Главная страница » Публикации » 2012 » №9 (21) » Оценка уровня инновационной восприимчивости экономических подсистем

Оценка уровня инновационной восприимчивости экономических подсистем

Level assessment of innovation susceptibility economic subsystem

Оценка уровня инновационной восприимчивости экономических подсистем

Авторы

Ковалевская Дарья Евгеньевна
аспирант
Россия, Институт международной экономики и информатики
taxconsalt.@list.ru

Аннотация

Статья посвящена инновационной восприимчивости территорий как одному из условий развития региональной экономики. В статье дано определение инновационной восприимчивости территорий, на примере освоения в производстве и выведения на рынок новых видов продукции приведены основные составляющие и статистические показатели, определяющие инновационную восприимчивость региона. На примере регионов центрального федерального округа проведена рейтинговая оценка регионов готовности к потреблению инновационных товаров и услуг.

Ключевые слова

Инновационная активность, инновационная восприимчивость региона, уровень готовности к потреблению инновационных товаров, ранжирование регионов.

Рекомендуемая ссылка

Ковалевская Дарья Евгеньевна. Оценка уровня инновационной восприимчивости экономических подсистем // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (21). Номер статьи: 2102. Дата публикации: 08.09.2012. Режим доступа: https://sovman.ru/article/2102/

Authors

Kovalevskaya Daria Evgenevna
post-graduate
Russia, Institute of International Economics and Informatics
taxconsalt.@list.ru

Abstract

The Article is devoted to innovation receptivity of the territories as one of the conditions of development of the regional economy. In article is given to determination of innovation receptivity of the territories, on the example of development of production and bringing to market of new types of products are the basic components and statistical determinants of innovation receptivity of the region. On an example of regions of the Central Federal district held the rating of regions ready to consumption of innovative products and services.

Keywords

Innovative activity, innovation sensitivity of the region, the level of readiness to consumption of innovative products, the ranking of regions.

Suggested citation

Kovalevskaya Daria Evgenevna. Level assessment of innovation susceptibility economic subsystem // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (21). Art. #  2102. Date issued: 08.09.2012. Available at: https://sovman.ru/article/2102/


Инновационная деятельность жизнеспособна и экономически обоснована, только если она рационально организована, причем мировой опыт доказывает, что наиболее результативной эта деятельность становится при ориентировании на региональные инновационные подсистемы. Масштабность реализуемых в инновационной перестройке экономики задач требует для их решения согласованных действий научного, технического и технологического комплексов. При этом выбор региональных инновационных проектов для развития ключевых технологий должен основываться не только на научной значимости полученных результатов, но и учитывать имеющиеся технологические возможности производственных предприятий и вероятность реализации инновационной продукции на рынке.

Инновационная активность промышленных предприятий, их восприимчивость к научно-техническим разработкам, конкурентоспособность на российском и мировом рынках — необходимое условие развития региональной экономики. Основой развития инновационной восприимчивости в наукоемкой сфере является существующий научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций, осуществляющих научную, техническую и образовательную деятельность, и технологический комплекс, представленный действующими производственными предприятиями [1].

Таким образом, восприимчивость к инновациям субъектов отраслевого и регионального предпринимательства является решающим фактором определяющим направление и интенсивность развития инновационной составляющей. Инновационная восприимчивость территории – это уровень готовности и эффективности в деятельности субъектов территории, органов исполнительной власти при создании, и реализации инновационных процессов исходя из имеющейся инфраструктуры и ресурсов, и в рамках проводимой инновационной политики. В свою очередь, подготовленность потребителя, спрос на научно-техническую продукцию определяет систему взаимоотношений между его субъектами в процессе реализации результатов инновационной деятельности. Следовательно, без изучения возможного поведения самого потребителя научно-технической продукции, все рекомендации будут носить не прикладной, а скорее теоретический характер.

Рациональное управление инновационным процессом может быть реализовано только в том случае, если менеджмент предприятия четко осознает его логическую структуру и, соответственно, характер взаимных связей между подразделениями, участвующими в реализации соответствующих инновационных разработок [2]. В связи с этим, в рамках системы инновационного менеджмента имеет место структурирование инновационных процессов и моделирование комплекса взаимосвязей между отдельными их составляющими. Совокупность формирующих инновационный процесс стадий может различаться в зависимости от типа осуществляемых предприятием инноваций. Наиболее развернуто такие стадии реализуются при осуществлении продуктовых нововведений, т.е. при освоении в производстве и выведении на рынок новых видов продукции. Региональная инновационная [3] деятельность в этом случае может включать в себя следующие базовые составляющие: готовность территории к потреблению инновационной продукции; масштабность научной деятельности региона; уровень и возможности проведения разработок инновационных технологий; существующий уровень производства инновационных товаров и услуг.

Рис. 1. Основные составляющие и статистические показатели, определяющие инновационную восприимчивость региона

Оценка этих составляющих требует использования показателей, отражающих развитие технологической базы и непосредственно производства, квалификацию работников, уровень технологической новизны создаваемого продукта, эффективность управления инновационной деятельностью и мотивацию к инновационной деятельности.Учитывая возможности российской статистики и необходимость использования ограниченного перечня индикаторов, для оценки инновационной восприимчивости, предполагается рассматривать показатели, оказывающие максимальное влияние на рассматриваемые составляющие инновационной восприимчивости (рис. 1).

Так для описания составляющей – готовность региона к потреблению инновационных товаров – следует использовать статистические показатели – доля населения с высшим образованием и доход на душу населения, которые определяют подготовленность региона к потреблению и использованию возможностей заложенных в инновационных товарах и услугах.

При оценке интенсивности научной деятельности и как следствие, готовности региона к расширению сферы научной инновационной деятельности, и участию в новых научных разработках инновационных проектов, следует рассматривать следующие показатели:

  • численность персонала занятого научными разработками, чем больше исследовательский корпус, тем выше возможности развития новых исследований;
  • число сотрудников высшей квалификации определяет уровень готовности исследовательского корпуса к инновационным исследованиям;
  • затраты на научные разработки, это уровень оснащения необходимым оборудованием и возможности инвестирования в новые научные направления;
  • один из параметров оценки эффективности научной деятельности является число выданных патентов на изобретения и полезные модели.

Составляющая инновационной восприимчивости, определенная как уровень разработок инновационных технологий, может быть оценена с использованием следующих статистических параметров:

  • число созданных технологий, которое определяет интенсивность подобной деятельности в регионе и, следовательно, возможности его расширения;
  • затраты на технологические инновации совместно с числом созданных технологий определяют эффективность инновационной деятельности на рассматриваемом этапе;
  • подготовленность региона к развитию технологического обеспечения инновационной деятельности связано с уровнем интеллектуального потенциала; численностью персонала занятого научными исследованиями и уровнем его подготовки.

Составляющая – производство инновационных товаров и услуг, определяет производственную подготовленность региона и, следовательно, может быть оценено показателями:

  • число используемых передовых технологий и объем инновационных товаров и услуг, которые определяют подготовленность промышленного комплекса к инновационной деятельности;
  • параметр – инновационная активность региона оценивает долю предприятий занятых в инновационном производстве;
  • инвестиции в основной капитал.

В результате получена система статистических параметров, использование которых позволяет оценить уровень инновационной восприимчивости по четырем составляющим в отдельности и рассчитать интегральный показатель (рейтинг) определяющий готовность региона к участию в инновационном проекте.

В качестве примера рассмотрим рейтинговую оценку готовности регионов центрального федерального округа к потреблению инновационных товаров и услуг. Для определения значения относительного уровня готовности к потреблению инновационных товаров рассчитывается положение региона в ранжируемом списке, и интегральный результат определяется по формуле среднего арифметического (с учетом весового коэффициента каждого фактора).

                                            (1)

где P – ранг рассматриваемого региона; pi – ранг региона по фактору i; di– весовой коэффициент; n – число рассматриваемых факторов.

Оценка значимости готовности к потреблению инновационных товаров зависит от значимости каждого из факторов – доля населения с высшим образованием (уровень подготовленности населения) и доход на душу населения (определяет уровень возможного потребления). Весовые коэффициенты для каждого фактора были получены методом экспертной оценкой с использованием технологии попарного сравнения значимости параметров. В качестве экспертов были привлечена вузовская профессура, итоговые значения весовых коэффициентов получены усреднением мнений экспертов, а полученный результат определен как доля населения с высшим образованием – 0,35; доход на душу населения – 0,65;

Результирующее (интегральный ранг) ранжирование регионов по величине индексов определенным как значимые, для готовности к потреблению инновационных товаров и услуг и рассчитаем интегральный ранг по формуле:

Dadd = 0,65d1 + 0,35d2.                                 (2)

Результаты, приведенные в табл. 1, показывают взаимное распределение регионов центрального федерального округа по факторам уровня образования (графа 2), доходам населения (графа 4) и рассчитанному интегральному рейтингу территорий по данным статистического справочника за 2010 г. [4].

Таблица 1 — Ранжирование регионов Центрального федерального округа по факторам, определяющим готовность региона к потреблению инновационных товаров и услуг

Регион

Население по уровню образования %

Ранг

Средне душевые доходы населения руб. в месяц

Ранг

Интегральный ранг

1

2

3

4

5

г. Москва

47,9

1

43876

1

1

Московская область

36,1

2

22324

2

2

Белгородская область

26,4

6

16839

3

3

Тульская область

25,1

8

15358

5

4

Смоленская область

26,6

5

14770

7

5

Калужская область

25,1

7

15342

6

6

Курская область

26,9

4

14694

8

7

Липецкая область

20,1

18

15804

4

8

Ярославская область

24,2

11

14548

9

9

Орловская область

27,7

3

13017

15

10

Рязанская область

24,0

13

13663

11

11

Воронежская область

24,8

10

13580

13

12

Тверская область

20,4

17

13925

10

13

Тамбовская область

22,4

16

13592

12

14

Брянская область

22,9

15

13298

14

15

Ивановская область

25,0

9

10980

18

16

Владимирская область

24,0

12

12424

17

17

Костромская область

23,2

14

12656

16

18

Видно, что рейтинговые показатели г. Москвы и Московской области с заметным отрывом лидируют среди регионов как по оценкам уровня подготовленности населения, так и по доходам населения. Третье и четвертое место занимают Белгородская и Тульская области, в конце списка Владимирская и Костромская области. Можно с уверенностью утверждать, что основные потребители инновационных товаров и услуг проживают в г. Москва и Московской области, остальные регионы, согласно рангам, образуют ряд и могут быть пропорционально значимы в рамках оценки готовности к потреблению инновационных товаров и услуг всего федерального округа. Используя рассмотренную методику возможно определение и других составляющих инновационной восприимчивости региона.

Таким образом, инновационная восприимчивость региона может быть представлена в виде суммы четырех составляющих: готовность к потреблению инновационных товаров, расширяемость научной деятельности, возможности расширения числа разрабатываемых технологий и уровень производства инновационных товаров и услуг. Каждая из составляющих может быть описана рядом статистических параметров и как следствие оценена возможность расширения этой или нескольких составляющих в рамках определенного инновационного проекта. Ранжирование территорий по выделенным составляющим позволяет выделить наиболее перспективный регион для участия в проекте.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Чернявский Д.А. Программно-целевой подход в развитии региональных инновационных систем // Креативная экономика. 2010.  №8.
  2. Мартынов А.Ф. Методологические подходы в управлении инновационной активностью экономических систем // Вестник ИНЖЭКОНА. 2008. №3.
  3. Владимирова О.Н. Инновационная восприимчивость как фактор формирования региональной инновационной системы // Креативная экономика. 2010.- №3.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб./ Росстат. М., 2010.

References

  1. Chernjavskij D.A. Programmno-celevoj podhod v razvitii regional’nyh innovacionnyh sistem // Kreativnaja jekonomika. 2010.  №8.
  2. Martynov A.F. Metodologicheskie podhody v upravlenii innovacionnoj aktivnost’ju jekonomicheskih sistem // Vestnik IN-ZhJeKONA. 2008. №3.
  3. Vladimirova O.N. Innovacionnaja vospriimchivost’ kak faktor formirovanija regional’noj innovacionnoj sistemy // Krea-tivnaja jekonomika. 2010.- №3.
  4. Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli. 2009: stat. sb./ Rosstat. M., 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх