Главная страница » Публикации » 2013 » №8 (32) » Особенности оценки образовательного рейтинга российских государственных вузов

Особенности оценки образовательного рейтинга российских государственных вузов

Features educational evaluation rating of Russian state universities

Особенности оценки образовательного рейтинга российских государственных вузов

Авторы

Лагерев Роман Юрьевич
кандидат технических наук, доцент
Россия, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
lagerev_roman@gmail.com
Зедгенизов Антон Викторович
кандидат технических наук, доцент
Россия, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
azedgen.@gmail.com

Аннотация

В статье приведены краткие результаты анализа методики оценки потенциала образовательных учреждений, используемой в Российской Федерации для распределения бюджетных мест между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Представлены практические рекомендации по разработке стратегии управления университетами, а также подходы к управлению деятельностью научно-педагогических работников (НПР), для достижения наивысшего значения рассматриваемого показателя.

Ключевые слова

статьи Web of Science, рейтинг российских ВУЗов, цитируемость научных публикации, средний балл ЕГЭ, образовательные услуги, инновационный потенциал, научный потенциал, РИНЦ, конкурентоспособность российских ВУЗов.

Рекомендуемая ссылка

Лагерев Роман Юрьевич, Зедгенизов Антон Викторович. Особенности оценки образовательного рейтинга российских государственных вузов // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (32). Номер статьи: 3204. Дата публикации: 08.08.2013. Режим доступа: https://sovman.ru/article/3204/

Authors

Lagerev Roman Iurevich
Ph.D., associate professor
Russia, National Research Irkutsk State Technical University
lagerev_roman@gmail.com
Zedgenizov Anton Viktorovich
Ph.D., associate professor
Russia, National Research Irkutsk State Technical University
azedgen.@gmail.com

Abstract

The article presents a brief report of the analysis methodology for assessing the «index of education» used in the Russian Federation for the distribution of budget seats between state universities. Provides practical guidance on developing strategies of university management, as well as approaches to management of the teaching staff to achieve the highest value of this indicator.

Keywords

Web of Science, the rating of Russian universities, the citation of scientific publication, the average score of the exam, education services, innovation potential, scientific potential, the competitiveness of Russian universities.

Suggested citation

Lagerev Roman Iurevich, Zedgenizov Anton Viktorovich. Features educational evaluation rating of Russian state universities // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №8 (32). Art. #  3204. Date issued: 08.08.2013. Available at: https://sovman.ru/article/3204/


В феврале 2013 года в Российской газете №6011 опубликован официальный документ о порядке проведения конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению.

В документе рассмотрены требования и условия проведения конкурса, включая количество контрольных цифр приема по направлению подготовки, устанавливаемых по результатам конкурса образовательному учреждению.

Согласно опубликованного документа бюджетные места распределяются между вузами с учетом показателя потенциала (рейтинга) образовательного учреждения, рассчитываемого для каждого ВУЗа по следующим показателям деятельности:

а) средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по очной форме обучения;
б) средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме обучения с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими и (или) юридическими лицами;
в) количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников (HПP);
г) количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science за 3 года в  расчете на 100 HПP;
д) количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых Российский индекс научного цитирования за 3 года в расчете на 100 НПР;
е) внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР;
ж) доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР в расчете на одного НПР;
з) доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчете на одного НПР;
и) доходы образовательного учреждения от образовательной деятельности из иностранных источников в расчете на одного НПР;
к) доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного НПР;
л) отношение средней заработной платы НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
м) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на праве собственности и (или) в оперативном управлении, в расчете на одного студента;
о) процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения.

Показатели потенциала образовательного учреждения принято рассчитывать отдельно по программам бакалавриата и магистратуре. По программе бакалавриата (специалитета):

(1)

По программе магистранта:
        (2)

где  PPV – показатель потенциала образовательного учреждения по направлению подготовки;
О – значение показателя образовательного учреждения по среднему баллу ЕГЭ студентов, рассчитанное по формуле:
                                                            (3)
БС1 – сумма средних балов ЕГЭ студентов принятых на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ по программам бакалавриата (специалиста) в предшествующем году;
БС2 – сумма средних балов ЕГЭ студентов принятых на обучение по очной форме обучения на места с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими или юридическими лицами по программам бакалавриата (специалиста) в предшествующем году;
К1 – суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ по программам бакалавриата (специалиста) в предшествующем году;
К2 – суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме обучения на места с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими или юридическими лицами по программам бакалавриата (специалиста) в предшествующем году;
Н1 – количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на 100 НПР;
Н2 – доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на 1 НПР;
М1 – доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчёте на 1 НПР;
М2 – доходы образовательного учреждения от образовательной деятельности из иностранных источников в расчёте на 1 НПР;
Ф1 – доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на 1 НПР;
Ф2 – отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ;
И – общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности или в оперативном управлении на 1 студента.

При этом позиция образовательного учреждения в рейтинге определяется в порядке убывания величины нормированного значения показателя деятельности образовательного учреждения, рассчитанной по следующей формуле:
                                                                (4)
где    V – число уникальных значений показателей в наборе данных по указанному показателю;
VI – позиция образовательного учреждения (начиная с первой) в рейтинге, содержащего только уникальные значения этого показателя;
Пkсредний бал ЕГЭ k-го студента, рассчитанный как отношение суммы результатов ЕГЭ k-го студента, признаваемых как результат вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), по которым поступило не менее 10 человек;
К – количество студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Т – процентвыпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения, в предшествующем году.
Sj– количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и Российском индексе научного цитирования за 3 года в расчете на 100 НПР:

                                                            (5)

где    W – количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science 3 года;
R – Количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической РИНЦ за 3 года;
NPR – количество НПР;
Ф3 – внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на 1 НПР;
N – возможность образовательного учреждения организовывать обучение за счет средств федерального бюджета по ООП в целях безопасности страны и дял предприятий оборонно-промышленного комплекса (определяется экспертами конкурсной комиссии самостоятельно, поэтому в анализе будет принято 0).

Авторы задались целью провести численный эксперимент представленных в документе [2] методик (1), (2) и определить основные стратегические направления развития деятельности российских вузов.

Наибольший интерес представляют переменные Н1 и Sj, определяющие публикационную активность профессорско-преподавательского состава учреждения, и составляющие основу проекта распоряжения Правительства РФ в части увеличения доли публикаций в мировых научных журналах индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science) до 2,44%  [3].

Ниже представлена зависимость потенциала образовательного учреждения от публикационной активности научно-педагогических работников (рисунок 1):

Рисунок 1 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения по бакалавриату (верхняя линия) и по магистратуре (нижняя) от увеличения публикационной активности научно-педагогических работников

По данным рисунка 1 установлено наличие слабой корреляционной зависимости между показателем «потенциал научного учреждения» и «публикационной активностью НПР».

Так, например, увеличение числа публикаций в ходящих в Web of Science на 20%, повышает потенциал образовательного учреждения лишь на 0,03% по бакалавриату (специалитету) и на 0,02% что весьма несущественно по сравнению с трудозатратами на публикацию таких статей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки».

Следующий анализируемый показатель – доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на 1 НПР – М1 (рисунок 2).


Рисунок 2 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения (верхняя прямая – по направлению бакалавриата; нижняя по программе магистратуры) от прироста доходов от НИОКР.

В данном случае, анализ данных характеризует наличие более тесной связи между потенциалом и доходами образовательного учреждения от НИОКР (см. рисунок 2).
Здесь, увеличение доходов от НИОКР на 20% повышает показатель потенциала образовательного учреждения на 3,6% и 2,5% соответственно, что, примерно, в 100 раз! больше по сравнению с показателем «Публикационная активности НПР в рейтинге Web of Science».


Рисунок 3 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения (верхняя прямая – по направлению бакалавриата; нижняя по программе магистратуры) от прироста доходов их всех источников на 100 НПР.

Данные рисунка 3 характеризуют наличие еще более тесной связи между показателем «потенциала научного учреждения» и «доходами из всех источников». Так, положительный прирост доходов от всех источников, равный 20% приводит к увеличению рейтинговой оценки учреждения на 4,36% и 6,24% по магистратуре и бакалавриату соответственно.


Рисунок 4 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения (верхняя прямая – по направлению бакалавриата; нижняя по программе магистратуры) от прироста среднего заработка НПР.

На рисунке 4 показано, практически отсутствие связи между величиной среднего заработка НПР и рейтингом образовательного учреждения.


Рисунок 5 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения (верхняя прямая – по направлению бакалавриата; нижняя по программе магистратуры) от прироста площади учебных лабораторий.


Рисунок 6 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения по бакалавриату от прироста среднего бала ЕГЭ k-го студента.

Как показали результаты рисунка 6, средний бал ЕГЭ также не поднимает рейтинг образовательного учреждения. Одновременно с этим, Минобрнауки разработало требования к вузам, которые могут рассчитывать на государственную поддержку для повышения своей конкурентоспособности в мире. Прежде всего, эти вузы должны иметь средний балл ЕГЭ, с которым вуз зачисляет абитуриентов, не может быть ниже 64.

Ниже на рисунках 7, 8 и 9 представлены зависимости потенциала образовательного учреждения от трудоустройства выпускников-бакалавров; числа цитирований научных публикаций в изданиях входящих Web of Science и затрат на выполнение НИОКР по программам магистратуры.


Рисунок 7 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения по бакалавриату от прироста числа выпускников трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения


Рисунок 8 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения по магистратуре от прироста количества цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и Российском индексе научного цитирования за 3 года в расчете на 100 НПР


Рисунок 9 – Прирост показателя потенциала образовательного учреждения по магистратуре от прироста внутренних затрат образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на 1 НПР.

На основании приведенных данных, с использованием полученных коэффициентов корреляции составлена рейтинговая таблица для рассматриваемых показателей, определяющих стратегию управления российскими ВУЗами.

Таблица 1 – Ранжирование показателей деятельности по бакалавриату

Показатель деятельности российского ВУЗа

Корреляция

Рейтинг показателя

Количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на 100 НПР

0,0015

5

Доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на 1 НПР

0,01838

2

Доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на 1 НПР

0,3125

1

Отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ

0,0005

6

Общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности или в оперативном управлении на 1 студента

0,0081

3

Средний бал ЕГЭ k-го студента

0,006

4

Процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения, в предшествующем году

0,3125

1

Таблица 2 – Ранжирование показателей деятельности по магистратуре

Показатель деятельности российского ВУЗа

Корреляция

Рейтинг показателя

Количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на 100 НПР

0,0010

6

Доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на 1 НПР

0,1285

3

Доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на 1 НПР

0,2184

2

Отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ

0,0004

7

Общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности или в оперативном управлении на 1 студента

 0,0085

5

Количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и Российском индексе научного цитирования за 3 года в расчете на 100 НПР

0,096

4

Внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на 1 НПР

0,424

1

Анализ данных таблиц 1 и 2 позволяет назначить приоритетные направления деятельности российских ВУЗов: обеспечивать трудоустройство выпускников, нести значительные затраты на НИОКР и стремиться увеличивать доходы от всех видов деятельности.
Отмечено, что увеличение числа публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и уровень заработной платы ПНР практически не влияют на рейтинг образовательного учреждения, что противоречит постановлению Правительства «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», где на каждые 100 преподавателей – должно приходиться не менее 5 публикаций в изданиях, входящих в базу научного цитирования Web of Science или Scopus.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Российская газета федеральный выпуск № 6011 от 19 февраля 2013 г.
  2. минобнауки.рф/документы/3208
  3. минобнауки.рф/документы/3119/файл/1847/13.02.27-сеть.науки.pdf

References

  1. Rossiyskaya Gazeta federal issue number 6011 of 19 February 2013.
  2. минобнауки.рф/документы/3208
  3. минобнауки.рф/документы/3119/файл/1847/13.02.27-сеть.науки.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх