Роль информационных систем в процессе маркетинга промышленного предприятия

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


старший преподаватель
Россия, Самарский государственный экономический университет, Сызранский филиал
olechkasgeu.@mail.ru

Аннотация

В современных условиях особую значимость приобретают информационные системы в процессе управления предприятием. Автор в своей работе подчеркивает ценность и роль информационных ресурсов в данной деятельности. Особую важность автор уделяет информационным системам маркетинга.

Ключевые слова

информационная система, промышленное предприятие, система управления маркетинговой информацией.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Пудовкина Ольга Евгеньевна
Роль информационных систем в процессе маркетинга промышленного предприятия// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (32). Номер статьи: 3206. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/3206/
Сегодня российская экономика переживает период значительной трансформации, что вызывает рост количества информации, необходимой для успешного развития бизнеса. При этом объем информации настолько велик, что большинство менеджеров принимают управленческие решения, рассчитывая лишь на собственную интуицию и опыт, поскольку большой объем информации не позволяет вычленить из него действительно нужный и качественный информационный ресурс.

Динамичное изменение рыночной среды приводит к необходимости предприятий находить пути развития в условиях сложного информационного пространства, которое характеризуется избытком информационных источников, огромным количеством информационных связей и информационных продуктов. Такое множество информации вызывает просчеты и ошибки при принятии управленческих решений, основанных на неправильно выбранных информационных данных.

В настоящее время для любого предприятия информация имеет первостепенное значение. Качественное и своевременное информационное обеспечение в области управленческой деятельности становится основой для успешного развития предприятия, гарантируя ему при этом долговременное конкурентное преимущество на рынке.

Таким образом, создание и эффективное функционирование на предприятии информационных систем – является необходимым условием стабильной работы предприятия в современной экономической обстановке. Информационные системы играют важную роль при вычленении необходимых данных из огромного потока разнородной информации о внешней и внутренней среде предприятия, что способствует повышению результативности его работы, увеличению производительности труда персонала и оборудования.

Следует отметить, что современные тенденции приводят к тому, что предприятиям необходимо ориентироваться на глобальное состояние рынков и перспективу их развития. Важной задачей маркетинга становится выявление перспектив рынка, с учетом которых и должна происходить реализация внутренних и внешних возможностей предприятия.

Информационная система обеспечивает стабильное функционирование предприятия, снабжает управляющее звено необходимой информацией для принятия решений в соответствии с этапом производственного процесса.

Особенно значимой для эффективного развития промышленного предприятия является  маркетинговая информационная система, поскольку принятие маркетинговых решений требует точной и своевременной информации, приспособленной к сфере функционирования предприятия. При этом для каждого вида маркетинговой деятельности необходимо иметь специализированный банк информации, адаптированный для извлечения конкретных данных по поставленному вопросу.

Маркетинговая информация является полноправным экономическим ресурсом, вместе с такими средствами производства, как капитал, земля, труд и т.д. Маркетинговая информационная система чаще всего представляется как определенный комплекс приемов и методов, поддерживаемый информационной инфраструктурой, который должен удовлетворять запросам специалистов в области маркетинга [3].

Следует отметить, что большинство современных информационных систем ориентированы на поддержание работоспособности предприятия, при этом аналитическая работа и создание системных информационных источников практически не ведется, что снижает эффективность стратегического планирования и развития предприятия. Аналитическая функция информационных систем должна обеспечить координацию информации с организационных, методологических и идеологических позиций, поскольку представляемая информация должна определять уровень  соответствия продукции предприятия требованиям рынка, должна исходить из единого информационного центра и быть целенаправленна.

Формирование информационной системы промышленного предприятия является одним из основных вопросов современного менеджмента. Особенное значение решение этого вопроса играет в сфере информационного обеспечения маркетинга.

Современный уровень развития маркетинговых информационных систем предполагает их трансформацию в сторону усовершенствования автоматизированных процессов  работы с имеющимися базами данных. Задача развития существующих на предприятиях информационных систем в настоящее время перешла на уровень стратегических задач и имеет принципиальное значения для успешного функционирования предприятий на рынке. Это предполагает задействование значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов с целью создания высокоэффективных информационных систем управления различными сферами производства в рамках одного предприятия.

В целом информацию для целей управления промышленным предприятием, по нашему мнению, можно рассматривать исходя из структуры рассматриваемого объекта. Рассмотрим более подробно системы формирования информационных потоков на промышленном предприятии.

1. Информация на уровне производственных процессов (рабочих мест) для поддержания заданных элементов и обеспечения надежности оборудования;

2. Информационная база на уровне участка (цеха), которая нужна для обеспечения оперативного управления, определения технико-экономических показателей работы промышленного предприятия и т.д.;

3. Информация на уровне предприятия, необходимая главному инженеру, механику, главному энергетику и так далее для обеспечения работы всего предприятия;

4. Информация, основное предназначение которой — внешние информационные базы и банки данных.

При этом можно согласиться с мнением Д.А. Ловцова [2], что в системе промышленного предприятия следует выделить два вида информации (объективную и субъективную), которые представляют собой:

  • внутреннюю структурную информацию, заключенных в структурах системы предприятия, его элементах управления, алгоритмах и программах переработки информации и являющуюся физической величиной (примером внутренней информации может служить информация об уровне запасов по отдельным видам продукции, о выработке продукции за смену и т.д.;
  • внешнюю содержательную информацию (специально осведомляющую, измерительную и управляющую, а также научно-техническую, технологическую, планово-экономическую и др.) относительно промышленного предприятия (например, поток заявок от потребителей, информация, касающаяся рыночных условий, законодательства и т.д ).

Первый вид связан с качеством информационных потоков в системе промышленного предприятия, с внутренними технологическими эффектами, получаемыми в результате применения передовых методов и средств преобразования информации.

Второй вид связан, главным образом с внешним целевым (материальным) эффектом, получаемым в управляемом объекте.

Рассматривая более подробно классификацию информационных ресурсов промышленного предприятия, можно выделить следующие основные типы информации.

— Структурная информация – это отраженная в знаковой форме организованность (сложность, разнообразие) материальных систем, являющаяся универсальной физической величиной, используемой для описания процессов функционирования системы.

Структурная информация, содержащаяся в системе промышленного предприятия, представляет собой ее структурно-информационный ресурс и является, на наш взгляд, моделью описанием этой системы как информационной. Учет используемого количества структурной информации в системе может способствовать получения от нее различных технологических эффектов: так, количество структурной информации фактически характеризует затраты (информационные, материальные, энергетические) на переработку содержательной информации.

— Содержательная информация – это совокупность сведений о конкретном материальном объекте – системе или процессе, — содержащаяся в информационных массивах (базах данных предприятия), воспринимаемая получателем и используемая им для выработки и принятия решений.

Взаимодействие и взаимовлияние рассматриваемых видов информации происходит в системе управления промышленным предприятием следующим образом: на вход поступает осведомляющая информация (контрольная, сигнальная), в системе хранится и используется при переработке поступающей осведомляющей информации преобразующая информация, объединяющая структурную и содержательную информацию системы промышленного предприятия; на выходе системы формируется преобразованная информация, или информация для принятия решений, которая после реализации исполнительным органом системы становится управляющей.

При этом само многообразие структур обуславливает также многообразие и многогранность типов информационных потоков на российских предприятиях, что, в свою очередь, создает характерную для российских предприятий неформальность информационного обмена и управления: в отличии от присущей предприятиям развитых стран высокой формализацией информационных потоков на российских предприятиях формализация основных потоков будет неэффективна в силу множества отличительных особенностей [1].

По сравнению с западными компаниями, российские производители затрачивают на исследования в области информационного обеспечения маркетинга менее 17% своих доходов, в то время как за рубежом – 46%. При этом исследования проводятся разово для решения конкретной задачи, стоящей перед предприятием, тогда как западные производители осуществляют исследования в области маркетинговой информации постоянно для формирования долгосрочных планов развития.

В самой структуре маркетинговой информационной системы прослеживается взаимосвязь данных информации и знаний применительно к маркетингу.

Для этого целесообразно выделить такие понятия как «база знаний», «банк данных», «банк знаний». В научной литературе единого мнения не существует. По нашему мнению, необходимо придерживаться следующего мнения:

  • банк данных – совокупность взаимосвязанных данных на машинных носителях, организованных определенным способом. Является информационной моделью предметной области.
  • база знаний – специальная база данных, которая имеет в своей структуре  знания о конкретной предметной области. Знания предоставляются в виде фактов, событий, предположений и системы выводов, в конечном итоге приводящей к результату. Базы знаний основываются на знаниях, которыми обладают эксперты.
  • банк данных – информационная система, в состав которой входит комплекс специальных методов и средств для поддержания динамичной информационной модели с целью обеспечения информационных потребностей пользователей.

Для формирования базы данных надо собрать данные по маркетинговым вопросам, оценить и провести их структуризацию. База знаний состоит из знания сотрудников отдела маркетинга. База знаний вместе с системой управления составляет банк знаний, используемых для принятия маркетинговых решений.

Знание о том, какие данные, информация и знания нужны, снижает количество излишней информации, находящейся в информационной системе маркетинга, поскольку имея знания о потребностях процесса маркетинга, можно сформировать целевые банки информации. Помимо этого лучше может быть обеспечена полнота и ценность и, как следствие, качество информации. Таким образом, в конечном итоге такие знания помогают в определении структуры информационной системы маркетинга.

Существующие на сегодняшний день системы управления маркетинговой информаций в России разделяют на три группы:
— консервативные системы управления;
— современные системы управления;
— прогрессивные системы управления.

Основные отличия между данными группами заключаются в стиле и методах управления информацией. Консервативный путь развития не предполагает использования маркетинговой информации для повышения конкурентных позиций на рынке, в работе с информацией применяется устаревший, но проверенный инструментарий, решения принимаются на основе интуиции и имеющегося опыта без учета данных об изменения на рынке.

Современные информационные системы управления маркетинговой информацией предполагают использование накопленных мировым сообществом знаний в области маркетинга, применение на практике апробированных методик исследования рынка, создание условий для развития маркетинговых информационных систем, принятие решений с учетом проведенных исследований и на основе информационных данных о ситуации на рынке.

Прогрессивные системы управления являются наиболее эффективными, поскольку позволяют применять новейшие способы сбора и обработки информации, использовать в работе большое число информационных источников, проводить качественные маркетинговые исследования, на основе которых строить свою дальнейшую стратегию развития. Внедрение прогрессивных систем управления маркетинговой информацией дает предприятию долгосрочное конкурентное преимущество на рынке.

Следующим этапом эволюции систем управления маркетинговой информацией является создание глобальных систем при использовании Интернет-технологий.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские производители, выражаются в дефиците информации, использовании недостоверных и неполных информационных источников. В экономически развитых странах мира такие проблемы не возникают, наоборот, производители пытаются решить вопрос избытка информации, обработки больших массивов данных и преобразовании их в знания о рынке.

Таким образом, основная задача, которую необходимо решить в настоящее время в России, является задача получения качественных данных о функционировании внешней среды, на базе которых возможно принятие эффективных управленческих решений. Это возможно за счет  применения современных информационных технологий, адаптированных для условий российского рынка.

Так, например, решение проблемы нехватки информации лежит в использовании апробированных западных методик исследования рынка, что позволит отечественным предприятиям получить полную, достоверную и своевременную информацию об изменениях во внешней среде, на основе которой допустимо принятие стратегических решений. В результате предприятию получат возможность систематизировать получаемые данные, усовершенствовать процесс анализа и использования информации.

Быстрое развитие технических средств обработки информации также приводят к тому, что в нашей стране увеличивается количество предприятий, использующих в работе информационные системы, что в свою очередь влечет усиление роли последних в информационном обеспечении управленческой деятельности предприятий.

Использование в хозяйственной деятельности специальных программных средств и новых информационных технологий позволяют предприятиям решить проблему сокращения времени между совершением хозяйственных операций и поступлением данных о них в систему управления информацией, обеспечивающую принятие эффективных управленческих решений.

На сегодняшний день для промышленных предприятий становится актуальной необходимость создания результативных каналов связи, что предполагает развитие телекоммуникаций и связи. Затем возможен переход на новый уровень информационного обеспечения деятельности за счет использования полностью автоматизированных систем управления предприятием, позволяющих проектировать различные технологические процессы.

В настоящее время повысить скорость принятия решений в области оперативного управления, оптимизировать функции менеджеров  способны рациональная компьютеризация и применение в работе новых программных продуктов, нацеленных на усовершенствование управленческой деятельности. Кроме того они дают возможность увеличить аналитические и прогнозные свойства информации за счет более производительной переработки поступающих на предприятие данных. Таким образом, технологический процесс управления информационным обеспечением функционирования предприятия сегодня находится на высоком уровне. В тоже время ощущается серьезный недостаток в теоретических разработках в сфере информатизации отечественного производства. В этой связи возникает необходимость в разработке методического аппарата для создания и эффективного функционирования информационной инфраструктуры на уровне российского предприятия.

Часть управленческих процессов на производстве полностью автоматизирована и широко использует программные и технические средства. Это касается, прежде всего, бухгалтерской и статистической функции. Прикладные программы в этих областях используются долго и продуктивно. Однако в области маркетинга  такие программы встречаются крайне редко, что объясняется сложностью данного процесса, отсутствием формализованного подхода к решению поставленных задач.  Поэтому создание информационной системы для обеспечения маркетинговой деятельности должно проводиться с учетом особенностей конкретного предприятия, а также уровня его конкурентной позиции на рынке.


Библиографический список

  1. Ашмарина С.И. Научно-методологические основы исследования эффективности использования информационных ресурсов / С.И. Ашмарина, Т.Н. Гороховицкая. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005. – 420 с.
  2. Ловцов Д.А. Модели измерения информационных ресурсов автоматизированной системы управления // Автоматика и телемеханика. – 1996. — №9. – С. 3-17.
  3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»: Гильдия маркетологов.  — 3-е изд. — М.: Оме-га-Л, 2005. — 656 с.