Мультипроектный метод учета денежного потока

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


главный специалист финансово-экономического управления
Россия, Центральный научно-исследовательский институт химии и механики
otane4ka@yandex.ru


доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ, директор Центра фундаментальных и прикладных исследований
Россия, Южно-Уральский государственный университет
2052@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрены аналитические возможности учетных данных по движению денежных средств, являющихся основой отчетности. Представлен мультипроектный метод учета денежного потока, позволяющий усовершенствовать аналитические возможности учетных данных, рабочих, регламентированных и управленческих форм, реализовать преемственность плановой и фактической структуры данных. Конкретизированы шаги по сближению регламентированной отчетности с нормами МСФО.

Ключевые слова

денежные потоки, детализация, преемственность, аналитические признаки, мультипроектный метод, главные распорядители бюджетных средств, МСФО.

Категории статьи:

Статьи из этого же номера №10 (46)

Рекомендуемая ссылка

Онокой Татьяна Юрьевна , Черненко Алексей Федорович
Мультипроектный метод учета денежного потока// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4605. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4605/
Принятие управленческих решений основано на имеющейся в распоряжении руководства информации, важнейшим элементом которой являются отчетные формы и данные РСБУ. При этом информация о движении денежных напрямую влияет на качество принимаемых управленческих решений.

Основной формой отчета по движению денежных средств для главных распорядителей бюджетных средств региона и органов, организующих исполнение бюджета хозяйствующих субъектов, является отчетная форма 0503123 по ОКУД. Объем выделенных средств на реализацию проектов требует строгой отчетности; совокупность показателей регламентированных форм главных распорядителей бюджетных средств формирует сводные показатели отчетности федерального органа, непосредственно исполняющего государственную функцию по формированию бюджетной отчетности (управление Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации). Единый подход к формированию показателей отчетных форм главных распорядителей бюджетных средств обеспечивает прозрачность и сопоставимость консолидированной отчетности органов, организующих исполнение бюджета хозяйствующих субъектов.

Учет денежных потоков с позиций детализации, преемственности проектных показателей, сопоставимости со статьями затрат, обеспечения прозрачности получения показателей регламентированных форм отчетности в настоящее время методически проработан очень слабо. Денежный поток, связанный с планово-проектной структурой данных и затратной составляющей, является «обезличенным», не сопоставимым с данными учета других объектов бухгалтерского учета. Отсутствие связи между денежным и затратным учетом снижает аналитическую ценность финансовой отчетности в целом. Регламентированная отчетность по движению денежных средств, формируемая с периодичностью один раз в год, содержит статьи денежных средств, не используемые в течении года в рабочих отчетных формах по движению денежных средств, обуславливая проблему сопоставимости учетных данных и внешней отчетности. Регламентированная форма представляет собой документ, не имеющий аналитической ценности для внутреннего использования в процессе финансово-хозяйственной деятельности субъекта, формирование ее показателей в поле практической деятельности зачастую является разовым мероприятием обработки годовых данных по учету денежных средств с целью заполнения и своевременного представления внешней формы. Структурирование, устранение «обезличенности» входящего и исходящего денежного потока в различных аналитических разрезах (по принадлежности к источнику и статьям расходования, виду деятельности, выполняемым проектам, структурным подразделениям хозяйствующего субъекта и пр.) является актуальной задачей, решение которой позволяет оперативно получать актуальную и детальную информацию о состоянии денежных потоков, обеспечивая эффективность управления хозяйствующим субъектом. Расходование бюджетных средств является областью контроля со стороны государства; одновременно, детализация и оперативный контроль денежного потока руководством хозяйствующего субъекта является не менее актуальной задачей.

Сущность мультипроектного метода состоит в применении системного подхода к учету денежного потока, обеспечивающего формирование ученых данных и отчетных форм в требуемых аналитических разрезах, в повышении аналитических возможностей и обеспечении управленческих требований к информации по движению денежных средств в стандартной конфигурации РСБУ. Совершенствование аналитических возможностей учетных данных, начиная с уровня хозяйственных операций, их идентификации по отношению к показателям регламентированной формы, позволяет создать единую информационную основу для удовлетворения внутренних потребностей в информации и обеспечить детализацию и сопоставимость внешних отчетов.

Название метода характеризует его возможность отражения в учете денежного потока множества проектов, являющихся объектами в учете денежных средств. Название метода указывает на наличие проектов в учете денежного потока, имея ввиду, что проектами могут являться отдельно взятые работы, услуги, направления деятельности, виды продукции, деятельность структурных подразделений, объекты строительства и реконструкции, НИР, ОКР, прочие направления и объекты учета, определенные, исходя из информационно-аналитических потребностей системы управления хозяйствующего субъекта. Перечень проектов, по которым необходима детальная информация по входящему и исходящему денежному потоку определяется непосредственно хозяйствующим субъектом.

Мультипроектный метод основывается на системном изменении аналитических свойств учетной информации и содержит приведенную ниже последовательность действий.

1. Разработка классификации хозяйственных операций и «облика» аналитических признаков хозяйственных операций.
2. Формирование структуры справочника движения денежных средств в РСБУ, отражающей экономическое значение операций.
3. Установление соответствия хозяйственных операций и статей справочника движения денежных средств на основе информации, содержащейся в аналитических признаках.

Приведенные основные этапы работы с учетной информацией являются универсальными для широкого круга хозяйствующих субъектов. Для совершенствования аналитических свойств учетной информации и отчетных форм главных распорядителей бюджетных средств региона, процесс применения мультипроектного метода включает дополнение учетной информации по движению денежных средств кодами Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), содержащимися в регламентированной форме 0503123. Отражение кодов КОСГУ осуществляется «в теле» аналитического признака хозяйственных операций и наименовании статей справочника РСБУ – статей движения денежных средств. Наличие кода КОСГУ позволяет реализовать сопоставимость учетных данных хозяйствующего субъекта и регламентированной формы, обеспечивает прозрачную детализацию показателей формы 0503123.

На рис.1 приведена авторская классификация и состав аналитических признаков хозяйственных операций в учете денежных потоков главных распорядителей бюджетных средств региона с помощью мультипроектного метода.
Классификация денежного потока разделяет учетные данные по входящему и исходящему денежному потоку. Исходящий денежный поток делится по принадлежности хозяйственных операций к косвенным расходам и прямым расходам.

Рис.1. Классификация и аналитические признаки хозяйственных операций в учете денежных потоков главных распорядителей бюджетных средств с помощью мультипроектного метода

Входящие хозяйственные операции дополняются обязательным перечнем аналитических признаков на этапе их обработки в РСБУ сотрудником финансового подразделения:

  • наименование проекта (или его номер, в зависимости от принятого решения по формату отражения);
  • код по КОСГУ из формы 0503123, определяющий принадлежность хозяйственной операции к определенной строке справочника движения денежных средств и в последствии к строке регламентированной формы.

Хозяйственные операции, содержащие аналитический признак проекта и кода по КОСГУ, распределяются в одноименные статьи справочника РСБУ.

Отражение в учете исходящих хозяйственных операций, относящихся к косвенным расходам, аналогично учету входящего денежного потока:

1) исходящие хозяйственные операции дополняются аналитическими признаками на этапе их обработки в РСБУ сотрудником финансового подразделения:
— наименование статьи косвенных постоянных расходов в соответствии с номенклатурой статей, используемой хозяйствующим субъектом;
— код по КОСГУ из формы 0503123, определяющий принадлежность хозяйственной операции к строке справочника движения денежных средств и строке регламентированной формы;

2) хозяйственные операции, содержащие наименование статьи косвенных расходов и кода по КОСГУ, распределяются в одноименные статьи справочника РСБУ.

Исходящие хозяйственные операции, относящиеся к косвенным расходам, формируются по статьям движения денежных средств, являющимися структурными элементами справочника РСБУ. Структура одного из основных рабочих отчетов в РСБУ – оборотно-сальдовой ведомости по счету – представляет собой перечень показателей по статьям; в практической деятельности отчет является одной из самых распространенных рабочих форм.

Отражение в учете исходящих хозяйственных операций, относящихся к прямым расходам, обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных детализацией в учете денежного потока данных о выполняемых проектах:

1) исходящие хозяйственные операции на этапе их обработки в РСБУ сотрудником финансового подразделения дополняются аналитическими признаками, содержащими информацию: а) о наименовании (номере) проекта; б)  о статье (направлении) расходования в рамках выполнения проекта (материалы, спецоборудование и пр.); в) о коде по КОСГУ. Исходящие хозяйственные операции, относящиеся к прямым расходам, формируют показатель расходования денежных средств по проекту. Статьи расхода или статьи сметной стоимости выполнения проекта отражаются в составе аналитического признака хозяйственных операций, позволяя получить информацию о расходовании средств по статьям в рамках проекта;

2) хозяйственные операции, содержащие аналитический признак проекта и кода по КОСГУ, распределяются в одноименные статьи справочника РСБУ.
Количество аналитических признаков для различного вида хозяйственных операций определяется на уровне финансовой службы предприятия и может варьироваться в зависимости от потребностей в уровне детализации информации и специфики хозяйствующего субъекта. Аналитические признаки хозяйственных операций в зависимости от функционального назначения классифицируются по трем типам: а) структурные; б) нормативные; в) операционные.

Аналитический признак хозяйственной операции, одноименный статье движения денежных средств, является структурным аналитическим признаком, определяющим принадлежность хозяйственной операции к определенной статье справочника РСБУ. Аналитический признак называется структурным, так как отражает соответствие хозяйственной операции структурному элементу справочника движения денежных средств – статье движения денежных средств. Принятая в учете хозяйствующего субъекта номенклатура статей справочника РСБУ, в свою очередь, определяет структуру входящих и исходящих денежных потоков.

Аналитический признак хозяйственной операции, содержащий информацию о коде КОСГУ, называется нормативным признаком хозяйственной операции, так как обеспечивает связь хозяйственной операции с регламентированной формой 0503123, являющейся частью нормативной основы представления данных о денежном потоке.

Аналитические признаки, не содержащие информации о принадлежности к статье справочника движения денежных средств и кодам КОСГУ, применяются с целью детализации данных и обеспечения преемственности с плановой структурой данных, являются операционными признаками хозяйственных операций. Их перечень и формат отражения зависит от информационных потребностей руководства хозяйствующего субъекта и наполнения отчетных форм, используемых на предприятии.

В «теле» всех хозяйственных операции отражаются два вида аналитических признаков: структурные и нормативные, являющиеся обязательными для обеспечения применения мультипроектного метода. Отнесение хозяйственных операций на статью движения денежных средств в соответствии с их структурным признаком упорядочивает учет операций и наполнение статей движения денежных средств, аналитический признак кода по КОСГУ позволяет в процессе учетной деятельности сформировать информационную основу регламентированного отчета, обладающую аналитическим потенциалом. Операционные признаки целесообразно использовать для установления, например, сопоставимости с плановыми показателями сметы.

Например, проект №123 выполняется по смете, включающей: транспортные услуги и работы сторонней организации (подрядчика), которые могут быть представлены операционными признаками исходящих хозяйственных операций с краткими обозначениями: «тр» и «стор» соответственно. Аналитические признаки исходящих хозяйственных операций будут выглядеть следующим образом: «123/226/тр» и «123/246/стор». Структурный, нормативный и операционный аналитические признаки разделены чертой – слеш; первая цифра в составе аналитического признака – номер выполняемого проекта, вторая – код транспортных расходов по КОСГУ формы 0503123 и буквенное обозначение – статья плановой сметы проекта.

Сопоставимость и преемственность регламентированной формы 0503123 с данными внутреннего учета главного распорядителя бюджетных средств, реализованная с помощью мультипроектного метода, решает проблему контроля за расходованием бюджетных средств со стороны государства и обеспечивает прозрачность данных о денежных потоках для руководства внутри хозяйствующего субъекта.

Применение мультипроектного метода включает организационно-методические этапы, определяющие повышение аналитических свойств данных учета и отчетных форм. На рис.2 представлен алгоритм организационного обеспечения мультипроектного метода учета денежного потока.

Рис. 2 отражает универсальный алгоритм организационного обеспечения мультипроектного метода учета денежного потока для широкого круга хозяйствующих субъектов. Структура денежного потока главных распорядителей бюджетных средств регионального значения формируется с учетом нормативного признака хозяйственных операций, содержащего информацию о принадлежности к строке регламентированной формы 0503123, позволяя системным образом «связать» учетные данные денежного потока и показатели регламентированной формы. Строки отчета 0503123 носят «обобщенный характер», одной строке соответствует несколько статей движения денежных средств, используемой в практической учетной деятельности хозяйствующего субъекта. Повышение аналитических возможностей учетных данных и отчетных форм главных распорядителей бюджетных средств региона с помощью мультипроектного метода обусловлено:

  • использованием кода по КОСГУ в качестве нормативного признака хозяйственных операций денежного потока и их группировки в соответствующих статьях справочника РСБУ;
  • установлением соответствия статей справочника движения денежных средств РСБУ и строк регламентированной формы 0503123;
  • транспонированием показателей статей справочника движения денежных средств в форму 0503123 в соответствии с их принадлежностью.


Рис.2. Организационное обеспечение мультипроектного метода учета денежного потока

Применение базовых принципов мультипроектного метода «автоматически» улучшает аналитический характеристики отчетов, формируемых в РСБУ. Изменение информативных возможностей данных с уровня хозяйственной операции до преобразования справочника движения денежных средств РСБУ и формирование их системной взаимосвязи качественным образом меняет потенциал учетных данных и отчетных форм. Хозяйственные операции по движению денежных средств в регламентированном учете, «дополненные» управленческими элементами являются одновременно информационными единицами управленческого и бухгалтерского учета, исключая ведение параллельного учета хозяйственных операций в управленческих целях. Аналитические признаки хозяйственных операций позволяют расширить направления анализа. В основе мультипроектного метода лежит его понимание как способа учета денежного потока, позволяющего идентифицировать и отражать денежные потоки предприятия с позиций аналитических требований к информации системы управления. Мультипроектный метод позволяет достичь «объемного» отражения данных учета денежного потока и базируется на основных критериях, предъявляемых к информации – полнота, достоверность, постоянство, существенность, сравнимость, значимость.

Форма 0503123 представляется в составе годовой финансовой отчетности и отражает данные о движении денежных средств. Денежные потоки в регламентированном отчете 0503123 представлены в разрезе трех видов хозяйственных операций: текущих, финансовых и инвестиционных. Классификация трех разделов отчета 0503123, применяемая для отчетности главных распорядителей бюджетных средств региона совпадает с классификацией разделов отчета 0710004 по ОКУД, обязательного для широкого круга хозяйствующих субъектов. Наименование показателей (строк) внутри разделов в форме 0503123 и форме 0710004 различно, учитывая масштабы и специфику деятельности главных распорядителей бюджетных средств региона и хозяйствующих субъектов экономического сектора. Строки в разделах формы 0503123 представлены в разрезе кодов КОСГУ, горизонтальная структура отчета предполагает дифференцированное представление показателей «бюджетной деятельности» и «приносящей доход деятельности». В целом, структура отчета 0503123 усложнена рядом нормативных условий; по вертикали – представлением показателей в соответствии с кодами КОСГУ, по горизонтали – делением показателя строки на бюджетную и не бюджетную деятельность, в сравнении, например с одной из самых распространенных – формой 0710004. Тенденция сближения регламентированной отчетности с нормами МСФО, закрепленная на уровне законодательства, является задачей, требующей разработки методических основ формирования отчета по движению денежных средств. Совместить выполнение регламентированных условий, предъявляемых к отчету регионального уровня и повышение информативности показателей возможно с помощью изменения аналитических возможностей информационной основы отчета, конкретизации шагов получения его показателей. Составление отчетности по нормам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) предполагает «объемную» оценку фактов хозяйственной жизни и их отражения в учете в соответствии с решением, принятым на основе профессионального суждения, призванного обеспечить наиболее достоверные показатели отчетности [1]. Одной из ключевых особенностей бухгалтерского учета в соответствии с МСФО является необходимость использования сотрудниками организации при формировании финансовой отчетности профессионального суждения, основанного на их опыте, квалификации, будущих ожиданиях. «Определение термина «профессиональное суждение бухгалтера» отсутствует в российских нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет, нет его и в документах МСФО. Представляется, что это не случайный пропуск или упущение, поскольку применение профессионального суждения – скорее подход к ведению учета и, главным образом, формированию финансовой отчетности, а не единовременная процедура, которая поддается жесткой регламентации» [2]. Решение об отражении факта хозяйственной жизни, принимаемое в процессе профессионального суждения, опирается на имеющуюся в распоряжении сотрудника информацию. Полнота, актуальность и достоверность имеющихся данных (входящей информации) определяют качество принимаемых решений, в конечном итоге, уровень ведения бухгалтерского учета в целом. Допуская применение профессионального суждения, как одного из определяющих критериев формирования регламентированной отчетности в соответствии с МСФО, необходимо обеспечить качество информационной основы принятия решения. Учет денежных потоков главных распорядителей бюджетных средств не является исключением. Например, во внутреннем учете и рабочих формах целесообразно вести учет поступлений и перечислений денежных средств в разрезе проектов, финансируемых регионом, обеспечивая данными руководство хозяйствующего субъекта. Форма 0503123 не предусматривает классификацию денежных потоков в разрезе проектов; поступления представлены укрупненно в разрезе источников дохода без их дальнейшей детализации, расходная часть представлена основными статьями оттока средств. Унифицированная «архитектура» формы 0503123 аналогична отчету 0710004, содержит классификацию денежных потоков по кодам КОСГУ, иллюстрирует попытку создания единого информационного пространства в рамках регламентированной отчетности. Совершенствование аналитических свойств регламентированного отчета в условиях отсутствия возможности изменения ее структуры, лежит в направлении детализации показателей, установлении их прозрачного соответствия данным внутреннего учета денежных потоков хозяйствующего субъекта. Реализация системного подхода в учете денежных потоков с помощью мультипроектного метода позволяет повысить аналитические характеристики учетных данных, начиная с уровня хозяйственных операций до рабочих и регламентированных форм, обеспечивает преемственность плановых показателей, позволяя прогнозировать показатели будущего периода.


Библиографический список

  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 №160н).
  2. Генералова Н.В. Применение профессионального суждения в разные периоды развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в России / Н.В. Генералова, С.Н. Карельская // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – №33. – С. 10–19.