Нормативно-правовое регулирование предпринимательской культуры в современной России

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


ассистент
Россия, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
v.pstu@yandex.ru


магистрант
Россия, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
iulechka.2009@yandex.ru

Аннотация

В работе проведен анализ, исследования основных макроэкономических показателей характеризующих культуру предпринимательства в России. Определенны основные источники нормативно – законодательного регулирования развития культуры предпринимательства представлены рекомендации по формированию культуры предпринимательских отношений.

Ключевые слова

Культура предпринимательства, субъекты предпринимательской деятельности, индекс предпринимательской уверенности, нормативно-правовая база предпринимательства, предприниматель.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Лепихин Валерий Владимирович , Фукалова Юлия Сергеевна
Нормативно-правовое регулирование предпринимательской культуры в современной России// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (31). Номер статьи: 3102. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3102/
Предпринимательская деятельность в России, как и в мире в целом, является неизбежным атрибутом современной экономики. В связи с этим актуальным становится вопрос о культуре взаимоотношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, а именно о культуре предпринимательства. Неразвитость предпринимательской культуры порождает такие явления как коррупция, оппортунизм менеджеров и работников современных предприятий, что в значительной степени тормозит развитие как предпринимательства, та и экономики в целом.
Динамика численности субъектов предпринимательской деятельности в России свидетельствует о тенденции устойчивого снижения, их количество в 2011 г. сократилось по сравнению с 2006 г. практически в два раза (рис. 1) [6].


Рисунок 1 – Динамика численности субъектов предпринимательства в России в тыс. единиц

Отрицательная динамика обусловлена изменением законодательной и налоговой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность. В свою очередь культура предпринимательских отношений также оказывает значительное влияние на предпринимательство. Культура взаимоотношений предпринимателей, поставщиков и потребителей стала неотъемлемым структурным элементом, формирующим предпринимательские отношения, при этом она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Рассмотрим более подробно понятие культуры, от которого формируется предпринимательская культура, так в словаре русского языка С.И. Ожегова культура определяется как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей,…высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» [2, с.313].

По определению Р. Рюттингера «культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях» [4, с.52]. В.В. Томилов определяет культуру предпринимательской деятельности как «комплекс взаимодействующих факторов, включающих опыт прошлого и настоящего, структурные характеристики, взгляды руководителей, правила и нормы хозяйственного поведения конкретной фирмы» [5, с.68]. С точки зрения В.Г. Макеевой культура предпринимательства «представляет собой систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятия ее обществом» [1, с. 73].

Таким образом, под культурой предпринимательства следует понимать совокупность принципов при осуществлении предпринимательской деятельности, не противоречащих нормативно-правовой базе государства, обычаям и сложившимся традициям, а также нормам делового поведения предпринимателей, при этом по своим основным чертам она близка к профессиональной культуре.

Ф. Фукуяма поставил вопрос о культурном измерении экономической жизни. На основе исследования различных эпох социально-экономического развития и современного положения разных стран он приходит к выводу, что важнейшим фактором формирования экономической политики является культура: «Культура есть унаследованный этический навык или привычки»; культура «меняется очень медленно – гораздо медленнее, чем идеология» [8, с.144].

Формирование культуры предпринимательской деятельности зависит от культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Высокий уровень предпринимательской культуры оказывает положительное влияние на развитие предпринимательской деятельности.

Рассмотрим более подробно динамику индекса предпринимательской уверенности по различным отраслям (рис. 2), т.к. этот показатель более полно отражает и во многом определяет сущностную природу предпринимательской деятельности [7].


Рисунок 2 – Динамика индекса предпринимательской уверенности по различным отраслям Российской Федерации

Как показано на рисунке, наблюдается неравномерность распределения предпринимательской уверенности в различные периоды, так в 2008 и в 2009 гг., индекс предпринимательской уверенности имеет отрицательное значение в организациях отраслей обрабатывающих производств и по добыче полезных ископаемых. В период с 2010 по 2012 гг. индекс в этих отраслях постепенно начинает стремиться к нулю, но при этом сохраняется его отрицательное значение в пределах от -1 до -5.

В организациях, осуществляющих производство и распределении электроэнергии, газа и воды, индекс предпринимательской уверенности имеет положительное значение в период с 2010 по 2012 гг. и устанавливаются в пределах 5.

Аналитики предполагают что, такая закономерность может быть связана с конъюнктурой рынка, сроками оборота капитала предприятий (организаций), нормативно-правовым регулированием предпринимательской деятельности, различием в окупаемости и доходности организаций.

Формирование предпринимательской культуры как социально–правового института должно выполнять свои экономические и социальные функции [4, с.118].

В последние годы, особое значение придается нормативно-правовому регулированию при развитии предпринимательских отношений,  в нашем случае рассматривается культура предпринимательства. Ниже приведена схема нормативно-правового регулирования культуры предпринимательской деятельности в России (рис. 3)

Рисунок 3- Схема нормативно-правового регулирования культуры предпринимательства в России

Из представленного рисунка, прослеживается прямая и обратная взаимосвязь, которая непосредственно влияет  на регулирование нормативно-правовой базы культуры предпринимательства в России. Как видно из рисунка, то  при осуществлении предпринимательских отношений множество Министерств и ведомств РФ, а также непосредственно Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная дума и Правительство РФ, которые непосредственно воздействуют на предпринимателей путем принятия законодательных, нормативных и методических документов регулирующих культуру предпринимательства в России.

При этом основными документами регулирующие деятельность и развитие культуры предпринимательства на макро-уровне и микро-уровне в Российской Федерации, будут являться: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ. Так в Гражданском кодексе РФ прописаны основные понятия предпринимательства, которые в дальнейшем при осуществлении предпринимательской деятельности организуют деловые связи предпринимателей и взаимоотношения между ними, в нем определены статьи регулирующие договорные отношения для более культурного ведения бизнеса в России. В трудовом кодексе прописаны, основные нормы и правила при осуществлении предпринимательской деятельности с трудовым коллективом, в большей степени это будет относиться, конечно к корпоративной культуре предпринимательства, но также и влиять на культуру предпринимательский отношений в  трудовом коллективе. Таможенный и Налоговые кодексы РФ, оказывают не значительное влияние на культуру предпринимательства, но все же регулируют культуру  при составлении и подачи налоговой отчетности предпринимателей, а также культуру поведения предпринимателей  при доставке и вывозу товаров за границу. В кодексы РФ постоянно Правительство Российской Федерации вносит корректирующие поправки с учетом развития рынка страны и заграницы, а также внесение поправок в налоговое и трудовое законодательство.

Федеральные законы РФ, которые будут являть нормативной базой при развитии культуры предпринимательства, так как именно в них прописаны основные нормы, требования и понятия при осуществлении и ведении цивилизованных предпринимательских отношений. В законах определены формы осуществления предпринимательства в России, например ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. (ред. от 06.12.2011 г.), который определяет малый и средний бизнес, в нем определены также формы поддержки предпринимательства РФ [5]. Так количество федеральных законов регулирующих культуру предпринимательских отношений в России, определяется  в пределах от 30 до 40, но это только основные федеральные законы, есть отдельно законы РФ, при этом основным таким законом при развитии культуры предпринимательства будет являться Закон РФ № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (ред. от 08.05.2010 г.)[5].

Важную роль в регулировании нормативно — законодательной базы культуры предпринимательства играют Постановления Правительства РФ, в них определены основные правила ведения культурного предпринимательства в Российской Федерации, примерами таких Постановлений могут служить: Постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 г.,  Постановление Правительства РФ № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008 г., но наиболее важным является  для культуры предпринимательства Постановление Правительства РФ № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)»   от 03.03.2012 г. [5].

Президент, также на прямую может регулировать нормативную базу культуры предпринимательства в России, так 15 мая 2008 года принят Указ Президента РФ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В представленном указе совершенствуются  и устраняются основные ограничения тормозящие развитие предпринимательских отношений в стране, поскольку в последние годы экономика России нацелена на  развитие предпринимательской деятельности.

Регулирование и развитие культуры предпринимательства ограниченно также  приказами Генпрокуратуры РФ  «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 11.08.2010 г.; приказом  Минэкономразвития № 141 «О реализации положений Федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 30.04.2009 г. (ред. от 30.09.2011 г.), приказом Приказ Минфина России № 67 «О создании Экспертной группы по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» от 28.02.2013 г. [5] все это служит нормативной базой ограничивающей развитие культуры предпринимательства в России.

При развитии и регулировании взаимоотношений  предпринимателей и развития культуры предпринимательства необходимо также руководствоваться методическими рекомендациями РФ, главными из которых будут: Государственная программа РФ № 2567  «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы» от 27.12.2012 г. и Методические указания РФ по порядку проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению ОКН в рамках реализации организационно-финансового плана ФЦП федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» от 01.01.2013 г. [5].

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на развитие культуры предпринимательства предприятий (фирм) влияет множество различных федеральных, региональных и местных органов законодательной власти. Проведя анализ нормативно — законодательной  и методической базы регулирующей развитие культуры предпринимательства в России, можно выявить  ряд недостатков, отрицательно влияющих на формирование предпринимательской культуры.

  1. недостатки, в статьях законов регулирующих договорные отношения в РФ;
  2. ограничение экономической свободы предпринимателей;
  3. нестабильность в законодательстве Российской Федерации.

Для устранения и совершенствования культуры предпринимательства в современной России, органами федеральной, региональной и местной власти  в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» разрабатываются целевые программы поддержки малого и  среднего бизнеса. Однако в этих программах нет комплексного механизма формирования культуры предпринимательства.

Часто это приводит к конфликту, что, по меньшей мере, приведет к вероятности конфликта между экономическими показателями предприятия (организации), которые измеряются доходами, издержками и прибылью, и показателями социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим членам ведения предпринимательской деятельности как внутри, так и вне предприятия. Поскольку в последние годы в современной России проводится все больше исследований, о влиянии на поведение «Экономически развитого культурного предпринимателя», так или иначе сказывающегося на отношение людей к труду, склонности к тем или иным формам предпринимательской деятельности. Бесспорно, что культура занимает важное место в системном единстве основных процессов в экономике.

Для решения задачи формирования предпринимательской культуры — надо использовать институциональный механизм достижения рационального уровня экономического эгоизма, более высокого, принципиально иного, уровня экономической культуры субъектов рыночных отношений. Он должен представлять собой систему регуляторов, оказывающих институциональное воздействие со стороны общества, государства, предприятия на всю совокупность экономических отношений и социальных зависимостей. Необходимо сформировать особые поведенческие установки экономических субъектов, обеспечивающие их следование этическим нормам [3,с.128].

Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причём к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует отнести не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау.  При этом ноу-хау организационного характера, к которым относится культура, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.

 


Библиографический список

  1. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 218 с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «ТЕМП», 2006. – 944 с.
  3. Петросян Д., Фаткина Н. Экономический эгоизм и гуманизация экономики //Вопросы экономики. – 2010 — №8 С.123-131
  4. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М.:ЭКОМ,1992. -240 с.
  5. Система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ © КонсультантПлюс, 1992-2013 (дата обращения: 01.04.2013)
  6. Томилов В.В. Культура предпринимательства. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 368 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect (дата обращения: 08.04.2013).8. Фролов А. «Человек в системе производства» У.Ф. Фукуямы и А. Макаренко //Вопросы экономики. – 2010 — №8. С.123-131