Инновационное развитие субъектов Российской Федерации в современных условиях

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)


доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Россия, Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН

Аннотация

В статье анализируется текущий уровень развития инновационной сферы в субъектах Российской Федерации, а также тенденции занятости в сфере НИОКР. Выявлены факторы, влияющие на уровень инновационной активности в регионах. Для реализации модели «опережающего» развития в регионах авторами обосновывается необходимость разработки Концепции инновационного регионального развития и предлагаются инструменты региональной инновационной политики.

Ключевые слова

инновационное развитие, регион, концепция, инновационная политика

Статьи из этого же номера №6 (42)

Рекомендуемая ссылка

Ефимова Екатерина Андреевна , Котилко Валерий Валентинович
Инновационное развитие субъектов Российской Федерации в современных условиях// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (42). Номер статьи: 4204. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4204/
Согласно Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, Российская Федерация в течение ближайших пяти лет должна выйти в число лидеров на мировых рынках наукоемкой продукции, а также занять прочные мировые позиции в сфере производства инновационной и  высокотехнологичной продукции и предоставления интеллектуальных услуг. В то же время, как  справедливо отмечают разработчики Стратегии, серьезную угрозу конкурентоспособности России представляет ее отставание в развитии новых технологий последнего поколения [1].

Инновационная составляющая  является важнейшим аспектом региональной политики. Из всех постсоветских стран Россия обладает огромным научно-техническим потенциалом, имеет достаточно высокий уровень развития науки, научные школы известные за рубежом, существенную долю специалистов с высшим образованием.

Россия является мировым лидером во многих направлениях физики, математики, химии, физиологии, медицине. Ее вклад в области лазерной и криогенной техники, новых материалов, средств связи и коммуникаций известен не только на постсоветском пространстве. В то же время, очевидно, что в нашей стране большой удельный вес нереализованных изобретений, слабо используется потенциал региональной науки. В этой связи следует изучать и перенимать любой опыт соединения науки и производства, который дает положительные результаты.

В мировой практике противопоставляют две концепции инновационного развития:

  • концепцию (модель) «догоняющего развития»;
  • концепцию «опережающего развития»

Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, особенность перехода России к инновационному типу экономического развития состоит в том, что ей предстоит решать задачи и догоняющего, и опережающего развития одновременно. Обе концепции развития опираются на теорию центропериферического строения мирового хозяйства с выделением системообразующего ядра (центра) промышленно развитых стран и регионов мира и периферии, т.е. стран и регионов, находящихся на более низких стадиях промышленной зрелости, вынужденных двигаться по траектории догоняющего развития.

Страны и регионы, ориентирующиеся на данные пути развития, выбирают разную тактику и стратегию. Одни из них опираются на собственные силы, на потребности и возможности национального (или регионального) рынка с незначительным привлечением иностранного капитала, а, другие, активно участвуют в международном (и межрегиональном) разделении труда, активно привлекая иностранный капитал и используя новые технологии производства.

Отсюда, для регионов, ориентированных на путь «догоняющего развития», характерно стремление догнать «лидера», т.е.  регион, принимаемый за «эталон» для подражания.

Несмотря на различия регионов, модель догоняющего развития имеет общие закономерности для всех регионов. В частности, они используют прямые иностранные (или государственные) инвестиции, порой механически используют стандарты других стран или регионов, взятых за ориентир. Кроме того, они опираются на импортозамещающую модель развития, на собственные ресурсы (или дешевую рабочую силу, если речь идет о регионах стран Юго – Восточной Азии и Латинской Америки).

Концепцию «догоняющего развития» иногда называют импортозамещающей индустриализацией, которая опирается на методы государственного регулирования.

В России «опережающий» сценарий развития рассматривается наряду с «инерционным», опирающемся на доминирование топливно-сырьевого комплекса и сохранение низкого удельного веса наукоемкой продукции и услуг, а также «экспортноориентированным» сценарием, где возможны различные маневры с развитием экспортных секторов экономики (ТЭК, металлургии, химической промышленности).

Концепция опережающего регионального инновационного развития может иметь два сценария реализации:

  • поддержание производства и внедрение новых технологий на действующих крупных предприятиях;
  • создание новых предприятий и научно-производственных центров, использующих накопленный научно-исследовательский потенциал, отвечающих мировым стандартам.

При этом определяющими факторами ее реализации выступают наукоемкие технологии, современный менеджмент, высококвалифицированные кадры  и наличие инновационной стратегии (или программы) развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Только в этом случае можно обеспечить активизацию инновационной деятельности в регионах России.

Инновационный путь развития российской экономики предполагает формирование на территории России новых зон так называемого опережающего развития. Данные зоны не могут и не должны быть привязаны к имеющимся энерго-сырьевым зонам (регионам) и финансовым центрам. Хотя очевидно, что г. Москва и Московская область уже сейчас аккумулируют на своей территории значительную часть инновационной деятельности. Данные регионы являются лидерами по научно-образовательному и научно-исследовательскому потенциалу. Более того, концентрация на территории Центрального Федерального округа целого ряда наукоградов, таких как Обнинск, Королев, Дубна, Зеленоград, свидетельствует о том, что в будущем данный федеральный округ будет занимать лидирующие позиции по темпам инновационного роста.

Распределение субъектов Российской Федерации по уровню инновационной активности и ее динамики в 2012 году представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение субъектов Российской Федерации по уровню инновационной активности в 2012 году

Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем числе организаций региона, в %

Менее 5,0%

5,1-10,0%

Свыше 10,1%

Динамика к уровню 2000 года

Рост

Респ. Северная Осетия — Алания Респ. Саха (Якутия), Респ. Дагестан, Смоленская обл., Мурманская обл., Ставропольский край, Белгородская обл., Тверская обл., Краснодарский край, Архангельская обл., Респ. Коми, Брянская обл., Ивановская обл., Новосибирская обл., Костромская обл., Омская обл., Ямало-Ненецкий АО, Иркутская обл., Астраханская обл., Респ. Адыгея, Кировская обл., Красноярский край, Амурская обл., Кабардино-Балкарская Респ., Еврейская авт. обл. г. Москва,  г. Санкт-Петербург, Томская обл., Свердловская обл., Тульская обл., Респ. Татарстан, Липецкая обл., Владимирская обл., Удмуртская Респ., Чукотский АО, Оренбургская обл., Ярославская обл., Респ. Башкортостан, Приморский край, Чувашская Респ., Пензенская обл., Рязанская обл., Ленинградская обл., Респ. Бурятия, Респ. Мордовия, Респ. Марий Эл, Курская обл., Респ. Алтай,  Камчатский край, Респ. Карелия, Магаданская обл.,

Снижение

Карачаево-Черкесская Респ., Забайкальский край, Сахалинская обл. Самарская обл.,
Калининградская обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., Ханты-Мансийский АО, Вологодская обл., Кемеровская обл., Ульяновская обл., Саратовская обл., Московская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Ростовская обл., Тамбовская обл., Тюменская обл., Курганская обл.
Пермский край, Хабаровский край, Калужская обл., Орловская обл., Алтайский край, Челябинская обл., Нижегородская обл.

Примечание: Составлено на основе расчетов по данным источника: [3, с. 820 – 821].

Важной составляющей инновационного развития является эффективно функционирующий и гибкий рынок труда. Развитие инновационной экономики и экономики знаний сопровождается структурной перестройкой рабочих мест в народном хозяйстве страны.

На основе анализа статистических данных, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики [3, с. 786 – 829], можно выявить основные тенденции, наметившиеся в субъектах Российской Федерации в последнее десятилетие в сфере занятости. Во-первых, в регионах наблюдается сокращение численности занятых в инновационной сфере. Самое существенное сокращение занятых за период с  2000 по  2012 год отмечается в Чукотском автономном округе, Республике Марий Эл, Оренбургской, Брянской, Саратовской и Курганской областях, а также в Забайкальском крае. Следует также отметить, что отток персонала, занятого техническими разработками, превышает отток персонала, занятого исследованиями. За исследуемый период 13 субъектов Российской Федерации потеряли свыше 50% персонала, занятого техническими разработками. Наибольшие потери в этой сфере (свыше 70%) понесли такие регионы, как Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Костромская, Курганская и Белгородская области, а также Республика Марий Эл.

Во-вторых, несколько субъектов Российской Федерации – города Москва и Санкт-Петербург, а также Республики Татарстан и Чувашия, Хабаровский край, Свердловская и Нижегородская области – являются лидерами по уровню инновационной активности. Данные регионы можно считать точками роста и развития инновационной экономики на территории России.

В-третьих, практически во всех регионах произошло сокращение числа организаций, занятых НИОКР. Исключение составляют только Московская, Калужская, Самарская, Вологодская, Ульяновская области, Республики Татарстан, Саха (Якутия), а также Ханты-Мансийский автономный округ, Забайкальский и Алтайский край.
В-четвертых, наметилась тенденция по сокращению в ряде регионов числа исследователей, имеющих ученые степени, в том числе в таких субъектах Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Особенно печально, что это происходит на фоне значительного роста числа поступающих в аспирантуру и докторантуру во всех субъектах Федерации. По всей видимости, молодежь, приходящая в науку, не всегда имеет четкое представление об этой сфере деятельности и не нацелена на глубокую научно-исследовательскую работу.  Сокращение числа кандидатов наук на фоне небольшого прироста числа докторов наук в регионах свидетельствует о старении кадрового состава исследовательских учреждений. С одной стороны, число кандидатов и докторов наук в регионах отнюдь не связано с количеством, а главное с качеством проводимых исследований. Но с другой стороны, такая тенденция может привести к нехватке кадров в сфере НИОКР в обозримом будущем. Следует также сказать о регионах, являющимися исключениями из данной тенденции. Например, в некоторых регионах за период с 2000 по 2012 год произошло увеличение числа кандидатов и докторов наук более чем в два раза – это Республики Северная Осетия – Алания, Тыва, Адыгея, Хакасия, Ставропольский и Алтайский края, а также Белгородская, Ярославская, Пензенская области и Еврейская автономная область. Отметим, что указанные субъекты Федерации являются лидерами лишь по данному показателю – темпам роста числа ученых, имеющих ученые степени, однако, по показателям производства и внедрения инновационных разработок существенно отстают от среднероссийских значений.

В качестве условий активизации инновационной деятельности в регионах России могут выступать: наличие инновационного и предпринимательского потенциала; принятая среднесрочная и долгосрочная стратегии инновационного развития регионов; правовая база для эффективной инновационной деятельности, финансовые ресурсы венчурного типа; инновационная инфраструктура поддержки и содействия реализации инновационных программ; наличие интегрированной системы управления инновационным процессом.

При этом каждое из этих условий должно быть нацелено на конкретный результат, например, наличие инновационного потенциала — на формирование предложения на инновационную продукцию и услуги; ориентация региональной инновационной стратегии — на государственную и региональную инновационную политику; создание нормативно-правовой базы региональной инновационной политики — на формирование инновационной культуры в обществе; наличие инновационной инфраструктуры на – создание и поддержание рынка инновационных услуг, снижение постоянных издержек; формирование интегрированной инновационной системы – на увязку с постоянным мониторингом хода реализации принятых мероприятий и т.д.

Региональные различия в развитии инновационной сферы связаны с влиянием ряда факторов (см. таблицу 2).

Таблица 2 — Факторы, влияющие на развитие инновационной сферы в субъектах Российской Федерации

Группа
факторов

Способствующие развитию инновационной сферы

Сдерживающие развитие инновационной сферы

Экономические

-рост спроса на высокотехнологическую продукцию;
-рост мегаполисов- центров притяжения интеллектуального труда;
-создание территориальных производственных кластеров;
-создание особых экономических зон;
-государственный заказ на НИОКР
-старая структура экономики ряда субъектов Федерации (преимущественное развитие ресурсно-сырьевой базы в регионах или аграрного сектора);
-недостаточность финансирования сферы НИОКР;
-несовершенство системы ценообразования в сфере НИОКР;
-низкая оплата труда специалистов;
-недостаток инвестиций в экономику;
-высокие риски предпринимательской деятельности;
-распространение теневой занятости

Социальные

-изменение образовательных стандартов в вузах;
-развитие сети филиалов ведущих вузов в периферийных регионах;
-рост инвестиций в человеческий капитал
-дефицит квалифицированных специалистов, способных заниматься исследованиями и разработками, на фоне избытка выпускников с высшим образованием;
-быстрая потеря квалификации работников инновационной сферы в случае временной незанятости (например, из-за отпуска по уходу за ребенком или смены места работы);
-высокий уровень скрытой безработицы;
-«утечка мозгов» из России за рубеж и из периферии в Центр

Правовые

-принятие Стратегии 2020, ориентированной на инновационный путь развития;
-разработка проекта закона «Об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике в РФ»
-несовершенство законодательства по защите интеллектуальной собственности;
-непроработанность  законодательства по предоставлению льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность

Инфраструктурные

-развитие коммуникаций (сотовой связи и Интернет);
-развитие объектов социальной инфраструктуры
-существенный разрыв между сферой разработки и  сферой применения инноваций;
-плохая материально-техническая база для проведения исследований;
-малое количество научно-инновационных центров (наукоградов);
-низкая доля внедрения научно-технических разработок в практическую деятельность.

Источник: Ефимова Е.А.   Занятость в инновационном секторе экономики: региональный аспект [Текст] / Е.А. Ефимова // Российское предпринимательство. — 2010. — №9. — Вып.2. С 173.

В целом число факторов, сдерживающих развитие инновационной сферы экономики в России, превышает число факторов, способствующих  ее развитию. Однако мировой экономический кризис 2008 – 2010 гг., повлекший за собой снижение цен на энергоресурсы на мировых рынках, подтолкнул органы государственной власти Российской Федерации и отечественные предприятия изыскивать новые средства снижения затрат на производство и пополнения бюджетов всех уровней, а также оказал стимул в использовании новых передовых технологий в производственной сфере и структурной перестройке экономики России.

Для реализации инновационного, социально ориентированного развития в субъектах Российской Федерации  и преодоления факторов, сдерживающих его развитие, необходимо разработать Концепцию регионального инновационного развития. Цель данной концепции – обеспечить конкурентоспособность региональной экономики.

Необходимость разработки российской  инновационной концепции для регионального уровня обусловлена следующими причинами:

  • объективное требование  выделения региональной инновационной системы как самостоятельного объекта управления;
  • учет специфических особенностей развития субъектов Российской Федерации;
  • создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса;
  • отладка взаимодействия предприятий и организаций, работающих в инновационной сфере регионов России;
  • участие в разработке и реализации региональных инновационных программ, формирования региональной инновационной политики;
  • использование имеющегося регионального инновационного потенциала для решения социально-экономических задач субъектов РФ;
  • формирование диверсифицированной гибкой экономики  инновационного типа.

В качестве элементов инновационной концепции регионального развития можно рассматривать:

  • бизнес-проектирование, основанное на самых современных технологиях менеджмента;
  • цикличное использование финансовых ресурсов, ориентированное на гарантированное возвращение кредитов;
  • увязка бизнес — проектирования со структурой концепции;
  • выход предприятий, задействованных в реализации концепции, на своевременный возврат заемных средств.

В качестве инструментов региональной инновационной политики выступают:

  • налоговые (льготы по региональным налогам, земельному налогу), отсрочки, реструктуризация задолженностей, рассрочки сборов и обязательных платежей;
  • тарифные (льготы по аренде, арендным платежам, тарифам за коммунальные услуги);
  • финансовые (льготное кредитование из регионального бюджета, государственные кредитные гарантии, прямые государственные инвестиции, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, совместное долевое финансирование проектов и программ);
  • инфраструктурные (маркетинговые исследования, информационно — коммуникационные поддержки, выставочно — ярмарочное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, использование результатов НИОКР на льготных условиях);
  • организационные (государственные закупки, сертификация услуг, содействие экспорту услуг, привлечение к реализации региональных программ, координация сервисных услуг).

Среди отраслей, способных заложить основы для реализации концепции инновационного развития, можно выделить такие как авиакосмическая, газовая, атомная отрасль промышленности, биотехнологическая, информационные и телекоммуникационные услуги. Среди технологических программ,  по которым Россия и ее регионы могли бы занять в перспективе передовые позиции следует выделить: технологии новых материалов, оптоэлектронные и ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, информационные технологии, технологии перспективных двигательных установок, технологии энергетики и энергосбережения, технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов, биотехнологии, технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания др.

Приоритетными принципами региональной инновационной политики на современном этапе являются:

  • увязка региональной инновационной политики с единой государственной научно-технической политикой и действующим законодательством;
  • обеспечение функциональной увязки инновационной деятельности на федеральном и региональных уровнях;
  • разработка и внедрение механизма регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности региональными органами власти в пределах их компетенции;
  • обеспечение единства нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования инновационной деятельности;
  • рациональное сочетание методов государственного воздействия и саморегулирования субъектов инновационной деятельности;
  • создание условий для обеспечения свободного доступа к научной и научно-технической информации; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
    стимулирование научно-технической и инновационной деятельности;
  • содействие развитию международного и межрегионального научно-технического сотрудничества;
  • сохранение преемственности в реализации инновационной политики субъектов Федерации;
    обеспечение конкурсного (и гласного) распределения государственной поддержки инновационных проектов;
  • обеспечение равных возможностей для всех субъектов инновационной деятельности;
  • интеграция региональных научных исследований в государственные и международные научно-технические программы.

В заключении отметим, что каждый субъект Российской Федерации имеет свою специфическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные ресурсы при реализации стратегии инновационного развития. Кроме того, необходимо методически, информационно и технологически увязать федеральные и региональные инновационные программы, нацелить их на оказание помощи в технологическом преобразовании субъектов РФ. Необходимо создать и реализовать на практике современный инновационный мотивационный механизм, стимулировать инновационную активность. В региональных программах целесообразно уделить особое внимание путям и средствам достижения намеченных целей, дифференцировано подойти к структурным и институциональным переменам в научной сфере, развитию региональной инновационной инфраструктуры (фондов, банков, венчурных фирм, научно-технических парков и бизнес-инкубаторов). Увязать поэтапно со сроками, источниками финансирования и исполнителями организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое обеспечение инновационной деятельности. Только реализовав все перечисленное в совокупности можно создать эффективное управление инновационной деятельностью в регионах.


Библиографический список

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» // Доступ из правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz36hTEJna1 (дата обращения 05.07.2014).
  2. Ефимова Е.А. Занятость в инновационном секторе экономики: региональный аспект [Текст] / Е.А. Ефимова // Российское предпринимательство. — 2010. — №9. — Вып.2. С. 169-180.
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.