Теоретико-методологические основы формирования и оценки уровня стратегического экономического потенциала экономических систем

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве
Россия, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
vladislav-klushin@yandex.ru

Аннотация

Существующий уровень деловой активности социально-экономических систем различного масштаба и уровня недостаточно реализует их совокупный потенциал. Для решения данной проблемы первоочередной задачей является эффективное управление их стратегическим экономическим потенциалом. Принятие управленческих решений по поводу использования стратегических экономических ресурсов социально-экономических систем требует разработки методологии к определению и оценке стратегического экономического потенциала.

Ключевые слова

стратегический экономический потенциал, социально-экономическая система, иерархия, адаптация, ресурсы, внешняя среда, внутренняя среда, управление, стратегия.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Клюшин Владислав Владимирович
Теоретико-методологические основы формирования и оценки уровня стратегического экономического потенциала экономических систем// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (48). Номер статьи: 4805. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4805/
Условия, в которых приходиться существовать большинству современных экономических систем отличаются целым рядом особенностей, обусловленных особым транзитивным состоянием мировой экономики, переживающей чреду финансово-экономических кризисов. Так, они почти всегда находятся в недружественной внешней среде, к тому же текущая экономическая и политическая ситуация создает дополнительные барьеры, препятствующие развитию их хозяйственной деятельности, а также актуализирует весь комплекс проблем управления. При такой ситуации особо остро возникает проблема качества принятия управленческих решений на различных уровнях хозяйствования. Существующая общая неэффективность менеджмента могла бы быть не так очевидна при благоприятной экономической конъюнктуре, однако когда товары и услуги пользовались постоянным спросом, такая ситуации позволяла управленцам игнорировать многие проблемные вопросы управления экономической системой и откладывать их решение [8].

Текущие кризисные явления оказались тем катализатором, который в значительной степени повлиял на большинство российских компаний и организаций. В условиях, когда речь заходит не об обеспечении максимальной прибыли, а о выживании той или иной структуры, руководители наконец-то обращаются к корневым проблемам менеджмента, прежде всего к стратегическому управлению.

Менеджерам среднего и высшего звена приходится ориентироваться на успешное функционирование управляемой ими экономической системы в долгосрочной перспективе. Это порождает необходимость определения стратегического экономического потенциала экономической системы, степени и направлений его использования, способности адаптироваться к изменяющемуся поведению элементов внешней среды, возможности управления поведением внутренних элементов, процессом их адаптации, обеспечения общей эффективности управления. Требования, которые ставит перед современной экономической системой внешняя среда, определяют главные направления преобразования потенциала предприятия, его стратегическую линию поведения. [1, с. 94]  Успех стратегического развития экономической системы различного уровня, успешная реализация её стратегических планов зависит от ряда субъективных и объективных факторов, например, от готовности руководства осуществлять масштабные проекты, от знаний, навыков и квалификации менеджеров или от наличия финансовых или иных ресурсов. Можно повысить шансы на успех, каким-либо образом улучшая квалификацию руководства и/или отыскивая возможности лучшего доступа к ресурсам, тем самым увеличивая вероятность достижения более масштабных и более привлекательных целей на базе возросшего стратегического потенциала экономической системы [2, с. 64]. Требования, которые ставит внешняя среда, определяют главные направления трансформации совокупного потенциала организации, его стратегическую линию поведения. [3, с. 94].

По нашему мнению, стратегический экономический потенциал экономической системы детерминируется соответствием и достаточностью ресурсов и компетенций экономической системы для разработки и реализации стратегии, укрепляющей её конкурентную позицию на рынке. Это определение основано на ресурсном взгляде на стратегию, который предполагает, что стратегическое развитие экономической системы определяется наличием и качеством располагаемых ресурсов — материальных, финансовых, интеллектуальных (навыки и способности персонала) и нематериальных (инновации, ноу-хау, гудвилл и т. п.) и их соответствием целям стратегического развития экономической системы.

Не менее важным свойствомстратегического экономического потенциала экономической системы является определяемая им возможность участвовать в реализации проектов имеющимися стратегическими экономическими ресурсами. Исходя из этого, стратегический экономический потенциал экономической системы отражает собой её способность проявлять деловую активность за счет собственных и привлеченных источников и средств с возможностями и условиями их пополнения и эффективного использования, создаваемыми рыночной средой. При этом, характерной (и привлекательной) чертой компетенций экономической системы является то, что они вырабатывают добавленную стоимость через дополнительное (более эффективное) использование ресурсов [4,5]. Данный принцип является основополагающим и наиболее важным свойством стратегического экономического потенциала экономической системы.

Любой вид изделия в процессе своего технологического развития приобретает новые потребительские свойства, что обусловлено применением новых технологий, внедрением инноваций на производство [3, с. 30]. Например, предприятие, выпускающее продукцию, имеющую последующие новые потребительские свойства, обладает элементами стратегического экономического потенциала.

Но не стоит забывать о том, что одно лишь наличие экономического потенциала у экономической системы не может свидетельствовать об эффективности его хозяйствования в целом. Экономический потенциал организации, пусть и большой, но не соответствующий потребностям рынка, представляет собой не что иное, как предложение, не находящее спроса, и, следовательно, свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов экономической системы, а значит и неправильно выбранной стратегии [5].

С другой стороны, наличие у экономической системы большого экономического потенциала, предлагающей на рынке продукцию, имеющую стабильно высокий спрос, вовсе не говорит о его стратегической ориентации [3, с. 200]. В данном случае определяющим фактором будет являться качество и инновационность технологий, используемых при производстве данной продукции. Чем более передовой является технология, тем больше добавленной стоимости экономическая система может создать при производстве высокотехнологического продукта [6, 7].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что существующий на текущий момент уровень деловой активности социально-экономических систем (СЭС) различного масштаба и уровня недостаточен для наращивания их производственного, финансового, интеллектуального и инновационного потенциалов. Для решения данной проблемы первоочередной задачей является повышения деловой активности СЭС на основе эффективного управления их стратегическим экономическим потенциалом.

Понятие стратегического экономического потенциала интегрируется тремя производными, приведенными ниже: 1) Стратегический потенциал –те возможности, которые предполагается создать и способы их реализации в длительной перспективе. Служит основой для формирования экономического потенциала, то есть проектирования внутренней среды [1]. 2) Экономический потенциал – те возможности, которые уже созданы и существуют на данный момент времени. Представляет оценку возможностей внутренней среды для реализации стратегического потенциала. Служит основой получения практических результатов [6]. 3) Фактический потенциал – то что удалось достичь, реализуя экономический потенциал в стремлении к стратегическому. Проявляет себя в виде оценки реализации целей во внешней среде и возможностей внутренней среды. Служит для корректировки стратегического потенциала, изменений в экономическом потенциале, для повышения результативности и эффективности его использования [5].

Стратегический экономический потенциал социально-экономических систем (СЭП СЭС) – есть возможность системы участвовать в реализации социально-экономических проектов имеющимися у неё стратегическими экономическими ресурсами, то есть отражает собой способность СЭС проявлять активность за счет источников экономических ресурсов и средств с возможностями и условиями их пополнения и эффективного использования, создаваемыми внешней средой. Ядром СЭП СЭС являются органически интегрированные производственный, финансовый, интеллектуальный и инновационный потенциалы. Для принятия адекватных складывающейся экономической ситуации управленческих решений по поводу использования стратегических экономических ресурсов СЭС в реализации социально-экономических проектов необходима, прежде всего, методика оценки СЭП. Как показали наши исследования, наиболее адекватной для нестабильной экономики оказывается процедура оценки СЭП с применением метода анализа иерархий (МАИ).

Реализация методики состоит в иерархической декомпозиции задачи оценки СЭП. На первом уровне находится общая цель «оценка СЭП»; на втором уровне – 4 фактора, уточняющие цель (финансовый, производственный, интеллектуальный и инновационный потенциалы); на третьем уровне – объекты (структурные компоненты СЭС, либо сами СЭС –например, регионы, муниципальные образования, предприятия), которые оцениваются по отношению к критериям второго уровня. Для более глубокого исследования СЭП произведена иерархическая декомпозиция каждого фактора СЭП (рис. 1).

Оценка СЭП проводится с использованием авторского программного обеспечения при помощи средств ПЭВМ. Число компонентов СЭС и период анализа при этом может быть сколь угодно большим [9, 10, 11, 12, 13].

Представление результатов применения методики оценки СЭП СЭС за произвольный период иллюстрируется в табл. 1.

Таблица 1 — Интегральный показатель СЭП социально-экономических систем

Социально-экономические системы,
либо их структурные компоненты
СЭП в динамике и рейтинги СЭП СЭС
Начало периода оценки ……… Конец периода оценки
Интегральный показатель СЭП (вектор интегральных приоритетов) Ранг (рейтинг) Отклонение от среднего значения интегрального вектора приоритетов, % Интегральный показатель СЭП (вектор интегральных приоритетов) Ранг (рейтинг) Отклонение от среднего значения интегрального вектора приоритетов, % Интегральный показатель СЭП (вектор интегральных приоритетов) Ранг (рейтинг) Отклонение от среднего значения интегрального вектора приоритетов, %
СЭС №1 0,0897122 n 37,2 …………. …………. 0,105275 n 26,3
СЭС №2 0,1587687 3 11,1 …………. …………. 0,176163 2 23,3
СЭС №3 0,1466322 4 2,6 …………. …………. 0,139709 4 2,2
…….. …………. …………. …………. …………. …………. ………..
СЭС №n 0,1766482 1 23,7 …………. …………. 0,231864 1 62,3

Приведенные в таблице числовые данные носят иллюстративный характер. При этом число оцениваемых СЭС, равно как и период исследования ограничивается только объемом собранной первичной информации об их деятельности.

Разработанный нами метод оценки СЭП универсален и легко применим на практике. Это гибкий экономико-математический инструмент по определению наиболее предпочтительных субъектов для реализации стратегических экономических проектов. Помимо вышеописанного, применение данного метода в расширенном варианте (с увеличением числа и качества критериев оценки финансовой, производственной, интеллектуальной и инновационной составляющей СЭП, а также с вовлечением максимально возможного числа оцениваемых социально-экономических систем данной территории) позволяет в целом оценить СЭП отдельно взятой страны, что может представлять интерес для органов исполнительной и законодательной власти как на региональном, так и на государственном уровне.


Библиографический список

  1. Ветров А. А. Структурно-целевой анализ экономического потенциала предприятия (теория и методология) / Ветров А.А. // – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. – 188 с.
  2. Плишевский Б. Н., Тодосейчук А. В. Экономический потенциал и эффективность его использования. – М.: Мысль, 1997. – 64 с.
  3. Репина И. М. Проблемы оценки экономического потенциала предприятия. – М.: 1991.
  4. Мотов М. А. Стратегически ориентированный экономический потенциал предприятия [Электронный ресурс] / Мотов М. А. // Молодой ученый. — 2011. — №10. – Т.1. — С. 131-133. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/33/3768/
  5. Ромицына А. В. Анализ экономического потенциала как основа стратегического планирования предприятий грузового автомобильного транспорта [Электронный ресурс] /  Ромицына А. В. // Вестн. Том. гос. ун-та . – 2011. — №345. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ekonomicheskogo-potentsiala-kak-osnova-strategicheskogo-planirovaniya-predpriyatiy-gruzovogo-avtomobilnogo-transporta.
  6. Баулина О. А. Методические основы формирования инвестиционной политики предприятий материально-технической базы строительства (на примере промышленности строительных материалов волгоградской области): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Баулина О. А. – СПб., 2004.
  7. Баулина О. А. Методические основы формирования инвестиционной политики предприятий материально-технической базы строительства (на примере промышленности строительных материалов волгоградской области): дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Баулина О. А. –Волгоград, 2004.
  8. Соколова С. А. Особенности применения моделей управления организационными изменениями / Соколова С. А. // Вклад молодого специалиста в развитие строительной отрасли Волгоградской области: матер. XXIV внутривузовской научно-практ. конф. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2012 – С. 51-55.
  9. Клюшин В. В. К вопросу о совершенствовании методологических подходов к управлению инвестиционными ресурсами / Клюшин В. В. // Развитие экономики региона: взгляд в будущее. Материалы II Городской научно-практической конференции. – ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет». – 2013. – С. 24-30.
  10. Клюшин В. В. К вопросу о построении теоретической модели оптимизации движения инвестиционных ресурсов [Электронный ресурс]  /  Клюшин В. В. // Наука и образование: архитектура, градостроительство и строительство. Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию образования вуза: в 2-х частях . – ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» – 2012. – С. 190-195. – Режим доступа: http://www.vgasu.ru/attachments/sb-mk-noags-2.pdf.
  11. Клюшин В. В. Методологические аспекты механизма трансформации инвестиционных ресурсов и определения эффекта их трансформации [Электронный ресурс] / Клюшин В. В. // Вклад молодого специалиста в развитие строительной отрасли волгоградской области. Материалы XXIV внутривузовской научно-практической конференции. – ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет». – 2012. – С. 44-50. Режим доступа: http://www.vgasu.ru/attachments/sb-12-04-12.pdf.
  12. Клюшин В. В. Стратегический экономический потенциал предприятия как основа его развития [Электронный ресурс] / Клюшин В. В., Ткачева Т.В. // Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли. Материалы XXIII внутривузовской научно-практической конференции. – Министерство образования и науки Российской Федерации; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. – 2011. – С. 450-452. – Режим доступа: http://www.vgasu.ru/attachments/sb-07-12-11.pdf.
  13. Клюшин В. В. Инновации как неотъемлемая составляющая стратегического экономического потенциала социально-экономической системы (на примере предприятия строительной индустрии) [Электронный ресурс] / Клюшин В. В. // Научный потенциал молодых ученых для инновационного развития строительного комплекса Нижнего Поволжья. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях . – 2011. – С. 94-98. – Режим доступа: http://www.vgasu.ru/attachments/sbornik_mk_rmuso-2010-2.pdf.