Главная страница » Публикации » 2014 » №5 (41) » Анализ финансовых ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов

Анализ финансовых ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов

Analysis of the financial resources of the Russian state pension funds


Авторы

Емельянова Т.В.
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

Аннотация

Автор показывает, что негосударственные пенсионные фонды в последние несколько лет демонстрируют устойчивый рост. Негосударственные пенсионные фонды расположены в 29 субъектах Российской Федерации. Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Темп роста пенсионных резервов является показателем, характеризующим истинный рост негосударственной пенсионной системы России. 

Ключевые слова

негосударственные пенсионные фонды, обязательное пенсионное страхование, пенсионные резервы, пенсионные резервы, пенсионные накопления

Рекомендуемая ссылка

Емельянова Т.В.. Анализ финансовых ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (41). Номер статьи: 4103. Дата публикации: 08.05.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4103/

Authors

Emelianova T.V.
Russia, Saint-Petersburg State University of Water Communications

Abstract

The author shows that private pension funds in the last few years show a steady increase . Private pension funds located in 29 regions of the Russian Federation. Existing pension funds organized in the most successfully developing sectors of the economy . The growth rate of pension reserves is the indicator of the true growth of private pension system in Russia.

Keywords

non-state pension funds, mandatory pension insurance , pension reserves , pension reserves , retirement savings.

Suggested citation

Emelianova T.V.. Analysis of the financial resources of the Russian state pension funds // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №5 (41). Art. #  4103. Date issued: 08.05.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4103/


В 2011 году продолжалась реализация введенных с 1 июля 2009 года мер по повышению надежности негосударственных пенсионных фондов. Уже в течение 2008-2009 годов из-за несоответствия новым требованиям, вступившим в силу 1 июля 2009 г., рынок покинули более 75 фондов, не ведущих активной деятельности. В 2011 году продолжился процесс присоединения фондов к другим НПФ. В результате, общее число фондов, имеющих действующую лицензию, составило на 01.01.2012 г. – 146 (рис. 1).[1]


Рис. 1. Число НПФ, имеющих лицензию

Негосударственные пенсионные фонды (по данным на 01.01.2012 г.), расположены в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 76 фондов, в Санкт-Петербурге — 13, в Республике Татарстан и Ростовской области — по 5, Московской, Самарской и Свердловской областях, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – по 4, в Нижегородской области – 3, в Волгоградской, Челябинской, Новосибирской областях, Республике Башкортостан, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия – по 2, в Липецкой, Владимирской,  Вологодской, Кемеровской, Иркутской, Оренбургской, Ульяновской, Тверской областях, Республике Бурятии, Приморском, Ставропольском, Хабаровском крае – по 1 (рис.2).

Хотя география центральных офисов фондов существенно сузилась (в 2008 г. негосударственные пенсионные фонды были зарегистрированы в 47 субъектах Российской Федерации), выросла региональная сеть действующих фондов и теперь с учетом почти 1200 своих филиалов и других обособленных подразделений негосударственные пенсионные фонды действуют более чем в 450 населенных пунктах 78 регионов России.[2]


Рис. 2. Распределение НПФ по федеральным округам России

Задачу формирования накопительных пенсий в Российской Федерации решает система негосударственных пенсионных фондов, которая представлена 146 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию (ОПС) (табл. 1)[3] . Количество участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению в 2011 году достигло 6,59 млн. человек, что меньше, чем в 2010 году на 1%.[4]

Таблица 1 — Динамика изменения количества НПФ
за период 2000-2011 гг.

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число НПФ, имеющих лицензию 262 250 256 257 270 261 256 240 209 165 149 146
Число НПФ, заявив. о желании осущ. деят-ть по ОПС 0 0 0 0 0 47 73 91 105 133 133 117

Несмотря на постепенное снижение количества НПФ, имеющих лицензию, совокупный объем собственного имущества (СИ) неуклонно увеличивается. Собственное имущество фонда подразделяется на имущество предназначенное для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления. Начиная с 1999 года,  размер СИ увеличился в 70 раз, а прирост за 2011 составил около 293 млн. рублей или 32%4 (табл. 2).

Таблица 2 — Основные финансовые характеристики российских НПФ4

Год Собственное имущество (тыс. руб.) Совокупный вклад учредителей (тыс. руб.) Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (тыс. руб.) Пенсионный резерв (тыс. руб.) Пенсионные накопления (тыс. руб.)
1999 17029544 нет данных 4733612 10525480 нет данных
2000 23331467 нет данных 5898372 15642446 нет данных
2001 45 103 007 нет данных 10327843 33640248 нет данных
2002 63666763 4146371 10 314 561 51417342 нет данных
2003 125622539 6630263 31537411 89557189 нет данных
2004 215803588 9353769 42 472 324 169792406 нет данных
2005 344345957 11351224 59640411 277364968 2006783
2006 514784794 21054016 91387026 405228805 9964707
2007 603079429 22942035 96 492 830 472888829 26756580
2008 579429176 25964043 78347908 462897720 35541076
2009 742496695 28570620 94851814 564372538 77168309
2010 908071119 28105176 101037270 643267812 155352221
2011 1200573236 28663604 99182192 700313842 393786223

Резкое увеличение СИ (рис. 3)1 связано с ужесточением требований со стороны законодательства к НПФ, так как с 1 июля 2006 года НПФ начали осуществлять деятельность по ОПС. Данное обстоятельство привело к необходимости повысить надежность НПФ путем увеличения минимальных нормативов по основным показателям, к которым относится и СИ НПФ.


Рис. 3. Собственное имущество НПФ (тыс. руб.)

На 30.06.2012г. более 73% совокупного объема имущества НПФ контролируют фонды, входящие в топ-десятку, с явным доминированием НПФ «Газфонд» (27,64%), НПФ «Благосостояние» (17,46%), НПФ «Лукойл-Гарант» (8,27%), НПФ «Электроэнергетики» (4,55%), НПф «Норильский никель» (3,35%), НПФ «Транснефть» (3,03%), НПФ «Сбербанк» (2,87%), НПФ «Промагрофонд» (2,25%), НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» (1,98%), НПФ «КИТ Финанс» (1,77%), таким образом, остальные 27% имущества распылены между 136 фондами.[5]

В 2010г. совокупный объем имущества НПФ составляет 2,1% от объема Российского валового внутреннего продукта (ВВП). В экономически развитых странах этот показатель превышает 30-40%.

Быстрый рост активов НПФ в целом связан с опережающим ростом имущества для обеспечения уставной деятельности, который, в свою очередь, был вызван не столько реальными «инъекциями» средств со стороны учредителей НПФ, сколько переоценкой крупных пакетов ценных бумаг, внесенных в свое время учредителями в состав ИОУД некоторых крупных кэптивных фондов и сохранившихся в их портфелях.

По данным 2011 года размер имущества для обеспечения уставной деятельности, которое у многих фондов было истрачено во время кризиса в 2008 году на компенсацию отрицательных результатов инвестирования, восстановлен полностью и превысил докризисный размер более чем на 5% (рис.4).


Рис. 4. Динамика ИОУД (тыс. руб.)

С 1 июля 2009 года ужесточены требования к денежной оценке имущества для обеспечения уставной деятельности, которая должна составлять не менее 50 млн. руб., это касается всех фондов (в том числе не занимающихся деятельностью по ОПС). Для фондов, осуществляющих деятельность по ОПС, НПФ обязан иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности с 1 июля 2009 года – не менее 100 млн. руб., а с 1 июля 2012 года поддерживать указанную величину не менее 100 млн. руб.[6]

Совокупный вклад учредителей НПФ (СВУ) — сумма взносов всех учредителей НПФ не на цели пенсионного обеспечения, а для организации работы НПФ. По этому признаку совокупный вклад учредителей НПФ похож на уставный капитал акционерного общества. Но взносы учредителей НПФ в СВУ в силу того, что НПФ является некоммерческой организацией, не дают права учредителям рассчитывать на дивиденды от этих взносов.  Действующий федеральный закон о НПФ требует, чтобы минимальное значение совокупного вклада учредителей НПФ, сформированное учредителями исключительно денежными средствами, было не меньше 30 млн. рублей.[7]

Изменения коснулись, прежде всего, фондов, имеющих суммарные пенсионные средства, не превышающие 100 млн. рублей, (число таких фондов сократилось со 137 до 40), однако их доля в общем размере пенсионных средств осталась практически неизменной (соответственно с 0,61% до 0,69%).


Рис. 5. Динамика совокупного вклада учредителей (СВУ)
(тыс. руб.)

Одновременно с 32 до 47 выросло количество фондов, имеющих суммарные пенсионные средства, превышающие 1 млрд. рублей, а их доля в общем объеме суммарных пенсионных средств выросла с 94,86% до 97,06% (рис. 6).

Рис. 6. Распределение НПФ по размеру суммарных пенсионных средств (пенсионные резервы и пенсионные накопления)

Главный индикатор, характеризующий деятельность НПФ, — размер пенсионных резервов, определяемый разницей между поступлениями средств и их расходами. Поступления в пенсионный резерв ограничиваются двумя видами – пенсионными вносами и доходом от размещения пенсионных резервов. Фонд формирует пенсионные резервы для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками.

Именно темп роста пенсионных резервов является показателем, характеризующим истинный рост негосударственной пенсионной системы России.
Данный показатель не только отражает обязательства фондов перед участниками, но и свидетельствует о надежности НПФ (рис. 7).


Рис. 7. Пенсионные резервы (тыс. руб.)

В целях своевременного и полного исполнения обязательств перед участниками фонда пенсионные резервы включают две необходимые составляющие — резервы покрытия пенсионных обязательств (далее — РППО) и страховой резерв. Резервы покрытия пенсионных обязательств предназначены для обеспечения финансирования в полном объеме обязательств фонда перед участниками. Средства страхового резерва могут быть использованы только в случае недостаточности ресурсов РППО и поэтому обеспечивают дополнительные гарантии исполнения фондом обязательств.

Пенсионные резервы в 2011 году выросли на 57,1 млрд. рублей, а общий их объем составил 700,3 млрд. рублей. Прирост объема пенсионных резервов НПФ в 2011 году составил 8,8% ( в 2010 году 13,9%). При этом сохранилась тенденция к росту средств обязательного пенсионного страхования: объем пенсионных накоплений, переданных гражданами в НПФ, увеличился более чем в 2 раза (с 155,4 млрд. рублей на конец 2010 года до 393,8 млрд. рублей на конец 2011 года). Фонд формирует пенсионные накопления для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

Поскольку НПФ являются активными рыночными участниками, ухудшение экономической ситуации с середины 2008 г. не могло не сказаться на результатах их деятельности. По итогам 2008 г. сумма резервов впервые снизилась за последние 10 лет функционирования фондов. Ситуация объясняется отрицательной доходностью, полученной НПФ от размещения резервов. Однако за девять месяцев 2009 г. НПФ не только восстановили, но и увеличили объем резервов. За исключением 2008 года размер пенсионных резервов растет быстрыми темпами, около 20% в год после кризиса и более 50% до кризиса, что существенно опережает рост ИОУД, чей темп прироста ограничивается в среднем не более 10% в год в посткризисный период.

За 2011 год пятерка крупнейших НПФ по объему резервов не изменилась, и лидером является НПФ «Благосостояние», пенсионные резервы которого, на конец 2011 года, составили 163,4 млрд. рублей. На втором месте НПФ «Лукойл-Гарант» – с объемом резервов в 27,9 млрд. рублей. Третье место занимает Ханты-Мансийский НПФ (18,61 млрд. рублей), четвертое – НПФ «Газфонд» (6,06 млрд. рублей), замыкает пятерку лидеров НПФ «Электроэнергетика» с резервами в 5,18 млрд. рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды в последние несколько лет демонстрируют устойчивый рост. Негосударственные пенсионные фонды расположены в 29 субъектах Российской Федерации. Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Однако роль НПФ в масштабах экономики России пока достаточно скромна. Система негосударственного пенсионного обеспечения в России, во-первых, молода, во-вторых, стабильно развивается. О молодости системы свидетельствует устойчивое и усиливающееся превышение пенсионных резервов над выплатными суммами. На стабильность указывают значительные темпы роста активов и пенсионных резервов НПФ.

___________

1 Построено на основании данных Федеральной службы по финансовым рынкам

2 Колобаев О. М. Советник Президента НАПФ “ОТЧЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ НПФ” о деятельности за период с июля 2011 года по август 2011 года: info@pensionobserver.ru

3 Рассчитано на основании данных Национальной ассоциации НПФ http://www.napf.ru/

4 Рассчитано на основании данных Федеральной службы по финансовым рынкам.

5 Рассчитано по данным Национального рейтингового агентства( npf.investfunds.ru/ratings/14/)

6 Федеральный Закон № 75-ФЗ “О Негосударственных пенсионных фондах” в редакции от 03.12.2011 (с изм.. и доп. вступившими в силу 01.07.2012г.)

7 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции от 30.11.2011 N 359-ФЗ (с изм.. и доп. вступившими в силу 01.07.2012г.)

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Федеральная служба по финансовым рынкам. http://www.fcsm.ru/ru/
  2. Колобаев О. М. Советник Президента НАПФ “ОТЧЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ НПФ” о деятельности за период с июля 2011 года по август 2011 года: info@pensionobserver.ru
  3. Национальная ассоциация НПФ http://www.napf.ru/
  4. Национальное рейтинговое агентство ( npf.investfunds.ru/ratings/14/)
  5. Федеральный Закон № 75-ФЗ “О Негосударственных пенсионных фондах” в редакции от 03.12.2011 (с изм.. и доп. вступившими в силу 01.07.2012г.)
  6. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции от 30.11.2011 N 359-ФЗ (с изм.. и доп. вступившими в силу 01.07.2012г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх