Главная страница » Публикации » 2014 » №5 (41) » Проблемы развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан

Проблемы развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан

Problems of development of innovative entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan

Проблемы развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан

Авторы

Дёмушкина Лариса Олеговна
кандидат экономических наук, доцент кафедры управление экономикой
Казахстан, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
guliya_1911@mail.ru
Галимжанова Сауле Билаловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Казахстан, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли

Аннотация

В современном мире развитие инновационного предпринимательства является важным фактором обеспечения конкурентоспособности страны. В статье рассматриваются различные подходы к состоянию и перспективам развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан, а также проблемы его развития.

Ключевые слова

инновационное развитие, инновационная система, инновационное предпринимательство, инновационно-активные предприятия.

Рекомендуемая ссылка

Дёмушкина Лариса Олеговна, Галимжанова Сауле Билаловна. Проблемы развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (41). Номер статьи: 4102. Дата публикации: 08.05.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4102/

Authors

Demushkina Larisa Olegovna
PhD, assistant professor of management of the economy
Kazakhstan, Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan
guliya_1911@mail.ru
Galimzhanova Saule Bilalovna
PhD, Associate Professor of Economics
Kazakhstan, Kazakh University of Economics, Finance and International Trade

Abstract

In the modern world, the development of innovative entrepreneurship is an important factor in ensuring the competitiveness of the country. The article discusses various approaches to the state and prospects of development of innovative entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan and the problems of its development.

Keywords

innovation development, innovation system, innovation entrepreneurship, innovation active enterprises.

Suggested citation

Demushkina Larisa Olegovna, Galimzhanova Saule Bilalovna. Problems of development of innovative entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №5 (41). Art. #  4102. Date issued: 08.05.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4102/


В условиях глобализации устойчивость инновационного развития является одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности страны, его экономической, технологической, экологической безопасности и стабильного развития.  Инновационная модель экономики обеспечивает устойчивое благосостояние страны, как в настоящем, так и в будущем. В связи с этим государство должно уделять особое внимание развитию национального инновационного предпринимательства.

В Казахстане становление национальной инновационной системы начинается с принятия Стратегии индустриально-инновационного развития на период до 2015 года и формирования Национального инновационного фонда в 2004 году. В стране разработана и функционирует нормативно-правовая база инновационного развития: Программа по формированию Национальной инновационной системы РК на 2005-2015гг.  (2006 г.), Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» (2007г.), Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на период 2010-2014 гг. (ГПФИИР), Программа развития инноваций, Межотраслевой научно-технический план (2011 г.). Кроме того, внесены изменения в Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности», в частности, разработаны налоговые меры ее стимулирования (2012 г.). формировано институциональное обеспечение функционирования инновационной системы и инновационного предпринимательства такие, как Национальный инновационный фонд (в 2012 г. реорганизован в Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР), Национальный центр биотехнологий, Фонд науки, АО «КазАгроИнновация», Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», Назарбаев Университет, Казахстанский институт развития индустрии. В Казахстане для поддержки инновационной деятельности государство использует такие инструменты, как финансирование научных программ, проектное, венчурное финансирование,  управленческие технологии, технологическое бизнес-инкубирование, инновационные гранты. С целью развития предпринимательства вообще и инновационного предпринимательства в частности в стране действует Государственная программа «Производительность-2020». Развивается и инфраструктура Национальной инновационной системы. С 2007 г. функционирует Свободная экономическая зона «Парк информационных технологий (ПИТ) Alatau IT City».  Технопарки  действуют в городах Астана, Алматы, Уральск, Караганда, Шымкент и Усть-Каменогорск. В 2011 году созданы отраслевые Конструкторские  Бюро, Казахстано-Французский Центр трансферта технологий, разработана стратегия равития коммерциализации.

Материальная база для инновационного предпринимательства развивается вместе с реализацией Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному  развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, в соответствии с которой модернизируются старые и открываются новые предприятия и производства.

Согласно Карте индустриализации Казахстана будет введено 707 проектов на сумму 11,4 трлн. тенге, в ходе которого будет создано более 218 тыс. рабочих мест на период строительства и более 191 тыс. рабочих мест на период эксплуатации. К 2020 году,  по предварительным оценкам, запуск всех этих проектов даст совокупный эффект не менее 7%.

В рамках форсированного индустриально-инновационного развития с 2010 г. реализовано 397 инвестиционных проектов общей стоимостью 1 797 млрд. тенге и создано более 44 тыс. рабочих мест [1].

Однако, несмотря на то, что в Казахстане проводится активная государственная инновационная и инвестиционная политика, поддерживается благоприятный инновационный  климат и в целом сложились основы инновационной системы в плане создания правового поля, институциональной среды, инновационной инфраструктуры, темпы развития инновационного предпринимательства оставляют желать  лучшего.
Состояние инновационного предпринимательства в Казахстане учеными-теоретиками и практиками оценивается неоднозначно.

Одни считают, что в ближайшее время вряд ли произойдет мощное развитие инновационной деятельности на уровне предприятий, несмотря на реализацию ГПФИИР. Состояние рынка страны, который до сих пор «хватает» практически любые товары и любого качества, сохранившееся господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования в отдельных отраслях – все это не создает условия для инновационного прорыва [2].

Также отмечается, что инновационная деятельность в республике пока не является источником повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, и, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, заметного прорыва в области инновационного развития экономики страны не произошло [3].

Другие полагают, что важнейшим направлением развития экономики Казахстана является инновационная деятельность, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, и что Казахстан в этом направлении уже имеет результаты. Отмечается, что в стране сформировался единый подход к поддержке инновационной деятельности, который основан на трех основных принципах: реалистичность, эволюционность и комплексность. Реалистичность заключается в том, что через существующие казахстанские реалии перенимается мировой опыт инновационного развития. Эволюционность свидетельствует о том, что развитие идет последовательно, но ускоренными темпами. Комплексность предполагает скоординированность всех мер поддержки и включает в себя не только финансовые, организационные, сервисные меры, но и инструменты, формирующие инновационную ментальность общества. Данную позицию в основном занимают представители институтов развития, органов государственного управления [5].

В целом и тех, и других объединяет то, что они  обращаются к имеющимся проблемам в инновационном продвижении и поиску путей и направлений решения этих проблем.
Состояние инновационной деятельности отечественных предприятий иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1 – Основные показатели инновационной деятельности казахстанских предприятий

Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Количество респондентов, всего 10392 10591 10889 11172 10096 10937 10723 21452
из них: имеющие инновации     352     505     526     447     399     467     614   1215
уровень активности в области инноваций, %  

3,4

 

4,8

 

4,8

 

4,0

 

4,0

 

4,3

 

5,7

 

5,7

не имеющие инновации 10040 10086 10363 10725 9697 10470 10109 20237
уровень пассивности в области инноваций, %  

96,6

 

95,2

 

95,2

 

96,0

 

96

 

95,7

 

94,3

 

94,3

Доля инновационной продукции в ВВП, %  

1,58

 

1,53

 

1,19

 

0,7

 

0,51

 

0,66

 

0,86

 

1,25

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, %  

2,3

 

2,4

 

2,0

 

1,1

 

0,9

 

1,2

 

1,5

 

2,2

Количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений  

677

 

724

 

763

 

745

 

688

 

723

 

793

 

1015

в них: списочная численность работников, человек  

9542

 

11472

 

9375

 

10781

 

…….

 

11191

 

12554

 

11972

Примечание – Составлено авторами по данным Агентства по статистике Республики Казахстан.

По данным таблицы за исключением кризисных лет  в целом наблюдается рост хозяйствующих субъектов, имеющих инновации, растет уровень инновационной активности. Наблюдается также рост количества научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений предприятий и численности их работников.

Следует отметить, что Казахстан в 2012 году впервые достиг исторического максимума в росте показателей инновационной деятельности. Увеличилось по сравнению с докризисным периодом количество инновационно активных предприятий (в 2007 г. — 526, в 2012 г. – 1215). Возросла доля инновационной продукции в ВВП (в 2007 г. – 1,19%, в 2012 г. 1,25%), доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (в 2007 г. – 2,0%, в 2012 г. – 2,2%). Положительная тенденция обусловлена успешными результатами реализации ГПФИИР.

По данным Агентства по статистике уровень инновационной активности предприятий в обрабатывающей промышленности  в 2012 году составил 12,5% и, следовательно, уровень пассивности в области инноваций (87,5%) оказался ниже, чем в целом по стране.

Растет и объем инновационной продукции. В 2012 году он составил 379005,6 млн. тенге и по сравнению с предыдущим годом возрос на 60,6%.

В структуре инновационной продукции наибольший удельный вес в 2012 году занимала вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям продукция – 75,8%, продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, составила 6,6% и прочая инновационная продукция – 17,5%.

Увеличиваются в целом затраты на технологические инновации. В 2012 году капитальные и текущие затраты на технологические инновации  составили 325639,3 млн. тенге (в 2011г. – 194990,9 млн. тенге). При этом, затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями составили 67,3%, на исследование и разработку новых продуктов, производственных процессов направлено – 12,9%, производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) — 4,7%, на приобретение новых технологий – 3,2%.

Анализ основных показателей инновационной деятельности казахстанских предприятий свидетельствует об определенных результатах в инновационном продвижении, но вместе с тем  показывает  пока еще низкий уровень инновационной активности отечественного предпринимательства.

В 2012 году из 21452 предприятий только 1215 имели инновации. Инновационная активность предприятий Казахстана в 2012 году составила 5,7%, как и в предыдущем году. Данный показатель демонстрирует восприимчивость предприятий к инновационным процессам, которая характеризуется долей активных к инновациям предприятий. Для сравнения на долю инновационно активных предприятий в США приходится около 50%, в Турции – 33, в Венгрии – 47, в Эстонии – 36, в России – 9,1% [3].

В соответствии с Концепцией инновационного развития до 2020 года в качестве одного из целевых индикаторов определено доведение доли инновационно активных предприятий до 50% в 2020 году.

Несмотря на рост инновационно активных предприятий, пока еще низка предпринимательская активность  отечественных предприятий в области инноваций. Казахстан сильно зависим  от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, что тормозит процесс  управления и модернизации своей индустриальной основы. Низка доля инновационной продукции в объеме ВВП, также невысок средний уровень наукоемкости инновационной продукции.

Отраслевая структура экономики Казахстана с доминированием добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сдерживает развитие инноваций. Отрасли, преобладающие в казахстанской экономике, отличаются достаточно продолжительным жизненным циклом применяемых технологий, сравнительно стабильным ассортиментом выпускаемой продукции и низкими темпами ее обновления. Поэтому они относятся к мало и среднетехнологическим отраслям. В высокотехнологичных отраслях наблюдается повышенная склонность к инновациям, а, чем шире представлены в экономике наукоемкие отрасли, тем более развита в ней инновационная деятельность.

Наряду с этим общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, сырьевая направленность экспорта также  не способствуют  инновационной активности.

Для повышения инновационной активности отечественных предприятий необходимо формировать механизм экономического стимулирования, в котором важную роль играет налоговое стимулирование — создание льгот и преференций для частного капитала, направляемого в сферу научной и инновационной деятельности. Для активизации инновационной деятельности к тем предприятиям, которые выпускают новую конкурентоспособную продукцию и используют прогрессивные технологии, необходимо применить льготное налогообложение имущества. Так, например, в первый год их деятельности освободить полностью от налога на имущество, во второй год – на 50%, в третий – на 30%, в четвертый – на 20% [5].

Для появления спроса на инновации целесообразно предоставить предприятиям, выпускающим инновационный товар, налоговые каникулы от пяти до десяти лет, освободить или существенно уменьшить налог на добавленную стоимость на выпускаемые отечественные инновационные товары, создать мощную единую рекламную организацию по продвижению отечественных инновационных товаров через средства массовой информации [6].

По материалам института World Economic Forum (Всемирного экономического форума (ВЭФ), Давос, Швейцария) Казахстан по Глобальному индексу конкурентоспособности (ГИК) за 2012-2013 гг. вернулся на  51 место, которое уже занимал несколько лет назад. Это продвижение отражает прогресс во многих сферах, в особенности в макроэкономической стабильности, по которой страна занимает 16-ое место, в технологической готовности, поднявшись с 87-го на 55-ое место. Следует отметить, что в этом году Казахстан впервые участвовал в рейтинге в качестве страны с экономикой переходной от 2-го этапа (этап эффективного развития) на 3-ий этап развития (этап инновационного развития). Но вместе с достигнутым прогрессом  сохраняются серьезные проблемы в сфере конкурентоспособности компаний (99-ое место), а также инноваций (103-ое место).

Наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в Казахстане респонденты определили низкую квалификацию работников (17,2%), которая существенно препятствует и активности в области инноваций [7].

Проблема нехватки квалифицированных кадров наблюдается на многих предприятиях страны, среди которых не только производственные предприятия, но и предприятия по оказанию услуг. Так, главным фактором невостребованности услуг отечественных инжиниринговых компаний является недостаточная квалификация персонала. Падение престижности инженерной профессии, начавшееся в республике с середины 90-х годов, продолжается и в настоящее время. Наибольшие затруднения в квалифицированных кадрах испытывают крупные компании. Дефицит квалифицированной рабочей силы является проблемой большинства отраслей экономики. Ежегодно в республике остаются вакантными  в среднем до 21 тысячи рабочих мест. Наиболее проблемным вопросом в стране является подготовка именно технических кадров. Для реализации Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию и Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» дополнительная потребность экономики в кадрах на 2010-2014 годы составляет 287 тысяч человек, из них 59,47 тысяч человек составляют работники с техническим и профессиональным образованием.

В Казахстане охват техническим и профессиональным образованием составляет в среднем по республике 5,8% в профшколах (профлицеях), 14,8% в колледжах.  Высшее профессиональное образование не обеспечивает выпуск конкурентоспособных кадров. Это обусловлено рядом обстоятельств:

  • слабая связь образования с производством;
  • невостребованность высококвалифицированных кадров, что проявляется в низкой материальной и моральной оценке инновационного потенциала и высококвалифицированного труда;
  • сама экономика пока не ориентируется на конкурентоспособные кадры с высшим и послевузовским профессиональным образованием  и вполне удовлетворяется работниками, подготовленными нынешней системой вузовского образования. Так, в частном секторе добывающих сфер, а также  в сфере первичной переработки природного сырья и материалов эксплуатируется техника и технология повседневного уровня, но не инновационная. Об этом свидетельствует перечень специальностей и специализации технических вузов и университетов республики.
  • по утверждению Казахстанской ассоциации «КаzEnergy», в нефтегазовом и энергетическом комплексе республики  в ближайшие 5-10 лет доля казахстанских сотрудников в инвестиционных проектов  будет повышена до 90%.  В настоящее время ведется практическое обучение отечественных рабочих кадров иностранными инвесторами. Но даже для покрытия своих потребностей подготовка специалистов крупными нефтегазовыми компаниями далеко недостаточная [8].
  • расходы на обучение и подготовку персонала сохраняются на минимальном уровне – 0,6%. Аналогичная ситуация сложилась и  в отношении маркетинга. Затраты на маркетинговые исследования в объеме инновационных затрат составили 0,11%. Это означает, что значительное число предприятий ориентируется на выпуск продукции, реализации которой не требует специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок [3].

Одной из проблем инновационного развития в Казахстане является незавершенность научных исследований, их отрыв от производства, так как проводимые прикладные разработки не имеют продолжения в виде коммерциализации и внедрения в производство.

В качестве факторов, препятствующих повышению инновационной активности предприятий, исследователями  выделяются:

  • неприемлемые условия инвестирования и кредитования;
  • недостаточная платежеспособность заказчиков;
  • высокая стоимость нововведений;
  • недостаточность собственных финансовых средств;
  • невысокая финансовая поддержка со стороны государства.

Все это обусловливает недостаточный уровень затрат на технологические инновации в Казахстане (менее 1% ВВП). В высокоразвитых странах на науку расходуют более 10% ВВП, а если учитывать затраты на науку частных корпораций и фирм, то эта цифра становится выше.

В середине ХХ века в Казахстане были созданы и работали научные институты, проводившие глубокие и серьезные научные исследования. Так, благодаря казахстанской науке, в Институте металлургии и обогащения были созданы инновационные технологии, которые в настоящее время широко применяются не только у нас в республике, но и во всем мире. Отечественными учеными-химиками были разработаны инновационные технологии переработки фосфоритов, что вывело Казахстан в лидеры мирового производства фосфорных удобрений. Селекционеры страны создали продуктивные сорта пшеницы, которые позволили Казахстану получать стабильные высокие урожаи пшеницы, несмотря на упадок сельского хозяйства в конце 90-х годов.

Инновации в основном являются продуктом научной деятельности, рождаются в лабораториях ученых в результате многолетней, кропотливой экспериментальной и научной работы. Ведущие страны мира строго следят за сохранностью технологического преимущества и продают другим странам уже устаревшие технологии. Деятельность многочисленных инновационных и венчурных организации и технопарков страны не результативна  и обычно сводится  к приобретению устаревших технологий и производств [6].

Имеют место системные противоречия, сложившиеся в олигархической форме частной собственности, которая возникла и функционирует на базе некомпетентной и ускоренной приватизации решающих сфер экономики. Крупные предприятия  подавляют конкуренцию вокруг себя, стремятся к сохранению рыночной власти на прежнем рынке, а не к открытию новых, к модернизации и совершенствованию прежней продукции ее замены на технологически новую. За все развитие рыночной экономики Казахстана частный бизнес, притом олигархический, не стал движущей силой неоиндустриализации, инноваций и модернизаций [9].

Следует отметить, что высока доля объема инновационной продукции (более 50%), поставленной за пределы страны. Это свидетельствует о недопоставке инновационной продукции на внутренний рынок или о невостребованности этой продукции на внутреннем рынке.

Развитие инновационного предпринимательства, как составной части национальной инновационной системы РК, будет определяться факторами, способствующими или сдерживающими развитие самой национальной  инновационной системы.

В качестве основных факторов, сдерживающих развитие национальной инновационной системы страны, выделяют следующие:

  • отсутствие координации между институтами развития инноваций и единого центра принятия решений и ответственности;
  • хаотичный характер развития инновационной инфраструктуры без учета потребностей реального сектора экономики и выработки конкретной реализуемой стратегии;
  • низкая активность предприятий в области инноваций и отсутствие спроса на инновации;
  • слабая связь науки, образования  и бизнеса;
  • высокая стоимость капитала, сдерживающая  инвестирование инноваций;
  • неразвитость рынка венчурного капитала для финансирования инновационных малых компаний, острая нехватка специалистов по венчурному управлению;
  • отсутствие анализа передовых технологий в мире и возможностей их использования в Казахстане, инновационно активные предприятия не ориентированы на  подхват (catching-up) современных зарубежных технологий.

Высказываются мнения об использовании средств отечественных пенсионных фондов, страховых компаний, банков в инновационном секторе экономики и проблемой здесь является несовершенство соответствующей законодательной базы. Следует отметить, что ни в одной развитой стране нет отдельного Закона о венчурной деятельности, специальных законов, регулирующих венчурную деятельность. В Казахстане их тоже нет, и считается, что для развития в стране венчурного финансирования не нужен отдельный закон. Во многих странах одним из главных источников венчурного капитала выступают банки, определяющие краткосрочные инвестиционные горизонты. В использовании венчурного капитала в качестве законного вида активов имеет основание рассматривать таких долгосрочных инвесторов как пенсионные фонды и страховые компании. Но сегодня в Казахстане нормативно-правовая база исключает их из венчурной деятельности.

В американской концепции имеет место такое понятие как accrtdited investor, то есть лица, обладающие достаточным опытом и состоянием, чтобы приобретать нерегулируемые высокорисковые ценные бумаги. В США венчурные фонды размещаются  именно среди таких инвесторов. На этой основе они освобождаются от государственного регулирования, направленного на защиту прав инвесторов, и вся тяжесть по оценке качества инвестиционного проекта ложится на плечи самих партнеров. В Казахстанском законодательстве отсутствует подобное понятие. Многие венчурные фонды для эффективной работы в Казахстане создаются в оффшорных зонах [6].

Таким образом, повышение уровня отечественного инновационного предпринимательства, активизация его деятельности  требует решения многих проблем, связанных с развитием инновационной среды, подготовкой востребованных квалифицированных специалистов,  стимулированием, финансированием, регулированием инновационной деятельности, с дальнейшим формированием законодательной базы инновационной модели экономики.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 г.
  2. Баймахамбетова Г.И. Зарубежный опыт инновационной политики государства // Транзитная экономика. – 2011. – № 3-4. – С.17-21.
  3. Сулейменов Е. Состояние инновационного развития в Казахстане // http://elementmag.kz/?p=617
  4. Жакупова Л. НИФ: идеи, результаты, планы // Деловой мир. – 2011. – № 5-6. – С. 28-29.
  5. Нурмуратова Л.С. Развитие инновационных процессов в Республике Казахстан // Аль Пари. – 2011. — № 2-3. – С. 8-12.
  6. Гильманов М. Об инновациях – истинных и мнимых // Мысль. – 2012. – № 1. – С. 53-55.
  7. Казахстан в Отчете о глобальной конкурентоспособности 2012-2013 Всемирного экономического форума //http: //gtmarket.ru /news /2012/09/05/4949.
  8. Кошанов А. Рабочие кадры – резерв роста человеческого капитала // Мысль. – 2012. – № 1. – С. 47-52.
  9. Кошанов А. Индустриально-инновационные вызовы глобализации // Мысль. – 2012. – № 9. – С. 38-43.

References

  1. Address of the President of the Republic of Kazakhstan — Leader of the Nation Nursultan Nazarbaev of Kazakhstan «Strategy » Kazakhstan- 2050 » — a new policy established state » from 14.12.2012 [Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan — Lidera natcii Nursultana Nazarbaeva narodu Kazakhstana «Strategiia «Kazakhstan-2050» — novyi politicheskii kurs sostoiavshegosia gosudarstva» ot 14.12.2012 g.].
  2. Baimakhambetova G.I. Foreign experience in innovation policy [Zarubezhnyi opyt innovatcionnoi politiki gosudarstva]. Transitional Economy. 2011. № 3-4. pp.17 -21.
  3. Suleimenov E. Status of innovative development in Kazakhstan [Sostoianie innovatcionnogo razvitiia v Kazakhstane]. http://elementmag.kz/?p=617
  4. Zhakupova L. NIF: ideas, results , plans [NIF: idei, rezultaty, plany]. Business world. 2011. № 5-6. pp. 28-29.
  5. Nurmuratova L.S. Development of innovative processes in the Republic of Kazakhstan [Razvitie innovatcionnykh protcessov v Respublike Kazakhstan]. Al Paris. 2011. № 2-3. pp. 8-12.
  6. Gilmanov M. On Innovation — true and false [Ob innovatciiakh – istinnykh i mnimykh]. Thought. 2012.  № 1. pp. 53-55.
  7. Kazakhstan in the Global Competitiveness Report 2012-2013, World Economic Forum [Kazakhstan v Otchete o globalnoi konkurentosposobnosti 2012-2013 Vsemirnogo ekonomicheskogo foruma]. http://gtmarket.ru / news / 2012/09/05/4949.
  8. Koshanov A. Working footage — provision of human capital [Rabochie kadry – rezerv rosta chelovecheskogo kapitala]. Thought. 2012. № 1. pp. 47-52.
  9. Koshanov A. Industrial and innovative challenges of globalization [Industrialno-innovatcionnye vyzovy globalizatcii]. Thought. 2012. № 9. pp. 38-43.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх