Приоритеты создания туристического кластера в западном субрегионе автономной республики Крым

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


ст. преподаватель
Украина, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
soldatova.sa@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена теоретико-экономическому обоснованию приоритетов формирования туристического кластера в Западном субрегионе Автономной Республики Крым. 

Ключевые слова

экономико-экологический кластер, кластеризация, Автономная Республика Крым, региональная стратегия развития, туристический кластер.

Рекомендуемая ссылка

Солдатова Светлана
Приоритеты создания туристического кластера в западном субрегионе автономной республики Крым// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (27). Номер статьи: 2705. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/2705/
Постановка проблемы. Использование крайне незначительной части курортно-рекреационного потенциала в Автономной Республике Крым привело к неравномерному распределению нагрузки: нагрузка на морское побережье Южного берега Крыма в разы превышает нагрузку на побережье западных районов, при этом почти не используются имеющиеся возможности и ресурсы западных территорий республики: это неэффективное использование территориальных ресурсов, где отдельные курортно-рекреационные учреждения занимают территории, которые значительно превышают нормативную величину; это нерациональное использование пляжных ресурсов: при значительной недогрузке пляжей ведомственных здравниц нагрузки на городские пляжи превышают нормативы в несколько раз; это недостаточность бюджетных средств на развитие инфраструктуры курортов, содержание и благоустройство парков, пляжей и тому подобное; это недостаточная инвестиционная активность со стороны отечественных и зарубежных инвесторов, несоответствие масштабов и качественной структуры инвестиций статусу рекреации как приоритетному сектору экономики. Удельный вес инвестиций, как правило, не превышает 10-30% от общего объема инвестирования в основной капитал. Развитие рекреации тормозится недостаточным финансированием и отсутствием крупных инвестиционных проектов; это отсутствие четкого определения статуса курортных территорий государственного и местного значения.

Сдерживает развитие западных территорий Автономной Республики Крым неэффективное разделение на паи земель, значительные площади которых не используются; отсутствие в достаточных объемах водных ресурсов, в том числе питьевой воды; недостаточная мощность канализационных сетей и очистительных канализационных сооружений, неудовлетворительное качество очищенных сточных вод [7].
Одна из проблем АРК, имеющих экологические, природно-ресурсные аспекты, — быстро наметившаяся тенденция потери региональной уникальности (в ресурсном, ландшафтном, историко-культурном отношениях), составляющего самое большое богатство Автономной Республики Крым [9]. Поиск оптимальных путей для управления природным ресурсом наталкивается на ряд методологических препятствий, разрешить которые возможно при использовании новых перспективных научных подходов, в частности, связанных с кластеризацией.

Современные публикации по теме кластеризации связаны с тем, что техника кластеризации применяется в самых разнообразных областях. Хартиган (Hartigan, 1975) дал прекрасный обзор многих опубликованных исследований, содержащих результаты, полученные методами кластерного анализа [16]. Другими классиками кластерного анализа  являются Б. Дюран и П. Одел, опубликовавшие в  1974 году работу «Кластерный анализ» [4]. В развитие идей региональной кластеризации внесли вклад такие авторы как П.Фишер, А.Корнетт, Я. Хансен, Я. Эдвард, Дж.Даннинг, Дж.Лиотард, Третьяк В.П., Евсеенко А.В., Зверева B.C., Огрызько К.В., Унтура Г.А., Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И., М.В.Алфимов, С.Г.Конников, С.А. Цыганов и другие [14]. Среди отечественных авторов, изучавших кластеризацию как экономическую категорию, необходимо отметить вклад украинских ученых Соколенко Е.И., Микулы Н.А. и других [12].

Академик РАН А.Г. Гранберг предложил в качестве составных частей теории региональной экономики рассматривать теории развития региона, теории межрегиональных экономических отношений и теории размещения видов деятельности и населения (1). Несмотря на то, что предмет и объект исследования каждой из этих теорий имеет определенную специфику, у них обязательно должны существовать точки пересечения. Одной из таких точек является формирование конкурентоспособных межрегиональных и межотраслевых кластеров [3]. Среди нерешенных проблем  в кластерном анализе остается выделение экономико-экологической составляющей региональной кластеризации.

Целью настоящей статьи является теоретико-экономическое обоснование приоритетов формирования туристического кластера в Автономной Республики Крым.
Автономная Республика Крым имеет колоссальные возможности по развитию экологических сетей и, параллельно, созданию системы экономико-экологических кластеров, перспективы развития которых достаточно велики.

С учетом изложенного выше, экологическая стратегия Крыма может быть сформулирована следующим образом – для обеспечения перехода к устойчивому (экологически приемлемому социально-экономическому) развитию:

  • восстановить и сохранять природные комплексы в объеме, необходимом для выполнения средообразующих функций, а также для защиты биологического и ландшафтного разнообразия;
  • обеспечить благоприятные условия жизни и экологическую безопасность населения региона [3];
  • перейти к экологически сбалансированному, неистощительному природопользованию на основе максимально эффективного использования имеющегося потенциала (природно-ресурсного, рекреационного, социокультурного и экономического);
  • экологизировать деятельность хозяйственного комплекса, максимально снизив его воздействие на окружающую среду и состояние здоровья населения [15];
  • серьезно изменить отношение регионального социума к решению экологических проблем на основе повышения его роли и активности в принятии управленческих решений, создания системы непрерывного экологического образования и эффективного информирования общественности [5].

Невзирая на значительные запасы лечебных грязей (пелоидов) и лечебного рассола (рапы), который составляет миллионы тонн, большая часть озерных месторождений в курортных целях не используется.

Существующее курортное – рекреационное хозяйство по масштабам и структуре не отвечает современным требованиям оптимального и эффективного функционирования. Изношенность основных фондов, устаревшая материально-техническая база, сезонность рекреационных потоков, высокая стоимость рекреационного продукта приводит к сезонному характеру работы и неполному использованию объектов данной сферы.

Низкая эффективность курортно-рекреационного потенциала в значительной мере вызвана недостаточным обеспечением высококвалифицированными специалистами курортно-туристической сферы, отсутствием партнерских отношений между органами власти, частным сектором и бизнес-структурами.

Транспортный комплекс Западного региона Крыма характеризуется неразвитой инфраструктурой, ее несоответствием международным требованиям, отсутствием организованных грузопотоков, невыгодной логистикой. Отслеживается высокая степень изношенности и обветшалость железнодорожного транспорта, а также невысокая пропускная способность морских портов, отсутствие современных пассажирских терминалов.

Неудовлетворительно используются экономические рычаги – кредиты, страхование, квотирование. Тормозит развитие региона медленный темп роста объемов инвестиций; отсутствие объектов для развития туризма в сельской местности; несовершенство законодательства в курортно-туристической сфере, низкий уровень методической, организационной, информационной и материальной поддержки туристического и курортного бизнеса.
Низкая степень разнообразия рекреационной  активности (на одного рекреанта приходится  меньше 3 видов занятий, например, только пляжный туризм и купание), которое свидетельствует не столько о видовой ограниченности рекреационных ресурсов, сколько о низком уровне организации рекреационного процесса и о недостаточных инвестиционных вложениях (для сравнения: на курортах Средиземноморья разнообразие рекреационных занятий составляет в среднем 7-8 видов) [8].

Отсутствие стратегии брендинга туристического имиджа Западного Крыма и маркетинга по продвижению турпродукта региона совместно с низким уровнем его государственной поддержки и неудовлетворительным эколого-санитарным состоянием курортов, необеспечением охраны культурных достопримечательностей, природных и лечебных ресурсов региона ухудшает конкурентные позиции Крыма по сравнению с ближайшими заграничными курортными зонами [1].

Недостаточный уровень управления и значительная «тенизация» санаторно-курортного туристического комплекса приводят к неудовлетворительному качеству туристического продукта, несоответствию предоставляемых услуг международным стандартам.

Решение отмеченных проблем нуждается в применении программного подхода с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на обеспечение развития курортно-туристической сферы, консолидации усилий органов государственной и местной власти, местного самоуправления, инвесторов и участников рынка предоставления услуг.

Результаты анализа выполнения государственных и региональных программ развития Крыма свидетельствуют о том, что среди мероприятий программ незначительная часть распространяется на территорию Западного Крыма, объемы финансирования развития региона недостаточны, отсутствуют источники финансирования. Кроме того, ни одна из программ не была профинансирована в полном объеме. Результаты анализа инвестирования в основной капитал развития территорий свидетельствуют об их недостаточном объеме по сравнению с Крымом и в целом по Украине.

Целью программы является обеспечение реализации государственной политики относительно развития Западного Крыма путем создания современного высокоэффективного санаторно-курортного комплекса, общегосударственного и международного значения, ориентированного на потребности граждан Украины, СНГ, Европы и других стран мира в санаторно-курортных и туристических услугах. Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в развитие территорий и приоритетных видов экономической деятельности, сохранение, рациональное и эффективное использование культурных, природных и лечебных ресурсов.

Программа направлена на развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры для создания полноценных условий развития территории, повышения социальных стандартов уровня жизни населения и экологической безопасности, улучшения имиджа Крыма и Украины, увеличения доходной части бюджетов всех уровней.

Фонд курортно-рекреационных учреждений, расположенных на побережье Западного Крыма, составляет 62,5 тыс. мест, а удельный вес мест круглогодичного функционирования — 41,4% (25,9 тыс. мест).
Структура современного курортно-рекреационного комплекса представлена:  учреждениями санаторного лечения — 22,0 тыс. мест (35,2%);  учреждениями отдыха — 38,65 тыс. мест (61,8%);  учреждениями туризма — 1,85 тыс. мест (3,0%).

Потенциальная рекреационная емкость территорий Западного побережья АРК, которые могут быть использованы (учитывая реальность утверждения генеральных планов населенных пунктов, которые в данное время разрабатываются) для нового курортно-рекреационного строительства будет составлять 147,5 тыс. мест (по данным УДНДИПМ «Днипромисто») [7].

Развитие курортно-рекреационной сферы предусматривается не только за счет строительства новых объектов, но и модернизации с доведением до уровня мировых стандартов существующих курортно-рекреационных учреждений.
Схемой планирования данных территорий для организации санаторно-курортного оздоровления, отдыха и туризма предложено 14,6 тыс. га. Для курортно-рекреационного строительства на протяжении расчетного периода намечено 5,8 тыс. га (40,0%), за пределами расчетного периода — 8,8 тыс. га (60,0%). Для организации санаторно-курортного лечения необходимо зарезервировать 0,9 тыс. га, для целей рекреации — 4,9 тыс. га.

По курортно-рекреационным подрайонам территории , предложенные для развития курортно-рекреационной отрасли, будут распределяться таким образом:  Черноморский КРП — 7,8 тыс. га (53,4%);  Сакско-Евпаторийский КРП — 4,3 тыс. га (29,5%).

Нормативная потребность в обслуживающем персонале курортно-рекреационных учреждений составит в «пик» летнего сезона около 79,0 тыс. чел., в том числе в персонале, работающем постоянно — 44,5 тыс. чел. Потребность в персонале учреждений общекурортного обслуживания — 17,3 тыс. чел., в том числе в персонале, работающем постоянно — 10,0 тыс.чел.

Этот вариант позволит использовать все возможные источники финансовых ресурсов, обеспечит создание наиболее рациональной инфраструктуры, улучшит имидж Крыма как общегосударственной здравницы, будет способствовать созданию сети объектов курорта международного значения, обеспечит занятость населения, улучшит качество жизни населения с повышением социальных стандартов, увеличит поступление средств в бюджеты всех уровней.

Решение проблем возможно в сфере рекреационного развития путем:  организации рекреационно-хозяйственных структур на основе кооперации по типу консорциумов, акционерных обществ, которые объединяют финансовые, материальные и интеллектуальные потоки, создания курортно-туристического кластера (рис. 1);  модернизации существующих и строительстве новых заведений здравоохранения;  создания системы лицензирования и сертификации рекреационной деятельности; системы подготовки кадров;  строительства санаторно-курортных и оздоровительно-лечебных заведений с современным медицинским оборудованием, гостиничных комплексов, с привлечением инвестиций;  строительства современных спортивных комплексов, культурно-развлекательных центров;  развития новых водно-спортивных видов туризма (виндсерфинг; дайвинг, картсерфинг, подводная охота, рыбная ловля и т.п.); создания новых туристических объектов и маршрутов (посещение античных городищ, историко-археологических заповедников); разработки проектов округов и зон санитарной охраны курортов.

Рис. 1 Структура Евпаторийского экономико-экологического кластера

В сфере развития транспортной инфраструктуры путем: строительства аэропортов, морских портов, аква-аэродрома, проведения текущего и капитального ремонта железнодорожных путей и вокзальных комплексов; модернизации автомобильной, железнодорожной, авиационной транспортной и аэродромной инфраструктуры; организация спортивных соревнований по аэробатике, в частности по авиа-слалому – динамическому виду пилотирования, которое является перспективным направлением благодаря природно-климатическим условиям оз. Донузлав;  оптимизации дорожного движения, обеспечения последующего развития общественного электротранспорта, реконструкции существующих и строительство новых автомобильных дорог государственного и местного значения; строительство новых автостанций; проведения логистики автомобильных маршрутов с учетом создания новых рекреационных центров;  поддержки использования автотранспортных средств, которые отвечают европейским стандартам;  доведения технических характеристик морских портов до международных стандартов;  организации транспортного морского соединения между городами Западного региона Крыма и портами стран Черноморского побережья, а также воздушного соединения с местами рекреации Западного региона Крыма [2];

В сфере охраны окружающей среды путем: сохранения объектов природно-заповедного фонда и расширения их территорий; создания новых лесных насаждений; сохранения биологического и ландшафтного многообразия;  установления и вынесения в натуру на местности границ объектов природно-заповедного фонда и прибрежных защитных полос вдоль моря, морских заливов и лиманов; — решения вопросов утилизации отходов производства, в том числе агропромышленного комплекса, с использованием современных технологий и с учетом требований Закона Украины «О курортах».

Финансирование Программы предусматривается осуществить за счет средств государственного и местных бюджетов, других источников, предусмотренных законом, в пределах выполнения государственных отраслевых программ и Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа в 2007 г. N1067 [6].

Ориентировочный объем финансирования Программы без транспортной отрасли составляет 9,0 млрд. гривен, в том числе за счет государственного бюджета – 850,0 млн.грн., местных бюджетов — 150,0 млн.грн., других источников – 8,0 млрд.грн. Прогнозный объем финансирования развития транспортной отрасли составляет 34,3 млрд. грн., в частности для развития автомобильных дорог необходимо 12500,0 млн.грн, автомобильного транспорта – 1 500,0 млн.грн., авиационного транспорта – 2 600,0 млн.грн., железнодорожного транспорта – 6 300,0 млн.грн., морского транспорта – 4 500,0 млн.грн., альтернативных видов транспорта – 6 900,0 млн.грн. Нерешенным вопросом остаются  средозащитные мероприятий, которые должна предполагать указанная инвестиционная инфраструктурная программа.

Заключение

1. Концепция развития региональных кластеров в АР Крым должна содержать принципы кластеризации, аспекты методологии оценки, потенциала  кластеризации, административную процедуру создания кластеров, субъекты и объекты организации кластера, их правового статуса, организационно-правовую структуру методы мониторинга кластеров, аспекты экономического регулирования кластеров, природоохранные аспекты создания кластеров.

2. Для формирования туристичекого кластера (наряду с другими) в АРК важным является доступность одного или ряда специализированных факторов, наличие необходимой инфраструктуры, особых привычек у населения, соответствующего географического положения. Наличие природных ресурсов также является одним из важнейших факторов, благодаря которому возникают кластеры.

3. В статье предложены принципы создания туристических кластеров природопользования как экономико-экологических кластеров. Экономико-экологическая кластеризация, применяемая как для целей охраны и восстановления природных ресурсов, так и для оптимизации хозяйственной деятельности является перспективным интегрированным механизмом экономики природопользования.


Библиографический список

  1. Биоразнообразие Крыма: оценка и потребности сохранения /Рабочие материалы, представленные на международный рабочий семинар (Ноябрь -1997, Гурзуф). Под ред. В.В.Корженевского, В.А.Бокова, А.И.Дулицкого. -Biodiversity Support Program (Программа Поддержки Биоразнообразия). -131 с.
  2. Буркинський Б. Формування морської доктрини України / Б. Буркинський, О. Котлубай, В. Степанов // Вісник НАН України. — 2008. — №9.– С. 6-11.
  3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики : [учебник] / Александр Григорьевич Гранберг. — [4-е изд.]. — М. : ГУ ВШЭ, 2004. -495 с.
  4. Дюран Б. Кластерный анализ [Текст] / Б.ДюранП.Одел  [пер. сангл. Е.З. Демиденко. Под  ред. А.Я. Боярского]. — М.: Статистика, 1977. —64 с.
  5. Жданова О. И. Кластер как инструмент промышленной политики региона / О. И. Жданова // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 9. — С. 60-67.
  6. Инвестиционный портал Автономной Республики Крым [Електронний ресурс] — Режим доступа:  http://www.invest-crimea.gov.ua/
  7. Концепция Государственной целевой программы по развитию территории Западного региона Крыма на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://minregiongkh.ark.gov.ua/index.php/ministerstvo/regionalnoe-razvitie
  8. Концепція державної регіональної політики / Протокол Кабінету Міністрів України №32 від 2.07.2008 [Електронний ресурс] // Офіційний сайт Міністерства регіонального розвитку та будівництва України. — Режим доступа : http://minregionbud.gov.ua/index.php?id=895
  9. Лысенко О. В. Применение методики оценки синергетического эффекта для определения эффективности образования интегрированных промышленных объединений / О. В. Лысенко // Теория и практика программного развития регионов : всероссийская научн.-практ. конф. : тезисы докл. — Уфа: Гилем, 2004. — С. 24-31.
  10. Макогон Ю. В. Регіональні економічні зв’язки і вільні економічні зони : [підруч.] / Ю. В. Макогон, В. І. Ляшенко, В. О. Кравченко. — Донецьк: ДонНУ, 2005.-541 с.
  11. Мандель И. Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и Статистика, 1988. – 321 с.
  12. Мікула Н. А. Транскордонні кластери / Н. А. Мікула, О. І. Пастернак // Регіональна економіка. — 2009. — № 2. — С. 228-229.
  13. Соколенко С. И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации [Текст] / С. И. Соколенко // Безопасность Евразии. — 2002. — № 1. — С. 433-445.
  14. Соколенко С.І . Кластери в глобальнійекономіці [Текст]  / С. I. Соколенко. -К.: Логос, 2004. -848 с.
  15. Солдатова С.А. Экономико-организационные механизмы активизации яхтенного туризма (с особым рассмотрением Автономной республики Крым) //Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2011): сборник статей /Солдатова С.А. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, 2011. – С. 114 – 116.
  16. Hartigan, J. A. and M. A. Wong  Algorithm AS 136: A k-means clustering algorithm». In: Applied Statistics – 28.1, –  pp. 100-108.