Малые и средние города как стратегические объекты управления органов региональной и муниципальной власти в субъектах РФ

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Natali.ablova.@yandex.ru

Аннотация

На основе анализа отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов выявляется проблема оценки эффективности расходования бюджетных средств, что не позволяет выработать рекомендации по решению вопроса недостатки денежных средств для финансирования региональных и местных программ по социально-экономическому развитию городов и региона. Для решения текущих социально-экономических задач управления органами государственной и муниципальной власти в статье рассматривается возможная схема сотрудничества между органами власти, а также определяется роль малых и средних городов России, которые должны стать опорными малыми центрами для устойчивого экономического развития регионов.

Ключевые слова

региональный и местные бюджеты, муниципальные образования, малые и средние города, управление

Статьи из этого же номера №6 (42)

Рекомендуемая ссылка

Аблова Наталья Олеговна
Малые и средние города как стратегические объекты управления органов региональной и муниципальной власти в субъектах РФ// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (42). Номер статьи: 4201. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4201/
На регион, как и на любую экономическую систему, в реальных условиях воздействуют внутренние и внешние факторы, способствующие как резкому скачкообразному росту экономики и уровня жизни населения, так и «шоковому» падению основных региональных социально-экономических показателей. Потребность в предупреждении негативного влияния внутренних и внешних явлений сопряжена с понятием «устойчивого развития» региона. При этом, по устойчивым развитием региона будем понимать его «способность стабильно нивелировать негативное влияние изменений внутренних и внешних факторов, а также трансформировать такого рода изменения в региональные конкурентные преимущества, при условии сбалансированного развития экономической, социальной и экологической подсистем региона» [2, с. 264].

Основная проблема, являющаяся одним из препятствий к устойчивому социально-экономическому развитию регионов в России, состоит в не пропорциональном распределении налоговых доходов среди бюджетов бюджетной системы РФ по отношению к их расходным обязательствам.  Фактически большинство региональных и местных бюджетов формируется за счет значительного удельного веса межбюджетных трансфертов. Вследствие этого, управление территорий на региональном и местном уровнях власти осуществляется неполноценно в условиях постоянной нехватки денежных ресурсов.

Как показал анализ отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [3], проведенный выборочно по Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской, Оренбургской областям и Республики Башкортостан, основной удельный вес в структуре доходов региональных бюджетов составляют налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).


Рис. 1. Структура доходной част бюджетов субъектов РФ, млн руб.

В структуре доходной части местных бюджетов, за исключение безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов, значительная доля приходится на отчисления по НДФЛ. Структура доходной базы бюджетов муниципальных образований по их видам на примере Челябинской области представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Структура доходной части местных бюджетов Челябинской области, млн руб.

Сопоставив состав доходов региональных и местных бюджетов с видами их расходов было выявлено, что экономически тесно связаны только НДФЛ и расходы на образование, которые в структуре расходной части бюджетов имеют немалый удельный вес.

Структура расходов регионального бюджета характеризуется значительными суммами расходов на здравоохранение, национальную экономику и образование.


Рис. 3. Структура расходной части бюджета субъектов РФ, млн руб.

Местные бюджеты расходуют бюджетные средства в основном на образование.  Расходы на национальную экономику преимущественно представлены затратами на дорожное хозяйство. Структура расходов местных бюджетов, на примере Челябинской области, приведена на рисунке   4.


Рис. 4. Структура расходной части местных бюджетов Челябинской области, млн руб.

Уровень расходов на образование в большей степени определяет качество «новой» рабочей силы, поступающей на рынок труда из года в год. Как правило, выпускники высших учебных заведений получают более высокую заработную плату нежели специалисты, окончившие колледжи и техникумы. А так как фонд заработной платы является налоговой базой для НДФЛ, то и рост количества квалифицированного персонала в городах должен способствовать повышению налоговых доходов местных бюджетов.

Безусловно, в современных российских реалиях, высокий уровень образованности населения не всегда соответствует получаемыми ими доходам. Не востребованность профессий, безработица и нежелание местных частных предприятий увеличивать свои расходы из-за повышения заработной платы сотрудников не позволяют достоверно оценить эффективность региональных и местных бюджетов. Но тем не менее, соотношение НДФЛ к расходам на образование является единственным способом анализа эффективности расходования бюджетных средств.

Получается, что отсутствие экономических связей между источниками доходов и расходами региональных и местных бюджетов не позволяет делать какие-либо однозначные выводы о бюджетной эффективности расходов в результате реализации органами региональной и местной власти управления городами и регионами в целом.

Реформирование налоговой и бюджетной систем РФ, предполагающее изменения в составе налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты или сокращения расходных обязательств согласно Бюджетному кодексу РФ, представляет сложный и длительный процесс. В целях решения текущих вопросов по улучшению социально-экономического положения регионов целесообразнее анализировать возможности совершенствование деятельности органов государственной и муниципальной власти по конечным результатам управления, то есть по изменению ключевых социально-экономических показателей, характеризующих развитие как городов, так и субъектов РФ.

Для комплексного управления городами важно организовывать тесное сотрудничество между органами власти регионального и местного уровней и проводить согласованную региональную политику. В этом плане стоит привести в пример опыт из зарубежной практики ведения региональной политики в Швейцарии. Современная региональная политика Швейцарии построена на принципе субсидиарности. Схема взаимодействия между разными уровнями власти в Швейцарии представлена на рисунке 5. При этом кантоны представляют собой аналоги российским муниципалитетам.


Рис. 5. Схема взаимодействия между разными уровнями власти в Швейцарии

При организации тесного сотрудничества важно четко понимать, какая роль будет отводиться конкретным муниципальным образованиям, т.е. какие задачи, помимо законодательно закрепленных за бюджетом обязательств согласно Бюджетному кодексу РФ, будут решаться на региональном, а какие на местном уровнях и в рамках каких видов муниципальных образований (на уровне городских округов, муниципальных районов или городских и сельских поселений).

Малые и средние города могут стать опорными центрами для развития сельских поселений. Более того, учитывая «особо важную роль небольших городских поселений, которую они выполняют в восточных районах страны, обеспечивая социально-экономическое развитие сложных для освоения территорий России и в определенной степени компенсируя недостаточное размещение здесь более крупных городов» [1, с. 291], малые и средние города способны стать «точками рост» для регионов, способствуя его устойчивому социально-экономическому развитию.

Интересен тот факт, что несмотря на сильную централизацию власти в такой социалистической республике как Китай, государство в последние годы все больше уделяет внимание местным органам власти, предоставляя им больше свобод в управлении. Так, в рамках реализации Плана урбанизации территории в Китае, принято решение о разрешении выпуска облигаций местными властями для привлечения инвестиций [7]. Кроме того, План по урбанизации территории, где располагаются «трущобы», на 2014-2020 годы включает переезд граждан в малые и средние города, что должно способствовать развитию страны, обновлению отраслей и росту внутреннего спроса.

Малые города как третья ступень в пространственной организации экономики рассматриваются и в Казахстане [4]. Стоит сказать, что за рубежом органы государственной власти не всегда видят развитие экономики только через создание городских агломераций и развитие крупных городов, малым и средним городам отводится также значительная роль в формировании именно «устойчивой» системы для успешного социально-экономического развития региона. Тем более, говоря о такой большой по масштабам стране как России, нельзя не учитывать специфику расселения граждан, особенно за Уралом.  Идея о создании «полюсов роста» в виде городских агломераций в субъектах РФ без усиления позиций малых и средних городов может привести к усилению социальной дифференциации и напряженности.

Одним из возможных решений в недостатке финансирования важных социальных проектов в малых и средних городах России может стать организация конкурсов по предлагаемым инвестиционным проектам от органов как муниципальной, так и региональной власти. При этом под инвестиционным проектом стоит понимать программу, реализация которой может дать максимальный социально-экономический эффект при меньшем вложении бюджетных средств. Другими словами, на ряду со стандартными механизмами взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, стоит внести, на мой взгляд, такой дополнительный инструмент как механизм финансирования отдельных программ, представленных в виде инвестиционных проектов, только после конкурсного отбора.

Политика финансирования программ через реализацию инвестиционных проектов после оценки их бюджетной эффективности проводится в России специально сформированной рабочей группой Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», регулируемой Федеральным законом «О банке развития» (№82-ФЗ от 17.05.2007 г.).

Согласно Отчету Группы «Внешэкономбанк» 2012 года в Меморандум о финансовой политике банка внесены изменения, в соответствии с которыми «инвестиционные проекты по развитию территориальных кластеров и монопрофильных муниципальных образований были отнесены к основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка. Изменения в меморандуме также предусматривают снижение порога инвестиций по проектам, реализуемым в моногородах, с 2 млрд до 1 млрд рублей, что создало дополнительные возможности для финансирования проектов, направленных на модернизацию экономики моногородов, и формирования новых точек экономического роста в регионах» [5, с. 36].

Однако, рабочая группа «Внешэкономбанка» занимается исключительно моногородами, которые представлены как малыми, так и крупными городами. Организация схожего механизма управления по отношению к реализации программ развития на региональном и местных уровнях власти способствовало бы более эффективному расходованию бюджетных средств.

Таким образом, малые и средние города в России могут стать опорными центрами для комплексного развития территории. При этом важно организовывать между региональным и местными уровнями власти единую согласованную политику по отношению к направления развития региона и городов, что возможно только при тесном сотрудничестве органов власти в вопросах направлений социально-экономического развития территории.


Библиографический список

  1. Любовный В.Я. Города России: альтернативы развития и управления. – М.: Экон-информ, 2013. – 614 С.
  2. Перфилов В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Перфилов В. А. // Проблемы современной экономики. – 2012. — № 2 (42).
  3. Информация об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mestnykh-byudzhetov/
  4. Программа «Развитие регионов».  Утверждена  постановлением Правительства Республики Казахстан   от « 26» июля 2011 года № 862 / Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minplan.gov.kz/economyabout/249/
  5. Отчет Группы «Внешэкономбанк» за 2012 год. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://media.rspp.ru/document/1/b/a/ba0cc7b620c2155ce0709d482deefd31.pdf
  6. OECD (2011), «OECD Territorial Reviews: Switzerland 2011» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264092723-en
  7. China to Spend More Than $162 Billion on Shantytowns / Bloomberg News / Mar 17, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/2014-03-16/china-plans-over-163-billion-shantytown-investment-cctv-says.html