Регулирование занятости и трудовых отношений на уровне муниципалитетов (на примере Владивостокского городского округа)

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


магистрант Школы экономики и менеджмента
Россия, Дальневосточный Федеральный университет
Alevin.1986@mail.ru


доктор экономических наук, профессор кафедра экономической теории Школы экономики и менеджмента
Россия, Дальневосточный Федеральный университет


заведующий кафедрой английского языка экономических направлений Школы региональных и международных исследований
Россия, Дальневосточный Федеральный университет

Аннотация

Рассматриваются понятия «занятость» и «трудовые отношения» в научной литературе, а также в нормативно-законодательной базе, предназначенной для их управления и регулирования. Анализируется применение нормативных документов в практической деятельности органов муниципального образования г. Владивостока.

Ключевые слова

региональный рынок труда, уровень занятости,инструменты регулирования, трудовые отношения, активизация занятости, муниципальные органы самоуправления.

Рекомендуемая ссылка

Левин Алексей Александрович , Соколенко Валентина Васильевна , Лим Светлана Владимировна
Регулирование занятости и трудовых отношений на уровне муниципалитетов (на примере Владивостокского городского округа)// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (27). Номер статьи: 2701. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/2701/
Задачи по организации рабочих мест на территории муниципального образования и стимулированию экономически активного населения по реализации их права на труд являются приоритетными для муниципальных органов  местного самоуправления, в том числе и для города Владивостока.

От уровня занятости зависит экономический потенциал города, уровень и качество жизни его жителей, наконец, социально-экономический и духовный прогресс в развитии столицы Приморского края.

Эффективное же регулирование рынка труда и сферы занятости населения на низовом территориальном уровне управления через совершенствование форм, методов управления системой занятости и трудовых отношений в муниципальном образовании направлено на  постепенное снижение роста безработицы, повышение эффективности реализации основных направлений государственной политики занятости, обеспечение социальной защищенности различных социально-демографических групп населения.

В работах исследователей данной проблемы [15, 19, 20, 21, 22] понятие «занятость» трактуется неодинаково: в одних работах «занятость» — это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности [19]; в других, — как деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей [21]; либо деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода  [20].

В статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 27.12.2009) подчеркивается, что .занятость — как деятельность граждан, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и приносит, заработок, трудовой доход [3].

Занятыми по этому закону считаются граждане: а) работающие по трудовому договору; б) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; г) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую работу; д) проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах МВД: е) проходящий курс очного обучения в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и др. форм обучения; ж) являющиеся учредителями организаций, кроме общественных [3].

Рассматривая аспекты глобальной и экономической занятости следует заметить, что глобальная  занятость помимо экономической составляющей, включает в себя учебу в образовательных учреждениях всех уровней, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах и др. [22].

Другие ее аспекты: полная (обеспеченность профессиональным трудом,  приносящим доход личности и достойное существование ему и его семье); продуктивная (противопоставляется формальной занятости), свободно избранная занятость (право распоряжаться собственной способностью к труду), а также структурная составляющая (социальная, государственно-частная, территориально-региональная, отраслевая, профессионально-квалификационная половозрастная, национальная, семейная) взаимопроникают и присутствуют в занятости как единое целое [15, 22].  Поэтому занятость населения рассматривается как один из экономических    факторов  функционирования и обслуживания рынка труда любого по размеру региона.

В отличие от занятости трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ) или  Гражданским кодексом РФ, могут регулироваться и гражданско-правовыми  отношениями, т.е. договорами оказания услуг или подряда [1, 2].

Трудовые отношения и занятость тесно переплетаются в ходе организации экономической деятельности между носителями рабочей силы и работодателями, поэтому важно понимать систему мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Это и административные инструменты, которые базируются на силе государственной власти,  включающие меры запрета, разрешения или принуждения; организационные, используемые государством с целью создания социально-экономических условий для участников рынка труда; экономические инструменты, призванные создать экономические стимулы у участников рынка труда.

Основополагающими федеральными законодательно-нормативными актами, регулирующими сферу социально-трудовых отношений, являются следующие документы.

1. Трудовой Кодекс РФ с изменениями на 28 июля 2012 года ФЗ №16-ФЗ от 29.02.2012, содержащий принципы правового регулирования трудовых отношений, запрещение дискриминации в сфере труда, запрещение принудительного труда, нормы трудового права, их действие во времени, в пространстве и т.д.[1].

2. Гражданский кодекс РФ с изменениями // «Российская газета» от 14 июня 2012 № 76 –ФЗ, где в главах (27-28) прописаны условия заключения договоров, их изменения и расторжения, касающиеся в том числе, и трудовых договоров [2]

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009), где помимо правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения включает, в том числе, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы [3].

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в стране [4].

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 02 мая 2006 года №  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5] устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления, равно как и ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (Российская газета, 2006, 6 декабря).

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование сроков прохождения военной службы, сроков зачета в трудовой стаж и др. [6].

7. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации», позволяющий  Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальным органам в случае принятия положительных решений,  давать не только право трудоустройства, но и защиту этих прав в соответствии с трудовым законодательством [7].

8. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, в том числе,  и в сфере регулирования занятости населения на подведомственных им территориях.

Кроме названных законов вопросам регулирования и уточнения некоторых специфических сторон сферы занятости  в Российской Федерации действуют: а) Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; б) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»; в) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 3, Министерства образования Российской Федерации №1 от 13 января 2000 года «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»; Указ Президента РФ от 05.11.1992 №1335 (ред. от 05.10.2002) «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций» [9, 10, 11, 13].

Перечисленные выше Постановления правительства РФ и Указы Президента РФ содержат разработанные инструменты разрешения проблемы и регулирования занятости на разных уровнях управления территориями.

Активное вмешательство государства в функционирование регионального рынка труда, по мнению некоторых ученых, не обязательно означает его эффективное регулирование, т.к. существующая нормативно-правовая база пока «не образует целостной системы» [16], с одной стороны. С другой  – потому, что с формально-правовой точки зрения «рынок труда, сформировавшийся в России, относится к наиболее зарегулированным среди всех стран с рыночной экономикой, а возможно, и среди всех стран мира вообще», о чем подтверждают публикации различных международных организаций (Всемирный банк, МОТ и др.) [17].

Хотя  Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко и Л.С. Бабынина, являясь сторонниками сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования рынка труда, считают, что государству следует отдавать предпочтение организационно-экономическим, а не административным методам регулирования трудовых отношений, создавая тем самым реальные предпосылки для эффективного использования трудового потенциала общества [18].

В то же время, Ефимова Е.А., исследуя сферу трудовых отношений в структуре экономических проблем регионов, делает вывод, о том, что на экономическом пространстве России нет ни одного региона, в котором бы сфера трудовых отношений вообще не подвергалась бы регулированию органами государственной власти. В этой связи ею выделены три группы субъектов РФ со слабой, умеренной и сильной степенью вмешательства государственных органов [14]. В одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других — практически отсутствует.

Субъекты РФ в составе Дальневосточного федерального округа все без исключения отнесены к группе с умеренной степенью вмешательства [14]. Это свидетельствует о том, что нормативно-правовое регулирование рынков труда субъектов Российской Федерации является социально значимым. Однако, оно не способно снизить напряженность на рынке труда. Как видно из перечня документов нормативно-правовой базы, в субъектах Федерации (в частности, в Приморском крае) недостаточно нормативных актов для решения проблем в сфере занятости населения. Кроме Постановления Администрации Приморского края от 25 декабря 2006 года № 276-па «Об управлении государственной службы занятости населения Приморского края», другие документы косвенно касаются этой проблемы [12].

По нашему мнению, при проведении политики государственного регулирования региональных рынков труда необходимо рассматривать сложившуюся ситуацию в сфере занятости в комплексе с другими компонентами регионального развития. Для этих целей в субъектах Российской Федерации необходимо разработать и принять схемы территориального развития и программы комплексного социально-экономического развития городов и регионов, в которых решались бы проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов многоцелевого назначения.
Кроме того, нормативно-правовое регулирование региональных рынков труда должно дополнять данные схемы и программы регионального развития в части территориального расселения и использования производительных сил общества.

К примеру, постановление Администрации Приморского края от 12 марта 2012 года № 56-па «Об утверждении краевой целевой программы (раздел «Содействие занятости населения Приморского края на 2012-2014 годы») нацелено на решение этих задач. В постановлении  определены приоритеты, прежде всего, в создании рабочих мест  в  промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере туризма на ближайшие годы. Помимо этого, в постановлении обращено серьезное внимание на содействие в трудоустройстве, выплаты пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи.

Таким образом, прописав в законодательстве гарантии трудоустройства, а также более благоприятные условия занятости для отдельных категорий граждан, государство стремится создавать экономическую среду, при которой работодатель и работник сами смогли бы заключить взаимовыгодный трудовой договор для обеих сторон [14].

Не смотря на то, что основы регулирования занятости и трудовых отношений формируются на федеральном уровне, разрешение проблем занятости в условиях рыночной экономики решается на региональном и местном уровнях. Это объясняется тем, что отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли-продажи рабочей силы складываются на территориях, где рынок труда обеспечивается под влиянием спроса и предложения, способствуя оттоку рабочей силы из одних секторов экономики в другие.

Федеральный закон 2003 года не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости.

Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса. Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующих мерах:

1) координация и контроль деятельности в области занятости  управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, включая формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест, формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

2) оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);

3) создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

4) образование муниципального учебно-методического центра переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда; организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей; создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

5) создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования; организация и проведение исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, однако контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований.

Анализ практики деятельности органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, показал, что основная деятельность в данной области заключается в информационной, разъяснительной и просветительской работе в сфере занятости и охраны труда.
Специалисты администрации Владивостокского городского округа проводят семинары и совещания для руководителей и представителей служб охраны труда, проверки состояния условий и охраны труда, а также для работников организаций и предприятий разных видов деятельности.

По итогам обследования населения по проблемам занятости экономически активное население края по данным  Федерального территориального органа статистики на 1.09 12 г. составляло, 1088.2 тыс. человек, т.е. 56% общей численности населения края. Во Владивостоке процент занятых немного выше, поскольку портовый крупный город имеет больше возможностей найти рабочих мест по сравнению с другими муниципальными образованиями региона [23].

В соответствии с методологией Международной Организации Труда в государственных учреждениях службы занятости населения незанятые трудовые ресурсы классифицируются как безработные. По таблице №1 видно, что если к концу 2010 г.. численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, по краю составляла почти 28 тысяч человек, то по данным обследования на конец октября уже 2012 года этого года зарегистрировано в качестве безработных 17 тыс. человек, т.е. почти на 10 тыс. меньше,  благодаря реализации мер и предложений, проведенных усилиями муниципалитетов, работающих в согласовании с региональными органами по труду и занятости [23].

Таблица 1 — Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, человек

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Приморский край

48072

44823

35438

33815

40360

27900

Владивосток

5158

3922

3124

3393

5080

2953

В городе Владивосток по этому показателю следует отметить совпадение с общей тенденцией по краю в части сокращения незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, когда значение показателя сократилось с 5158 до 2953, т.е. почти в 2 раза. Это свидетельствует о повышении активности населения в поисках работы, с одной стороны, и активизации деловых структур по организации рабочих мест, а также органов по оказанию содействия в трудоустройстве, — с другой.

На данный момент по данным Госстатистики по Приморскому краю, общий уровень безработицы в крае составил 6.8%, а уровень зарегистрированной безработицы – 1.6%, хотя за прошедшие 6 лет этот показатель уменьшился с 43570 чел. в 2005 г. до 25718 чел. в 2010 г., т.е. на 59 процентов (табл. 2) [23].

Таблица 2 — Численность граждан, имеющих статус безработных,
человек, значение показателя за год

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Приморский край

43570

41649

32747

31955

37600

25718

Владивосток

3824

3377

2676

2885

4380

2527

Во Владивостоке численность граждан, имеющих статус безработных, также уменьшилась (на 66%).

Динамика рынка труда в краевом центре, которая ясно обозначилась сегодня, – результат кропотливой работы Приморского краевого центра занятости в соответствии с политикой, направленной на увеличение рабочих мест. Во многом помогло налаживание более тесных контактов с работодателями. При администрации Владивостока действует межведомственная комиссия по охране труда и городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Кроме того, в городе функционируют: Межведомственная комиссия по охране труда Владивостокского городского округа, «Центр занятости населения города Владивостока, Федеральная  инспекция по труду и занятости, Управление по исполнению отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда.

В городе реализуется территориальное соглашение о регулировании социально-трудовых отношений между работодателями, профсоюзами и администрацией Владивостока на 2009-2012 годы.

В администрации утвержден Регламент предоставления услуги «Проведение уведомительной регистрации коллективных договоров» (Утвержден постановлением администрации от 08.06.2011 №1337).

Помимо этого городская администрация поддерживает предложение к работодателям края о присоединении к Соглашению между профсоюзами, работодателями и Администрацией о регулировании социально-трудовых отношений на 2011-2013 годы.

Кроме того, органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам обращения граждан, получающим пенсию по старости (по возрасту), инвалидам I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

Результаты обращений таковы. На рынок труда вышло значительно больше людей, ранее не работавших. По состоянию на конец 2010 г. по сравнению с 2005г. сократилось число безработных, которым назначено пособие по безработице по краю с 37463 чел. до 20995 человек (на 56%). По г. Владивостоку соответственно на 69% с 3144 до 2172 человек (По данным Базы данных Труд).

Более эффективной стала работа с подростками возраста от 14 до 18 лет в период летних каникул. Больше незанятых граждан приняли участие в общественных работах, в которых было задействовано за 10 месяцев 2012 года в 1,8 раза больше, чем за то же время в прошлом году.

Муниципальные образования в зависимости от финансовых возможностей могут расширить или, наоборот, сузить спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению.
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, не требующих предварительной профессиональной подготовки, имеющих социально полезную направленность и организуемых для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

В настоящий момент на рынке труда наблюдается спрос на рабочую силу в агропромышленном секторе Владивостока, равно как и в крае, особенно на квалифицированных специалистов при имеющихся вакансиях на предприятиях агропромышленного комплекса (по данным Службы занятости), табл.3 [23].

Таблица 3 — Потребность предприятий в работниках,
заявленная в службы занятости, человек

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Приморский край

10908

9881

22752

38340

32793

47452

Владивосток

5562

4715

8934

18695

13630

16882

Характерно, что по городу Владивосток потребность предприятий всех видов собственности составляет примерно 16, 9 тысяч человек, т.е. почти 40 процентов от общей потребности в кадрах по краю.

Таким образом, органы местного самоуправления во Владивостокском округе в рамках полномочий, определяемых нормативно-законодательной базой регулирования занятости в городе, активизировали деятельность  по реализации государственной политики занятости и защите прав граждан всех категорий на труд.

Тем не менее, этой сфере деятельности органам местного самоуправления следует рекомендовать:

а) при проведении анализа регионального рынка труда необходимо рассматривать сложившуюся ситуацию в сфере занятости в комплексе с другими компонентами территориального развития муниципалитета;

б) наряду с разработкой схемы территориального развития г. Владивостока следует углубленно доработать Программу комплексного социально-экономического развития города на перспективу, которая решала бы проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, а также использования ресурсов многоцелевого назначения;

в) программа комплексного социально-экономического развития города должна пройти слушания не только на заседании Законодательного собрания, но и обсуждена с представителями служб занятости, которые владеют информацией о наличии невостребованного трудового потенциала – главной движущей силы развития;

г) муниципалитету следует скрупулезно выполнять намеченные ранее меры по внедрению новых инструментов регулирования отношений в области занятости во взаимодействии с работодателями, профсоюзами, общественными организациями.

 


Библиографический список

  1. Трудовой Кодекс РФ С изменениями на 28 июля 2012 года ФЗ от 29.02.2012 № 16-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ. С изменениями // «Российская газета» от 14 июня 2012 №76 –ФЗ.
  3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 27.12.2009)
  4. Федеральный Закон Российской Федерации  от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  5. Федеральный Закон Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  6. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
  7. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
  11. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации №3, Министерства образования Российской Федерации №1 от 13 января 2000 года «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения».
  12. Постановление Администрации Приморского края от 25 декабря 2006 года №276-па «Об управлении государственной службы занятости населения Приморского края».
  13. Указ Президента РФ от 05.11.1992 №1335 (ред. от 05.10.2002) «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций».
  14. Ефимова Е.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов  //Проблемы современной экономики, № 4 (36), 2010
  15. Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 153 с.
  16. Методология управления трудовыми ресурсами: Монография/Под ред. А.П. Егоршина, И.В. Гуськова, — Н.Новгород: НИМБ, 2008,  201 с.
  17. Нестандарстная занятость в России/Под ред.В.Г. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. – М. Изд. дом ГУ ВШЭ. 2006. – 123 с.
  18. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабыкина Л.С. Экономика труда: Учебник в 2-х  том.,  Т2. — М.: Изд-во «Альфа-пресс», 2004. — 343 с.
  19. Павленок  П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
  20. Сушкова О.Ю. Рынок труда и занятости населения: Учебное пособие для студентов вузов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. — 109 с.
  21. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юристь, 2001. — 334 с.
  22. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998, 275 с.
  23. Интернет информация  http://www.primstat.ru/digital/region9DocLib/trudl.htm. Дата посещения 03.11.2012