Институциональные аспекты формирования сметной стоимости в строительстве

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Экономики и менеджмента в строительстве
Россия, Санкт Петербургский государственный экономический университет
mnuspb@mail.ru


аспирант
Россия, Санкт Петербургский государственный экономический университет
mnuspb@mail.ru

Аннотация

В статье дана оценка существующих недостатков ценообразования в строительстве, выявлено влияние особенностей строительства на формирование сметной стоимости, обоснована достоверность затратного метода формирования стоимости, проведен сравнительный анализ сметно-нормативных баз в стране 1984 и 2002 гг.

Ключевые слова

ценообразование, методы ценообразования, строительство, проблемы, сметная стоимость, институциональные аспекты.

Рекомендуемая ссылка

Юденко Марина Николаевна , Чепурнов Дмитрий Владимирович
Институциональные аспекты формирования сметной стоимости в строительстве// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4611. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4611/
Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что в настоящее время процесс реализации инвестиционно-строительных проектов не всегда оказывается эффективным из-за повышенной ресурсоёмкости конечной продукции строительной сферы, срывов сроков реализации проектов, больших инвестиционных рисков и т.д. Одна из основных причин такого положения вещей –  существующие недостатки формирования сметной стоимости в строительстве, обусловленные отдельными институциональными недоработками в системе ценообразования. Авторы статьи анализируют сложившуюся ситуацию в  ценообразовании на строительную продукцию и дают рекомендации по устранению причин, приводящих к необъективному формированию сметной стоимости в строительстве.

Прежде чем анализировать заявленную тему, рассмотрим на какие показатели развития экономики   ценообразование явно или косвенно влияет. Важным показателем, характеризующим состояние строительной сферы в стране, является производительность труда. Ее роль трудно переоценить, т.к. производительность труда является наиболее значимым фактором эффективности производства. Изменение индекса производительности труда в стране представлено в табл.1 [1].

Таблица 1 — Индекс производительности труда по России и в строительстве, % к предыдущему году [1]

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

В целом по экономике

105,5

107,5

107,5

104,8

95,9

103,2

103,8

103,1

В строительстве

105,9

115,8

112,8

109,1

94,4

99,6

102,2

99,6

Начиная с 2010 г. индекс производительности труда в строительстве рассчитывался как частное от деления индексов физического объема добавленной стоимости и изменения совокупных затрат труда в экономике страны  и строительстве. Индексы изменения совокупных затрат труда определены на основе трудовых затрат на всех видах работ, включая дополнительную работу и производство продукции для собственного потребления.

Анализируя данные табл. 1, видно, что индекс производительности труда в строительстве снижается, что свидетельствует о неэффективном использовании трудовых ресурсов в строительстве (трудовые затраты растут быстрее добавленной стоимости) или отчасти завышенными значениями добавленной стоимости в строительстве. В этом смысле вопросы ценообразования играют важную роль.

Индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) в 2012г. по сравнению с 2011г. составил в среднем за год 108,7%. Индексы цен производителей в строительстве (СМР) в 2012 г. составил 106,8%, в июне 2013 г. (к декабрю 2012 г.) 101,1%[1].

Характерные черты ценообразования в строительстве вытекают из особенностей данного экономического вида деятельности. К особенностям строительства относятся:

1. Уникальность каждого объекта строительства. Например, здания, идентичные по внутренним архитектурно-планировочным и конструктивным решениям, могут иметь отличающиеся проектные решения по наружным инженерным сетям.

2. Длительный характер строительства. Строительный цикл для объектов жилого и общественного назначения продолжается, как правило, 1-2 года. Для производственных объектов этот срок может составлять до 5-7 лет и более.
Стоимостным выражением данной особенности служат так называемые индексы-дефляторы, начисляемые дополнительно на стоимость СМР при расчете фиксированной договорной цены, если срок производства работ  составляет два месяца и более. Данные индексы учитывают инфляционные процессы в экономике. Например, по данным Санкт-Петербургского РЦЦС при начале выполнения СМР в январе 2014 г. и сроке производства работ 24 месяца рекомендуемый индекс-дефлятор к стоимости СМР по объектам жилищно-гражданского строительства составляет 1,107.

3. Зависимость от природных и климатических факторов региона строительства. Производство строительно-монтажных работ на открытых площадках в районах Крайнего Севера, в горной местности требуют применения специальных технологий или существенных дополнительных затрат.

Данная особенность учитывается несколькими нормативными документами. Для районов Крайнего севера и районов, приравненных к ним, применяются повышенные нормы накладных расходов в соответствии с МДС 81-34.2004. Как отмечается во введении к данному документу, «неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством» [2].

В ГСН 81-05-02-2007 установлены дифференцированные нормы дополнительных затрат при производстве СМР в зимнее время. Районы ПКС и КС отнесены, как правило, к температурным зонам  с IV по VIII. Среднегодичная норма зимнего удорожания может составлять до 32% от стоимости СМР.
Удорожание работ при строительстве в горной местности предусмотрено в МДС 81-35.2004. В зависимости от высоты над уровнем моря к заработной плате рабочих и стоимости эксплуатации машин применяются коэффициенты от 1,25 до 1,5.

4. Высокая ресурсоемкость строительства, и как следствие, зависимость удаленности площадки строительства от месторасположения баз механизации, населенных пунктов с наличием необходимого количества квалифицированных кадров, поставщиков основных материалов. Стоимость строительства может существенно возрасти из-за высоких затрат на доставку материалов, перебазировку строительной техники и затраты на ведение строительства вахтовым методом.

МДС 81-35.2004 предусматривает учет затрат на ведение работ вахтовым методом, на перевозку рабочих свыше 3 км и на перебазировку строительной техники. Данные затраты рекомендуется определять расчетом на основе проекта организации строительства (ПОС) и включать в главу 9 ССР.

5. Участие специализированных организаций при проведении различных видов работ, и как следствие, расходы на генподрядные услуги.

Институциональные проблемы существуют в регулииование отношений  генерального подрядчика и субподрядных организаций. В настоящее время единственным действующим документом, который регулирует отношения генерального подрядчика и субподрядчика, в том числе размер генподрядных услуг, является постановление Госстроя СССР и Госплана СССР от 03.07.1987г.
Несмотря на то, что данный документ ориентирован на плановую экономику, нормы генподрядных услуг, приведенные в нем, применяются и в настоящее время при заключении договоров субподряда. Размер генподрядных услуг, согласно данному постановлению, составляет от 1 до 4 % в зависимости от видов работ. Следует отметить, что дополнительные расходы на генподрядные услуги существующей сметно-нормативной базой не предусмотрены, оплата данных услуг производится за счет накладных расходов субподрядчика.

Из вышеперечисленных особенностей строительства следует, что единственно возможным методом ценообразования на строительном рынке является затратный метод, суть которого состоит в калькулировании цены продукции из затрат на ее производство, после чего к себестоимости добавляется сметная прибыль. Все расчеты стоимости отражаются в сметах.

Работа по систематизации сметных норм и правил проводилась в СССР в 60-80-е гг. XX в. За этот период последовательно сменились несколько редакций сметно-нормативных баз (СНБ): СНБ 1957 г., СНБ 1969 г., и созданные на основе последней сметные нормы и правила СНиП IV-84, известные как СНБ 1984 года. В СНиП IV-84 впервые были объединены нормативные документы, сметные нормы и расценки, ранее существовавшие в виде отдельных документов. Работа над данным сводом сметных норм и правил была проведена силами научно-исследовательских и проектных институтов по всей стране, в результате чего созданная СНБ стала уникальной по составу и наполнению. Количество норм и расценок в ее составе превысило 300 тыс.

Несмотря на огромный объем проделанной работы, СНБ 1984 г. не была лишена недостатков. Самым существенным недостатком стало то, что цены на ресурсы, разработанные методом усреднения, в данной базе были жестко регламентированы на уровне государства, и зачастую не позволяли учитывать условия производства работ на конкретном объекте. Но закрепление сметных цен было необходимо в условиях плановой экономики, функционировавшей до 1992 г.
В связи с переходом к рыночной экономике необходимость государственного регулирования цен отпала, и стоимость строительной продукции стала формироваться совместно заказчиком и подрядчиком. В связи с инфляционными процессами, происходившими в стране с 1992 г., стала широко применяться система индексов пересчета в текущие цены.

Одновременно возникла необходимость и в новой сметно-нормативной базе, поскольку, как было отмечено выше, действовавшая на тот момент СНБ не отвечала реалиям строительной сферы и не была пригодна для использования по ряду причин. Среди причин, вызвавших необходимость сознания новой СНБ, можно выделить:

1.      Устаревшие технологии производства работ.
2.      «Закрытые» расценки, т.е. невозможность выделить из расценки стоимость отдельных ресурсов.
3.      Разная база для начисления накладных расходов и плановых накоплений (сметной прибыли).
4.      Установление в качестве базы для начисления накладных расходов на общестроительные, сантехнические и металломонтажные работы прямых затрат, а базы для начисления плановых накоплений – суммы прямых затрат и накладных расходов. Данное обстоятельство могло приводить к существенному завышению накладных расходов и высокому уровню прибыли, который не соответствовал общепринятому уровню на строительном рынке.

Госстроем РФ была принята программа мер по разработке и переходу на новую сметно-нормативную базу. В конце 90-х – начале 2000-х гг. были подготовлены и приняты основные нормативно-методические документы по ценообразованию, разработаны сборники ГЭСН, ФЕР редакции 2001 г., переработана номенклатура используемых материальных ресурсов. Ниже приведены основные принципиальные отличия СНБ 2001 г.:

1.      Единичные расценки новой базы разрабатывались по принципу: прямые затраты по расценке на единицу изменения равны сумме произведений расхода ресурсов на стоимость этих ресурсов.
2. Унификация кодировки расценок и ресурсов.
3.      В большинстве случаев стоимость основных материалов для общестроительных работ не учитывается расценкой, что позволяет избежать корректировки прямых затрат по расценке при замене или выборе конкретной марки материала.
4.      Оптимизированы нормы расхода ресурсов в связи с применением новых технологий, более высокопроизводительной техники и распространением переносного механизированного ручного инструмента.
5.      Приведен к единой методике способ начисления накладных расходов и сметной прибыли с дифференциацией по видам работ и установлением в качестве единой базы для их начисления фонда оплаты труда.
6. Регулярный выпуск региональных сборников текущих средних сметных цен на ресурсы.

Разработанная СНБ 2001 г. практически без существенных изменений действует и в настоящее время.

Сравнительный анализ сметно-нормативных баз 1984 и 2001 гг. приведен в табл.2.

Таблица 2 — Основные характеристики  сметно-нормативных баз 1984 и 2001 гг.

Параметры

СНБ 1984 г.

СНБ 2001 г.

Уровень базовых цен По состоянию на 01.01.1984 г. По состоянию на 01.01.2000 г.
Кодировка расценок и ресурсов Разная в сборниках на строительные и монтажные работы Унифицированная
Учет в расценке основных материалов Расценками на строительные и специальные строительные работы учтены основные материалы (стоимость отдельных ресурсов невозможно выделить напрямую из расценки) Основные материалы не учтены расценками
Наличие сборников средних сметных цен в текущем уровне с соответствующей кодировкой Нет Есть (по регионам)
База для начисления накладных расходов На строительные и специальные строительные работы – прямые затраты, на монтажные работы – заработная плата основных рабочих Фонд оплаты труда (заработная плата основных рабочих плюс заработная плата машинистов)
База для начисления сметной прибыли Сумма прямых затрат и накладных расходов (исключая стоимость оборудования) Фонд оплаты труда (заработная плата основных рабочих плюс заработная плата машинистов)

Из данного сравнения мы видим, что по ряду параметров, таких, как база для начисления накладных расходов и сметной прибыли, сметно-нормативная база стала более унифицированной. Кроме того, унифицированная кодификация всех видов ресурсов позволила значительно снизить трудозатраты специалистов-сметчиков на составление сметной документации ресурсным методом, что значительно повышает точность расчета стоимости строительства.

Несмотря на большое количество изменений в сметно-нормативной базе 2001 г. по сравнению с СНБ 1984 г., специалист-сметчик при формировании сметной стоимости объекта сталкивается с рядом проблем, которые до сих пор не решены. Основным недостатком, на наш взгляд, существующей сметно-нормативной базы является низкая точность расчета сметной стоимости строительно-монтажных работ базисно-индексным методом, связанная с несовершенством системы разрабатываемых индексов и нераспространенностью наиболее точного, но в то же время наиболее трудоемкого, ресурсного метода расчета. В настоящее время Министерство регионального развития, являясь единственным общефедеральным органом по ценообразованию, разрабатывает индексы к базам ФЕР и ТЕР для каждого региона РФ. Индексы, разрабатываемые министерством, применяются к полной стоимости работ, и дифференцированы только по видам жилищно-гражданского строительства; для расчета стоимости объектов промышленного строительства существует единственный индекс на прочие объекты. Несмотря на то, что данные индексы предназначены лишь для первичных инвесторских смет, заказчики и подрядчики широко применяют данные индексы для составления смет на всех этапах согласования стоимости работ, а также при составлении актов выполненных работ.

Данная проблема решена лишь в нескольких субъектах РФ, среди которых можно выделить Москву и Санкт-Петербург. В данных регионах местные органы ценообразования ежемесячно разрабатывают индексы перехода в текущие цены отдельно для каждой расценки, на основании данных о текущей стоимости ресурсов.

Ряд современных исследователей также  указывают на существующие недостатки современной системы ценообразования. Так Е.В.Хилько указывает на недостатки в работе ряда региональных центров по ценообразованию в части мониторинга цен на материальные ресурсы, нерегулярный расчет и выпуск индексов пересчета, что влечет за собой занижение стоимости СМР. По результатам исследования автором делается вывод о том, что «по Новосибирской области… до 2004 г. мониторинг цен проводился всего 1-2 раза в год, и индексы не отражали текущего уровня цен: мэрия г. Новосибирска неправомерно разрабатывала свои индексы: нарушалось законодательство и рыночная методология ценообразования в строительстве» [3]. В качестве рекомендаций предлагается расчет индексов хода в текущие цены и индексов-дефляторов на основе ресурсно-технологических моделей, а также общие рекомендации по совершенствованию функционала региональных центров по ценообразованию.

М.А.Беседин в своем исследовании обращает внимание на недостаточную пригодность существующей сметно-нормативной базы для определения стоимости строительства на ранних стадиях реализации проекта. Проблема заключается в необходимости расчета стоимости СМР при отсутствии проектной документации. «В настоящее время, — отмечает М.А.Беседин, — отсутствует эффективный инструментарий для обоснования цены при отсутствии проектной документации. Из-за этого увеличиваются инвестиционные риски на стадии принятия решения о строительстве объекта» [4]. Проверка достоверности цены конкурсного предложения, по мнению автора данной работы, необходима для снижения риска ее изменения в ходе реализации контракта. Автором предложен поэтапный алгоритм рассмотрения и оценки конкурсных предложений для выбора подрядчика для производства работ.

Исследование проблем ценообразования на первичном рынке жилой недвижимости приведено в работе О.Ю.Ульяновой. Автор отмечает непригодность сметно-нормативной базы для определения стоимости жилья, т.к. при расчете стоимости строительства не учитываются некоторые факторы, отражающие потребительские свойства проекта и влияющие на стоимость недвижимости. О.Ю.Ульянова отмечает: «В сметной стоимости учитываются все расходы компании, и закладывается желаемая прибыль. Сметная стоимость служит, как правило, исходной базой ценообразования на первичном рынке жилой недвижимости, определяя нижнюю ценовую границу» [5]. Научно обоснованная методика определения стоимости 1 квадратного метра жилья, по мнению автора, в настоящее время отсутствует. О.Ю.Ульянова предлагает методику определения стоимости недвижимости на основе данных об объектах-аналогах и рассчитанного коэффициента рыночной силы.

В заключении отметим, что вышеперечисленные исследования направлены на решение специфичных вопросов, как правило, связанных с деятельностью заказчика. Вопросы совершенствования существующей сметно-нормативной базы и методики определения стоимости строительства на ее основе остаются практически непроработанными.


Библиографический список

  1. Официальный сайт Госкомстата РФ. Электронный ресурс:[http://www.gks.ru/]
  2. МДС 81-34. 2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://www.stroyoffis.ru/mds_metodicesk/ mds_81_34_2004/mds_81_34_2004.php (дата обращения: 08.07.14).
  3. Хилько Е.В. Совершенствование регионального ценообразования в строительстве (на примере Новосибирской области): дис… канд.экон.наук: Новосибирск, 2006.
  4. Беседин М.А. Развитие рыночных методов ценообразования в строительстве на основе укрупненных сметных нормативов: Автореф. дис…. канд.экон.наук: Нижний Новгород, 2012.-18с.
  5. Ульянова О.Ю. Ценообразование на первичном рынке жилой недвижимости: Автореф. дис…. канд.экон.наук: СПб., 2007.-18с.