Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита
Россия, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Волгоградский филиал)
bdv1968@mail.ru

Аннотация

Основываясь на методологии государственного стратегического планирования, отраженной в действующем законодательстве федерального и регионального уровней (на примере Волгоградской области), автором сделана попытка раскрыть содержание последовательного выстраивания механизма достижения поставленных государственной политикой экологического развития целей и задач. Без этого невозможно обеспечить необходимые сдвиги как на уровне личностного принятия решений и осуществления деятельности, так и на институциональном уровне управления территорией, включающем и идеологическую, и экономическую, и политическую составляющие.

Ключевые слова

экологическая культура, обращение твердых бытовых (коммунальных) отходов, триада просвещение-воспитание-грамотность, триада концепция-стратегия-программа, дорожная карта программы экологической грамотности, приоритеты через паритеты.

Рекомендуемая ссылка

Булетова Наталья Евгеньевна
Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (49). Номер статьи: 4901. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4901/
Введение

В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р) главный результат, на которые ориентирована реализация документа — должно произойти «тесное вплетение экологии в экономическую политику РФ на ближайшие 18 лет – к 2030 году в стране должен быть организован круговорот отходов без  свалок и полигонов со 100% переработкой мусора и его повторным использованием».

Концепция государственной политики по экологическому развитию определяет приоритетные направления экологического развития, ориентирует государство и всех субъектов существующих отношений к определению и использованию в стратегическом управлении и в процессе реализации программ принципов концепции – комплекса «взглядов» государства на пути решения заданной проблемы для определения стратегии действий.

Тенденции государственного стратегического планирования

Стратегии экологического (и эколого-социо-экономического) развития территории, разрабатываемые на всех трех уровнях государственного стратегического планирования и управления, которые в соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должны содержать систему долгосрочных приоритетов, целей и задач стратегического управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития страны. Программы и включаемые в них подпрограммы являются наиболее приближенным к решению заявленных задач способом планирования развития территории, в соответствии с тем же законом о стратегическом планировании в РФ программы классифицированы на государственные, субъектов РФ и муниципальные, все они относятся к документам стратегического планирования, в которых должны быть обозначены набор мероприятий, привязанных к задачам, срокам, исполнителям, ресурсам, и набор инструментов, с помощью которых возможно достижение заявленных приоритетов и целей государственной политики в области экологического развития соответствующей территории.

В соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия и программа относятся к документам стратегического планирования на уровнях федеральном, региональном и муниципальном, тогда как концепция носит всеобъемлющий и фундаментальный характер, это документ, в котором важно заявить приоритеты и способы развития территории, соответствующие заявленной государственной политике, которая не может быть адресной или региональной, или муниципальной.

Учитывая, что за последние десятилетия в российской практике государственного управления с учетом международных тенденций перехода на парадигму устойчивой экономики были приняты концепции, стратегии, доктрины и программы, посвященные экологическому развитию государства, представим результат критического анализа основных из них и предложений по корректировке подобных документов государственного и муниципального стратегического планирования и управления территорией, где большое значение должно быть уделено стратегическому мышлению, завершающему триаду стратегической деятельности.

Анализ действующих инструментов государственного стратегического управления регионом как эколого-экономической системой

Критически анализируя Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию (утв. приказом Президента РФ от 01.04.1996г.), можем констатировать, что к недостаткам следует отнести, во-первых, декларативный характер большинства задач и направлений, что подтверждается историей реализации данной концепции в России (хотя существующие проблемы, негативные условия и факторы внешней и внутренней среды не позволили реализовать большинство положений концепции), во-вторых, отсутствие системного подхода к постановке цели и задач экологического развития российской экономики и общества, что проявляется в отсутствии взаимосвязи между эколого-экономической безопасности, ростом качества жизни и не пропагандой, а культивированием экологического мышления, сознания, этики поведения, когда интуитивное желание сохранения окружающей среды (без противопоставления себя природе [1]) будет гармонично сочетаться с осознанным, интеллектуальным поведением человека – представителя искусственного, неестественного мира.

Главная ошибка анализируемой государственной концепции – неправильная расстановка этапов реализации концепции – начинать нужно именно с третьего этапа – пока не будет достигнуто понимание и доминирование интересов экологоориентированных участников отношений (экономических, политических и всех остальных) на международной арене – в условиях глобализации и возможности влиять, диктовать, навязывать те или иные ценности извне любая национальная модель устойчивой экономики может быть изолирована, обрушена, экономически невыгодна во внешнеэкономических связях. Еще один важный момент — однозначно говорить о временном разграничении этих этапов нельзя, важно понимать, что они должны возникать в представленной последовательности, но это не значит, что начальный этап перестает быть актуальным, каждый новый этап просто накладывается на предыдущий, который подготавливает основу для его успешной реализации.

Содержание стратегий, связанных с экологическим развитием и обеспечением экологической безопасности, лишь частично раскрывает направления решения существующих проблем:

  1. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12.05.2009г. N 537; в ред. от 01.07.2014г.) есть п.85, представляющий перечень стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, которых всего лишь две: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; однако в заключительном 7 разделе стратегии не представлено ни одного показателя, с помощью которого можно будет оценивать достигаемые результаты и реализуемость заявленных стратегических целей (в соответствии со стратегическим аудитом и его ролью в государственном управлении;
  2. В государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утв. указом Президента РФ от 04.02.1994г. N 236)  сделан приоритет на ряд долгосрочных приоритетов развития, по которым нами был проведен сравнительный анализ данной стратегии с авторской версией стратегии экологического развития российских регионов. Главный результат критического анализа основных положений государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития – она носит очень обобщающий характер, основная нагрузка в детализации разделов стратегии на региональном уровне, что можно видеть на примере ряда стратегий субъектов РФ по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.
  3. Следующий уровень документального оформления государственного управления – уровень государственных программ, для примера представим государственную программу Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» на 2014-2020гг. (утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 04.12.2013г. N 686-п; в ред. от 11.07.2014г.). Наибольший интерес представляет подпрограмма «Экологическое просвещение», для которой определена цель и задачи, а основным ожидаемым результатом (в качественном отношении) должно стать повышение экологической культуры населения Волгоградской области.

Проанализируем цель подпрограммы: на период до 2020 года планируется сформировать комплексную, структурно-целостную и эффективно функционирующую систему экологического просвещения, способную обеспечить повышение уровня экологического сознания и экологической культуры населения, формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность дальнейшего разрушения и деградации природной среды. Озвучено все правильно, но какими способами, мероприятиями, средствами это планируется достичь? На это должен ответить перечень задач:

  • совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения системы экологического просвещения и воспитания населения;
  • развитие и совершенствование форм и методов экологического просвещения и воспитания населения, внедрение в практику работы образовательных и просветительских учреждений современных технологий, форм и методов экологического просвещения и формирования экологической культуры;
  • организация и проведение эколого-просветительских мероприятий и занятий среди учащейся молодежи;
  • повышение роли общественных организаций и средств массовой информации в эколого-просветительской деятельности.

При этом для объяснения, что следует понимать под экологическим просвещением, дается ссылка на федеральный закон от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно главу XIII «Основы формирования экологической культуры», где в ст.74 «Экологическое просвещение» приведен перечень организаций – участников системы всеобщего и комплексного экологического образования. Постоянное использование в перечисленных документах термина «экологическое просвещение» требует определить нюансы, отличающие содержание просвещения от воспитания:

  • просвещение лучше всего определим как сопровождение доступа к знаниям, когда обеспечивается распространение информации, повышается ее доступность для заданной аудитории, то есть главное – обеспечить каналы продвижения необходимой информации, конкретных знаний, никаких сложностей в получении которой у потребителя быть не должно;
  • воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [4. С.34].

Этого явно недостаточно, необходимо дополнить термины «просвещение» и «воспитание» термином «грамотность», что требует более активных, системных, масштабных и долгосрочных мероприятий. Грамотность предполагает выход на такой уровень просвещения и воспитания, когда у всех возрастных и социальных групп населения сможет сформироваться определенная степень владения навыками экологоориентированного поведения, соответствующего требованиям, нормам экологической культуры – заданного уровня экологического развития отдельного человека и всего общества.

Предлагаем разработать шкалы измерения результатов экологического просвещения в привязке к конкретным сферам применения получаемых знаний, информации, навыков.  Представим пример шкалы экологической культуры населения в привязке к первичному обращению отходов (рис. 1).


Рис. 1. Пример шкалы измерения экологической культуры населения на примере обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов

Основание для такой связки – в разрабатываемом в настоящее время проекте социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года в разделе, где речь идет о направлениях повышения экологической устойчивости региона и планируемом комплексе мероприятий по заявленным направлениям наиболее связанными между собой являются развитие системы экологического просвещения, повышение экологической культуры населения и создание системы обращения с твердыми бытовыми отходами. Главное – определить пределы нормы и критичного, патологичного состояния, которые в любом случае будут намного меньше переходного состояния, что свидетельствует о необходимости больших временных и финансовых затрат для достижения нормального состояния, культуры поведения.

Далее критически проанализируем перечень мероприятий подпрограммы «Экологическое просвещение», к которым отнесены:

  • анализ правовых, нормативно-методических документов, справочно-информационных, тематических и дидактических материалов, разработка концепции по экологическому просвещению и воспитанию;
  • экспертно-аналитическое рассмотрение документов и методических материалов, научно-методическое сопровождение программных мероприятий путем создания и обеспечения деятельности координационного совета по экологическому просвещению и воспитанию;
  • реализация мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию в дошкольных, школьных образовательных организациях и организациях дополнительного образования, а также в организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования;
  • привлечение средств массовой информации и общественных движений к решению актуальных вопросов экологического просвещения и воспитания населения, проведение совместно с общественными организациями природоохранных и информационно-просветительских акций, поддержка волонтерского движения, изготовление плакатов по экологическому просвещению и воспитанию и их размещение на рекламно-информационных щитах.

Предложения по совершенствованию технологии государственного стратегического планирования

Если разрабатываемые государственные программы рассматривать как набор конкретных мероприятий и инструментов соответствующей государственной политики, то считаем, что для успешной реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» необходимо разработать две взаимосвязанные программы на уровне субъектов РФ – программу экологической грамотности и программу обращения с отходами (с элементами первичной и вторичной сортировки), которые будут иметь свои подпрограммы.

На рис. 2 представлено соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и наиболее тесно связанной с ней программой обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов. В исходной точке t0– примерно одинаковом во времени начале региональных программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов – необходимо обеспечить доминирование финансирования и количества мероприятий экологической грамотности, призванных сформировать в обществе устойчивые навыки первичного обращения с бытовыми отходами на фоне общего роста экологического сознания и культуры поведения. В средне- и долгосрочной перспективах приоритеты должны поменяться – только при условии сформированной в обществе модели поведения можно говорить, в первую очередь, об экономической эффективности мероприятий построения системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.


Рис. 2. Соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов

Условная точка ti – это период времени, для которого будут типичны два взаимосвязанных процесса – достаточность экологических просветительских мероприятий на уровне дошкольного образования и начальной школы, и постоянный, достаточный для поддержания нормального состояния системы обращения бытовых отходов уровень расходов, что покажет практика предыдущих лет реализации программы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.

Можно утверждать, что представленные в таблице 4 целевые показатели не соответствуют системному подходу, такими мероприятиями не решается проблема низкой мотивации и просвещения населения различных возрастных и социальных групп населения. Системный подход предполагает, что от реализации мероприятий экологического просвещения-воспитания-грамотности можно рассчитывать на долгосрочные эффекты в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в экономической деятельности, в воздействии на окружающую среду, в обращении с бытовыми и промышленными отходами. И именно государство ответственно за создание условий, за культивирование экологоориентированного потребительского и бытового поведения не только через доклады и информационные стенды, но и с помощью образовательных и досуговых интернет-продуктов, корректировки образовательных стандартов, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и государственных служащих в сфере образования, культуры.

Детализируем государственную программу экологической грамотности по традиционной структуре (табл. 1). При составлении отдельных разделов программы экологической грамотности использовалось содержание Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61).

Таблица 1- Содержание государственной программы экологической грамотности населения

Раздел программы

Содержание

Оценка текущего состояния и проблем развития

Низкая культура потребительского поведения, наличие метапатологий в поведении – негативные факторы, затрудняющие процессы экологизации экономики и общественных отношений (сортировка, утилизация бытовых и производственных отходов, качество контроля за исполнением экологического законодательства и др.)
Основные проблемы:
— отсутствие экологического сознания, мышления, этики поведения человека, бизнеса, государства;
— отсутствие экологических стандартов образовательных мероприятий в дошкольных и школьных программах, ориентированных на культивирование экологического поведения в любых отношениях жизнедеятельности;
— низкая востребованность и отсутствие стимулов у СМИ (печатная продукция, пропагандистская продукция, данные информационных ресурсов в Интернете) к культивированию основ экологического поведения.

Основные цели, задачи

Цель – формирование в долгосрочной перспективе устойчивого экологоориентированного поведения населения всех возрастных, социальных, профессиональных групп.
Задачи:
— реализация мероприятий по обеспечению приоритета экологических ценностей в общественном, бытовом поведении населения с индивидуальным подходом к каждой возрастной, социальной, профессиональной группе населения;
— реализация мероприятий по разработке и апробированию экологоориентированных дошкольных и школьных программ, которые должны пройти согласование и утверждение на уровне Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов исполнительной власти;
— при согласовании со СМИ разработка информационного материала по системному культивированию и информированию населения и приоритетах и правилах экологоориентированного  поведения, которое должно прийти на смену поведению массового потребления любой ценой.

Этапы реализации программы

Начальный этап – разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности, учитывающих идеологические, экономические и политические особенности сформированных в российском обществе институтов, норм, правил поведения
Второй этап – на основе разработанных методических указаний, которые должны быть дифференцированы для разных возрастных, социальных, профессиональных групп населения, обеспечение согласования их содержания и методики реализации в соответствующих органах исполнительной власти, контрольных органах системы образования
Третий этап – активное внедрение разработанных технологий информационной и образовательно-просветительской деятельности на постоянной основе с регулярным отслеживанием результатов в форме тестирований, опросов, измерения ряда индикаторов результатов развития (в соответствии со стратегией экологического развития российских регионов России)
Четвертый этап – мониторинг и оценка результатов реализации программы экологической грамотности во взаимосвязи с социальными, экологическими, экономическими и политическими результатами развития территории.

Система программных мероприятий

В соответствии с целью и задачами программы:

  1. мероприятия по разработке и утверждению информационного и образовательно-просветительского материала для разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения;
  2. мероприятия по культивированию экологической этики поведения во всех сферах жизнедеятельности людей с помощью СМИ, ресурсов Интернет, деятельности общественных объединений;
  3. мероприятия по внедрению утвержденных информационных и образовательно-просветительского материала на постоянной основе в деятельность дошкольных образовательных учреждений, в начальной школе, в соответствующих социальных, культурных учреждениях, в повышении квалификации государственных служащих, бизнесменов и других групп населения, ответственных за внедрение экологоориентированных технологий и стиля поведения в профессиональную жизнь
  4. мероприятия по разработке критериев и технологий мониторинга и оценки результатов реализации программы экологической грамотности как по этапам ее реализации, так и в долгосрочной перспективе по реализации концепции-стратегии-программы экологического развития территорий.

Механизмы реализации программы

Организационные механизмы:
— образовательные, просветительские программы, информационные материалы, носящие пропагандирующий характер;
— содействие с реализации программы органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ, работодателей, руководителей социальных и культурных учреждений региона.
Экономические механизмы:
— государственно-частное партнерство по обеспечению финансирования запланированных мероприятий программы;
— привлечение средств грантов для научных разработок методологии экологической грамотности, дифференцированной для разных групп населения.
Правовые механизмы:
— корректировка образовательных стандартов по дошкольному образованию и начальной школы и их утверждение на официальном уровне;
— приведение экологических норм экономической деятельности в соответствие с экологическим мышлением;
— нормативно-правовое обеспечение культивирования экологически грамотного поведения в соответствии с целью и задачами программы.

Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы важно рассматривать шире, чем распределение объемов финансирования и их источники:

  1. человеческие ресурсы – научные кадры и работники ДОУ и других образовательных учреждений, имеющие возможности повышения своей квалификации и проведения просветительской работы с населением;
  2. технологические ресурсы, с помощью которых возможна автоматизация образовательных, просветительских, информационно-пропагандистских  процедур;
  3. финансовые ресурсы – минимальны, так как на стадии разработки методологических основ экологической грамотности планируется применять средства грантов, тогда как при внедрении указанных материалов в учебный процесс – в дополнение программ ДОУ, начальной школы, дополнительных затрат на их проведение не потребуется, только если речь идет о повышении квалификации профессиональных групп населения. При этом основными источниками финансирования реализации второго, третьего и четвертого этапов программы будут:
  4. средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
  5. внебюджетные источники финансирования.
Организация управления программой и контроль  за ходом ее реализации Государственным заказчиком программы должны быть два министерства РФ – Министерство образования РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Также допустим формат руководства на уровне субъектов РФ, при условии принятия региональных программ экологической грамотности.
Организация управления программой включает:
— подготовку и межведомственное согласование проекта программы;
— координация и оценка результатов исполнения каждого этапа программы;
— систему контроля и своевременной корректировки по ходу реализации мероприятий программы;
— подготовку отчетов о реализации программы и на их основе – определение необходимости внесения изменений в следующие этапы программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Базовые результаты (фундаментальные):
—        трансформация идеологических, экономических и политических институтов в соответствии с парадигмой устойчивой экономики;
— идентификация доминирования экологического мышления в поведении разных возрастных, социальных и профессиональных группах населения;
— получение положительных результатов в культуре сбора, сортировании бытовых отходов со стороны населения;
— улучшение состояния окружающей среды за счет бережного отношения граждан, активного внедрения сберегающих, защитных технологий в бизнесе;
— переориентация производства и потребления на экологическую продукцию за счет сформированного экологического сознания и стиля поведения всех групп населения;
— формирование условий для долгосрочной эколого-экономической безопасности территории;
— внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы экологического образования и внедрения экологоориентированных технологий в экономику.
Прикладные результаты, являющиеся результатом реализации мероприятий программы по отношению к разным группам населения:
-внедрение экологоориентированных досуговых программ, способных повысить результативность программы экологической грамотности на индивидуальном уровне;
— создание ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни;
— внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения, внедрение которых возможно в системе образования и на уровне отдельного пользователя;
— подготовка кадров по приоритетным направлениям экологически ориентированного поведения на уровне ДОУ, начальной школы, специалистов по повышению квалификации различных профессиональных групп населения;
— рост государственной поддержки инновационных проектов, ориентированных на экологоориентированные технологии и их внедрение в российскую экономику.

Особенности «Дорожной карты» по реализации технологий государственного стратегического планирования

«Дорожная карта» представляет собой систему мероприятий по реализации программы экологической грамотности, по которой правильнее всего устанавливать и отслеживать все запланированные целевые индикаторы. «Дорожная карта» является многоуровневой:

  • первый базовый уровень, обеспечивающий системный подход к реализации запланированных мероприятий – институциональная «Дорожная карта», определяющая триаду мер по трансформации экономических, политических и идеологических институтов в целях парадигмы устойчивой экономики и роста национальной безопасности страны;
  • второй уровень – по горизонтали представляются «Дорожные карты» по ключевым направлениям, к которым отнесены:
    • 1) разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности для дошкольных учреждений и начальной школы, для представителей бизнеса и других профессиональных и возрастных групп населения;
    • 2) разработка методических указаний по подготовке кадров для осуществления просветительских, образовательных, информационных мероприятий;
    • 3) культивирование среди бизнеса и государственных служащих экологических приоритетов экономической деятельности на основе принципа «приоритеты через паритеты» — когда достижение максимальной выгоды не может сопровождаться экологическим ущербом и ухудшением состояния среды обитания, и все эти приоритеты должны быть закреплены в нормативно-правовой базе;
    • 4) разработка новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения для внедрения на уровне отдельного пользователя любого возраста, а также ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни для будущих поколений;
    • 5) формирование системы отслеживания результатов реализации программы через мониторинг и оценку реализации каждого этапа, каждого мероприятия [2. C.30-31].

Также можно выделить уровни в целеполагании, когда на каждом этапе реализации «дорожной карты» помимо основной цели формулируются промежуточные цели по периодам и направлениям реализации.

Главное – обеспечение на институциональном уровне в соответствии с системным подходом формирования всех необходимых норм (институтов), которые в долгосрочной перспективе позволят обеспечить все стратегические цели экологического развития нашей страны, для которых программа экологической грамотности является первым шагом и базовым инструментом построения системы обращения с бытовыми отходами, что невозможно без корректировки идеологической составляющей институциональной матрицы страны или трансформации институтов и институциональной матрицы по Д.Норду [5]. Культивирование, пропаганда, использование методологии онтопсихологии, что был ответ на вопрос — «Как побудить людей и отдельного человека проявлять экологическое сознание во всех видах (в том числе экономических) отношений?». Во-первых, такое сознание нужно воспитать, во-вторых, необходимо создать условия (за что и ответственно государства исходя из функций и обязательств перед обществом), при которых формируется стиль поведения, не допускающий нарушение экологических норм и правил поведения.

К основным структурным элементам дорожной карты относятся:

  • «Кто?» — на макроуровне – триада норм (институтов) экономической, политической и идеологической составляющих национальной институциональной матрицы; на микроуровне – акторы – конкретные участники мероприятий, ответственные за теоретико-методологическое обеспечение реализации мероприятий «Дорожной карты» (ученые), за создание условий (государственные служащие), за разработку (специалисты) и внедрение просветительских мероприятий (педагоги);
  • «Что?» — на макроуровне – государственные и муниципальные программы, детализирующие содержание программы экологической грамотности на региональном и местном уровнях (дифференциация целей не должна изменять или нарушать основы государственной политики экологического развития и содержание концепции экологического развития страны); на микроуровне – мероприятия, направленные на решение отдельных задач программы, конкретизирующие набор действий и последовательность из осуществления;
  • «Когда?» — на макроуровне достаточно определение временных горизонтов «»Дорожной карты» по каждому этапу реализации; на микроуровне важно определение конкретных сроков исполнения запланированных мероприятий;
  • «Как и зачем?» — на макроуровне – на основе системного подхода использование междисциплинарного подхода к трансформации институциональных основ программы и использование механизма платформ (построение платформ как принципиальных направлений, по которым необходимы действия акторов, чтобы обеспечить внедрение экологической грамотности на всех запланированных уровнях и во всей полноте.

Все это – важные условия для обеспечения результативности реализации программы экологической грамотности, которая должна учитывать в механизме своей реализации идеологические, экономические и политические институты, трансформация которых необходима, возможна и управляема со стороны государства. Необходимо только создать стимулы со стороны государства к активизации государственного стратегического планирования и управления процессом перехода на модель устойчивой экономики [6. C.12], иначе РФ грозят как отставание от экологоориентированных инновационно развитых и развивающихся стран, так и потеря потенциалов и ресурсов, способных обеспечить конкурентоспособность и коэволюцию экономики с экологией в соответствии с «кодом выживания».

Так как главным целевым индикатором можно выбрать состояние системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов, то в соответствии с изменением алгоритма обращения с отходами должен будет поменяться и алгоритм участия граждан в этом процессе. Главный акцент в новом алгоритме обращения с бытовыми отходами со стороны населения – на сортировке, так как несортированные бытовые отходы можно только отправить на свалки, полигоны или сжигать, что не дает возможности получить доходы от переработки [3, 7].

Заключение

Определяя критерий экологической грамотности как приоритетное условие экологического развития государства, считаем необходимым обосновать, в чем это находит свое выражение:

1)  понимая под развитием триаду «рост-изменение-улучшение», считаем, что именно формирование экологической культуры поведения населения через триаду «просвещение-воспитание-грамотность» (что обеспечивает системный подход к решению проблемы) позволит достичь цели экологического развития территории (эколого-экономическая безопасность на фоне роста качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды и изменения триады «интересы-мотивы-поведение» всех участников общественных, экономических, политических отношений) в долгосрочной перспективе на фундаментальной основе государственного управления и реализации государственной экологической политики;

2) проведя критический анализ действующих федеральных, региональных и муниципальных программ, нацеленных на решение вопросов экологического развития, можно прийти к ряду выводов:

  • отсутствие системного подхода и эффективного межведомственного сотрудничества в решении, например, вопроса экологического просвещения;
  • высокая зависимость от внебюджетных источников финансирования приводит к невыполнению ряда мероприятий из-за низких показателей привлечения таких средств, либо внебюджетные средства не рассматриваются вообще и тогда мероприятия программ изначально ставятся в зависимость от бюджетного финансирования регионального или местного уровней;
  • ограниченный состав количественных целевых показателей, не привязанных к конкретной сфере реализации заявленных мероприятий, что наиболее наглядно видно на примере мероприятий экологического просвещения;

3) приоритетность мероприятий экологической грамотности связана с затрагиванием наноуровня принятий решений, мотивацией поведения участников заявленных отношений, с возможностью всеобъемлюще, всесторонне затронуть просвещением и воспитанием на начальной стадии формирования экологической культуры поведения населения все возрастные и социальные слои населения, что лучше всего можно представить на примере взаимосвязи программ экологической грамотности и первичной сортировки твердых бытовых (коммунальных) отходов, где роль населения и его отношение к проблеме загрязнения окружающей среды в круговороте «бытовые отходы — загрязнение окружающей среды — здоровье человека» выходят далеко за рамки государственной политики или отдельно взятой программы, а выходят на глобальный уровень заявленной проблемы и способов ее решения.

Культивирование экологоориентированных интересов-мотивов поведения населения – приоритет, локомотив, базис существующей государственной политики экологического развития России, требующий научного подхода к методологии воздействия, в первую очередь, на наноуровень, что придаст толчок активизации всех остальных процессов развития в экономических, политических и идеологических институтах в масштабах отдельного предприятия, региона, государства.


Библиографический список

  1. Акимова Т.А. Основы экономики устойчивого развития. М.: Экономика. 2013. 332 с.
  2. Булетова Н.Е. 2012. Эколого-экономическая безопасность и конкурентоспособность территории // Российское предпринимательство. №22. С. 23–32.
  3. Ветошкина Л.П., Синькова Н.В. 2014. Управление отходами: генеральные схемы очистки населенных пунктов // Твердые бытовые отходы. 2014. № 1  С.16–19.
  4. Дашина Н.С. Психология и педагогика. Юнита 2. Общая педагогика. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. 60 с.
  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 c.
  6. Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Стратегия развития дотационного региона  (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34. C. 9–17.
  7. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Состав ТБО – критерий эффективности схем управления // Твердые бытовые отходы. 2013. № 12. С.28–33.