Эффективный механизм "сбережения - инвестиции": уроки Исландии

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


ведущий экономист
Россия, Институт экономики Уро РАН, г. Екатеринбург
ty.evgeniya@yandex.ru

Аннотация

В современных условиях недостаточность инвестиционных ресурсов в российской экономике особую практическую значимость приобретают вопросы анализа успешности экономической модели по привлечению внутренних сбережений населения, как одного из важнейших источников инвестиций.В статье на основе сравнительного и эконометрического методов, проанализированы факторы и предпосылки создания надежного и эффективного механизма «сбережения - инвестиции» на примере экономики Исландии. Целью данного исследования является понимание предпосылок и условий, создающих успешную политику привлечения сбережений населения в экономику. Сделан вывод о том, что в условиях возрастания кризисных явлений создание устойчивого механизма «сбережения - инвестиции» возможно лишь при реализации эффективной социальной политики в сочетании с развитием финансовой системой. 

Ключевые слова

доходы населения; сбережения; инвестиции; социальная политика; банковско–финансовая система.

Категории статьи:

Статьи из этого же номера №9 (45)

Финансирование

Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект № 12-П-7-1001

Рекомендуемая ссылка

Тухтарова Евгения Хасановна
Эффективный механизм "сбережения - инвестиции": уроки Исландии// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Номер статьи: 4509. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4509/
В условиях нарастания кризисных явлений, задачи модернизации ставят перед национальной экономикой проблему нахождения огромных инвестиционных ресурсов для её решения. Как известно инвестиционным источником могут выступать два объекта экономики – это внешние инвесторы и внутренние население страны, в том числе, и за счет домохозяйств [1].

На протяжении многих лет российское государство в области капиталовложений концентрировало свое внимание преимущественно в поиске зарубежных инвесторов и попытках привлечь иностранный капитал в национальную экономику. В то же время государство уделяло недостаточное внимание к имеющемуся финансовому потенциалу, которым обладает население [2].

Вместе с тем, все большее число экономистов сходятся во мнении, что необходимые ресурсы для экономического развития страны, сбережения населения представляют собой некий фонд аккумулированных финансовых ресурсов, который при определённых условиях может быть трансформирован в инвестиции [3].

В настоящий момент по данным Росстата, сбережения населения формируют порядка 25–28 % всех инвестиционных ресурсов российской экономики [4]. Таким образом, четверть сбережений сосредоточено в руках у населения.

Однако для привлечения денежных ресурсов у населения и в последующем дальнейшая их трансформация в инвестиции предполагает наличие определенных условий и, прежде всего, это устойчивая и надежная финансовая система в сочетании с эффективной социальной политикой. В настоящее время сложившаяся финансовая система в российской экономике далека от идеальной [5]. А существующую социальную политику определить, как эффективную весьма сложно.

Поэтому изучение мирового опыта и поиск успешной экономической модели, которая сочетала бы в себе эффективную социальную политику и устойчивую финансовую систему представляется важной.

Как известно для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, необходимым условием является наличие устойчивой и развитой банковско – финансовой системы, как основного института, который способен аккумулировать инвестиции и придавать главный импульс для развития национальной экономики.

Не менее важным условием для привлечения инвестиций является показатель внутренних сбережений в экономике. Связь сбережений и инвестиций является одним из определяющих показателей доверия населения к проведению макроэкономической политики в стране. Как видно из рисунка 1 наилучшая связь из анализируемых 30 стран как развитых, так и развивающихся, в 2012г. зафиксирован для Исландии. Высокий уровень сбережений в экономике позволил создать хорошие предпосылки для формирования капитала в экономике.


Источник: данные Всемирного банка
Рис.1. Уровень внутренних инвестиций и сбережений для различных стран в 2012 г., в %

Положительное влияние связки «сбережения – инвестиции» обеспечивается за счет эффективной социальной политики в экономике [6]. Одним из показателей социального благополучия в стране является индикатор внутренних доходов населения, который в свою очередь обеспечивает связь между доходом и сбережениями. В 2012 году наилучшая отдача от дохода наблюдалась у таких стран как Эстония (большая часть доходов, которых обеспечивается за счет перечислений от трудовой миграции) и Филиппин.

В Англии и Исландии при относительно низких темпах доходов наблюдается самый высокий уровень сбережений в Европе (рис.2), что можно объяснить высоким уровнем доверия среди населения не только к государственным институтам, но и банковскому сектору в этих странах. Таким образом, наиболее успешной экономической моделью среди анализируемых стран следует выделить Исландию.


Источник: данные Всемирного банка
Рис.2. Связь внутренних доходов и сбережений для различных стран в 2012 г., в %.

Для России характерна обратная ситуация этим странам, при высоких темпах дохода наблюдается относительно невысокий темп прироста сбережений, что свидетельствует, о неэффективной социальной политике и низком уровне доверия к банковским институтам в целом по стране.
Сравнивая проведение социальной политики в Исландии и России необходимо отметить, что обе страны расходуют огромные части бюджета на её проведение. Так, в разгар мирового кризиса (2009 г.) Исландия расходовала около 1/5 части бюджета на проведение социальной политики, 8,6% на образование, 6,2% на здравоохранение и 13% на поддержание промышленности и сельского хозяйства [7]. Тогда как в России за этот же период расходы на социальную сферу составляли более 50% [8], то есть в два раза больше чем в Исландии.

Исландия вплоть до конца 80-х годов была слабо развитой страной, которая испытывала ряд макроэкономических проблем. Успешное развитие страны началось лишь с начала 90-х годов, развитие рыночной экономики России также началось с этого периода. Однако если Исландии удалось за небольшой промежуток времени стать развитой страной, то у российской экономики пока наблюдаются скромные результаты. В таком случае возникает вопрос: В чем заключается успех Исландской модели экономического развития?

Экономический тип развития Исландии следует характеризовать как смешанный, где удачно сочетается командно – административная система со скандинавским типом всеобщего благополучия страны. Такой успех заключается в сбалансированном сочетании рыночных механизмов и государственного присутствия в экономике страны [9]. Это успешное сочетание позволило стране выйти из мирового кризиса и в 2012 году на докризисный уровень своего развития [10]. Одним из важных условий было создание благоприятного инвестиционного климата в стране, который был нарушен в условиях мирового кризиса.
Необходимо отметить, что развитие финансового сектора в стране совпало с расцветом национальной экономики. За относительно небольшой временной промежуток банковский сектор Исландии стала одним из центров финансовой системы в Европе, а её банки признавались одними из самых устойчивых [11].

Необходимо отметить, путь развития всей системы в целом проходил сложную поэтапную либерализацию, где одним из основных факторов была приватизация банков. Окончательно либерализация банковского сектора завершилась в 2003 г. [9]. Именно с момента начала реформ произошел значительный рост инвестиционной активности в экономике, который длился до начала мирового кризиса.
Вместе с тем, высокий уровень зарубежных активов способствовали уязвимости национальной экономики Исландии перед вызовами глобализации. Однако, несмотря на уязвимость сложившейся банковско – финансовой системы в Исландии её опыт становления достаточно интересен для мировой экономики и, прежде всего с точки зрения привлечения сбережений населения.

Одновременно с успешным развитием банковской системы происходил заметный рост доходов в стране. Причем этот рост происходил циклически, об этом свидетельствует накопленная динамика доходов населения Исландии (рис.3). Первый цикл длился 20 лет, и пришелся на период с 1970 по 1989 гг.. Необходимо отметить, что этот период характеризовался тем, что сбережения в Исландии росли опережающими темпами, нежели доходы или потребление.


Источник: данные Всемирного банка
Рис.3. Накопленные валовые доходы, расходы и сбережения за 1970 – 2012 гг.

Такая же модель сберегательного поведения была присуще и населению России в 90-е годы, несмотря на галопирующую инфляцию и снижение доходов, норма сбережений в экономике была довольно высокой в 25-26% [12]. Такая высокая норма сбережений в период спада производства на фоне галопирующей инфляции, объяснялась отсутствием стабильности в экономике, что побуждало население делать накопления на «черные дни». Однако эти сбережения вращались вне банковского сектора, и являлись в большей степени психологической защитой населения.

Это же явление наблюдалось и в экономике Исландии вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия. Такая негативная тенденция была преломлена лишь в 1984 г. этого удалось достичь путем проведения эффективной социальной политики. До этого момента в стране наблюдалась высокая дифференциация по доходам, которая усиливалась высоким уровнем инфляции [13]. В целом за 20 лет (с 1970г. по 1989 г.) доходы населения росли медленными темпами и выросли приблизительно в два раза.

Наибольший рост доходов населения совпал с развитием финансового сектора экономики страны, который в целом длился 15 лет, и пришелся на период с 1994 по 2008 гг. В целом за этот период доходы населения в стране выросли почти в 2,5 раза. Таким образом, за меньший отрезок времени стране удалось не только развить финансовый сектор в экономике, но и улучшить доходы населения больше, чем в период его неразвитости. Этого удалось достичь, в том числе и за счет эффективной социальной политики, которая была направлена на повышение доверия к государственным и международным институтам страны [11].

Важно отметить, что до начала реформ экономика Исландии испытывала ряд неблагоприятных макроэкономических явлений: обесценение национальной валюты усиливало инфляционный фонд, высокий уровень инфляции приводил к снижению доходов населения, что в свою очередь сказывалось на неустойчивой динамике сбережений и инвестиций (рис.4).

Так, на протяжении 15 лет (1970 – 1984 гг.)  значительная девальвация исландской кроны создавало условия для галопирующей инфляции, а чувствительность ИПЦ к обесценению национальной валюты составляло 63% 1. Столь тесная связь объясняется высокой долей импорта продовольственных и нефтепродуктов для того периода времени. Как видно из динамики этих двух показателей в дальнейшем эта чувствительность была снижена. К примеру, обесценение исландской кроны, произошедшее в период острой фазы глобального кризиса в 2009 г. составило 40%, тогда как инфляция выросла до уровня 12%.


Источник: данные Всемирного банка
Рис. 4. Динамика социальных и экономических показателей Исландии за 1970  – 2012 гг, %

Вместе с тем на фоне отрицательных явлений в экономике на протяжении последних 40 лет у населения страны наблюдается высокая норма сбережений. Так, по данным Всемирного банка в среднем за 40 лет этот показатель варьировался от 12% до 17%, что является одним из самых высоких показателей в Европе [14].

Однако, несмотря на наличие высокой нормы сбережений, государственным институтам страны вплоть до начала 90-х годов не удавалось привлекать сбережения населения и впоследствии трансформировать их в инвестиции, что является следствием проведения неэффективной социальной и экономической политик. Об этом свидетельствует отрицательная траектория динамики инвестиций, которая снижалась вплоть до середины 90-х годов (рис.5).


Источник: данные Всемирного банка
Рис.5. ПИИ и траектория динамики инвестиций в % к ВВП за 1975 – 2012 гг.

Смена траектории в динамике инвестиций произошла в конце десятилетия прошлого столетия, которая длилась до начала мирового кризиса, и совпала с расцветом финансовой системы в Исландии. Это позволяет сделать вывод о том, что трансформация сбережений в инвестиции заработала только с укреплением банковско – финансовой системы в стране. Иначе говоря, высокая норма сбережений начитает работать на экономику страны лишь тогда, когда повышается качество финансовых институтов в экономике, которое приводит к доверию населения по проведению макроэкономической политики. В противном случае высокий уровень сбережений является индикатором отсутствия уверенности в завтрашнем днем.

Важно отметить, что несмотря значительный приток иностранных инвестиций с конца 90- годов в страну, их динамика выглядит не стабильной, и варьируется в широком диапазоне, тогда как внутренние инвестиции более стабильны, и в меньшей степени подвержены отрицательному влиянию внешних факторов. Особенно это хорошо ощущается в периоды кризисов (рис.5).

Это позволяет сделать вывод о том, что развитие национальной экономики более стабильно и успешно в случае аккумулирования внутренних инвестиций в стране, нежели за счет притока иностранного капитала. Иначе говоря, устойчивое и успешное развитие национальной экономике возможно лишь в случае укрепление финансовой системы, которая нацелена на аккумулирование инвестиций за счет внутренних резервов страны.

Основные выводы:

Проведенный анализ Исландской экономической модели наглядно продемонстрировал, что успех национальной экономики зависит, и более надежен за счет стимуляции внутренних сбережений, накопленных у населения.
Для привлечения внутренних сбережений в национальную экономику необходимо несколько условий: развитая и надежная финансовая система в стране, снижение диспропорций в доходах у населения и макроэкономическая стабильность в стране.

Как показал анализ, наличие высокой нормы сбережений среди населения, не является гарантом для их успешного привлечения в экономику с целью последующей их трансформации в инвестиции. Сбережения начинают работать на экономику только тогда, когда создаются предпосылки для создания эффективного финансового инструмента. А этого можно достичь через проведение взаимоувязанной социальной и макроэкономической политик.

Социальная политика должна быть направлена на снижение диспропорций в доходах населения цель, которой не только выравнивание доходов, но и повышение благосостояния в целом. Это создаст хорошие условия для привлечения сбережений на развитие национальной экономики.

Проведение такой политики будет способствовать развитию финансовых услуг в стране, что в свою очередь будет способствовать укреплению связи «сбережения – инвестиции», как основного гаранта экономического развития.

Нахождение баланса между политиками, будет обеспечивать доверие среди населения к проведению государственного курса по экономическому развитию в стране. Это естественным образом будет способствовать повышению качеству государственных органов, и приводить в действие механизм «сбережения – инвестиции» в более быстром режиме.

Таким образом, именно успешная социальная политика является основным залогом успешности экономической модели, которая позволяет реализовывать самые смелые государственные проекты, направленные на улучшение ситуации в стране.

_____

1 коэффициент эластичности, полученный на основе анализа однофакторной регрессии взаимосвязи ИПЦ и обменного курса для интервала 1970 – 1984 гг.


Библиографический список

  1. Григорьев Л.,  Иващенко А. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 4-19.
  2. Продолятченко П. А. Трансформация сбережений населения в инвестиции // Деньги и кредит. 2007. № 2. С. 65-67.
  3. Белехова Г. В. Индикаторы сберегательной активности населения (на примере Вологодской области) // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II международная научная конференция. СПб.: Реноме, 2013. С. 119-122.
  4. Ефимова Р., Аббас Н. Ю. Инвестиционный потенциал населения России: Основные аспекты статистического изучения// Вопросы статистики. 2011. № 1. С. 21-30.
  5. Аналитический доклад Финансового университета при правительстве Российской Федерации «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.) URL: http://bankir.ru/tehnologii/s/analiticheskii-doklad-srednesrochnii-prognoz-razvitiya-finansovoi-sistemi-rossii-2010-2015-gg-6076002/#ixzz30A4NpCk7
  6. Экономическая теория // под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Нююиена. М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Отчет статистических органов Дании// Nordic Statistical Yearbook, Nordisk statistics 2011: под редакцией Клауса Мюнх Хаангеса – К.: 2011 С.123
  8. Быкова О.А., Горшкова В.И. // Объективные основы российской социальной политики// материалы VI международной студенческой электронной научной конференции. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/722/5134 (дата обращения: 12.05.2014)
  9. Песина Е. А. Особенности государственно-правового регулирования банковской деятельности в период мирового экономического кризиса в Исландии // коллективная монография по материалам научно – практической конференции с дистанционным обучением. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1914-2012-04-14-20-05-31
  10. Отчет OECD Factbook 2013 // Economic, Environmental and Social Statistics. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2013_factbook-2013-en
  11. Отчет МВФ// Iceland and the IMF // Iceland: Selected Issues// Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/external/country/ISL/index.htm?pn=9
  12. Методика оценки финансового потенциала населения и возможности использования накоплений в инвестиционных целях / Информационно-аналитические материалы. – М.: ЦБРФ НИИ, 1996. – Вып. 10.