Методический инструментарий экономических исследований в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru

Аннотация

В статье приводится обзор методического инструментария экономических исследований в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Автор подчеркивает, что наряду со статистическими исследованиями отрасли физкультурно-оздоровительных услуг, целесообразно большее внимание уделять проведению социологических исследований по изучению интересов различных категорий и групп граждан к тем или иным видам спорта, оздоровительным формам и т.д., а также исследованию проблем удовлетворенности населения постановкой и развитием физической культуры и спорта на различных уровнях.

Ключевые слова

физкультурно-оздоровительные услуги, исследования, методы исследования, статистические исследования, социологические исследования.

Рекомендуемая ссылка

Скопин Олег Викторович
Методический инструментарий экономических исследований в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (18). Номер статьи: 1803. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1803/
Актуальность

Проблемы, взаимосвязи двигательной активности, здоровья людей, влияния поведенческих факторов, информационного, материального и правового обеспечения занимают значительное место в научных исследованиях сферы физкультурно-оздоровительных услуг.

Как отмечают Бальсевич В.К. и Шустин Б.Н. [4 ], на современном этапе общественного развития физическая культура и спорт стали одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В этой связи, большое значение в развитии системы физической культуры и спорта имеют научные исследования, проводимые как в масштабе самой отрасли, так и в смежных областях научного знания, — биологии, медицины, психологии, педагогики, социологии, культурологии и т.д.

Полноценная разработка инновационных проблем физической культуры и спорта предполагает, по мнению Паначева В.Д. [16], проведение конкретных социологических, социально-психологических, педагогических и других исследований с целью диагностики инновационного потенциала различных профессиональных групп, представленных в отрасли.

Исследования организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта

Результаты анализа активности, отмечают Баранов В.Н., Шустин Б.Н.  [5], позволяют констатировать, что основные направления защищенных работ по физической культуре и спорту: физическое воспитание и массовая физическая культура – 39,8% всех диссертаций, спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва – 36,3%, подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта – 19,2%, управленческая, информационная, правовая и экономическая деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма – 4,6% (табл.1).

Таблица 1 – Основная тематика диссертаций в общем количестве защищенных работ (докт. /канд.)

Направления исследований

2008

%

2009

%

2010

%

Всего диссертаций

35/271

36/343

16/294

I. Физическое воспитание и массовая физическая
культура

15/120

44,1

7/156

43,0

2/124

40,5

II. Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва

14/85

32,4

13/120

35,1

4/102

34,4

III. Управленческая, информационная, правовая
и экономическая деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма

4/25

9,5

9/24

8,7

3/11

4,5

IV. Подготовка и повышение квалификации кадров
в области физической культуры и спорта

1/41

13,7

7/43

13,2

6/57

20,3

Социологические исследования

Значительную долю исследований в сфере физкультурно-оздоровительных услуг занимают социологические исследования, позволяющие получать качественную информацию. Например, итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения», проводимого Роскомстатом*, позволили выявить следующее:

  • для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей;
  • на предложение определить по пятибалльной шкале ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей 85,0% опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение ценности крепкого здоровья;
  • в сознании подавляющего большинства людей всех возрастных групп здоровье как ценность вместе с ценностью семьи занимает 1-2 место среди других важнейших социальных ценностей — материального благополучия, работы, образования.

Большинство опрошенных (84,2%) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит, прежде всего, от них самих. Лишь в группе пенсионного возраста этот показатель уменьшается до 69,3%, что объясняется как высоким уровнем заболеваемости в этой группе, так и, видимо, влиянием прежних стереотипов сознания об ответственности системы здравоохранения за здоровье населения.

Рисунок 1 —  Осознание и реальность бережного отношения к своему здоровью среди населения РФ (по данным Роскомстата, июнь-июль 2008 г.)

Вместе с тем основная масса обследованных на практике относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных.

Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери.

Отрицательное проявление субъективных (личностных) качеств обследованных в их отношении к собственному здоровью выражается, например, в  негативных факторах (рис. 2).

Рисунок 2 — Отрицательное проявление субъективных (личностных) качеств обследованных в их отношении к собственному здоровью (по данным Роскомстата, июнь-июль 2008 г.)

Социально-психологические исследования

Наряду с социологическими исследованиями в научной среде популярностью пользуются социально-психологические исследования, позволяющие также получать качественную информацию о взаимосвязи психологических особенностей личностей и потребительским поведением клиентов сферы физкультурно-оздоровительных услуг. Например, результаты исследований Жуйко Д.А. [8] позволяют сделать следующие выводы:

1. Наличием в обществе различных социальных слоев обусловлены различные возможности человека для занятий спортом. Для некоторых представителей социальных категорий занятия спортом теми видами, которые принято считать массовыми, оказываются недоступными. Вероятность того, что данный человек будет заниматься каким-либо видом спорта зависит от того, насколько высоки характеристики его социального статуса: образование, профессия, ежемесячный доход, условия местожительства, участие в деятельности общественных организаций. При этом занятия спортом молодежи в значительной мере определяются характеристиками предписанного статуса их родителей.

2. В ходе исследования была выявлена тенденция к определенной концентрации молодых людей, принадлежащих к одному социальному слою. Таким образом, спорт выступает как важное средство социализации в рамках данной общественной группы, а также в качестве устойчивого признака социального расслоения, ведущего к усилению дифференциации общественных групп. Это подтверждается и тем, что виды спорта, которые наиболее положительно воздействуют на биологическое, психическое, социальное развитие человека и требуют определенных материальных затрат (экипировка, материальная база, индивидуальный тренер), остаются привилегией тех, кто занимает достаточно высокое социальное и материальное положение. Также можно констатировать тот факт, что на выбор вида спорта влияет как унаследованный, так и приобретенный социальный статус. Причем большую роль играет унаследованный статус, выраженный в профессиональном и социально-политическом положении родителей. Среди характеристик приобретенного статуса наиболее важными оказываются профессия и уровень образования спортсмена.

Статистические исследования

Количественную информацию, позволяющую оценить масштабы отрасли и взаимосвязь и взаимовлияние факторов на ее развитие, в большей мере получают с использованием методов статистических исследований.

Динамика  ряда отдельно взятых показателей позволяет судить о характере изменений в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.

Таблица 2 – Число спортивных сооружений

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Стадионы с трибунами на 1500 мест и более1)

1573

1941

2216

2260

2108

2081

2096

2501

2643

2666

1906

Спортивные залы, тыс.

25,6

41,1

48,5

50,2

54,9

62,3

63,4

67,0

68,7

70,0

72,4

Плавательные бассейны

378

793

2059

2351

2512

3110

3211

3535

3721

3990

4237

Плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля), тыс.

226,8

241,2

142,7

99,3

96,8

113,1

115,4

119,9

123,2

126,4

129,6

В 2010 г. действовало 248 тыс. спортивных сооружений.
____
1) 2007-2009 гг. — стадионы с трибунами (независимо от числа посадочных мест).

Рисунок 3 – Динамика численности спортивных сооружений в РФ

Приведенные данные в таблице 2 и на рис 3.  свидетельствуют о стабильном росте  численности спортивных залов, плавательных бассейнов и стадионов с трибунами, а также о снижении численности плоскостных спортивных сооружений.

Данные таблицы 3 и рис 4. свидетельствуют о снижении численности загородных детских оздоровительных учреждений и учреждений санаторного типа, в тоже время наблюдается рост числа дошкольных учреждений для школьников с дневным пребыванием.

Таблица 3 — Детские оздоровительные учреждения в 1990-2010 гг.

1990

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число детских оздоровительных
учреждений — всего, тыс.

46,1

43,3

49,2

52,2

51,7

52,1

52,8

52,0

51,7

52,2

51,0

50,2

      в том числе:

   загородные

5,3

3,2

3,3

3,3

3,2

3,1

2,9

2,7

2,5

2,4

2,3

2,2

   санаторного типа

0,5

0,3

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

   для школьников с дневным пребыванием

23,1

27,9

32,9

35,5

35,2

35,8

37,1

36,6

36,9

37,4

40,6

37,8

   профильные, оборонно-спортивные,
оздоровительно-спортивные и другие

2,5

3,5

4,5

5,1

5,3

5,3

5,4

6,0

5,7

5,7

2,4

5,2

   труда и отдыха

14,7

8,4

8,0

7,7

7,4

7,3

6,8

6,2

6,1

6,2

5,5

4,7

Численность детей, отдохнувших в них
за лето — всего, тыс. человек

7239,3

5151,3

6170,6

6113,7

5839,4

5596,4

5666,8

5285,5

5135,9

5040,4

4864,0

4893,9

      в том числе в учреждениях:

   загородных

3405,1

1868,1

2185,0

1967,8

1853,4

1755,3

1708,9

1554,6

1476,1

1386,6

1212,1

1253,4

   санаторного типа

205,6

127,6

183,9

229,0

252,7

275,8

253,6

251,8

277,4

299,9

237,9

296,2

   для школьников с дневным пребыванием

1878,8

2097,8

2772,0

2958,3

2832,9

2727,4

2900,6

2755,1

2721,1

2707,1

2859,3

2783,5

   профильных, оборонно-спортивных,
оздоровительно-спортивных и других

392,5

341,0

446,3

419,7

411,8

378,1

401,9

401,0

369,0

347,8

101,4

263,4

   труда и отдыха

1357,3

716,8

583,4

538,9

488,6

459,8

401,8

323,1

292,3

299,0

250,7

201,2


Рисунок 4 – Динамика детских оздоровительных учреждений и численности детей, отдохнувших в них

Анненков В.Н. [2] в своих исследованиях отмечал, что по состоянию на 01.01.2008 в РФ существовало 120000 коллективов физической культуры. Из них более 50% было сосредоточено в образовательных учреждениях. Затем следуют организации и предприятия. Их доля в общей сумме составляет порядка 25%. Далее следуют клубы по месту жительства – 8,5%. Менее 4% представляют спортивные школы. То есть, в существующей системе физической культуры и спорта России физическое воспитание, по сути, находится в ведении государственных органов и реализуется посредством государственных образовательных программ через сеть различных учебных заведений: общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения. Как считает Анненков В.Н. [2], именно этот компонент системы и следует укреплять и развивать в будущем.
Данные таблицы 4 позволяют констатировать рост численности занимающихся в организациях, спортивных и образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Таблица 4 — Численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах (тысяч человек) **

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность занимавшихся — всего

17510,3

18550,3

21055,1

22557,0

24579,9

26257,0

      в том числе:

 

в организациях, спортивных
и образовательных учреждениях

15635,5

16455,4

19879,5

21068,4

23145,8

23972,0

по месту жительства

1874,8

2094,9

1175,6

1488,6

1434,1

2285,0

   из них в детских подростковых
клубах

655,3

687,4

586,2

618,5

612,9

634,1

Однако статистические данные не дают оценки влияния факторов на уровень потребления физкультурно-оздоровительных услуг, эти данные, как правило, получают на основе использования экономико-статистических методов. Например, результаты факторного анализа, проведенного Кудиновой В.А. [11 ], подтвердили неравномерность формирования взаимосвязи показателей, характеризующих различные качественные аспекты развития физической культуры и спорта в РФ. Наиболее значимо коррелируют показатели физкультурно-спортивной работы и физкультурных кадров (r=0,890), количества занимающихся на одного спортивного педагога и относительного количества стадионов (r=-0,884), характеристики физкультурно-оздоровительной работы и относительного количества стадионов (r=-0,859).

Экспериментальные методы исследований

Выводы, сделанные Кудиновой В.А. [11 ], подтверждаются результатами исследования Жабаковой В.Е. [7], которая при изучении успешности физкультурно-оздоровительной работы значительное внимание уделяет профессиональной компетентности и квалификации специалистов в соответствующей области. По мнению Жабаковой В.Е. [7], профессиональная компетентность специалистов по физической культуре включает в себя специальную компетентность (владение собственно профессиональной деятельностью) и психологическую компетентность (совокупность представлений о себе в контексте профессиональной роли). В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что уровень спортивной квалификации оказывает статистически значимое влияние на формирование уровня специальной компетентности. Исследование психологической компетентности показывает, что при сходном количестве и уровне значимости рассмотренных связей большинство значений коэффициентов корреляций, т.е. сила связей характеристик, выше в выборке МС, КМС, что свидетельствует в пользу большей сформированности и в этом смысле большей целостности факторов психологической компетентности специалистов в сфере физической культуры в группе МС, КМС, чем в группе спортивной квалификации I, II разряда. Различия в профессионально-педагогической направленности не оказались статистически значимыми.

Исследование успешности отрасли  успешности отрасли в России и зарубежом

Майсаков Д.Л., Зиньков Д.В. [13] отмечают, что критериями оценки эффективности деятельности, позволяющей оценить результаты проводимой физкультурно-спортивной работы на местах, могут быть следующие:

  • количество занимающихся физкультурно-спортивной работой в процентах от общей численности населения;
  • наличие органа (специалиста) управления по физической культуре и спорту в структуре администрации муниципального образования;
  • количество участников массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, тыс. чел.;
  • эффективность использования спортивных сооружений (отношение фактической загруженности к пропускной способности), %;
  • количество занимающихся в спортивных секциях во внеурочное и нерабочее время, % от количества работающих, учащихся в регионе;
  • численность учащихся организаций дополнительного образования спортивной направленности, тыс. чел.;
  • участие команд и спортсменов муниципального образования в областных соревнованиях;
  • количество квалифицированных тренеров преподавателей и инструкторов;
  • объем средств, утвержденных местным бюджетом на физическую культуру и спорт в соотношении к нормативному финансированию;
  • объем средств, привлеченных от оказания сервисных услуг населению;
  • объем привлеченных внебюджетных средств в сферу физической культуры и спорта.

Анализ развития физической культуры и спорта в зарубежных странах, как показывает Новокрещенов В.В. [14 ] свидетельствует, что успешность их развития необходимо оценивать по критериям и показателям социально-экономического развития общества, по реализации социальных, экономических, политических, международных, трудовых, военных, образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительных и иных функций (табл. 5).

Таблица 5 – Критерии и показатели успешности развития физической культуры и спорта в зарубежных странах (по Новокрещенову В.В. [14 ])

Критерии Показатели
Состояние здоровья населения Количество больных. Число инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем
Физическая подготовленность и развитие населения Количество выполнивших специальные нормативы
Производительность труда и работоспособность трудящихся Показатель трудоспособности, процент улучшения производительности труда
Преждевременный уход человека на пенсию Сколько лет люди не доживают до пенсионного возраста или преждевременно уходят на пенсию
Отсутствие трудящихся на рабочих местах из-за болезней, производственных травм и т.д. Количество дней, пропущенных по нетрудоспособности
Число наркоманов, пьяниц, злоупотребляющих курением, совершенных преступлений и т.д. Затраты на их лечение, содержание в колониях и тюрьмах и т.д.
Подготовленность молодежи к службе в рядах вооруженных сил Число допризывников, годных по состоянию здоровья и физической подготовленности к службе, число освобожденных от службы или недослуживших в связи с заболеванием
Демографическая ситуация в стране Показатели рождаемости и смертности
Умственное, духовное  и эстетическое состояние населения Общий уровень культуры
Сплоченность, социально-психологический климат в семье Число разводов, полноценных семей
Улучшение окружающей среды Показатели чистоты окружающей среды
Укрепление международных связей, дружбы между народами Число стран, с которыми имеются договоры
Общий образовательный уровень населения Оценивают международные организации по специальным показателям
Здоровый образ жизни и качества жизни населения Какое место спорт занимает в жизни человека (результаты социологических опросов)
Успешность учащихся и студентов Средняя оценка по всем основным показателям

Обобщая отечественный и зарубежный опыт, Новокрещенов В.В. [14 ] приходит к выводу, что ряд критериев нашли применение в оценке эффективности управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в РФ. Их можно применять на уровне субъектов РФ и муниципальных образований: наличие программ и концепций развития физической культуры и спорта на оцениваемом уровне; количество человек (прирост), занимающихся физической культурой и спортом по категориям за истекший период.

Заключение

В целом необходимо отметить, что наряду со статистическими исследованиями отрасли физкультурно-оздоровительных услуг, целесообразно большее внимание уделять проведению социологических исследований (мониторингу) по изучению интересов (мотивов) различных категорий и групп граждан к тем или иным видам спорта,  оздоровительным формам и т.д., а также исследованию проблем удовлетворенности населения постановкой и развитием физической культуры и спорта на различных уровнях.

_______________________

* Итоги обследования основаны на материалах опроса 2204 человек в возрасте 15 лет и более, проведенного в июне-июле 2008 г. по квотной стратифицированной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации в 24 субъектах Российской Федерации).
**  По данным Минспорттуризма России

Библиографический список

  1. Анненков В.Н. Сопоставительный анализ структурно-функциональной модернизации российской системы физической культуры и спорта и её результативности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9. С. 15-18.
  2. Бальсевич В.К., Шустин Б.Н. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2004. № 2. С. 3-7.
  3. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма, защищенных в 2010 году // Вестник спортивной науки. 2011. № 3. С. 9-13.
  4. Жабаков В.Е. Факторный анализ профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 11. С. 32-35.
  5. Жуйко Д.А. Ценностные ориентации в сфере физической культуры в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 154-158.
  6. Кудинова В.А. Структура взаимосвязи качественных характеристик развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 4. С. 57-60.
  7. Майсаков Д.Л., Зиньков Д.В. Оценка развития физической культуры и спорта региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 7. С. 5-10.
  8. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. Т. 2. № 4. С. 206-209.
  9. Паначев В.Д. Инновационная интерпретация физической культуры и спорта в вузе // Педагогическое образование в России. 2009. № 4. С. 18-25.