Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор технических наук, профессор кафедры «Математика и информатика»
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ, Челябинский филиал
dtnppp@yandex.ru

Аннотация

Данная статья посвящена совершенствованию информационно-аналитической поддержки системы управления бизнес-процессом на основе методологии BI-систем. Разработана IDEF0-модель сбора и подготовки управленческой информации с использованием технологий бизнес-аналитики.

Ключевые слова

данные, бизнес-процесс, бизнес-аналитика, модель, IDEF0, управление.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Переверзев Павел Петрович
Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4607. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4607/
Управление современным, высокотехнологичным предприятием, с высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов на основе широкого применения Интернет-технологий и информационных систем, требует соответствующего автоматизированного информационно-аналитического обеспечения качественными данными руководителей и сотрудников для управления сетью бизнес-процессов предприятия по всей иерархии управления. В реальности, на предприятиях отсутствуют высокоэффективные системы информационно-аналитическая поддержки, в первую очередь из-за ошибок, возникающих вследствие ненаучного и несистемного подхода к разработке системы сбора и подготовки первичных данных. К числу таких ошибок относятся:

1. Отсутствует системное представление массива бизнес-данных по всему иерархическому дереву организационной структуры предприятия. Поэтому формирование, сбор и подготовка бизнес-данных ведется не системно, без привязки к дереву сети бизнес-процессов по всей иерархии управления. Подразделения сами решают, какие им нужны данные. Отсутствует единая база бизнес-данных, которые необходимо собирать для предприятия. В результате, специалисты ИТ-подразделений в автоматизированном режиме собирают гигантское количество бизнес-данных и буквально заваливают ею персонал предприятия. При этом большая часть бизнес-данных является излишней и никому не нужной. В то же время нет нужной информации для решения многих бизнес-задач. Кроме того, такой ежечасный поток бизнес-данных невозможно физически переработать силами сотрудников предприятия.

2. Существенная часть бизнес-данных имеет низкое качество, т.к. содержит ошибки, противоречия, пропуски и недостоверную информацию. Плохо формализованы данные, характеризующие качественные характеристики. Не все бизнес-данные учитывают факторы, имеющие существенную значимость с точки зрения их влияния на результат. И наоборот, множество бизнес-данных учитывают несущественные факторы. Значительная часть данных относится к неструктурированным или слабоструктурированным, что делает их непригодными для анализа. Не для всех бизнес-данных правильно формализован способ их представления: по типу (целый, вещественный, строковый (упорядоченные и категориальные данные), логический, дата/время); по виду (непрерывные, дискретные); по набору данных (упорядоченные, неупорядоченные).

Таким образом, перечисленные выше недостатки:

1. Резко снижают эффективность системы управления сетью бизнес-процессов предприятия на всех уровнях.

2. Не оправдывают инвестиционных вложений в информационные системы.

3. Не обеспечивают информационно-аналитическую поддержку бизнес-процессов на должном уровне.

Для устранения этих недостатков, необходимо применить научно обоснованные технологии бизнес-аналитики (Business Intelligence), специально предназначенные для поиска, анализа, моделирования и доставки бизнес-данных, необходимых для принятия решений на всех уровнях управления предприятием.

В научной и учебной литературе технологии бизнес-аналитики до сих пор рассматриваются абстрактно, на уровне теории, без учета специфики их встраивания в систему управления бизнес-процессом. Поэтому рассмотрим типовую IDEF0-модель (рис. 1-4) бизнес-процесса предприятия в обобщенном виде, с целью выявления особенностей встраивания технологий бизнес-аналитики в систему управления и разработки шаблона модели управления.

В соответствии с методологией функционального моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0, на рис. 1 представлена контекстная диаграмма А-0 бизнес-процесса, которая содержит один блок, характеризующий начало бизнес-процесса. Этот блок связан с внешней средой с помощью различных потоков, которые показаны в виде стрелок, примыкающих ко всем сторонам блока.

В соответствии с положениями теории менеджмента, представим бизнес-процесс в виде двух объектов: объекта управления и субъекта управления. Для этого декомпозируем контекстный блок А-0 (рис. 2) на два блока которые отображены на диаграмме А0 в виде субъекта управления (блок А1 «Управлять бизнес-процессом») и объекта управления (блок А2 «Исполнять бизнес-процесс»). Причем блок А1 исполняет руководитель подразделения (указан стрелкой снизу), а блок А2 исполняют подчиненные сотрудники подразделения.

Поскольку сбор информации ведется в блоке А1, проведем его дальнейшую декомпозицию. Отметим, что в научных и учебных публикациях, модель блока А1 является наименее изученной в теории и практике моделирования бизнес-процессов.

Декомпозиция блока А1 (рис. 3), в соответствии с теорией менеджмента состоит из взаимосвязанных функций управления, включая сбор данных, планирование, организацию, учет, контроль, анализ, регулирование, стимулирование персонала и улучшение бизнес-процесса. Процесс управления начинается с очень важного блока А1.1 «Сбор и подготовка данных» (рис. 3), т.к. именно от его работы зависит качество бизнес-данных, оперативность предоставления информации и эффективность информационно-аналитического обеспечения всего бизнес-процесса. Поэтому именно из блока А1.1 идут потоки собранных и подготовленных бизнес-данных во все другие блоки управления и исполнения процесса.

Учитывая важность блока А1.1, рассмотрим возможность моделирования процесса сбора бизнес-данных с использованием технологий бизнес-аналитики.. Блок А1.1 выполняет несколько функций, к которым относятся составление списка данных, сбор, очистка, трансформация, рассылка и хранение бизнес-данных, информации и документов. Поэтому декомпозируем блок А1.1 и рассмотрим диаграмму А.1.1 «Сбор и подготовка данных», представленную на рис.4. С учетом технологий KDD, процесс сбора и подготовки данных содержит блоки составления списков бизнес-данных, сбора, очистки и трансформации данных, с последующей их рассылкой и хранения. Эти блоки требуют дальнейшей проработки и декомпозиции, чтобы обеспечить высокое качество бизнес-данных.

В блоке А1.1.1 «Составление списка данных»  составляется полный список бизнес-данных и их источников для информационного обеспечения всех моделей используемых в бизнес-процессе для принятия управленческих решений. На этом этапе активно привлекаются эксперты для выдвижения гипотез и отбора факторов, а также консолидация, запросы и фильтрация данных.

В блоке А1.1.2 «Сбор данных» при выборе источников данных, рассматриваются варианты получения бизнес-данных из учетных систем, косвенных источников информации, открытых источников, аналитических отчетов специализированных компаний, собственных маркетинговых исследований и мероприятий по сбору данных, ручного ввода данных, специализированного хранилища данных, консолидирующего всю необходимую для анализа информацию.

В блоке А1.1.3 «Очистка данных» производится заполнение пропусков, подавление аномальных значений, сглаживание, исключение дубликатов и противоречий в бизнес-данных.

Блок А1.1.4 «Трансформация данных» предназначен для представления бизнес-данных в определенном виде. Для этого используются технологии обработки временных рядов, приведения типов, выделения временных интервалов, квантования, сортировки, группировка и др.

Подготовленные данные идут в процессы рассылки и хранения данных (блоки А1.1. 5 и А1.1.6).

Важно отметить, что бизнес-данные, собранные и подготовленные в блоке А1.1, используются во всех без исключения блоках бизнес-процесса для планирования, прогнозирования, управления рисками, учета, контроля, анализа и других функций, то они требуют различных методик обработки бизнес-данных и извлечения знаний. С этой целью широко используются технологии бизнес-аналитики, которые хорошо известны, как KDD (Knowledge Discovery in Databases), представляющий собой процесс получения из данных знаний в виде зависимостей, правил, моделей, и, который включает в себя этапы выборки данных, их очистки и трансформации, моделирования и интерпретации полученных результатов.

Таким образом, собранные и подготовленные данные поступают во все остальные блоки управления и исполнения бизнес-процесса (рис. 2 и 3), в которых из полученных данных будет извлекаться необходимая информация и знания с помощью технологий Data Mining, являющихся ядром KDD. Поэтому необходима проработка и декомпозиция всех без исключения блоков бизнес-процесса. Кроме того, необходимо согласовать информационные потоки, соединяющие бизнес-процесс с другими процессами предприятия. Такая сложная задача невозможна без разработки полноценной функциональной модели всего предприятия, детализированной по всем бизнес-процессам.

Такой подход позволит разработать и внедрить информационно-аналитическое обеспечение предприятия на высоком уровне.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма А-0 бизнес-процесса предприятия

Рисунок 2. Диаграмма А0, содержащая блоки субъекта  и объекта управления (соответственно, блоки А1 и А2)

Рисунок 3. Декомпозиция блока А1, содержащего взаимосвязанные функции управления бизнес-процессом

Рисунок 4. Декомпозиция блока А1.й, содержащего функции сбора и подготовки данных


Библиографический список

  1. Дубейковский В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.1 и AllFusion PM —  М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007.- С. 384.
  2. Конструктор регулярного менеджмента: Пакет мультимедийных учебных пособий. Поддерживается центрами компетенции // Под ред. Кондратьева В.В.. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 256.
  3. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFussion Process Modeler (BPWin 4.1). — М:ДИАЛОГ_МИФИ, 2003.- С. 240.
  4. Методология функционального моделирования IDEF0: Руководящий документ. — М: Госстандарт России, 2000.- С. 75.
  5. Паклин Н. Б. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям (+CD): Учебное пособие. 2-е изд., испр./ Паклин Н.Б., Орешков В.И.— СПб.: Питер, 2013.- С. 704.
  6. Переверзев П.П. Интеграционный подход к совершенствованию архитек-туры предприятий в сфере услуг / Переверзев П.П., Каточков В.М., Тошев А.Д. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент», 2012. – Вып. 21. – № 9(268).- С. 140–146.
  7. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / Владимир Репин. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.- С. 512.