Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики
Росcия, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
vasilieva_as@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию особенностей развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях. В статье рассмотрена сущность малого предпринимательства. Проведен анализ развития малого бизнеса в регионе в сравнении с другими субъектами Северо-Западного федерального округа. Выделены современные особенности. Рассмотрены формы государственной поддержки малых предприятий. Выявлены основные проблемы становления и развития данной сферы.

Ключевые слова

малое предпринимательство, малое предприятие, микропредприятие, индивидуальный предприниматель, государственная поддержка

Рекомендуемая ссылка

Васильева Анастасия Сергеевна
Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (51). Номер статьи: 5103. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5103/
Развитие малого предпринимательства — одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. Малый бизнес играет важную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает значительный вклад в ВВП (ВНП), создает значительную долю рабочих мест, обеспечивает поступление доходов в бюджет, способствует развитию инновационных технологий.

Сферами деятельности малого предпринимательства являются преимущественно мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Согласно Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ (ст.4) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Основные критерии их деятельности представлены в таблице 1.

На 1 января 2013 года на территории Архангельской области осуществляли деятельность 46814 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 94 средних предприятий, 1733 – малых, 15185 – микропредприятий и 29802 – индивидуальных предпринимателей [8].

Таблица 1 — Показатели для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства

Категория субъекта предпринимательства

Доля в уставном капитале, %

Численность, чел

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн. руб.

Среднее предприятие

не более
25 %

от 101 до 250 (включительно)

до 1000

Малое предприятие

от 16 до 100 (включительно)

до 400

Микропредприятие

до 15 (включительно)

до 60

На 1 июля 2012 года Архангельская область занимала 5 место в Северо-Западном федеральном округе по числу малых предприятий (рис.1) [9].


Рис.1 Число малых предприятий (без микропредприятий) на 01.06.2012 г

Как видно из таблицы 2 [6], наибольшую долю в структуре малых предприятий региона на протяжении ряда лет занимают оптовая и розничная торговля (в 2014 году — 32%), наименьшую долю — сельское хозяйство (7,3%), что во многом обусловлено климатическими особенностями региона.

Таблица 2 — Структура количества малых предприятий в Архангельской области за 2011-2014 гг.

Виды деятельности

2011 г

2012 г

2013 г

янв-сент
2014 г.

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

с/х, охота и лесное хозяйство

145

8,4

149

8,0

106

6,1

112

7,3

обрабатывающие производства

249

14,4

265

14,2

262

15,1

232

15,0

строительство

191

11,0

211

11,3

204

11,8

175

11,3

оптовая и розничная торговля, ремонт, бытовые услуги

598

34,5

676

36,3

506

29,2

494

32,0

операции с недвижимым имуществом

261

15,1

271

14,5

347

20

273

17,7

прочее

289

16,7

291

15,6

308

17,8

258

16,7

всего

1733

100

1863

100

1733

100

1544

100

За 2011-2013 гг количество малых предприятий не изменилось – 1733. А за 9 месяцев 2014 г даже снизилось на 11% (на 189 ед.). Как видно из таблицы 3 сокращение с каждым годом нарастает (с 7,0% в 2013 г до 10,9% в 2014г), что соответствует общероссийской динамике.

Таблица 3 — Динамика количества малых предприятий в Архангельской области за 2011-2014 гг.

Виды деятельности

Абсолютное отклонение, ед.

Относительное отклонение, %

2011-2012 гг

2012-2013 гг

2013- янв-сент 2014

2011-2012 гг

2012-2013 гг

2013- янв-сент 2014

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4

-43

6

2,8

-28,9

5,7

обрабатывающие производства

16

-3

-30

6,4

-1,1

-11,5

строительство

20

-7

-29

10,5

-3,3

-14,2

оптовая и розничная торговля ремонт, бытовые услуги

78

-170

-12

13,0

-25,1

-2,4

операции с недвижимым имуществом

10

76

-74

3,8

28,0

-21,3

прочее

2

17

-50

0,7

5,8

-16,2

всего

130

-130

-189

7,5

-7,0

-10,9

Данная тенденция обусловлена в основном увеличением с 2013 года для индивидуальных предпринимателей (ИП) размера страховых взносов. Если раньше индивидуальный предприниматель платил в Пенсионный фонд России около 14 тыс. руб., то с 1 января 2013 г эта сумма увеличилась до 32 тыс.руб. и выше.

Как отмечают российские СМИ, в этот период в стране, в том числе в Архангельской области, наблюдалась активная тенденция снятия индивидуальных предпринимателей с налогового учета. Если в 2009 году количество индивидуальных предпринимателей области составляло 34,3 тыс.чел., в 2010 году – 34,7 тыс.чел., то на начало 2014 года – 31,0 тыс.чел. В 2013 году в Архангельской области закрыли свое ИП 3500 человек [10].

В целом по стране по итогам января 2013 года разница между количеством зарегистрированных предпринимателей и снявшихся с учета составила свыше 100 тысяч человек. Эта тенденция к сокращению числа предпринимателей сохранялась весь год. По данным ФНС России в декабре 2013 года эта цифра составила 39 тыс. предпринимателей [12]. Всего, за период с 1 ноября 2012 года по 1 октября 2013 года прекратили свою деятельность 943457 ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей [11].

Следует отметить неравномерное распределение субъектов малого предпринимательства (в том числе микропредприятий) по городам и районам Архангельской области: каждый второй субъект функционирует в административном центре Архангельской области – городе Архангельске, каждое седьмое – в городе Северодвинске.

По численности занятого населения на малых предприятиях Архангельская область занимает четвертое место по округу (рис. 2) [9]. На 01.06.2012 года на малых предприятиях области работали 53,7 тыс.чел.


Рис. 2 Численность работников малых предприятий (без микропредприятий)
на 01.06.2012 г

Структура и динамика численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области соответствует структуре и динамике количества предприятий. Наибольший удельный вес составляют работники оптовой и розничной торговли – 30% (таблица 4) [6]. На втором месте — операции с недвижимым имуществом (около 20%). При этом наблюдается снижение доли работников занятых в сфере торговли (с 2012 г по 2014 г с 43% до 30%).

Таблица 4 — Структура численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области за 2011-2014 гг.

Виды деятельности

2011 г.

2012 г.

2013 г.

янв-сент
2014 г.

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

с/х, охота и лесное хозяйство

5975

9,6

3913

8,2

3902

7,4

4405

8,5

обрабатывающие производства

8150

13,1

6802

14,2

7992

15,2

8015

15,5

строительство

6439

10,3

3774

7,9

5985

11,4

4726

9,1

оптовая и розничная торговля, ремонт, бытовые услуги

23861

38,3

20609

43,0

18777

35,6

15534

30,0

операции с недвижимым имуществом

9753

15,7

6908

14,4

10465

19,9

10339

19,9

прочее

8056

12,9

5969

12,4

5560

10,6

8815

17,0

всего

62234

100

47975

100

52681

100

51834

100

Численность персонала малых предприятий с 2011 по 2012 гг снизилась на 23% (на 14,3 тыс.чел.). Несмотря на небольшое увеличение числа персонала в 2013 г (на 9,8%), в 2014 г вновь наблюдается их уменьшение, причем, наибольший спад в сфере торговли – более 17% за первые 9 месяцев (таблица 5).

Следует отметить, что характерной чертой малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (по совместительству и по договорам гражданско-правового характера), предоставляющей дополнительные источники доходов для населения, наряду с основным местом работы (около 10-15% работников данной области).

Таблица 5 — Динамика численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области за 2011-2014 гг.

Виды деятельности

Абсолютное отклонение, чел.

Относительное отклонение, %

2011-2012 гг

2012-2013 гг

2013- янв-сент 2014

2011-2012 гг

2012-2013 гг

2013- янв-сент 2014

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

-2062

-11

503

-34,5

-0,3

12,9

обрабатывающие производства

-1348

1190

23

-16,5

17,5

0,3

строительство

-2665

2211

-1259

-41,4

58,6

-21,0

оптовая и розничная торговля ремонт, бытовые услуги

-3252

-1832

-3243

-13,6

-8,9

-17,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

-2845

3557

-126

-29,2

51,5

-1,2

прочее

-2087

-409

3255

-25,9

-6,9

58,5

всего

-14259

4706

-847

-22,9

9,8

-1,6

По объему продукции малых предприятий Архангельская область также занимает четвертое место по округу (рис. 3) [9]. На 01.06.2012 года оборот малых предприятий составил 36,1 млрд.руб.


Рис. 3 Оборот малых предприятий Архангельской области (без микропредприятий) на 01.06.2012 г

Анализ оборота малых предприятий (рис.4) [6] показал, что в 2012 г наблюдается сокращение на 7,5 млрд.руб. (на 8,5%), но в 2013 году снова увеличение на 12,22 млрд.руб. (на 15,2%).


Рис. 4 Динамика оборота малых предприятий Архангельской области, млрд.руб.

Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечение экономического роста и занятости населения. Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России составляет около 20%, в то время как в странах Евросоюза он превышает 50%.

По данным отчета авторитетного международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) только 3% предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (в Норвегии — 6,15%, в Финляндии — 6,65%, в Испании — 8,39%, в Греции — 12,6%) [7]. Как указано в отчете, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании.

На рисунке 5 представлено количество малых предприятий в различных странах в 2012 году. Как видно, показатель по России существенно отстает от развитых стран.


Рис. 5. Количество малых предприятий в различных странах в 2012 г.

Однако по такому показателю, как «доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны» в 2013 году Россия приблизилась к таким развитым странам как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%) и Норвегия (6,25%) – Россия (5,75%). Но значительно отстает от таких стран, как Бразилия (17,3%), Китай (14,02%), ЮАР (10,59%), Индия (9,88%) [7].

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.

В России также существуют на сегодняшний день основные формы государственной поддержки малого предпринимательства (рис. 6). Она осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Рис. 6. Формы государственной поддержки малого предпринимательства

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, строений, сооружений, транспортных средств) на возмездной или безвозмездной основе.

Информационная и консультационная поддержка заключается в размещении информации для малых предпринимателей на сайтах исполнительных органов власти, контролирующих органов, публикации информации в СМИ. С целью повышения грамотности и развития управленческих навыков органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки осуществляется преимущественно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Однако, по мнению специалистов, все эти формы поддержки в современных экономических условиях малоэффективны.

Одна из основных проблем малого бизнеса – недостаток финансовых средств для его развития. Получение же кредитов малыми предприятиями весьма затруднительно, особенно после повышения ключевой ставки Банка России в декабре 2014 года.

Стандартные условия выдачи кредита для малого бизнеса у банков зарубежных стран практически не отличаются. В России же ставки по кредитам для малых предприятий почти в 2 раза превышают кредитные ставки для крупных компаний. Кроме того, коммерческие банки относят кредиты малому бизнесу к категории высокорискованных, а, следовательно, и к их предоставлению относятся весьма осторожно.

В последнее время в России активно развивается микрофинансирование малого бизнеса. В Архангельске в ноябре 2010 года открылся региональный центр микрофинансирования, который предлагает кредиты малому бизнесу в размере до 1 млн.руб. Однако программа эта недостаточно развитая и ее деятельность в последнее время осложняется общеэкономическими российскими проблемами (снижение курса рубля, рост кредитных ставок и т.д.).

В целом же, в качестве основных проблем, препятствующих получению банковских кредитов малыми предприятиями, можно выделить следующие:

  • непрозрачная и недостоверная отчетность малых предприятий;
  • незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;
  • низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;
  • незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые малые предприятия могли бы использовать в качестве залога по кредиту;
  • несоответствие рентабельности малых предприятий размеру процентных ставок по кредитам.

Правительством Архангельской области в 2009-2011 годах проводилась долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области на 2009–2011 годы». За время ее действия были созданы областной гарантийный фонд (государственное унитарное предприятие Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск»), областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор», фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования», а также сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – www.msp29.ru и др. Субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета была оказана финансовая поддержка в размере 403,7 млн.руб.

С 2012 по 2014 гг Правительством Архангельской области проводилась долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012-2014 годы», в рамках которой проводились конкурсы по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Результатом программы стал прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 12,5%, а также прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на 6,0 млрд. руб. за весь период действия Программы. Размер субсидии — до 300 тыс. рублей на одного субъекта малого предпринимательства.

В настоящее время реализуется государственная программа Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 — 2020 годы)». В рамках данной программы действует подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе».
Задачами программы являются:

  • стимулирование граждан, в том числе молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности (пропаганда предпринимательства);
  • обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Данная подпрограмма предусматривает финансирование общим объемом 2,28 млрд.руб., в том числе из:

  • федерального бюджета –-1,66 млрд.руб.;
  • областного бюджета – 567,2 млн.руб.;
  • местных бюджетов – 53,5 млн.руб.

Реализация данной подпрограммы предусмотрена путем предоставления субсидий. Однако, по мнению специалистов, объем документов, необходимых для получения субсидий слишком велик. Кроме того, низкий уровень экономической и управленческой грамотности населения не позволяет всем желающим правильно оформить документы и получить данные средства. Да и самих выделяемых средств недостаточно – количество заявок, как правило, превышает количество предоставленных субсидий. Часто при рассмотрении заявок конкурсантов в основе лежит субъективный фактор выбора.

Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения.

Однако введение в 2011 году 34%-ной ставки социальных взносов, по данным специалистов привело к росту теневого бизнеса до 41%. Увеличение налоговой нагрузки приводит к выходу из бизнеса мелких предпринимателей.
В результате среди основных проблем становления и развития российского малого бизнеса можно выделить:

  • недостаточная информированность предпринимателей и граждан о возможных формах ведения бизнеса, видах и условиях получения государственной поддержки;
  • недостаточная вовлеченность молодежи в сферу малого и среднего предпринимательства;
  • труднодоступность и дороговизна финансовых ресурсов для предпринимателей;
  • недостаточная развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • существенные различия в условиях ведения бизнеса в муниципальных образованиях.

Исходя из вышесказанного, основной целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в современных условиях является создание политических, правовых и экономических основ, обеспечивающих:

  • повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;
  • повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Библиографический список

  1. Васильева А.С., Васильев П.А. Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области // Финансовая аналитика: проблемы и решения. №22(160). — 2013. — с.23-31.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209–ФЗ.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области: Областной закон от 29 октября 2010 года № 209-16-ОЗ.
  4. Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 — 2020 годы): Постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп.
  5. Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012–2014 годы»: Постановление Правительства Архангельской области от 06 сентября 2011 года № 310-пп.
  6. http://arhangelskstat.gks.ru
  7. http://lf.rbc.ru/news/press
  8. http://www.dvinaland.ru
  9. http://www.gks.ru
  10. http://www.regnum.ru/news/economy
  11. http://www.garant.ru
  12. http://www.spmag.ru/news