 9750.
Ход реализации проекта: оснащена объектами инфраструктуры I очередь строительства ОЭЗ «Алабуга» (1000 га). Ведется строительство объектов инфраструктуры II очереди (1000 га). Полное завершение строительства планируется к 2013 году.
Основные проблемные вопросы по проекту:
не определен орган, уполномоченный признавать товары, произведенные в ОЭЗ «Алабуга» товарами таможенного союза;
упрощение таможенных процедур по вывозу тары и упаковки;
решение вопроса возобновления деятельности системы «одного окна».
Основные проблемные вопросы по проектам: В соответствии с графиком финансирования проекта, представленным письмом Минэкономразвития России
от 10 ноября 2011 г. № Д14-2518 объем инвестиций направляемый на создание объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета – 14 089,67 млн. руб., за счет средств бюджета субъекта РФ – 14 664,93 млн. рублей.
Высокая

В то же время данные таких отчетов содержат информацию не по всем региональным проектам в связи с тем, что регионами не поданы сведения. Это не позволяет объективно оценить уровень освоения денежных средств.

Таблица 4 – Фрагмент отчет по мониторингу хода реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов по Приволжскому федеральному округу (по состоянию на 01.12.2011 г.): регионы, не представившие отчет о реализации инвестиционных проектов [5]:

№ п/п

Субъект Российской Федерации

Наименование проекта

Координатор, ответственный исполнитель

Краткая характеристика проекта

Степень готовности проекта

24.

Кировская область

Строительство завода по производству сыров и традиционной молочной продукции

Минсельхоз России, Правительство Кировской области

Информация со стороны координатора не представлена.

Как видим по результатам промежуточной оценки реализации региональных инвестиционных проектов, ход реализации проектов практически не оценивается по регламентированным показателям эффективности, они использовались только на этапе разработки проектной документации. Регламентация пошагового алгоритма мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, позволила бы  не только констатировать объемы освоения инвестиций, но и реально оценивать целесообразность дальнейшего софинансирования проектов.

Выводы

Результаты исследования процесса мониторинга региональных инвестиционных проектов позволяют сделать следующий вывод: в настоящее время назрела необходимость  разработки  пошагового алгоритма мониторинга на региональном уровне, корректировка схемы взаимодействия с федеральным уровнем в направлении прозрачности и логичности оценки. Требует  проработки вопрос методологических основ построения комплексной системы мониторинга, дающей возможности регулярного оценивания и сопоставления результатов реализации региональных инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

__________________________

* Инициатором проекта выступает субъект Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Единые стандарты «Общие правила подготовки региональных инвестиционных проектов для рассмотрения Экспертным Советом по региональной инвестиционной политике при министерстве регионального развития российской федерации». М., 2009 г.
  2. Постановление Правительства Кировской области «Об утверждении Порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, включения и исключения проектов из него» № 94/81 от 21.03.2011 г.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О Порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов» от 3 августа 2011 г. N 648.
  4. Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 30.10.2009 N 493.
  5. Справка Министерства регионального развития «Мониторинг хода реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, ответственные за координацию приоритетных инвестиционных проектов должностные лица в ранге заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» (по состоянию на 01.12.2011 г.).
  6. Текст выступления главы департамента экономического развития Кировской области А.Д. Коршунова, 13.12.2011.
  7. Афанасьева Л. В. Оценка влияния бюджетного финансирования региональных инвестиционных проектов на экономический рост региона// Экономический анализ: теория и практика, 2010. — № 20.
  8. Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов, как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. — № 24.
  9. Вершинина В.В., Железный В.Б. Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств инвестиционного фонда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2009. — №4.
  10. Воронина Л.А., Колкарева Э.Н., Алексеенко A.A., Узунчикоян Л.В. Система критериальных показателей эффективности инвестиционных региональных проектов на основе выбора инструментов финансирования // Региональная экономика: теория и практика, 2009. — № 19.
  11. Золотов А.В. Управление формированием и реализацией региональных инвестиционных проектов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, 2004.
  12. Кораблев В.Г. Оценка социальной эффективности региональных инвестиционных проектов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, 2001.
  13. Парфенова Е. Н. Проблемы методики оценки региональных инвестиционных проектов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, 2009. – №15.
  14. Сбитнев Александр Евгеньевич Формирование системы оценки и учета региональных инвестиционных рисков при обосновании эффективности инвестиционно-строительных проектов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством , 2004.
  15. Якупова Л.В. Оценка эффективности финансирования и реализации региональных инвестиционных проектов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством и 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит, 2001.