Методологические принципы экологизации управленческих технологий в строительстве

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


д.э.н., профессор кафедры экономики и организации строительства
Россия, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
irinanuzhina@yandex.ru


к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Россия, Томский политехнический университет
lola-la22@sibmail.com

Аннотация

В статье раскрывается содержание экологизации строительства, обосновывается необходимость экологизации не только техники и технологических процессов, но и методов и механизмов управления строительной деятельностью. Сформулированы принципы и раскрыто содержание принципов экологически-ориентированного управления инвестиционно-строительной деятельностью.

Ключевые слова

принципы управления, инвестиционно-строительный комплекс, инвестиционно-строительная деятельность, экологизация.

Рекомендуемая ссылка

Нужина Ирина Павловна , Юдахина Ольга Борисовна
Методологические принципы экологизации управленческих технологий в строительстве// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (52). Номер статьи: 5207. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5207/
Введение

Современный период развития инвестиционно-строительной сферы характеризуется повышенным интересом к экологическому строительству. С 2010 года в Российской Федерации принят ряд ключевых документов, закрепляющих императив обеспечения энергоэффективности и качества окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений. В качестве основных задач государственной политики в области экологического развития заявлены: обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инноваций; развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообществ в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности [1]. Решение поставленных задач требует развития на всех уровнях экономики не только нормативно-законодательных инструментов регулирования строительной деятельности, но и экологизации методов и механизмов управления в целом [2].

Понятие «экологизация» прочно вошло в научный лексикон в конце XX века, и в широком смысле означала «разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека [3, с. 299]. Исследованию сущности и содержания экологизации экономического развития посвящены труды ученых С.Н. Бобылева, В.Г. Глушковой, М.М. Гузева, Л.А. Дедова, Е.В. Ильичевой, О.П. Литовки, Н.В. Пахомовой, Н.Ф Реймерса, К. Рихтера, Е.В. Рюминой, Г.С. Ферару, В.Н. Холиной и др. Обобщив существующие подходы к определению сущности экологизации, можно выделить два аспекта в исследовании этой категории. Во-первых, экологизация экономики рассматривается как направление и модель экономики, системное представление которой создает концептуальные основы экологически ориентированного развития, направленного на преодоление эколого-экономических противоречий. Во-вторых, экологизация экономики рассматривается как система мероприятий (организационных, технических, технологических), обеспечивающих повышение эффективности использования природных ресурсов, снижение ресурсоемкости и экологоемкости продукции. По сути, речь идет об экологизации производственной деятельности предприятия, ее технологической составляющей. Так, например, в строительстве в настоящее время приоритетное развитие получает разработка и применение ресурсо- и энергоэффективных, экологичных технологий строительного производства, строительных машин и механизмов, систем инженерного обеспечения зданий и сооружений, строительных материалов, изделий и конструкций. Большое внимание уделяется утилизации строительных отходов, архитектурно-градостроительному проектированию функционально-пространственной структуры внутренней и внешней среды зданий, развитию технологий зеленого строительства биопозитивных зданий и городов [4].

Приоритет технологических мероприятий экологизации вполне обоснован. Действительно, только на отопление производственных, жилых и общественных зданий «расходуется по усредненным проектным данным около 560 млн. тонн условного топлива или около 35% потребляемых в России энергетических ресурсов. При этом до 30% энергопотребления связано с непроизводительными потерями в установках генерации, транспорта и распределения тепла, а также в системах освещения» [5, с.10]. От 60 до 85 % энергетического баланса зданий составляют затраты на обеспечение комфортных условий пребывания человека в помещении – отопление и горячее водоснабжение. Уровень потребления энергоресурсов в ЖКХ определяется энергоэффективностью проектных решений зданий и систем теплоснабжения. Несовершенство проектных решений, дефекты строительства и эксплуатации ведут к избыточным потерям тепла в зданиях (40% – через ограждения, 30-40 % – через окна, 9 % – через крышу, 10-15 % – через полы первого этажа). Зарубежный и отечественный опыт реконструкции жилых зданий показывает, что устройство мансард не только увеличивает общую площадь дома на 20-40%, но и уменьшает потери тепла через кровлю на 7-9%, улучшая при этом архитектурную выразительность здания [6].

Признавая значимость технических мероприятий, следует отметить, что возможность устойчивого, экологически ориентированного развития экономики может быть обеспечена за счет экологизации не только техники и технологий, но и экологизации методов и инструментов управления. Необходимо развить «тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека» [7, с. 32].

Принципы экологически ориентированного управления

По нашему мнению, методологическую основу построения системы экологически ориентированного управления в строительной сфере должны составить следующие принципы.

1. Экосистемный подход в управлении (принцип биосферосовместимости). Принятие управленческих решений в сфере строительного бизнеса должно удовлетворять требованиям биосферосовместимости, основываться на качественной и количественной оценке взаимосвязи строительной деятельности, условий жизнедеятельности человека, состояния экологических систем и окружающей среды в целом. Практическая реализация этого принципа означает оценку последствий реализации инвестиционно-строительных проектов для состояния эколого-экономической системы и человека (рис. 1).


Рис. 1. Последствия строительной деятельности для эколого-экономической системы

2. Ориентация в управлении и организации экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности на экологический жизненный цикл строительной продукции (принцип ориентации на жизненный цикл) (рис. 2).

Рис. 2. Экологический жизненный цикл строительной продукции

Пределы ответственности участников инвестиционных проектов за экологические последствия строительной деятельности должны охватить «все точки соприкосновения» с окружающей средой, возникающие в процессе и в связи с созданием и эксплуатацией строительной продукции.

Следовательно, объектом экологически ориентированного управления должны стать бизнес-процессы: добыча и переработка природного сырья для производства строительных материалов, изделий и конструкций; производство строительных материалов, изделий и конструкций; проектирование строительного объекта; выполнение строительно-монтажных работ и ремонтно-строительных работ; утилизация строительных материалов и конструкций при реконструкции, сносе объектов. Перечисленные бизнес-процессы в своей последовательности отражают взаимосвязь стадий в природно-продуктовой цепочке производства законченной строительной продукции. Следует отметить, что система управления на каждой стадии будет иметь свои особенности, связанные с неопределенностью длительности экологического жизненного цикла. Так как оцениваются экологические последствия создания и эксплуатации строительной продукции, то длительность экологического жизненного цикла строительной продукции – это неопределенность во времени и пространстве, может носить многовариантный характер. В отдельных случаях она может совпадать с традиционным жизненным циклом строительной продукции (когда после ликвидации строительного объекта отсутствует остаточный ущерб), а в других случаях может выходить далеко за его пределы (если с ликвидацией строительного объекта не были приняты меры по утилизации, устранению экологических последствий в виде остаточного ущерба).

3. Управление с учетом значимости социально-экологических приоритетов развития территории (принцип социальной значимости). В число таких приоритетов следует включить – сохранение качества природной среды, природных и исторических ландшафтов, памятников истории, культуры и архитектуры, создание общественных мест, выполняющих социализирующую, коммуникативную, рекреационную функции [4, 8]. В конечном итоге все эти факторы определяют комфортность среды жизнедеятельности человека.

4. Принцип соответствия возможностей институциональной среды потребностям экологически ориентированного развития инвестиционно-строительной сферы (принцип соответствия потребностям развития). Управление в строительстве осуществляется через регулирование экономического поведения субъектов инвестиционно-строительной деятельности с использованием инструментов и механизмов институциональной среды. Экологические приоритеты в управлении реализуются на основе интеграционного взаимодействия институциональных структур инвестиционной, строительной и экологической деятельности, которое обусловлено взаимосвязями инвестиционно-строительного комплекса с элементами экологической и экономической подсистем региональной эколого-экономической системы (рис 3).


Рис. 3. Модель взаимосвязей инвестиционно-строительного комплекса в региональной эколого-экономической системе

Экологизация означает усиление экологической ориентации совокупности методов и инструментов, применяемых для регулирования инвестиционно-строительной деятельности. По сути дела речь идет о формировании и развитии институциональной среды эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности (ИСД). В качестве важнейших механизмов и инструментов регулирования следует выделить:

  • усиление стимулирующей роли экологических платежей на основе совершенствования экологического нормирования и перехода на НДТ (наилучшие доступные технологии);
  • оценку эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов;
  • стимулирование снижения природоемкости и повышение энергоэффективности строительной продукции на всех этапах ее создания;
  • поиск институциональных форм взаимодействия строительного бизнеса, органов власти и общественности для гармонизации экономических, социальных интересов и экологических потребностей развития общества.

5. Императив социально-экологической ответственности строительного бизнеса (принцип социальной ответственности). Социально-экологическую ответственность строительного бизнеса следует рассматривать как свободную, инициативную деятельность субъектов ИСД, направленную на достижение конечных результатов (создание законченной строительной продукции) при соблюдении требований экологической безопасности и рационального природопользования, закрепленных в нормативно-правовых документах, а также общественно признанных, отвечающих требованиям создания среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и общества.

Институциональной основой реализации потенциала социально-экологической ответственности строительного бизнеса является развитие института саморегулирования в строительстве [9]. По данным Ростехнадзора на 1 января 2015 года в государственном реестре саморегулируемых организаций (СРО) зарегистрированы 508 СРО, в том числе: в сфере инженерных изысканий – 40; осуществляющих подготовку проектной документации – 194; осуществляющих строительство – 274* . По сравнению с 2010 годом рост количества СРО составил – 167%. Именно в процессе саморегулирования становится возможным принятие субъектами ИСД дополнительных (повышенных) экологических требований к строительной продукции, технике и технологиям, материалам.

Проблемы социально-экологической ответственности строительного бизнеса актуализируются в связи с увеличением масштабов малоэтажного строительства. Для малоэтажного строительства отсутствуют требования по обязательной разработке проектной документации. Отсутствие экспертизы и надлежащего строительного надзора зачастую приводит к нарушению экологических условий и среды жизнедеятельности человека, что в конечном итоге негативно отражается на организации строительства и увеличивает риски строительных компаний и инвесторов. И наоборот, следование императиву социально-экологической ответственности создает дополнительные преимущества для развития строительного бизнеса. К числу последних следует отнести: укрепление конкурирующих преимуществ; формирование имиджа компании, социально и экологически ответственного бизнеса; укрепление деловой репутации строительных фирм. Экологически и социально ответственная политика повышает рейтинг компании и в конечном итоге сказывается на финансовых показателях деятельности.
Таким образом, развитие механизма социально-экологической ответственности позволит, с одной стороны, укрепить безопасность и конкурентоспособность строительного бизнеса, а с другой – обеспечить благоприятную среду обитания человека.

6. Согласование интересов власти, бизнеса и общества в процессе обоснования и принятия инвестиционных решений (принцип согласования интересов). Согласование направлено на преодоление противоречий между экологическими и социальными требованиями, с одной стороны, и коммерческой эффективностью инвестиционно-строительных проектов с другой. Определяющая роль в разрешении возникающих противоречий остается за государственным органам управления, определяющими институциональные условия инвестиционно-строительной деятельности. С организационной точки зрения, технология согласования интересов должна охватить деятельность всех участников ИСД, но главные регулирующие функции следует закрепить за региональными структурами.

Государство, выступая в роли главного регулятора, является представителем и защитником интересов общественности, гарантом прав на благоприятную экологическую среду жизнедеятельности. Органы власти отвечают за предоставление услуг населению, в том числе в экологической сфере, определяют цели и обеспечивают их достижение. Представляется целесообразным механизм согласования организовать через взаимодействие региональных управленческих структур с хозяйствующими субъектами строительного бизнеса, объединенными в СРО, Союз строителей и другие некоммерческие организации. Принимая во внимание социальную значимость градостроительной деятельности, следует предусмотреть в качестве обязательной процедуру участия общественности в принятии решений по реализации общественно значимых инвестиционных проектов. Участие граждан в обсуждении позволит приостановить реализацию проекта или своевременно внести необходимые коррективы в проект. Технологии организации участия общественности могут быть различными, но все они подразумевают доступность информации, адекватно отражающей воздействие объекта предстоящего строительства на состояние окружающей среды, социум, а также ознакомление с планами и программами предприятий, участвующих в реализации проекта.

В качестве инструмента согласования интересов можно предложить заключение экологического соглашения по проекту, предметом которого являютсясоциально-экологические аспекты строительной деятельности, подлежащие согласованию и регулированию на добровольной основе, за исключением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Принятие и исполнение экологического соглашения позволит заполнить «пробелы» экологического характера, которые образовались в связи с ограничением сферы применения экологической экспертизы. Добровольные экологические соглашения и инициативы позволяют строительному бизнесу выйти за пределы обязательных экологических требований и требований безопасности, зафиксированных в нормативно-законодательных актах. При этом основные усилия концентрируются на решении проблем межотраслевого и регионального характера, отвечающих задачам устойчивого эколого-экономического развития территории.

Необходимо отметить, что реализация экологических соглашений на добровольной основе возможна в условиях осознанной социальной ответственности бизнеса с сертификацией экологически корректных проектных решений в строительстве. Одним из выражений социальной ответственности бизнеса является стремление применять добровольную сертификацию объектов недвижимости «Зеленые стандарты», «Экологический паспорт» и др.

7. Экологизация потребностей в строительной продукции (принцип экологизации потребностей). Важнейшим условием, обеспечивающим практическую реализацию экологических соглашений на добровольной основе, является востребованность рынком продукции экологического строительства, экологически корректных проектных решений. Потребители строительной продукции должны быть готовы платить за экологичные материалы, ресурсо- и энергосберегающее инженерное оборудование, экологичное обустройство внешней архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности. Тогда инициативы строительного бизнеса будут поддержаны не только имиджем, репутацией, но и финансовыми результатами деятельности.

На экологизацию потребностей направлено решение задач по обеспечению учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд («зеленые закупки»), поставленных в Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации до 2018 года. Планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года предусмотрена подготовка и представление предложений об определении природоохранных требований, выполнение которых может обеспечить преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Заключение

Все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и составляют методологическую основу экологизации управленческих технологий в строительстве (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь принципов экологизации управления

В заключение следует отметить, что экологизация управленческих технологий на основе перечисленных выше принципов позволит сформировать архитектуру взаимоотношений субъектов инвестиционно-строительной деятельности, систему методов и инструментов управления строительством, обеспечивающих решение стратегических задач экологического развития экономики и отдельных регионов.

_____________________

* Результаты плановых проверок саморегулируемых организаций в 4 квартале 2014 года/Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL: http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/proverki_2014/4_kvartal_2014/ (дата обращения: 01.03.2015)


Библиографический список

  1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/15177
  2. Нужина И.П., Джатканбаева Ф.М. Эколого-ориентированное управление в структуре бизнес-процессов строительной организации. Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития : Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи (9-10 апреля 2014 г.) / под науч. ред. Г.В. Хомкалова, С.А. Астафьева, И.П. Нужиной, Л.А. Каверзиной . – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 416 с. – С. 282-288.
  3. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
  4. Нужина И.П., Корчагина А.В. Эколого-экономические аспекты обоснования проекта планировки малоэтажного строительства // Вестник ТГАСУ. – 2013. – № 3. – С. 64-75.
  5. Основы энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере / Под общ. ред. Чернышова Л.Н. – Иркутск: Байкал. филиал «Сосновгеология» ФГУГП «Урангеологоразведка», 2008. – 429с.
  6. Хихлуха Л.В. Архитектура и ресурсосбережение [Электронный ресурс] / Архитектура и строительство Москвы, № 2-3 от 05.06.2003. URL: http://www.aprok.ru/energy/article102.php
  7. Ферару Г.С. Формирование стратегического, экологически ориентированного управления предприятием // Экономика природопользования. – 2007. – № 3. – С. 31 – 50.
  8. Скуридина Ю.Б. Фонд недвижимых памятников истории и культуры в социо-эколого-экономической системе региона // Актуальные вопросы экономических наук. – 2008. – № 3-1. – С. 246-250.
  9. Романова А.И. Сущность института саморегулирования как инструмент повышения контроля качества строительной продукции и жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2014. – №21(267) – С. 148-160.