Применение программно-целевого метода к развитию малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант
Россия, Югорский государственный университет
Takmasheva.IV@admhmao.ru

Аннотация

В работе рассматривается использование программно-целевого метода в развитии малого бизнеса на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Анализируется основные программные мероприятия, предлагаемые органами государственной власти автономного округа субъектам малого бизнеса. Выявляются основные проблемы и недостатки целевой программы развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Ключевые слова

малый бизнес, субъекты малого бизнеса, малое предприятие, программно-целевой метод, целевая программа.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Такмашева Ирина Вениаминовна
Применение программно-целевого метода к развитию малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (31). Номер статьи: 3106. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3106/
Программно-целевой метод является важнейшим инструментом осуществления государственной экономической политики. Комплексные целевые программы включают в себя такие аспекты, как: проблемная ориентация и достижение конкретных целей в результате реализации программ.

Наиболее эффективное применение целевые программы  находят в таком секторе экономики, как малый бизнес. Активное воздействие органов государственной власти на малые предприятия, посредством определения целевых установок через принятие целевых программ, позволяет решать принципиальные проблемы социально-экономического значения.

В настоящее время прослеживается тенденция переноса вопросов регулирования и поддержки субъектов малого бизнеса с федерального уровня на региональный, это объясняется тем, что малый бизнес тяготеет в большей степени к местным ресурсам и рынкам.

Региональные программы на сегодня реализуются во всех субъектах Российской Федерации, и разрабатываются на весьма долгосрочную перспективу, несмотря на ряд финансовых, организационных и правовых проблем.

Одним из основных направлений деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по реализации «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 марта 2009 года № 116-рп, является переход к устойчивому развитию экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В рамках данного направления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре органами государственной власти автономного округа была разработана и принята целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее — Программа).

Целью Программы является повышение роли малого и среднего  предпринимательства в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Задачи Программы следующие:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в автономном округе;
  • мониторинг и информационное сопровождение деятельности представителей малого предпринимательства;
  • модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях;
  • стимулирование развития молодежного предпринимательства;
  • стимулирование инновационной активности малых предприятий;
  • создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов;
  • совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки;
  • создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.

Заявленные сроки реализации программы: 2011 – 2015 годы.
Общий  объем  финансовых  средств,  необходимый   для
реализации мероприятий Программы, составит 6814000 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2011 год – 1 442 800,00 тыс. рублей;
  • на 2012 год – 1 247 800,00 тыс. рублей;
  • на 2013 год – 1 247 800,00 тыс. рублей;
  • на 2014 год – 1 437 800,00 тыс. рублей;
  • на 2015 год – 1 437 800,00 тыс. рублей (Таблица 1).

Таблица 1. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы.

Источники финансирования

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

2013 год, тыс. руб.

2014 год, тыс. руб.

2015 год, тыс. руб.

Окружной бюджет

361 000

258 000

258 000

356 000

356 000

Федеральный бюджет

166 000

116 000

116 000

166 000

166 000

Бюджеты муниципальных образований

5 800

5 800

5 800

5 800

5 800

Привлеченные средства

910 000

868 000

868 000

910 000

910 000

Всего

1 442 800

1 247 800

1 247 800

1 437 800

1 437 800

Анализируя источники финансирования мероприятий Программы необходимо отметить, что основной объем средств приходится на привлеченные средства, а также на средства бюджета автономного округа. Общий  объем  финансовых  средств,  необходимых   для реализации мероприятий Программы за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,  в  2011 — 2015 годах составит 1 589 000 тыс. рублей (Рис. 1).

Рисунок 1. Объемы финансирования за счет средств окружного бюджета, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в ХМАО – Югре в 2011-2015 гг., тыс. руб.

Наибольшая часть финансовых средств Программы будет затрачена на совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки (1353430 тыс. рублей), стимулирование развития молодежного предпринимательства (18850 тыс. рублей), создание условий для развития малого предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов (18270 тыс. рублей) (Рис. 2).

Рисунок 2. Объемы финансирования по основным направлениям поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО – Югре в 2011-2015 гг., тыс. руб.

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются такие направления развития малого бизнеса, как создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых предприятиях, развитие малого предпринимательства в сфере экологии, создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.

Одним из важнейших направлений государственной поддержки малого бизнеса является предоставление субсидий муниципальным образованиям.

В соответствии с целевой Программой субсидии предоставляются городским округам и муниципальным районам автономного округа для софинансирования следующих мероприятий:

  • развитие семейного бизнеса;
  • финансовая поддержка субъектов малого бизнеса, осуществляющих производство, реализацию товаров и услуг в социально значимых видах деятельности, в части компенсации арендных платежей за нежилые помещения;
  • финансовая поддержка субъектов малого бизнеса по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных продуктов;
  • финансовая поддержка субъектов малого бизнеса по обязательной и добровольной сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья;
  • финансовая поддержка организаций, осуществляющих деятельность по бизнес-инкубированию;
  • создание условий для развития субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в направлениях: быстровозводимое домостроение, крестьянско-фермерские хозяйства, переработка леса, сбор и переработка дикоросов, переработка отходов, рыбодобыча, рыбопереработка, ремесленническая деятельность, оказание социальных услуг (создание групп по уходу и присмотру за детьми).

По нашему мнению, поддержка Правительством автономного округа малых предприятий, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, не может быть всеохватывающей и должна осуществляться достаточно избирательно в соответствии с четко установленными направлениями.

К основным направлениям поддержки малого бизнеса, на наш взгляд, следует отнести:

  • поддержка производственной и инновационной деятельности региональных предпринимателей;
  • создание условий для становления малых предприятий в сельской местности;
  • привлечение негосударственных форм поддержки малого бизнеса: взаимное кредитование и взаимное страхование, позволяющие компенсировать недостаток финансовых средств у отдельного малого предприятия;
  • поддержка производств, использующих ресурсосберегающие технологии и работающих на побочных продуктах и отходах;
  • поддержка развития финансового лизинга как одной из основ устойчивости малого бизнеса;
  • преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности;
  • развитие частно-государственного партнерства.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства для экономики региона можно оценить по следующим показателям: количество малых предприятий на 100 тыс. жителей, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), оборот малых предприятий, инвестиции в основной капитал на малых предприятиях.

В связи с этим, органами государственной власти заявлены следующие ожидаемые   непосредственные результаты реализации Программы:

  • доведение  количества  субъектов   малого   и   среднего предпринимательства к окончанию срока действия Программы с 14,8 тыс. ед. до 21,2 тыс. ед.;
  • увеличение на 43% оборота малых  и  средних  предприятий  с  334,6 млрд. рублей до 528,5 млрд. рублей;
  • увеличение на 74,1% среднесписочной численности  работников  малых  и средних предприятий  с  111,7 тысячи  человек  до  153,4 тысячи человек, на 37,3% (Таблица 2).

Таблица 2. Целевые показатели непосредственных результатов реализации Программы

№ п/п

Наименование показателя результата

Значение показателя по годам

Значение показателя на момент окончания программы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.

Количество малых и средних предприятий, тыс. ед.

14,8

16,7

17,7

18,8

20,0

21,2

21,2

2.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, тыс. чел.

111,7

125,7

132,5

139,1

146,1

153,4

153,4

3.

Оборот малых и средних предприятий, млрд. руб.

306,6

374,9

410,2

461,0

518,2

582,5

582,5

Ожидаемые конечные результаты реализации целевой Программы на     2015 год следующие:

  • количество  малых  и  средних  предприятий  на  10  тыс. населения  автономного  округа  —  129,2  ед.;
  • доля среднесписочной численности занятых на малых  и  средних предприятиях в общей  численности  работающих  —  18,3%;
  • доля оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП — 18,7%;
  • прирост количества рабочих мест на предприятиях — 4,99%;
  • коэффициент привлеченных средств на 1 рубль средств  бюджета  автономного округа, предусмотренных Программой — 8,44 (Таблица 3).

Таблица 3. Показатели конечных результатов реализации Программы

№ п/п

Наименование показателя конечного результата

Значение показателя по годам

Значение показателя на момент окончания программы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.

Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. населения автономного округа

96,8

106,7

111,8

117,4

123,4

129,2

129,2

2.

Доля среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работающих, в %

14,7

16,0

16,7

17,2

17,8

18,3

18,3

3.

Доля оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП, в %

16,8

17,1

17,3

18,1

18,4

18,7

18,7

4.

Коэффициент привлеченных средств на 1 рубль средств окружного бюджета, предусмотренных Программой

6,34

6,32

8,44

8,44

8,44

8,44

8,44

5.

Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. ед.

46,7

48,1

48,8

49,6

50,3

51,1

51,1

Необходимо отметить, что целевые программы поддержки малого бизнеса в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, реализуются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона.

Программа развития малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе содержит основные элементы программно-целевого планирования, целостно охватывает комплекс проблем малого бизнеса, содержит необходимые меры поддержки, но, в то же время, ей присущи и общие недостатки: анализ социально-экономического развития, содержащийся в Программе не позволяют выявить специфические проблемы нашего региона, также отсутствует обоснование потребности в ресурсах,  отсутствуют критерии оценки эффективности Программы, не представлены процедуры мониторинга и контроля за ее реализацией.

В Программе, в основном, содержится достаточно стандартный набор мер, способствующих развитию малого бизнеса в целом, а не в приоритетных для Ханты-Мансийского автономного округа направлениях.

Каждый регион индивидуален по уровню развития, структуре хозяйства, по первоочередным экономическим и социальным проблемам. В одном регионе наиболее выгодно развивать инновационный малый бизнес, так как он обладает большим потенциалом научных кадров, в другом — производственный малый бизнес на базе крупных промышленных предприятий, в Югре выгодной может стать добыча нефти, так как добыча из брошенных крупными компаниями скважин доступна только малым предприятиям, а также такие направления, как энергосберегающие производства,  сфера экологии.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что применение программно-целевого метода в развитии малого бизнеса на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеет положительные тенденции развития, а средства, выделяемые из окружного бюджета на его поддержку в рамках программных мероприятий, в значительной степени окупаются налоговыми поступлениями в региональный бюджет.

На сегодня также является весьма актуальным развитие в рамках целевых программ таких направлений малого бизнеса, как: развитие инновационного бизнеса, энергосберегающих производств, поддержка малых предприятий в сфере экологии, создание условий для становления малых предприятий в сельской местности, поддержка производств, использующих ресурсосберегающие технологии и работающих на побочных продуктах и отходах.

 


Библиографический список

  1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 года № 241-п.
  2. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» от 31.03.2009 года № 116-рп.
  3. Ракутина Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса // Нац. проекты. — 2010. — N 12. — С.83-90.
  4. Сапунов М.К. Большие надежды малого предпринимательства // Деньги и кредит. — 2009. — N 5. — С.53-55.
  5. Серга Л.К. Власть и малый бизнес: добровольное крепостное право или современное решение проблем // Вестник НГУЭУ. — 2009. — N 2. — С.79-84.