Пути совершенствования финансового механизма высшего образования

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Банковские инвестиции»
Украина, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана»
mayorova.kneu@ukr.net


кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
tatyana.maidan@mail.ru

Аннотация

В статье исследуются особенности финансового обеспечения высшего образования. Приведена модель финансово механизма развития вузов. Подчеркивается роль государства в финансировании высшего образования. Предложены основные направления усовершенствования механизма финансирования вузов за счет внебюджетных источников.

Ключевые слова

образование, финансовый механизм развития высшего образования, государственное финансирование образования, внебюджетное финансирование.

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)

Рекомендуемая ссылка

Майорова Татьяна Владимировна , Майдан Татьяна Николаевна
Пути совершенствования финансового механизма высшего образования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (31). Номер статьи: 3103. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3103/
Введение

Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.

Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.

Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна [1], С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова [2, 3], В. Гурова, С. Сигова [4], Х. Воссенштейна [5], Л. Клячко [6] и др., а также украинских: Т. Боголиб [7], М. Ваниевой [8], Ю. Волинчук [9], І. Каленюк [10], О. Тимошенко, В. Федоровой [11],С. Салыги, В.Гельмана [12] и др.

Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.

Результаты

Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.

Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).

Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.

Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.

Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования

На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:

  • переход от принципа содержания высших учебных заведений за счет государственного бюджета к государственной поддержке в фактически возможных размерах, развитие системы государственного заказа на подготовку кадров, но без ограничения их количества;
  • совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений, прежде всего в области финансов;
  • осуществление передачи ряда научно-исследовательских учреждений в состав ведущих университетов. Это позволит улучшить материально-техническую базу учебного, научного, а также последипломного процесса, повысить уровень профессорско-преподавательского состава, эффективнее использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы высшей школы;
  • расширение самостоятельности в распоряжении ресурсами, в том числе средствами из бюджета, осуществление различных видов деятельности, приносящих доходы;
  • расходование бюджетных средств должно осуществляться образовательными учреждениями самостоятельно, исключая потребности образовательного процесса в соответствии со статьями бюджетной классификации. Отчет о расходовании бюджетных средств должен подаваться в органы управления образованием по всем статьям бюджетной классификации. Это может быть основой для финансовой части образовательной статистики.

Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:

  • установления (определения) для вузов объема бюджетного финансирования на основе бюджетной программы или программно-целевого метода;
  • предоставления образовательным учреждениям возможности самостоятельного планирования и управления бюджетным процессом на среднесрочную (до 3-5 лет) перспективу.

Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.
Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).

Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений

Государство должно стимулировать такие источники путем:

  •  предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям в определенном проценте к выручке от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг для направления этих средств на оплату обучения молодежи в аккредитованных учебных заведениях;
  • совершенствования механизма кредитования и страхования высшего образования;
  • стимулирования развития меценатства и спонсорства, прежде всего в области университетской науки;
  • содействия в привлечении средств иностранных инвесторов в форме грантов для преподавателей и студентов;
  • предоставления налоговых льгот вузам на доходы от реализации продукции, произведенной учебными заведениями, в том числе аренды собственности и др.

Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.

По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).

Выводы

Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.

Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.

  • Организационные: расширение автономии вузов; государственное вмешательство в деятельность учреждений образования должно ограничиваться контролем над использованием бюджетных средств, выделенных на подготовку студентов по государственному заказу, и соблюдением государственных стандартов высшего образования; диверсификация образовательных услуг вузов по вертикали и горизонтали; обеспечение полного инновационно — организационного цикла для прикладных научных разработок; активизация маркетинговой деятельности вузов; своевременное обновление активов вузов (не менее 1 раза в 3-5 лет).
  • Финансовые: распределения бюджетных средств не на базе нормативов, а по результатам деятельности, что стимулирует ответственность руководителей образовательных учреждений за достижение установленных стандартов качества обучения; экономное расходование финансовых ресурсов; оптимизация дебиторской задолженности и организационной структуры вузов; применения лизинговых и кредитных инструментов в финансовом обеспечении; изменение в политике ценообразования на образовательные услуги; формирование запасов финансовых ресурсов; финансовая поддержка лучших студентов контрактной формы обучения; применение системы материального поощрения работников за успешные проекты по привлечению дополнительных финансовых ресурсов и др.
  • Государственное стимулирование внебюджетного финансирования образования: путем страхования рисков, связанных с невозвратом кредитов, предоставляемых частными компаниями, предприятиями гражданам для получения образования; за счет передачи в управление негосударственным консультативным фирмам, компаниям государственных учебных заведений, привлечения частного сектора как равноправного участника образовательного процесса; за счет создания региональных программ совместного финансирования образования государством, общественным сектором и муниципальными органами; путем внедрения корпоративной связи учебных заведений с работодателями на основе двусторонних соглашений; путем формирования системы многоуровневых налоговых платежей, обеспечивающих каждому органу управления образованием определенные фонды, необходимые для развития территориальных образовательных комплексов в соответствии с установленными государством стандартами.

Библиографический список

  1. Аветисян И.А. Финансирование расходов на высшее образование в российской федерации и направления его совершенствования /И.А. Аветисян // Проблемы развития территории. — 2007. – Т. 39. — № 4. – С. 12-27.
  2. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2003. – 182 с.
  3. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2005. – 274 с.
  4. Гуров, В.А. О финансировании образования / В.А. Гуров, С.В. Сигова // Финансы. – 2006. — №8. – С. 49-52.
  5. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств/ Воссенштейн Х. // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. — № 3(26). – С. 51-60.
  6. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 182с.
  7. Боголіб Т.М. Ринкова модель ВНЗ: монографія / Т.М. Боголіб. – К. : Міленіум, 2007. – 264 с.
  8. Ваниева М. Об экономической эффективности финансирования образования в Украине /М. Ваниева // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. научн. трудов. — Днепропетровск , 2006. — Том II. — Вып. 216.- С. 363-369.
  9. Волинчук Ю. В. Методичні підходи до дослідження та забезпечення стійкості системи фінансування ВНЗ / Ю. В. Волинчук // Облік та фінанси : зб. наук. праць ЛНТУ. – Випуск 6 (24). – Ч. 2. – Луцьк : ЛНТУ, 2009. – С. 44–64.
  10. Калинюк І. Сучасні тенденції розвитку освіти у глобальному середовищі / І. Калинюк // Університетська освіта. – 2011. — №1 – С. 20-26.
  11. Тимошенко О. В. Фінансові аспекти конкурентоспроможності вищої освіти в Україні: монографія / О.В. Тимошенко, В. А. Федорова. – Дніпропетровськ : Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара, 2008. – 324 с.
  12. Салига С.Я., Гельман В.М. Фінансове забезпечення вищої освіти: монографія. – Запоріжжя: ЗЦНТЕІ, 2007. – 252 с.