Проблемы и противоречия формирования кадрового потенциала сферы образования и науки

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
evaltuhova@mail.ru


кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных информационных технологий
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
vihr@hotbox.ru

Аннотация

Формирование кадрового потенциала науки и образования определяются решением ряда задач, включающих активизацию участия в научных исследованиях, кооперацию науки и экономических субъектов, мотивацию труда участников процесса. Решение поставленных вопросов возможно путем организации системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов, опирающихся на потребности отдельных секторов экономики с учетом согласованности интересов сторон.

Ключевые слова

кадровый потенциал, исследования, разработки, наука, образование, студенты, специалисты, научные кадры, кадровая мобильность, прикладные исследования, научная кооперация, кадровая политика, рынок труда.

Категории статьи:

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Методология формирования кадрового потенциала социально-культурной сферы», проект № 13-02-00110.

Рекомендуемая ссылка

Алтухова Елена Владимировна , Федосеев Артем Игоревич
Проблемы и противоречия формирования кадрового потенциала сферы образования и науки// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4601. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4601/
Необходимость создания основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого развития требует подготовки кадров сферы образования и науки способных выполнить поставленные перед государством задачи.

В соответствии с поставленной в государственной Программе «Развития науки и технологий» на 2013-2020гг. целью формирования эффективного и конкурентоспособного сектора исследований и разработок, а также необходимостью обеспечения его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики, чрезвычайно важным становится изучение особенностей формирования кадрового потенциала сферы науки и образования.

Одной из приоритетных задач данной программы является интеграция науки и образования, а также связанные с этим вопросы развития системы оценки результативности научных исследований, в том числе формирование условий для повышения эффективности научных организаций в рамках поддержки фундаментальных научных исследований. Так для оценки результативности деятельности образовательных организаций высшего образования, а также научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, проводятся соответствующие мониторинги. Причём ведущие университеты, как локомотивы образовательной и научной деятельности, должны участвовать как в мониторинге по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования (форма №1-Мониторинг)[2], так и в Федеральной системе мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы[3]. Проблемы и противоречия существующих систем мониторинга состоит в том, что системы показателей обоих мониторингов очень схожи между собой, однако данные собираются в разные сроки, а результаты мониторинга служат достижению разных целей. Также обе системы мониторинга только констатируют факты достижения вузами и научными организациями соответствующего уровня исследуемых процессов и явлений, при этом не выявляя тех или иных закономерностей развития, и не давая конкретных рекомендаций для дальнейшего устойчивого и инновационного формирования сфер науки и образования.

Стратегия инновационного развития в рамках согласованности приоритетов с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. определяет достижение лидерства в ведущих научно-технологических секторах посредством увеличения спроса на научные и инженерные кадры [7].

Выполнение приоритетных направлений государственной политики возможно при наличии соответствующей структуры кадрового потенциала, способного обеспечить достижение поставленных целей в различных отраслях экономики. В виду обозначенных выше приоритетов требованием времени становится оценка перспектив потребности в кадрах.

Необходимость определения текущих и перспективных потребностей в специалистах различных секторов экономики и социальной сферы требует глубокой проработки не только нормативно-правовой документации, но и более тщательного изучения проблем формирования кадрового потенциала, в том числе работников социально-культурной сферы.

Учитывая особую роль работников социально-культурной сферы в поступательном развитии любого государства, а также проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров в данной области, существенное значение приобретает рассмотрение вопросов, связанных с изучением потребности в кадрах в данной сфере.

Поскольку первоосновой формирования кадрового потенциала социально-культурной сферы выступает прежде всего сфера образования и науки как возможности получения новых знаний их обоснованности и дальнейшего закрепления, то на первый план выходят вопросы формирования кадрового потенциала сферы науки и образования, а также связанные с этим проблемы и перспективы развития.

Данный вопрос приобретает особую значимость в виду необходимости выполнения заложенных в государственной Программе «Развития и технологий» до 2020г. [1] целевых индикаторов, основная масса которых сосредоточена на участии в различных программных показателях молодых исследователей до 39 лет. Формирование пула молодых исследователей и педагогов в настоящее время происходит двумя основными путями:

  1. Выпуск кандидатов наук, посредством работы диссертационных советов при вузах и научных организациях.
  2. Выпуск магистров вузами, в соответствии с ФГОС3 и ФГОС3+.

Однако на лицо следующее противоречие – с одной стороны, необходимость увеличить число кандидатов наук и магистров, т.е. расширить пул молодых исследователей и педагогов, с другой стороны сокращается число диссертационных советов и вузов. Тенденция настоящего времени – сократить число вузов до 100 ведущих образовательных учреждений, при этом научные организации также подвержены сокращению до сопоставимых величин. Таким образом данные научные организации и образовательные учреждения становятся «кузницей» кадров, основой формирования кадрового потенциала сфер науки и образования. Подобная задача для будущей «кузницы» кадров является сверх сложной и её решение требует всестороннего подхода, напротив, сформированная в Советском Союзе и работающая в Российской Федерации, как правопреемница СССР, система образовательной и научной деятельности, вполне удачно решала эту задачу. Проблема состоит в том, что неизвестны результаты научных исследований, подтверждающих верность выбранного курса развития сфер науки и образования, и как следствие формирование кадрового потенциала этих сфер.

Таким образом исследовательская активность вуза или научной организации во многом определяется не только качественным составом исследователей, но и возрастным цензом. При этом помимо обозначенных индикаторов особенно важным становится учет потребностей рынка труда.

В этой связи главной задачей кадровой политики является обеспечение согласованности интересов работодателей, потребностей рынка труда и возможностей образовательной системы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации будущих специалистов.

Изучая проблему на уровне всей страны в целом важно обратить внимание и на особенности развития кадровой политики каждого региона в частности, а также на возможность использования системы частно-государственного партнерства при формировании кадрового потенциала социально-культурной сферы.

На фоне общей стратегии социально-экономического развития реализация кадровой политики региона основывается на формировании основной и дополнительной потребности в кадрах. При этом для эффективной реализации выбранных приоритетов необходимо использовать современные методы внешнего кадрового аудита, среди которых необходимо использовать только те, которые позволят определить потенциал персонала, удовлетворяющий требованиям работодателя.

На основании полученных результатов анализа формируются программы профессионального развития, в том числе государственный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также профессиональной ориентации слушателей. Так Министерство образования и науки Российской Федерации, как один из основных потребителей трудовых ресурсов сфер образования и науки, объявляет множество различных открытых конкурсов на разработку и исследование в области подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также профессиональной ориентации слушателей[5,6].1

Может быть также сформирован заказ для рекрутинговых компаний, осуществляющих подбор персонала (Рисунок 1).

Рис. 1. Схема информационных потоков и направлений их использования в рамках формирования потребности в кадрах

Вопросы формирования кадрового потенциала сфер образования и науки следует рассматривать через призму социально-экономических отношений между работником и работодателем. Так вопросы финансового стимулирования научной деятельности являются основными, при этом следует отметить, что основным источником средств являются средства государственного бюджета. В 2012 внутренние затраты на научные исследования составили 1,12% ВВП. При этом доля бюджетных средств в составе внутренних источников составляла порядка 65%. В рамках Стратегии инновационного развития приняты ориентиры выхода в 2020г. доли внутренних источников на уровень 3% ВВП.[8]

Эффективность стратегии формирования кадрового потенциала во многом определяется величиной персональной мотивации научных кадров в части реформирования системы оплаты труда, устанавливающей зависимость заработной платы от результатов и качества работы, учитывая при этом региональные особенности.

Приоритетные направления формирования кадрового потенциала науки и образования во многом определяются решением ряда институциональных задач, включающих активизацию участия в научных исследованиях научно-педагогических работников совместно с работниками научных организаций и студентами вузов в рамках развития научной кооперации российских вузов с предприятиями различных секторов экономики в целях повышения результативности прикладных исследований и разработок. В этой связи необходимо сформировать эффективную модель взаимодействия между вузами и предприятиями в части подготовки специалистов, востребованных не только в научной сфере, но и в различных секторах экономики. При этом не следует забывать о социализации детей в части обучения и воспитания детей по программам дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, так как именно они является будущей основой формирования кадрового потенциала социально-экономической сферы [6].

Формирование эффективной системы взаимодействия вузов и научных организаций с бизнесом должно быть основано на повышении результативности реализации программ прикладных исследований и разработок, ориентированных на потребности предприятий. Реализация поставленной задачи может осуществляться на базе развития механизмов стимулирования спроса и повышение востребованности результатов проводимых исследований, а также использования технологических платформ и системы патентного права. Основным катализатором данного процесса является повышение качества подготовки научных кадров в российских вузах, а также улучшение подготовки талантливой молодежи, заключающееся в организации системы дополнительного стимулирования активности студентов, а при наличии значимых научных результатов использовать систему премирования.

Достаточно важным для обеспечения реализации поставленной задачи является организация системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов, опирающихся на потребности отдельных секторов экономики.

В данном случае важно обеспечить концентрацию кадровых ресурсов на приоритетных направлениях в рамках обеспечения научно-технического задела, востребованного секторами экономики.

В целях качественного улучшения кадрового потенциала сферы науки и образования необходимо обратить внимание на повышение качества возрастного состава и квалификационной структуры в части преодоления негативных тенденций повышения среднего возраста исследователей за счет стимулирования молодых ученых в рамках реализации различных проектов и программ, обосновывающих приоритетность работы в данной сфере, а также решить проблемы и устранить противоречия возникающие при реформировании системы сфер образования и науки.

Реализация перечисленных выше мер позволит определить интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу, а обеспечение кадровой мобильности определит достижение поставленных перед страной задач.

_______________________
1«Внедрение массовых средств обучения работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в целях эффективной реализации образовательных программ дошкольного образования с учетом ФГОС дошкольного образования», номер открытого конкурса: 2014-01.08-08-018-Ф-154.249. «Научно-методическое обеспечение образовательных курсов, направленных на распространение современных моделей успешной социализации детей в части обучения и воспитания детей по программам дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности», номер открытого конкурса: 2014-02.07-09-N82-Ф-157.231.

Библиографический список

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №301 «Об утверждении государственное программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020гг.»
  2. http://miccedu.ru/monitoring/ Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования.
  3. http://www.sciencemon.ru/ Федеральная система мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
  4. http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2966 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.
  5. http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0173100003714000386
  6. http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0173100003714000394
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р.
  8. http://www.snto.ru/page.php?parent_id=17 Совет по науке и образованию.