Стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК: принципы и инструменты выбора форм

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


ассистент кафедры «Финансы и кредит»
Россия, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва
areviksaakyan.@bk.ru

Аннотация

Обоснована необходимость государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сформулированы принципы и разработаны инструменты выбора форм государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК.

Ключевые слова

предприятия (ОПК), стимулирование инновационной деятельности, принципы, инструменты выбора форм стимулирования инновационной деятельности.

Рекомендуемая ссылка

Саакян Аревик Маисовна
Стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК: принципы и инструменты выбора форм// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (16). Номер статьи: 1605. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1605/
В настоящее время оборонно-промышленный комплекс, сосредоточив в себе значительную часть производственного и инновационного потенциала, играет ключевую роль в инновационном развитии страны. Современное состояние и специфика ОПК делают невозможным участие этого комплекса в инновационном развития России без государственной поддержки. Интеграция ОПК в гражданский сектор экономики, в том числе в региональную экономику, позволяет говорить о том, что в этом должны участвовать все уровни бюджета.

Программы государственной поддержки, реализуемые в настоящее время, содержат значительное количество форм и способов стимулирования инновационной деятельности. Однако ни в теоретических исследованиях, ни в практике в полной мере не нашли своего отражения вопросы разработки инструментов выбора форм  стимулирования. Важность решения сформулированной проблемы, недостаточное ее исследование определили необходимость  разработки методики выбора форм стимулирования, способствующих повышению эффективной реализации инновационных проектов [1, 2, 5. 6, 7].

Современное состояние ОПК, изменение условий и целей развития предприятий, возникших в результате перехода к рыночным отношениям, обусловливают необходимость не только повышения роли государственного стимулирования инновационной деятельности, но и изменения принципов стимулирования, отвечающих задачам коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК в условиях рыночной экономики.

Особенности предприятий ОПК, требования к стимулированию инновационной деятельности и соответствующие им принципы представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Особенности предприятий ОПК, требования к стимулированию инновационной деятельности, принципы стимулирования

Особенности предприятий ОПК

Требования к  стимулированию ИД

Принципы стимулирования

Наличие военного и конверсионного производств, производство продукции двойного назначения. Интеграция предприятий ОПК в рыночную экономику. Повышение инвестиционной привлекательности инновационных проектов. Повышения эффективности инвестируемых в ИД средств. Повышение инвестиционной привлекательности инновационных проектов на основе использования инструментов государственного стимулирования.
Стимулирование ИД на предприятиях ОПК преимущественно за счет средств федерального бюджета. Вовлечение инновационного потенциала ОПК в кооперационные связи. Повышение инвестиционной привлекательности проектов для региональных и местных уровней бюджета.

 

Вовлечение различных уровней бюджета в процесс стимулирования инновационной деятельности на предприятиях ОПК.
Осуществление полного цикла инновационного процесса. Снижение затрат на НИОКР, повышение конкурентоспособности разработок,  снижение коммерческих рисков, связанных с их реализацией.
Повышение инвестиционной привлекательности проектов на стадиях коммерциализации  с целью привлечения частного капитала для их инвестирования.
Зависимость форм стимулирования от стадии инновационного процесса.
Высокая доля собственного капитала в общей структуре капитала предприятия. Повышение бюджетной эффективности и рентабельности собственного капитала предприятия. Использование бюджетных средств, посредством стимулирования, предоставляемого на возвратной основе. Снижение нагрузки на бюджет. Оптимальность соотношения объемов стимулирования инновационной деятельности, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе.

Реализация сформулированных принципов, учитывающих условия, особенности и задачи инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, требуют декомпозиции имеющихся форм стимулирования (экономических, финансовых, налоговых), позволяющей выделить однородные классы с точки зрения поставленных задач [3, 4].

В связи с этим предлагаются следующие классификационные признаки: состав стадий инновационного процесса; субъект стимулирования инновационной деятельности; способ стимулирования (на возвратной и безвозвратной основе); форма получения доходов различными уровнями бюджета, осуществляющими стимулирование инновационной деятельности.

Осуществление инновационной деятельности характеризуется рисками вложений, величина которых зависит от стадий инновационного процесса. В связи с этим возникает необходимость введения такого классификационного признака, как способ стимулирования инновационной деятельности (на возвратной и безвозвратной основе). Решение задачи вовлечения всех уровней бюджета в процесс стимулирования инновационной деятельности обуславливает введение классификационного признака — субъект стимулирования инновационной деятельности.

Как правило, федеральный уровень бюджета берет на себя часть расходов, связанных с реализацией инновационной деятельности (проектов, программ) на всех стадиях инновационного процесса. Но, вместе с тем, за счет средств бюджета федерального уровня осуществляется стимулирование начальных стадий инновационного процесса (фундаментальные исследования, НИР) посредством таких форм  как дотации, субсидии, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость выполнения НИОКР, освобождение от налога на прибыль доходов от операций по реализации акций инновационного сектора экономики и другие формы. При этом формы стимулирования на указанных стадиях  предоставляются на безвозвратной основе.

Региональный и местный уровни бюджета, которые в большей степени связаны с коммерциализацией результатов, осуществляют стимулирование инновационной деятельности преимущественно на возвратной основе. К числу таких форм относятся бюджетный кредит, государственные гарантии, косвенные субсидии, отсрочка и рассрочка по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит.

Использование стимулирования, предоставляемого на возвратной и безвозвратной основе, позволяет реализовать эффект финансового рычага, для оценки  которого возникает необходимость деления форм стимулирования инновационной деятельности по такому признаку как  форма получения доходов различными уровнями бюджета, осуществляющими стимулирование инновационной деятельности.

Формы стимулирования на возвратной основе обеспечивают не только достижения поставленных целей, на которые предоставляются средства, но и получение дохода в различных формах (дивиденды, проценты и другие). Вне зависимости от способа предоставления формы стимулирования  доходом всегда будут налоговые платежи, уплачиваемые предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность. Такие формы стимулирования, как бюджетный кредит, государственные гарантии, субсидии на возмещение части затрат, изменение сроков уплаты налогов, льготы по аренде недвижимого имущества обеспечивают получение дохода в виде налоговых поступлений. Кроме того, предоставление бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита предполагают получение дохода не только в виде налоговых поступлений, но и выплату процентов. Такая форма, как вложение инвестиций в уставный капитал, дополнительно обеспечивает получение дохода в виде дивидендов.

Группировка существующих форм по предложенным признакам позволяет декомпозировать их на классы, отличающиеся целями, условиями и способом стимулирования, что обусловливает  необходимость учета указанных различий при решении задачи их выбора.

Выбор форм стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК осуществляется на основе решения следующих задач в заданной последовательности:
1. определение класса форм стимулирования;
2. распределение объемов стимулирования по уровням бюджета;
3. определение оптимального соотношения объемов стимулирования инновационной деятельности, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе на различных стадиях инновационного процесса;
4. выбор форм стимулирования инновационной деятельности.

Для решения задачи распределения объемов стимулирования по уровням бюджета были разработаны методы возникла необходимость разработки инструментов распределения объемов стимулирования между уровнями бюджета [3].
Задача распределения решается на основе двух принципов: распределение согласно принципу равной эффективности; распределение  согласно принципу инициативности.

Принцип равной эффективности. Эффективность вложения средств для каждого уровня бюджета определяется соотношением результата к инвестиционным затратам.  Общая сумма инвестиционных вложений, необходимая для покрытия потребностей и эффективной реализации инновационного проекта обеспечивается инвестиционными вложениями, предоставляемыми  федеральным и региональным уровнями бюджета. Согласно предлагаемому принципу, эффективность использования денежных средств различных уровней бюджета для целей стимулирования инновационной деятельности должна быть равна.
Формально данный принцип может быть представлен следующим соотношением:

где    Дф – доходы, поступающие в федеральный бюджет;
Др – доходы, поступающие в региональный бюджет;
Иф – объем инвестиций, предоставляемый федеральным уровнем     бюджета;
Ир – объем инвестиций, предоставляемый региональным уровнем   бюджета.
Использование данного соотношения позволяет решить задачу распределения объемов стимулирования между уровнями бюджета и  повысить эффективность использования бюджетных средств.

Принцип инициативности. При реализации инновационных проектов не все регионы способны самостоятельно покрыть инвестиционные расходы, связанные с их осуществлением. Появляется потребность в привлечении средств со стороны федерального бюджета. В связи с этим между региональными проектами возникает конкуренция за инвестиционные ресурсы федерального бюджета. Конкурируя с проектами других регионов, регион — инициатор берет на себя также и большую степень риска вложений, тем самым повышая эффективность средств федерального уровня бюджета, становясь для него инвестиционно привлекательным.

Последовательность реализации метода определения объемов стимулирования инновационных проектов федеральным и региональным уровнями бюджета на основе предложенного принципа представлена следующими этапами:

  • определение привлекательного уровня эффективности инновационного проекта для федерального бюджета;
  • определение объема стимулирования,  предоставляемого федеральным бюджетом;
  • определение объема стимулирования со стороны регионального бюджета;
  • оценка бюджетной эффективности для регионального уровня;
  • сравнение расчетной эффективности с альтернативной и принятие решения о реализации проекта.

На первом этапе определяется привлекательный уровень эффективности для федерального бюджета. При заданных уровне эффективности инвестиционных ресурсов федерального бюджета и величине потенциальных доходов, получаемых в результате стимулирования, определяется объем стимулирования, предоставляемый для реализации инновационного проекта федеральным уровнем региону.

На следующем этапе определяется объем стимулирования, который может предоставить региональный уровень бюджета предприятиям, реализующим инновационные проекты.

Затем для регионального уровня проводится оценка бюджетной эффективности выделяемых объемов стимулирования, которая на следующем этапе сравнивается с альтернативной эффективностью. При этом величина альтернативной эффективности определяется исходя из бюджетной эффективности реализации альтернативных инновационных проектов. В том случае, если расчетная бюджетная эффективность выше существующих альтернативных вариантов, принимается решение о реализации инновационного проекта и выделении объемов стимулирования.

Распределение объемов стимулирования инновационной деятельности согласно рассмотренным принципам инициативности и равной эффективности позволяет достичь экономически обоснованного распределения инвестиционных потоков между уровнями бюджета. Наряду  с этим,  указанные принципы позволяют повысить эффективность предоставляемых инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта,    учесть нагрузку каждого уровня бюджета.

После распределение предоставляемых объемов стимулирования между уровнями бюджета определяется соотношения предоставляемых объемов на возвратной и безвозвратной основе на разных стадиях инновационного процесса.

Определение соотношения собственных и заемных источников позволяет  при планируемых величинах привлечения собственного (СК) и заемного капитала (ЗК) выявить объемы стимулирования, предоставляемые за счет бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе.

Этапы методики определения оптимального соотношения объемов стимулирования, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе, представлены на рисунке 1.

Задача определения соотношения объемов стимулирования должна решаться для каждой стадии инновационного процесса (ИП).

На первом этапе определяется оптимальный объем собственного капитала (СКопт), который необходим для реализации проекта. Затем определяется дефицит или избыток собственных средств (∆СК) как разница между фактическим объемом собственных средств (СКфакт) и оптимальным объемом – СКопт. Если средств достаточно для реализации проекта, предприятие не нуждается в наращивании собственного капитала.

В случае выявления дефицита на следующем этапе определяется возможность его покрытия посредством объемов стимулирования, предоставляемых государством (Vстим БО)  на безвозвратной основе. Если инвестиционных ресурсов, предоставленных посредством таких форм стимулирования не достаточно, то у предприятия возникает необходимость наращивания СК за счет привлеченных источников.

Рисунок 1 – Этапы методики определения оптимального соотношения объемов стимулирования, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе

Далее определяется объем оптимального заемного капитала (ЗКопт). В первую очередь рассматриваются формы государственного стимулирования, предоставляемые на возвратной основе (Vстим ВО), которыми можно обеспечить недостающие средства. Если объемов инвестирования, предоставляемых посредством таких форм, достаточно, то стимулирование осуществляется посредством их использования. В противном случае предприятие сталкивается с задачей поиска дополнительных заемных источников иными способами.

Определение оптимального соотношения объемов стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе на каждой стадии инновационного процесса, позволяет  учитывать специфику инновационной деятельности, достичь  максимальной эффективности реализации инновационных проектов и использования бюджетных средств.

При выборе форм стимулирования инновационной деятельности возникает необходимость в разработке системы критериев, определении их состава и последовательности использования.

Состав и последовательность использования критериев при выборе форм стимулирования представлена в таблице 2.

Наиболее значимым критерием, применяемым для всех форм стимулирования, являются условия отбора проектов для участия в конкурсе на получение форм стимулирования. Состав таких условий не зависит от класса форм стимулирования. Условия определяются различными программами и концепциями, направленными на стимулирование инновационной деятельности, зависят от вида конкретных форм.

Таблица 2 – Критерии выбора форм стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК

Критерии

Классы форм

На безвозвратной основа

На возвратной основе

Условия отбора проектов

Устанавливаются в зависимости от вида формы стимулирования, не зависимо от класса форм.

Срок получения объемов стимулирования

Сф.о .< Сп

Период, на который предоставляется форма стимулирования

Не используются

Тп.и.р.  ≤ Тп.ф. + Тк

Стоимость предоставляемых форм стимулирования

Не используются

Рф< МЕС

В случае отсутствия ограничений по условиям отбора инновационных проектов для участия в конкурсе, у предприятия появляется возможность участия, и при положительных результатах рассмотрения, использования тех или иных форм.

В таком случае форма стимулирования рассматривается на соответствие следующего критерия —  срок получения объемов стимулирования (от момента принятия решения о подаче заявления предприятием до предоставления инвестиционных ресурсов). Указанный критерий используется для сопоставления срока получения формы стимулирования и срока от момента принятия решения о подаче заявления до начала реализации проекта. Иными словами, должно быть фактическое опережение срока от момента подачи заявки до начала реализации проекта (Сф.о.)  над сроком получения той или иной формы стимулирования (Сп). Если Сф.о. > Сп, то данная форма  не рассматривается при реализации инновационного проекта. В этом случае возникает вероятность неполучения в определенное время денежных средств и, как следствие, деятельность по реализации инновационного проекта может быть приостановлена.

Если установленное ограничение по срокам выполняется, то для класса форм стимулирования, предоставляемых на безвозвратной основе, принимается решение о реализации инновационного проекта посредством рассматриваемой формы стимулирования. Для класса форм, предоставляемых на возвратной основе, форма рассматривается на соответствие следующих критериев: период, на который предоставляется форма стимулирования и стоимость предоставляемых форм стимулирования.

Период, на который предоставляется форма стимулирования (Тп.ф.),  рекомендуется сравнивать  с периодом, в течение которого обеспечивается покрытие инвестиционных ресурсов, предоставленных на возвратной основе (Тп.и.р.). При планировании денежного потока, рассматриваются источники поступления средств для покрытия предоставленных инвестиционных ресурсов. В случае недостаточности средств в целях сохранения финансовой устойчивости предприятия может быть применен вариант компенсации одной формы стимулирования инновационной деятельности другой, либо компенсации иными источниками финансовых ресурсов, привлеченных предприятием собственными силами. С учетом вышеизложенного, период, на который предоставляется форма стимулирования, должен включать в себя и период компенсации (Тк). Срок покрытия инвестиционных ресурсов должен быть короче, либо равен периоду пользования предоставляемых объемов стимулирования с учетом периода возможной компенсации формы: Тп.и.р. ≤ Тп.ф. + Тк. В случае невыполнения неравенства рассматриваемая форма стимулирования не принимается для реализации инновационного проекта.

Окончательное решение при выборе форм стимулирования, предоставляемых на возвратной основе, при удовлетворении вышеперечисленных критериев принимается на основе критерия стоимости форм стимулирования. Для класса форм, предоставляемых на безвозвратной основе, стоимость ресурсов отсутствует.  При рассмотрении стоимости форм стимулирования (Рф), предоставляемых на возвратной основе, в случае альтернативных вариантов выбирается минимальная стоимость предоставляемых форм стимулирования. Кроме того,  необходимо учитывать тот факт, что обязательным условием предоставления некоторых форм является требование обеспечения под привлекаемые ресурсы  (например, такие формы как бюджетный кредит, отсрочка и рассрочка уплаты налога). Предпочтение отдается форме стимулирования с более выгодными условиями для предприятия и минимальной стоимостью. При этом стоимость должна быть ниже предельной эффективности инвестиций (МЕС).

Таким образом, применение разработанных критериев выбора форм стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса позволяет выбрать конкретные формы из каждого класса, обеспечивающие эффективную реализацию инновационных проектов, устойчивое инновационное развитие предприятий и их конкурентоспособность.

 


Библиографический список

  1. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: www.minfin.ru
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа http://fcp.vpk.ru
  3. Саакян,  А.М.   Определение принципов стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК/ А.М. Саакян,  Ю.В. Ерыгин // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. Выпуск 4 / Гл. ред. д.т.н. И.В. Ковалев – Красноярск: Редакционно-издательский отдел Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та., — 2011.
  4. Саакян, А.М. Классификация форм стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса / А.М. Саакян // Наука в современном мире: сборник материалов IX Международной научно-практической конференция. – Таганрог, 2012.
  5. Саакян, А.М. Роль государственного стимулирования в развитии инновационной деятельности промышленных предприятий. / А.М. Саакян, Ю.В. Ерыгин  // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов ХХ Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011.
  6. Телеинформационная сеть ВПК. Информационное агентство. Режим доступа: www.vpk.ru
  7. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. Режим доступа http://www.sci-innov.ru.