Развитие и совершенствование аудита в России

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


к.э.н., доцент кафедры «Аудит»
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
bogrov@rsue.ru

Аннотация

2 декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2014 года, который вносит существенные изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Основные перемены, которые ожидают сферу аудиторской деятельности, связаны с переходом на международные стандарты аудита (МСА), с определением предмета аудиторской деятельности и сферы обязательного аудита, порядком проведения конкурсов, с требованиями к аудиторским организациям и другими аспектами.

Ключевые слова

аудит, аудиторская деятельность, саморегулируемое объединение, аудируемое лицо, аудиторская организация.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Богров Евгений Георгиевич
Развитие и совершенствование аудита в России// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (50). Номер статьи: 5002. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5002/
Развитие аудиторской деятельности в России не стоит на месте. Процессы внедрения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность, привели к сокращению количества аудиторов и аудиторских организаций, уменьшению объемов аудита, изменению отношения клиентов к необходимости проведения аудита и, соответственно, к аудиту так к таковому. Несмотря на такие негативные тенденции, внедряются новые законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, направленные на изменение подходов к проведению аудита и его ориентацию на международный уровень. Какие перспективы ждут аудиторское сообщество в ближайшее время в связи с вступлением в силу новых нормативных актов?

Один из наиболее обсуждаемых и наиболее значимых законов, внесших важные поправки и изменения в федеральный закон №307-ФЗ от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности»  – это федеральный закон от 01 декабря 2014 года №403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон был ожидаем и довольно долго  обсуждался в аудиторском сообществе. Его принятие в корне изменило устоявшиеся стереотипы, сложившиеся в аудиторской деятельности за последние пять лет, так как данный закон активирует  переход российского аудита на международные стандарты аудита (МСА) и изменяет критерии создания и функционирования саморегулируемых организаций аудиторов (СРО).

Со 2 декабря 2014 года в статью 7 федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены изменения, в соответствии с которыми изменяется привычная для всех аудиторов нормативная база. Аудиторская деятельность на территории Российской Федерации будет осуществляться на основе обязательного применения аудиторами,  аудиторскими организациями, аудируемыми лицами международных стандартов аудиторской деятельности после признания их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако стоит отметить, что МСА будут применяться только начиная с года, следующего за годом, в котором они признаны в России, то есть в соответствии с пп. “13, п. 21 ст. 3 Федерального закона №403-ФЗ не позднее 01 октября 2015 года Правительство РФ должно установить порядок признания МСА, и не позднее двух лет с момента этой даты МСА должны быть признаны в России и должны применяться, начиная с года, следующего за годом их признания. То есть, если принять за основу крайнюю точку установления порядка признания МСА, отмеченную  в законе – 01 октября 2015 года, то МСА в России начнут применяться с 01 января 2018 г.

В период до вступления в силу МСА в России, аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями ФПСАД, утвержденных Правительством Российской Федерации и ФСАД, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

Вступление с силу требований закона, регулирующего переход с использования российских стандартов на использование МСА, коренным образом повлияет на аудиторское сообщество, вынудив недостаточно квалифицированных аудиторов или аудиторов, не пожелавших пройти обучение на знание новый стандартов,  уйти с рынка.

Основной проблемой данного перехода станет отсутствие квалифицированных кадров в аудиторских организациях, способных правильно понимать МСА и проводить аудит в соответствии с МСА. Решением данной проблемы может быть обязательное обучение всех аудиторов по спецкурсам, разъясняющим применение МСА, в рамках ежегодного повышения квалификации аудиторов, в соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.  «Об аудиторской деятельности». Качество повышения квалификации стоит контролировать не только в рамках посещения аудиторами курсов, но и обязательной сдачей экзамена по результатам прохождения обучения с передачей результатов итогового тестирования в СРО аудиторов и выдачей дополнительных сертификатов, подтверждающих сдачу экзамена.

Будет ли введен экзамен на знание МСА и как он будет организован пока не понятно, однако, всех аудиторов беспокоит возможная перспектива его сдачи через АНО «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК»). Процесс сдачи квалификационного экзамена в «упрощенном порядке» по требованиям АНО «ЕАК» привел к тому, что в России появилось два вида аудиторов: аудиторы с «единым аттестатом» и «другие аудиторы». После аттестации аудиторов на получение единого аттестата, ряд аудиторских фирм был закрыт и аудиторы поменяли профиль деятельности. Не стоит забывать и о цене на проведение тестирования на базе АНО «ЕАК». Участие в экзамене на получение единого аттестата аудитора в «упрощенной» форме  стоило 10000 рублей. Так как АНО «ЕАК» не расформирована и занимается аттестацией новых аудиторов, можно предложить, что переход на МСА станет еще одним направлением ее деятельности. Следует отметить, что существует и альтернативный вариант АНО «ЕАК» – это аккредитация преподавателей при СРО аудиторов и проведение тестирования на знание МСА  на базе аккредитованных при СРО учебных центров.

Еще одним направлением развития аудиторской деятельности в нашей стране стало укрупнение СРО аудиторов. Переход на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с  международными стандартами аудита,  принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров, это только часть грандиозного плана «укрепления» статуса российского аудита за рубежом. Как известно, в России в настоящее время действует пять саморегулируемых организаций аудиторов: НП «АПР», НП «МОаП», НП «ИПАР», НП «РКА» и НП «ААС». В соответствии со ст. 17 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  для образования и функционирования СРО аудиторов было необходимо членство как минимум 700 физических лиц — аудиторов или не менее 500 коммерческих организаций (аудиторских компаний), соответствующих требованиям закона №307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом №403-ФЗ   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  данные критерии подняты соответственно до 10000 физических лиц – аудиторов или не менее 2000 коммерческих организаций (аудиторских компаний).

В таблице 1 приведены сведения по численности членов СРО на 31.12.2013 года по данным  Минфина РФ по всем действующим СРО аудиторов

Таблица 1 — Количество членов СРО аудиторов на 31 декабря 2013 г.

АПР

ААС

МоАП

ИПАР

РКА

ВСЕГО

Аудиторские организации

992

1343

1196

317

878

4726

Аудиторы и индивидуальные аудиторы

6280

4766

5776

2521

3623

21966

Как видно из данных таблицы 1,  в настоящее время ни одно СРО аудиторов в полной мере не удовлетворяет предлагаемым в Федеральном законе №403-ФЗ требованиям о членстве. Решение данной проблемы возможно следующими способами. Во-первых – это создание нового СРО аудиторов отвечающего требованиям закона о количестве членов, во-вторых – это объединение СРО. Все внесенные в реестр СРО могут продолжать свою деятельность без изменения состава своих членов до  01 января 2017 года, после этой даты, в случае нехватки членов СРО, такое СРО будет исключено из реестра СРО.

Однако, СРО могут столкнуться с такой проблемой, как нехватка аудиторов. Количество аудиторов постоянно сокращается. Например, по данным, представленным на официальном сайте НП ААС количество аудиторов – членов НП ААС с декабря 2013 года по декабрь 2014 года сократилось на 413 членов, и такая динамика наблюдается во всех СРО. Эта тенденция связана с выходом аудиторов из профессии в связи с сокращением объемов аудита, ростом цен на проведение контроля качества аудита и ужесточением требований к контролю качества. Не последнюю роль тут играет и демпинг цен на рынке аудиторских услуг. На одном из торгов цена аудита, предложенная заказчиком, составляла 350000 рублей. В конкурсе победила аудиторская организация, предложившая за проведение аудита ОАО всего 20000 рублей. Снижение цены в 17 раз на рынке аудиторских услуг становится нормой. И сразу встает вопрос о взаимосвязи цены на оказание аудиторских услуг и качеством проведения аудита. Какой объем информации можно проверить с учетом необходимости оплаты заработной платы работникам, аренды и прочих расходов, если цена проверки крупного ОАО, имеющего всероссийскую известность составляет всего 20000 рублей?

Реорганизация или объединение СРО потребует от аудиторов материальных затрат, что также не привлечет новых членов в СРО. Следует напомнить, что процесс исключения СРО аудиторов из реестра уже осуществлялся (в июне 2012 года  Минфин России исключил сведения о НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» из государственного реестра СРО). Этот процесс довольно сложный и затратный по отношению к аудиторам и аудиторским организациям. При переходе из одного СРО в другое потребуется собрать полный комплект документов для вступления, оплатить взносы в компенсационный фонд, вступительный взнос, взнос за первоначальный контроль качества, получить справку, подтверждающую отсутствие судимости. Какие СРО останутся у «руля аудита» в России покажет время, но, по количеству членов СРО в настоящее время лидируют СРО НП «АПР», НП ААС и НП «МоАП».

Анализируя количество аудиторов-членов различных СРО, представленные таблице 1 можно предположить, что аудиторское сообщество ждет объединение СРО аудиторов и создание максимум двух СРО, удовлетворяющих требованиям законодательства по количеству членов. Однако уход аудиторов из профессии и их нежелание осуществлять различные действия, связанные со сбором документов и оплатой различных платежей при переходе в новое или другое СРО, могут стать причиной того, что в России будет действовать только одно СРО: то есть в России сложится система, основанная на международной модели, включающая одно СРО. Аудиторы потеряют возможность выбора СРО, который им предоставлен в настоящее время. Не будет альтернативы по оплате членских взносов и взносов за проведение контроля качества (таблица 2), выбора СРО, по предоставлению организационно-методологического и консультационного  сопровождения  своих членов.

Таблица 2 — Размеры взносов в различные СРО аудиторов в 2014 году

 

АПР

ААС

МоАП

ИПАР

РКА

Вступительный взнос Для аудиторов

3000

1000

3000

0

1000

Для индивидуальных аудиторов

20000

5000 / 0 (для бывших членов СРО)

20000

0

10000

Для аудиторских организаций

40000

10000 / 0 (для бывших членов СРО)

30000

0

10000

Членские взносы (ежегодно) Для аудиторов

4200

2400/3000 зависит от региона

3500

3000

2500/3000 зависит от региона

Для индивидуальных аудиторов

от 16000 зависит от выручки

5000 / 8000 зависит от региона

от 12000 зависит от выручки

22000 / 11250 зависит от региона

от 8000
зависит
от выручки

Для аудиторских организаций

от 16000 зависит
от выручки

от 8800 зависит от выручки и   региона

от 12000 зависит от выручки

от 22500 зависит от количества аудиторов

от 8000 зависит
от выручки

Взнос в компенса-ционный фонд Для аудиторов

3000

3000

3000

3000

3000

Для индивидуальных аудиторов

3000

3000

3000

3000

3000

Для аудиторских организаций

5000

3000

5000

5000

3000

Взносы на входной контроль качества Для аудиторов

1000

Для индивидуальных аудиторов

25000 +0,1% от выручки

3000 / 0 для бывших членов СРО

3000

Для аудиторских организаций

25000 +0,1% от выручки

10000 / 0 для бывших членов СРО

3000

Взносы на контроль качества Для индивидуальных аудиторов

25000 +0,1% зависит
от
выручки

От 9000 (зависит от выручки)  за каждый проверяемый год

От 10000 +0,1 % зависит от выручки и кол-ва аудит. заданий

От 10000 зависит от кол-ва аудиторов и выданных заключений

От 30000 зависит
от выручки и кол-ва аудиторов

Для аудиторских организаций

25000 +0,1% зависит от выручки

От 9000 (зависит от выручки)  за каждый проверяемый год

От 15000 +0,1 % зависит от выручки и кол-ва аудит. заданий

От 24000 зависит от кол-ва аудиторов и выданных заключений

От 31600 зависит от выручки и кол-ва аудиторов

Помимо глобальных изменений в аудиторской деятельности, связанных с кардинальным перестроением всей системы и иерархии аудита, следует рассмотреть практические изменения, направленные на совершенствование аудиторской практики.

Например, требованиями закона №403-ФЗ изменены  требования части 3 статьи 1 федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в рамках определения предмета аудита.

В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

  • бухгалтерская финансовая отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;
  • Аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Кроме этого предметом аудита определены:

  • часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
  • любая иная финансовая информация.

Дополнения в предмет аудита означают, что аудиторской услугой является не только проведение непосредственно аудита бухгалтерской (финансовой) или аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации.

Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, в соответствии с требованиями закона №403-ФЗ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, а не требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Заслуживают внимания нововведения, изменяющие состав сведений, составляющих аудиторскую тайну. Перечень документов и сведений, составляющих аудиторскую тайну, установлен статьей 9 Закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В перечень внесены следующие  дополнения: сведения о заключении договора о проведении аудита, не являющегося обязательным и сведения о заключении договора оказания сопутствующих аудиту услуг. Исходя из данных нововведений в случае запроса любых государственных органов, аудиторская организация будет обязана предоставить требуемую информацию по сопутствующим аудиту услугам и инициативному аудиту. Это может ограничить деятельность аудиторских организаций, в связи с отказом ряда клиентов от заказа услуги в аудиторской организации при возросших рисках разглашения информации.

Также введены новые обязанности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, требующие работать с документами (составлять документы) на русском языке и хранить их в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены на территории Российской Федерации, а также размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, также на территории Российской Федерации.

Возникает резонный вопрос о необходимости введения таких изменений в закон  «Об аудиторской деятельности» для российских компаний. Ответ прост: данные меры направлены на ограничение деятельности ряда аудиторских компаний, работающих на российском рынке, но «передающих» (хранящих)  информацию за пределами Российской Федерации.

Очень важным изменением, вносимым федеральным законом №403-ФЗ  является расширение срока, в течение которого аудитор может не осуществлять аудиторскую деятельность. Такой срок увеличивается  с двух до трех лет. Спорным является вопрос в формулировке понятия «осуществление аудиторской деятельности». Что подразумевается под термином «аудиторская деятельность» в рамках процесса аннулирования аттестата. Это только проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, как это определено в Законе №307-ФЗ, либо еще и возможность осуществления методической работы в аудиторской организации, как это трактуется в СРО.

Также законом 403-ФЗ внесено изменение, позволяющее аннулировать аттестат аудитора, выданный Минфином России до 01 января 2011 г. для аудиторов, не являющихся членами ни одной СРО. Решение об аннулировании аттестатов таких лиц принимает Минфин России.

Большинство  законопроектов, разрабатываемых в области аудиторской деятельности, направлено на расширение полномочий контролирующих органов. Это связано с необходимостью усиления процедур, повышающих качество аудита.  Например, в настоящее время, отсутствуют действенные санкции к руководителям аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения контроля качества аудита со стороны СРО. Уклонение от контроля качества является причиной исключения аудиторской организации из реестра СРО, но, непосредственно руководство аудиторской компании, действенных санкций не несет. Несложно представить, что после исключения такой фирмы из реестра будет создана новая, с тем же кадровым составом и даже с таким же названием, которая в течение пяти лет вновь сможет осуществлять аудиторскую деятельность в другой СРО. Чтобы избежать или уменьшить количество организаций, уклоняющихся от проведения процедуры контроля качества, нужны  реальные санкции к руководству этих аудиторских организаций. Например, запрет заниматься аудиторской деятельностью в течение трех лет. Как известно, нарушение п. 6 ст. 12 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение трех последовательных календарных лет) ведет к аннулированию квалификационного аттестата аудитора, т.е. запрет руководителю аудиторской организации, отказавшейся от проведения контроля качества аудита, влечет потерю не только фирмы, но квалификационного аттестата аудитора и права заниматься аудиторской деятельностью.


Библиографический список

  1. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
  2. Федеральный закон 01 декабря 2014 года №403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 30 декабря  2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  4. http://eak-rus.ru/
  5. http://www.minfin.ru/
  6. http://sroapr.ru/
  7. http://www.auditor-sro.org/
  8. http://www.e-ipar.ru/
  9. http://www.m-auditchamber.ru/
  10. http://www.rkanp.ru/