Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления проектами
Россия, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Аннотация

Автор в статье раскрывает особенности изучения учебной дисциплины «Методы исследований в менеджменте» при подготовке магистров по направлению «Менеджмент». Изучение данной дисциплины формирует у будущих магистров общекультурные и профессиональные компетенции.

Ключевые слова

методы, исследование, менеджмент, компетенции, процесс исследований, объект исследований, предмет исследований.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Короткова Татьяна Леонидовна
Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (15). Номер статьи: 1504. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1504/
Конец ХХ века  начало ХIХ ознаменовался коренными переломными процессами в по­литической, экономической и общественной жизни России. Главным изменениям подверглись институты управления, имущественные и экономические отношения. В результате реформ была осуществлена  приватизация государственной собственности, либерализация внутренней и внешней экономики. Наряду с положительными результатами преобразований, было допущено ряд роковых управленческих ошибок, в результате которых в течение пятнадцати лет реформ страна понесла убытки сопоставимые с суммой ее годового ВВП.

Чтобы ответить на самые больные для России вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» необходимо исследовать как отдельные управленческие проблемы, так и систему управления экономикой на макро и микроуровнях.

Исследование – это процесс научного познания какого-либо объекта или явления в целях выявления закономерностей их возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Исследовательская деятельность широко используется при изучении естественнонаучных дисциплин: химии, физики, математики, биологии и др. То же самое происходит и в области гуманитарных наук: в экономике и в управлении. Однако до последнего времени исследовательским проблемам управления придавалось мало значения.

Включение курса «Методы исследований в менеджменте» (МИвМ) в программы подготовки управленцев, менеджеров, маркетологов и экономистов обозначило то, что вопросам исследования проблем управления и их решению уделяется должное внимание.

В системе подготовки менеджеров данному курсу отводится центральное место (рис.1).

Рис. 1. Место дисциплины МИвМ в программе подготовки менеджеров

Цель, задачи, предмет и объект исследований в менеджменте организаций и проектов

Целью исследований в менеджменте является выявление проблемных ситуаций, вызывающих потерю эффективности управляемого объекта (бизнеса) и их устранение путем развития управленческих функций.  Совершенствование менеджмента необходимо в связи с изменяющимися условиями и потребностями процессов функционирования и развития объекта управления.

Девизом исследований в менеджменте должно стать крылатое выражение, хорошо известное в научных кругах:

  • нет профессионализма без творчества;
  • нет творчества без исследования;
  • нет исследования без освоения приемов, методов, подходов.

В процессе становления креативного мышления человека различают следующие его стадии: любопытство (познание мира вокруг); любознательность (изучение сути явления); научный интерес (познание причины явления); научное исследование (изучение  закономерностей событий и явлений).Философ Древнего Рима Марк Фабий Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью структурировать и описать, руководствуясь следующими семью вопросами:Что? Где? Когда? Кто? Почему? С какой целью? При каких условиях?

Основной целью изучения методов исследований в менеджменте является формирование у студентов комплексного представления о методах исследований, применяемых в бизнес-практике, а также о возможных инструментальных средствах и технологиях ИТ и ИС для сбора, анализа, интерпретации и представления данных в целях оптимизации бизнес-процессов и принятии управленческих решений.

Исследование идентифицируется как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью. Исследование в менеджменте – это вид деятельности, состоящий в распознавании управленческих проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Механизм функционирования системы менеджмента можно изобразить структурной схемой (рис.2)


Рис. 2. Агрегатная модель процесса исследования *.

К основным характеристикам исследовательской деятельности в менеджменте относятся: тема, объект и предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и научная новизна, а также практическая значимость.

Тема, основное содержание исследования; объект исследования, то, на что направлено исследование; предмет – конкретное , проблема в рамках объекта исследования;цель, то, к чему стремятся, что надо осуществить в процессе исследования;научная идея или концепция, основная мысль, замысел, определяющий содержание исследования;задачи исследования;методология исследования, комплекс методов и средств;парадигма – совокупность предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки.

Научное исследование систем управления необходимо проводить как во внутренней среде организации, так и с учетом выполнения ее внешних функций. Это связано с тем, что эффективность управления  зависит от степени компетенции при реализации внутренних и внешних функций управления, что можно описать следующим выражением:

Э = Э1 • Э2, где

Э – общая эффективность управления бизнесом, измеряемая увеличением дохода; Э1 – внутренняя эффективность бизнеса, являющаяся результатом действия менеджмента организации; Э2 – внешняя эффективность бизнеса, полученная в результате работы маркетинга.

Таким образом, получение стопроцентного эффекта от действующей системы менеджмента возможно только при стопроцентном выполнении своих обязательств управленцами в лице менеджеров и маркетологов. В случае снижения внутренней эффективности Э1 или внешней Э2, общий эффект снижается пропорционально этому снижению. Например, менеджер сработал на 50% или в относительных единицах на 0,5. В этом случае общий эффект становится равным Э = 0,5 • 1 = 0,5.

Актуальность исследовательской работы в управленческой деятельности диктуется экспоненциальным усложнением управления в современных условиях глобальной конкуренции и развития технического прогресса. На рис. 3 показана зависимость сложности управления от роста сложности управляемых бизнес-процессов.

Рис 3. Зависимость сложности управления от сложности бизнес-процессов

Одной из причин необходимости анализа управленческих функций является необходимость поддерживать конкурентоспособность бизнеса путем снижения прямых и накладных издержек.

Как видно из рис. 4, прямые издержки на производство и обращение товаров и услуг имеют тенденцию снижаться по мере роста объемов производства. В то же время управленческие расходы (на менеджмент и маркетинг), а также транзакционные издержки, связанные с нематериальными расходами на контакты с партнерами и сбор информации, увеличиваются. При этом общие расходы необходимо оптимизировать по минимуму.

Рис. 4. Зависимость прямых и управленческих издержек от масштаба бизнеса

Таким образом, задачами исследований в менеджменте являются следующие.

1. Распознавание проблемных ситуаций и проблем их решения.
2. Определение причин возникновения и происхождения этих ситуаций.
3. Выявление  свойств, содержания и закономерностей поведения и развития систем управления.
4. Установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний.
5. Нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике разрешения этих проблем.

Объектами исследований в менеджменте являются системы управления экономикой, относящиеся к классу социально-экономических систем, разного уровня (макро и микроуровни управления), сложности и способа функционирования.Предметом исследований — принципы, характеристики и объективные закономерности, присущие управленческим системам.

Предметом изучения дисциплины МИвМявляютсяразличные методы исследований, традиционные и современные, применяемые в бизнес-практике самими компаниями или специализированными исследовательскими агентствами, формирующие комплексный методологический подход, который может быть применим студентами как в формате проведения проектов и анализа кейсов, так и при подготовке магистерских диссертаций.

Уровни исследований в менеджменте и применяемые в них методы
В исследовательской работе менеджера различают два уровня: эмпирический и теоретический (Рис.5).

Рис. 5. Уровни исследовательской работы менеджера

Эмпирический этап исследования связан с экспериментальной работой, в процессе которой менеджер-исследователь на основе полевых и лаборатор­ных данных получает материалы, требующие последующего осмысления и подтверждения.

На этапе сбора эмпирических данных исследователь использует следующие методы анализа объекта исследования:
— сравнение, т.е. сопоставление параметров состояния и поведения объекта исследования;
— измерение параметров с помощью соответствующих приборов и приспособлений;
— анализ – творческий мыслительный процесс, в результате которого объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически делится на составные элементы (системные объекты, свойства, отношения и т.д.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе;
— синтез – исследовательский метод, целью которого является объединение отдельных частей системы в единую структуру, для реализации некоторой заданной функции. Таким образом, изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы;
— индукция – тип умозаключения, который обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим выводам и положениям;
— дедукция – мыслительный процесс разложения целого на составные части, выведение  правил или доказательство от общего к частному.

Теоретический уровень исследовательской деятельности связан с созданием новых теорий, формулированием принципов и закономерностей функционирования или развития объекта исследования. На этом этапе используются такие методы как:
— гипотеза – не вполне доказанное предположение о состоянии, поведении, законах и правилах функционирования или развития системы или явления;
— моделирование – воспроизведение характеристик системы на моделях;
— идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов;
— обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к  более общему знанию (перенос частных выводов об одной системе на другие);
— мыслительный эксперимент – логическое рассуждение о том, как бы протекали определенные явления, если бы удалось создать некоторые условия, не осуществимые в данный момент времени по техническим или другим причинам (например, создание таблицы элементов Менделеевым).

Этапы процесса исследований в менеджменте

Исследовательский процесс подчинен выработанной многолетней практикой последовательности проведения. На рис.6 показана блок-схема алгоритма проведения научного исследования.

Рис.6. Этапы процесса исследований в менеджменте

Выбор и оценка первоочередных задач исследований в менеджменте

Сложность исследования систем управления связана, в первую очередь, с ее неопределенностью, динамичностью и неоднородностью природы составных элементов. Как было сказано выше, система управления – это социально-экономическая система, в состав которой входят технические, информационные и структурные элементы. Множественность направлений работы системы управления (материально-технические, снабженческие, производственные, маркетинговые, организационные, информационные и др.) также создают определенные трудности в выявлении и ранжировании проблем управления.

В связи с этим постановка и выбор первоочередных проблем и их оценка по степени значимости для бизнеса и вкладу в его доходность, представляет одну из самых важных и актуальных задач исследователя. От их решения будет зависеть будущее бизнеса.
Алгоритм постановки,  выбора и оценки проблем для последующей их реализации показан на рис. 7.

Рис.8. Схематичное изображение дерева проблем системы управления.

Наиболее трудоемким, но и наиболее эффективным методом изучения проблем управления и выбора из них наиболее приоритетных, является метод построения дерева проблем. На рис.8 представлено универсальное типовое дерево проблем, возникающих в системах менеджмента, включающее как внешние, так и внутренние проблемы бизнеса.

Рис.8 Схематичное изображение дерева проблем систумы управления

Таким образом, изучение учебной дисциплины «Методы исследований в менеджменте» при подготовке магистров по направлению «Менеджмент» формирует у будущих магистров такие общекультурные компетенции, как  способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4).  А также профессиональные компетенции, такие, как способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4); способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5); способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11) и др.

_____________________________

*Термин «парадигма» происходит от греческого «paradeigma» — пример, образец и означает совокупность явных и неявных (и часто неосознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки.

Библиографический список