Анализ практики финансирования социальной политики города Белово Кемеровской области

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант
Россия, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
tanus.haphoto@gmail.com

Аннотация

В статье автор рассматривает механизм финансирования социальной политики города Белово Кемеровской области. Проведен анализ динамики объема и структуры расходов бюджета города Белово на социальную политику, на основе которого были сделаны выводы, дающие основу для разработки рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования социальной политики города.

Ключевые слова

механизм финансирования социальной политики муниципального образования, город Белово Кемеровской области, динамика расходов бюджета на социальную сферу.

Рекомендуемая ссылка

Косточкина Татьяна Андреевна
Анализ практики финансирования социальной политики города Белово Кемеровской области// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (30). Номер статьи: 3003. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3003/
Социальная сфера муниципального образования определяет качество жизни и условия жизнедеятельности людей. Органы местного самоуправления наиболее приближенны к населению и призваны конкретизировать цели социальной политики страны и региона, в соответствии с особенностями конкретных территорий.

Современное муниципальное образование городской округ Белово – крупный населенный пункт, по численности населения занимает 4 место в Кемеровской области (после Новокузнецка, Кемерова, Прокопьевска). В настоящее время город включает в себя несколько административно-территориальных объектов: Центральную часть, 4 поселка городского типа (Грамотеино, Инской, Новый Городок, Бачатский) и 2 сельских населенных пункта (село Заречное и деревня Грамотеино). Согласно принятой классификации, г. Белово относится к большим городам – центрам промышленности [1].

Город Белово уникален структурой своей социальной и коммунальной сферы. Каждый поселок автономен, далеко расположен от города. В каждом поселке необходимо иметь свои учреждения образования, культуры, здравоохранения.
В городе Белово Кемеровской области выделяют три уровня финансовых возможностей местного самоуправления.

Первый уровень образуют ресурсы прямого доступа, контроля и подотчетности в их использовании. Это средства местного бюджета, государственных внебюджетных фондов, финансовые средства, передаваемые региональными органами для осуществления государственных полномочий, доходы от муниципальных предприятий и муниципальной собственности. Второй уровень выходит за пределы прямого доступа местных властей к финансовым возможностям и опирается на совокупный финансовый потенциал муниципального образования. Его составляют совокупные доходы юридических и физических лиц, которые в определенных условиях могут быть мобилизованы на приращение экономического потенциала данной территории и тем самым на увеличение финансовых ресурсов первого уровня. Третий уровень – финансовые средства нерезидентов, привлекаемые  для наращивания социально-экономического потенциала территории.

На практике муниципальные органы управления используют всю самую широкую гамму приемов пополнения и мобилизации источников финансовых ресурсов для целей социально-экономического развития муниципальных образований. Поэтому показатели оценки сбалансированности бюджетно-финансовой системы и налогового потенциала отражают все уровни финансовых возможностей муниципалитета

Система управления социально-экономическим развитием города Белово включает территориальные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Решение вопросов местного значения городского округа является функцией органов местного самоуправления.
Социальную сферу города Белово в настоящее время представляют 13 учреждений здравоохранения, 90 учреждений образования, 32 учреждения культуры, 9 учреждений физической культуры и спорта, а так же систему социальной защиты населения представляют Муниципальное учреждение «Комитет социальной защиты г. Белово» и пять подведомственных учреждений.

Рассматривая структуру социальной сферы Беловского городского округа, можно выделить следующие ее основные компоненты:

  • здравоохранение,
  • социальная поддержка населения,
  • образование,
  • культура,
  • физическая культура и спорт.

Численность работающих в 13 учреждениях здравоохранения(в т. ч. 9 учреждений функционируют в системе ОМС) составляет 3182 человека.

Учреждения системы городского здравоохранения города Белово участвуют в реализации таких программ, как «Профилактика и лечение туберкулеза», «Профилактика и лечение ВИЧ», «Профилактика сердечнососудистых заболеваний». С 2005 года на территории города действует программа «Льгота», в рамках которой льготные категории населения обеспечиваются льготными лекарственными средствами. Продолжается реализация национального проекта «Здоровье» и др.

Организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования на территории города Белово осуществляют 90 учреждений, в т.ч. 43 дошкольных образовательных учреждения, 23 школы, 9 музыкальных и художественных школ, 2 спортивные школы и др. учреждения, в которых обучается 14295 учащихся,  5477 детей посещают  детские дошкольные учреждения, 73 ребенка — в 2-х детских домах, 461 — в 3 школах интернатах, 76 детей в 54-х приемных семьях, работают 22 семейные группы в учреждениях образования работает 5300  человек.

В целях повышения охвата детей дошкольным образованием, увеличения сети дошкольных образовательных учреждений в г. Белово разработана и утверждена Беловским городским Советом народных депутатов городская целевая программа «Детский сад». В рамках реализации данной программы открыты 6 дополнительных групп в действующих детских садах.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории города был осуществлен ряд мероприятий, комплексно охватывающий всю образовательную систему города.

Несмотря на небольшую численность городского населения (134 тыс. чел.) в Белово достаточно разветвленная сеть учреждений культуры.

Положительная динамика наблюдается и в деятельности учреждений клубного типа. За прошлый год учреждениями культуры проведено 4 688 мероприятий, что на 46 единиц больше, чем в 2010 году. Из общего числа — на платной основе проведено 2 тысячи 853  мероприятия, что на 37 единиц больше в сравнении с прошлым годом.

Как следствие, увеличился удельный охват населения. В 2011 г. этот показатель составил 34,9 посещений культурных мероприятий на 10 тыс. населения (в 2009 г. – 25,2).

Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в 2011 году функционировало 9 учреждений физкультуры и спорта, численность работающих составила 136 человек. Более 7 тыс. жителей города занимаются спортом.

Из 72 муниципальных услуг, оказываемых отраслевыми органами Администрации Беловского городского округа на Комитет социальной защиты населения возложены полномочия по оказанию населению 39 государственных (муниципальных) услуг или 54,2% общего количества оказываемых услуг.

Возможностей для формирования бюджетной основы действенной социальной политики на местном уровне немало. При разработке конкретной системы мероприятий местной социальной политики следует учитывать специфику типа местного сообщества, для которого формируется соответствующая совокупность социальных программ и внепрограммных решений.

При исполнении бюджета 2009-2011 годов учитывались основные направления бюджетной политики:

  • эффективное и стопроцентное использование средств;
  • поиск внутренних резервов, повышение качества управления муниципальным имуществом.

В первоочередном порядке денежные средства были направлены на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, расчеты за тепло-электроэнергию и уголь для нужд города, реализацию целевых программ, обеспечение деятельности бюджетных учреждений, исполнение других расходных обязательств органов местного самоуправления.

Расходы бюджета в 2011 году осуществлены в сумме 3694,3 млн. рублей, и выросли по сравнению с 2010 годом на 665,6 млн. рублей или 25%, а по сравнению с 2009 годом на 829,9 млн. руб. или 30%.

На социальную сферу в 2011 году направлено 69,3 % всех произведенных расходов или 2561,8 млн. рублей (прирост на 25 % к уровню 2010 года и на 45,6% к уровню 2009 года).

Структура расходов бюджета на социальную сферу представлена следующим отраслевым делением (таблица 1) [2].

Таблица 1 – Расходы бюджета города Белово на социальную сферу по отраслям (млн.руб.)

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

% к 2010году

 РАСХОДЫ. Всего

1759

2049,9

2561,8

125

 В т.ч. по отраслям:

Образование

933,5

1024

1366

133,4

Здравоохранение

184,8

202,1

333,8

165,2

Культура

82,5

94,8

120,8

127,4

Физкультура и спорт

16,4

31,5

62,2

197,4

Социальная защита

541,8

697,5

679

97,3

Рисунок 1 – Расходы городского бюджета на социальную политику по отраслям (млн. руб.)

Приоритетным направлением бюджета городского округа 2011 г. по-прежнему остаются расходы социального направления, что обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах здравоохранения и образования, создания условий для культурного и духовного развития жителей города.

Удельный вес расходов на социальную сферу по отраслям в 2009-2011гг. сложился следующим образом (таблица 2).

Таблица 2 – Удельный вес расходов бюджета города Белово на социальную сферу по отраслям (в процентах)

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 РАСХОДЫ. Всего

100

100

100

 В т.ч.по отраслям:

Образование

53,1

50

53,4

Здравоохранение

10,5

9,9

13

Физкультура и спорт

4,7

4,6

4,7

Культура

0,9

1,5

2,4

Социальная защита

30,8

34

26,5

 

Рисунок 2 – Структура расходов на социальную сферу по удельному весу в 2011 году

В первоочередном порядке финансировались расходы на заработную плату, питание, связь, оплату ГСМ. Выплата заработной платы бюджетной сферы в 2011 году из местного бюджета осуществлялась своевременно и в полном объеме.

Образование – это самая крупная отрасль бюджетной сферы.

По состоянию на 01.01.2012г. в нее входит 90 учреждений, в т.ч. 43 дошкольных образовательных учреждения, 23 школы, 9 музыкальных и художественных школ, 2 спортивные школы и др. учреждения, в которых обучается 14295 учащихся,  5477 детей посещают  детские дошкольные учреждения, 73 ребенка — в 2-х детских домах, 461 — в 3 школах интернатах, 76 детей в 54-х приемных семьях, работают 22 семейные группы в учреждениях образования работает 5300 человек.

В 2011 году на образование направлено 1366 млн. руб. (37 % расходов городского бюджета), в том числе за счет субсидий и субвенций из областного и федерального бюджетов – 602,9 млн. руб. (44,1%) и за счет местного бюджета – 763,1  млн. руб.

За счет субвенций и субсидий из областного и федерального бюджетов на содержание учреждений образования направлено:

  • на выплату заработной платы (ст.211,213) 422,2 млн. рублей (70%)
  • на прочие расходы – 180,7 млн. рублей, из них:
  • на метод. литературу и учебные расходы – 1,4 млн. руб.
  • коммунальные услуги – 6,5 млн. руб.
  • прочие расходы – 172,8  млн. руб.

В т.ч. расходы на общее образование (школы, школы-интернаты, детские дома) за счет субвенции областного и федерального бюджетов составили 478,9 млн.руб. и их структура представлена на графике (рисунок 3).

Таблица 3 – Структура расходов на общее образование (субвенции, субсидии) (млн. руб.)

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего расходов, в т.ч.

331,5

407,5

478,9

Фонд заработной платы

275,4

324,9

390,2

Другие расходы

56,1

82,6

88,7

Рисунок 3 – Структура расходов на общее образование (субвенция областного бюджета) (млн. руб.)

Из местного бюджета на образование направлено – 763,1 млн. руб., в т.ч.:

  • на выплату заработной платы 413,9млн. руб. (54,2 % );
  • на оплату коммунальных услуг 125,9 млн.руб. (15,5%);
  • на приобретение оборудования длит. пользования – 20 млн.руб.
  • на расходы по содержанию имущества -61,5 млн. руб.
  • на ГСМ, питание – 105,1 млн.руб.
  • прочие расходы – 36,7млн.руб. (транспортные и командировочные расходы, оплата услуг связи и услуг  вневедомственной  и пожарной охраны и т.д.)

Структура расходов на содержание учреждений образования (детские сады, внешкольные учреждения, прочие учреждения образования), финансируемых из местного бюджета, представлена на графике.

Рисунок 4 – Структура расходов на содержание учреждений образования, финансируемые за счет местного бюджета (млн. руб.)

Численность работающих в 13 учреждениях здравоохранения(в т.ч. 9 учреждений функционируют в системе ОМС) составляет 3182 человека, в т.ч. на бюджете – 690 человек. В 2011 году направлено – 333,8 млн. руб., из них за счет средств областного бюджета – 120,8 млн. руб. в т.ч. по программе «Модернизация здравоохранения» – 87,6 млн. руб., по программе мероприятий социально-экономического развития города по распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области №165-р – 24,5 млн. руб.

Из местного бюджета на здравоохранение направлено – 213 млн. руб., в т.ч.:

  • на выплату заработной платы  96,9 млн. руб. (45,5 %);
  • на оплату коммунальных услуг 39,9 млн. руб. (18,7%);
  • на приобретение оборудования длительного пользования – 6,5 млн. руб. ( 3,1%) ;
  • на расходы по содержанию имущества -18,1 млн. руб.(8,5%);
  • прочие расходы – 51,6 млн. руб. (ГСМ, медикаменты, транспортные и командировочные расходы, оплата услуг связи и услуг  вневедомственной охраны и т.д.) ( 24,2%).

Рисунок 5 – Структура расходов на здравоохранение (без ТФ ОМС и субвенции) из местного бюджета (млн. руб.)

К уровню 2010 года, расходы на учреждения здравоохранения по г.Белово в 2011 году увеличились на 131,7 млн.руб., а к уровню 2009 года – на 153,8 мнл.руб.
Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в 2011 году функционировало 9 учреждений физкультуры и спорта, численность работающих составила 136 человек. Более 7 тыс. жителей города занимаются спортом.

Расходы в 2011 году составили 62 млн. руб., из них на

  • заработную плату – 18 млн. руб. (28,9%),
  • коммунальные услуги – 13,8 млн. руб.(22,3%),
  • содержание имущества – 6,5 млн. руб. (10,5%),
  • на приобретение оборудования длительного  пользования – 3,4 млн. руб.  (5,5%),
  • прочие расходы составили – 20,3 млн. руб. (ГСМ, транспортные и командировочные расходы, оплата услуг связи и т.д.) ( 32,7%).

В сравнении с уровнем 2010 года расходы бюджета на физкультуру и спорт возросли на 30,7 млн. руб., в то время как, по сравнению с 2009 годом, прирост составил 43,1 млн. руб. С 1 сентября начал действовать спортивно-оздоровительный комплекс пгт. Новый городок.

Структура расходов в данной отрасли представлена на графике (рисунок 6).

Рисунок 6 – Структура расходов по разделу «Физическая культура и спорт» (млн. руб.)

Для создания условий культурной деятельности, организации досуга населения, приобщения жителей города к культурным ценностям, осуществляли свою деятельность муниципальные учреждения культуры. Численность работающих в 32 учреждениях – 598 человек.

В 2011 году расходы на проведение общегородских культурно-массовых мероприятий, содержание учреждений культуры составили 120,8 млн. руб. (увеличение относительно 2010 г. на 27 %, относительно 2009 г. – на 34 %)

Рисунок 7 – Структура расходов учреждений культуры (млн. руб.)

Социальная защита города направлена на обеспечение эффективной защищенности населения: повышения качества социальной защиты населения, охрана здоровья, обеспечение жильем, улучшения демографической ситуации. Расходы по данному разделу составили 679 млн.руб.

Финансирование по данному разделу осуществляется за счет средств областного, федерального бюджета в сумме 661 млн.руб. и местного бюджета в сумме 18,0 млн.руб.

Социальная политика города осуществляет финансовое обеспечение около 30 видов льгот.

Основные приоритеты социальной политики отражены в муниципальных программах, которые направлены на сферы, которые прямо определяют качество жизни горожан. В 2011 году на территории городского округа реализовано 9 социально направленных программ.

Таблица 4 – Муниципальные социальные целевые программы (млн. руб.)

Наименование программы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

% к 2010 г.

  • Программа «Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории г. Белово»

1,6

1,7

1,2

71

  • Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения г. Белово»

6,36

13,4

8,5

63

  • Программа «Детский сад»

5

3,9

13,2

338

  • Программа «Обеспечение жильем молодых семей»

0,5

0,1

0,3

300

  • Программа «Артериальная гипертония. Профилактика ИБС, инсультов»

0,157

0,2

0,08

40

  • Муниципальная целевая программа «Доступная среда»

 

 

1,0

 

  • Муниципальная целевая программа «Организация отдыха оздоровления и занятости детей и подростков, сохранения развития сети учреждений отдыха на период 2011-2013 гг.»

 

 

16,7

 

  • Муниципальная целевая программа «Иммунопрофилактика»

1,2

 

  • Муниципальная целевая программа «Культура г.Белово»

6,1

Итого:

13,6

19,3

48,3

250,3

Рисунок 8 – Структура расходов по муниципальным социальным целевым программам за 2011 год (млн. руб.)

Программа «Комплексные меры противодействия употребления наркотиков и их незаконному обороту на территории города Белово» разработана в целях повышения уровня эффективности оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков, снижение уровня потребления наркотических средств, формирование у населения социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни. Цель программы создание условий для снижения распространенности наркотиков на территории города.

На выполнение данной программы из городского бюджета направлено 1,2 млн. руб. Программа предусматривает расходы бюджетных учреждений на специальные мероприятия.

Таблица 5 – Расходы бюджетных учреждений на специальные мероприятия (тыс. руб.)

Наименование отрасли

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Правоохранительная деятельность (УВД)

1106

1517,5

1158,3

Образование

20

20

20

Культура

5

5

5

Здравоохранение и спорт

50

50

50

УДМ

8

8

8

ИТОГО

1189

1669

1241,3

Программа «Социальная поддержка населения г. Белово». Социальная поддержка населения в настоящее время очень разносторонняя проблема, затрагивающая огромное количество аспектов жизни нашего города.

Программа направлена на повышение качества жизни и улучшения материального положения граждан пожилого возраста, ветеранов труда, инвалидов, участников и инвалидов  ВОВ, ветеранов боевых действий, детей из малообеспеченных семей и других категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Программа предусматривает расходы бюджета на меры соц. поддержки, на данную программу в 2011 году направлено 8,5 млн. руб. при утвержденном плане 8,5 млн. руб. (100%).
В рамках реализации программы в 2011 году была:

  • оказана материальная помощь малообеспеченным гражданам, и гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации около 600 чел. На сумму свыше 1,5 млн. рублей;
  • организована вывозка и доставка овощных наборов для инвалидов и малоимущих пенсионеров.  Овощные наборы получили 1240 человек, на сумму 45,0 тыс.руб.;
  • проведена благотворительная акция по доставке угля малоимущему населению, доставлено угля для 400 человек на сумму 318 тыс. руб.;
  • отремонтированы квартиры и жилые дома участникам ВОВ и вдовам участников ВОВ на сумму около 500 тыс. рублей.
  • в течение года проводились бесплатные сезоны отдыха, в социально-реабилитационном отделении отдохнули и поправили свое здоровье  более 400 человек, сумма затрат за счет средств, предусмотренных программой составила 605 тыс. руб.;
  • организованы и проведены мероприятия, посвященные Дню Победы, международному Дню инвалидов, Дню пожилых людей, Дню матери и др. на сумму 2,2 млн. руб.;
  • за счет средств муниципальной программы для детей-инвалидов, детей ветеранов боевых действий и ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС приобретаются новогодние подарки. В 2011 году на эти мероприятия направлено 240,0 тыс. руб.

На выполнение программы «Детский сад» из городского бюджета направлено 13,2 млн.рублей.

Продолжится работа по  реконструкции и капитальному ремонту зданий бывших дошкольных образовательных учреждений.

Бюджетные средства направлены на открытие 4 детских садов и 17 дошкольных групп.

На выполнение программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 году направлено 1,2 млн. руб. (в 2010 г. – 0,6 млн. руб., в 2009 г. – 0,5 млн. руб), в т.ч. за счет:

  • местного бюджета — 0,3 млн.руб.
  • областного бюджета — 0,4 млн.руб.
  • федерального бюджета — 0,5 млн.руб.

Приобретены молодым семьям две трехкомнатные квартиры.

Программа направлена на поддержку решения жилищной проблемы молодых семей и предусматривает предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Муниципальная целевая программа «Артериальная гипертония. Профилактика ИБС, инсультов. Совершенствование медицинской помощи больным с сердечнососудистой патологией в 2009-2011 годах».

Целью программы является создание системы формирования активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации  населения от ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, хронической сердечной недостаточности и увеличения средней продолжительности  и качества жизни.

В 2011 году на реализацию  мероприятий, предусмотренных данной программой направленно 75 тыс.руб., при плане 75,5 тыс.руб. (99%).

В рамках реализации данной программы был приобретен аппарат для определения стадии заболевания гипертонической болезни.

В 2011 году на реализацию мероприятий, предусмотренных программой «Доступная среда» направлено 1,0 млн. рублей. Расходы были направлены на:

  • обеспечение доставки инвалидов на работу и обратно;
  • на реконструкцию подъездов и устройство пандусов и т.д.

На программу «Культура г. Белово» из бюджета направлено 6,1 млн.руб.

Муниципальная целевая программа «Организация отдыха оздоровления и занятости детей и подростков, сохранения развития сети учреждений отдыха».

Одной из главных задач социальной политики является создание оптимальных условий  для полноценного отдыха, занятости и оздоровления максимального количества детей подростков.

В 2011 году на реализацию мероприятий, предусмотренных данной программой направлено 16,7 млн. рублей.
Таким образом, город Белово уникален структурой своей социальной и коммунальной сферы. Каждый поселок автономен, далеко расположен от города. В каждом поселке необходимо иметь свои учреждения образования, культуры, здравоохранения. Сегодня город идет по пути повышения качества жизни беловчан, в первую очередь пожилых людей, семей с детьми, граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Для анализа финансирования социальной политики города Белово было необходимо оценить динамику объема и структуры расходов бюджета города Белово на социальную политику.

Приоритетным направлением бюджета городского округа являются расходы социального направления, что обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах здравоохранения и образования, создания условий для культурного и духовного развития жителей города. Самая крупная отрасль бюджетной сферы – образование.
Как видно из анализа происходит ежегодное увеличение расходов на социальную сферу по всем отраслям, что является положительным фактором финансирования социальной сферы.

Также можно отметить, что муниципальное образование полностью выполняет запланированные бюджетом обязательства.


Библиографический список

  1. Город Белово в 2011 году: информационно-аналитический сборник / А.Г. Чернов, Д.Г. Филиппов, И.В. Демченко, В.Т. Шибаев и др. – Белово, 2011.
  2. Доклады к публичным слушаниям по отчету об исполнении бюджета Беловского городского округа за 2009-2011 гг.