Пути совершенствования финансового механизма высшего образования

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Банковские инвестиции»
Украина, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана»
mayorova.kneu@ukr.net


кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
tatyana.maidan@mail.ru

Аннотация

В статье исследуются особенности финансового обеспечения высшего образования. Приведена модель финансово механизма развития вузов. Подчеркивается роль государства в финансировании высшего образования. Предложены основные направления усовершенствования механизма финансирования вузов за счет внебюджетных источников.

Ключевые слова

образование, финансовый механизм развития высшего образования, государственное финансирование образования, внебюджетное финансирование.

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)

Рекомендуемая ссылка

Майорова Татьяна Владимировна , Майдан Татьяна Николаевна
Пути совершенствования финансового механизма высшего образования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (31). Номер статьи: 3103. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3103/
Введение

Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.

Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.

Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна [1], С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова [2, 3], В. Гурова, С. Сигова [4], Х. Воссенштейна [5], Л. Клячко [6] и др., а также украинских: Т. Боголиб [7], М. Ваниевой [8], Ю. Волинчук [9], І. Каленюк [10], О. Тимошенко, В. Федоровой [11],С. Салыги, В.Гельмана [12] и др.

Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.

Результаты

Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.

Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).

Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.

Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.

Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования

На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:

  • переход от принципа содержания высших учебных заведений за счет государственного бюджета к государственной поддержке в фактически возможных размерах, развитие системы государственного заказа на подготовку кадров, но без ограничения их количества;
  • совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений, прежде всего в области финансов;
  • осуществление передачи ряда научно-исследовательских учреждений в состав ведущих университетов. Это позволит улучшить материально-техническую базу учебного, научного, а также последипломного процесса, повысить уровень профессорско-преподавательского состава, эффективнее использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы высшей школы;
  • расширение самостоятельности в распоряжении ресурсами, в том числе средствами из бюджета, осуществление различных видов деятельности, приносящих доходы;
  • расходование бюджетных средств должно осуществляться образовательными учреждениями самостоятельно, исключая потребности образовательного процесса в соответствии со статьями бюджетной классификации. Отчет о расходовании бюджетных средств должен подаваться в органы управления образованием по всем статьям бюджетной классификации. Это может быть основой для финансовой части образовательной статистики.

Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:

  • установления (определения) для вузов объема бюджетного финансирования на основе бюджетной программы или программно-целевого метода;
  • предоставления образовательным учреждениям возможности самостоятельного планирования и управления бюджетным процессом на среднесрочную (до 3-5 лет) перспективу.

Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.
Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).

Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений

Государство должно стимулировать такие источники путем:

  •  предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям в определенном проценте к выручке от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг для направления этих средств на оплату обучения молодежи в аккредитованных учебных заведениях;
  • совершенствования механизма кредитования и страхования высшего образования;
  • стимулирования развития меценатства и спонсорства, прежде всего в области университетской науки;
  • содействия в привлечении средств иностранных инвесторов в форме грантов для преподавателей и студентов;
  • предоставления налоговых льгот вузам на доходы от реализации продукции, произведенной учебными заведениями, в том числе аренды собственности и др.

Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.

По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).

Выводы

Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.

Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.

  • Организационные: расширение автономии вузов; государственное вмешательство в деятельность учреждений образования должно ограничиваться контролем над использованием бюджетных средств, выделенных на подготовку студентов по государственному заказу, и соблюдением государственных стандартов высшего образования; диверсификация образовательных услуг вузов по вертикали и горизонтали; обеспечение полного инновационно — организационного цикла для прикладных научных разработок; активизация маркетинговой деятельности вузов; своевременное обновление активов вузов (не менее 1 раза в 3-5 лет).
  • Финансовые: распределения бюджетных средств не на базе нормативов, а по результатам деятельности, что стимулирует ответственность руководителей образовательных учреждений за достижение установленных стандартов качества обучения; экономное расходование финансовых ресурсов; оптимизация дебиторской задолженности и организационной структуры вузов; применения лизинговых и кредитных инструментов в финансовом обеспечении; изменение в политике ценообразования на образовательные услуги; формирование запасов финансовых ресурсов; финансовая поддержка лучших студентов контрактной формы обучения; применение системы материального поощрения работников за успешные проекты по привлечению дополнительных финансовых ресурсов и др.
  • Государственное стимулирование внебюджетного финансирования образования: путем страхования рисков, связанных с невозвратом кредитов, предоставляемых частными компаниями, предприятиями гражданам для получения образования; за счет передачи в управление негосударственным консультативным фирмам, компаниям государственных учебных заведений, привлечения частного сектора как равноправного участника образовательного процесса; за счет создания региональных программ совместного финансирования образования государством, общественным сектором и муниципальными органами; путем внедрения корпоративной связи учебных заведений с работодателями на основе двусторонних соглашений; путем формирования системы многоуровневых налоговых платежей, обеспечивающих каждому органу управления образованием определенные фонды, необходимые для развития территориальных образовательных комплексов в соответствии с установленными государством стандартами.

Библиографический список

  1. Аветисян И.А. Финансирование расходов на высшее образование в российской федерации и направления его совершенствования /И.А. Аветисян // Проблемы развития территории. — 2007. – Т. 39. — № 4. – С. 12-27.
  2. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2003. – 182 с.
  3. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2005. – 274 с.
  4. Гуров, В.А. О финансировании образования / В.А. Гуров, С.В. Сигова // Финансы. – 2006. — №8. – С. 49-52.
  5. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств/ Воссенштейн Х. // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. — № 3(26). – С. 51-60.
  6. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 182с.
  7. Боголіб Т.М. Ринкова модель ВНЗ: монографія / Т.М. Боголіб. – К. : Міленіум, 2007. – 264 с.
  8. Ваниева М. Об экономической эффективности финансирования образования в Украине /М. Ваниева // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. научн. трудов. — Днепропетровск , 2006. — Том II. — Вып. 216.- С. 363-369.
  9. Волинчук Ю. В. Методичні підходи до дослідження та забезпечення стійкості системи фінансування ВНЗ / Ю. В. Волинчук // Облік та фінанси : зб. наук. праць ЛНТУ. – Випуск 6 (24). – Ч. 2. – Луцьк : ЛНТУ, 2009. – С. 44–64.
  10. Калинюк І. Сучасні тенденції розвитку освіти у глобальному середовищі / І. Калинюк // Університетська освіта. – 2011. — №1 – С. 20-26.
  11. Тимошенко О. В. Фінансові аспекти конкурентоспроможності вищої освіти в Україні: монографія / О.В. Тимошенко, В. А. Федорова. – Дніпропетровськ : Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара, 2008. – 324 с.
  12. Салига С.Я., Гельман В.М. Фінансове забезпечення вищої освіти: монографія. – Запоріжжя: ЗЦНТЕІ, 2007. – 252 с.