Анализ динамики и тенденции развития туристского рынка в России

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


канд. экон. наук, профессор, зам. директора по научно-методической работе, зав. кафедрой туризма и гостеприимства
Россия, Российская международная академия туризма
Chabanuk_oleg@mail.ru

Аннотация

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Россия по туристскому потенциалу занимает 5-е место в мире. Однако по реальной организации туризма, по числу туристских поездок, Россия находится на 45-м месте. Эти данные авторитетной туристской организации предельно ясно показывают актуальность исследуемой проблемы. Россия должна ускоренными темпами довести развитие туризма до реальных возможностей, а путь этот ясен: 40 экономических, организационных, технологических ступенек роста в развитии туризма. В статье исследуются проблемы и перспективы развития сферы туризма в России, анализируются объемы международных туристских прибытий и выездов российских граждан за период с 2002 по 2014 г.г. Анализируется состояние нормативной базы, определяющее направления развития туризма в Российской Федерации. В работе рассмотрена роль Российской Федерации на рынке международных туристских услуг, выделены основные проблемы развития туризма в стране, намечены пути решения проблем туристской сферы в России.

Ключевые слова

въездной поток; выездной поток; качество жизни; качество туристских услуг; показатель; развитие; конкурентоспособность; стратегия; туризм; туристский потенциал; туристский продукт; туристский ресурс; рост; экология.

Рекомендуемая ссылка

Чабанюк Олег Васильевич
Анализ динамики и тенденции развития туристского рынка в России// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (56). Номер статьи: 5607. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5607/
За последние два десятилетия туризм стал одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства многих стран и регионов мира. Международный туризм в ряде стран стал одним из важнейших, а в некоторых, главным источником поступления валюты и формирования доходной части бюджета.

В официальных документах, определяющих направления развития туризма, неизменно подчеркивается, что современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства [1].

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», принятой 31 мая 2014 года, было отмечено, что Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2012 году Россия вошла в 10 стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13 процентов). На нашу страну в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире. При этом граждане Российской Федерации формируют по-прежнему активный выездной туристский поток. В 2012 году наша страна заняла 5-е место по расходам туристов.

По данным Всемирной туристской организации при ООН, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 году составил 4,4 процента, в 2011 году — 11,9 процента, в 2012 году — 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2010 году составил 8,83 млрд. долл. США, в 2011 году — 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году — 10,759 млрд. долл. США. Снижение доходов в 2012 году по сравнению с 2011 годом при явном росте туристского потока является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенденций.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), число международных туристских прибытий в первой половине 2013 г.  выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и достигло почти 500 млн. туристских прибытий [1]. Численность поездок иностранных граждан, посетивших Россию в 2013 году, составила более 25 млн., а численность поездок россиян за рубеж – 54,069 млн. [2]. По данным Росстата, в первой половине 2014 года страну посетили 10,7 миллионов туристов: это в 10 раз больше, чем за аналогичный период 2013 года [3].

В «Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 гг.)», принятой Правительством РФ в июле 2010 г., отмечается, что туристско-рекреационный потенциал России огромен, что наша страна занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. В документе говорится, что по оценке ЮНВТО наша страна может принимать до 40 млн. туристов, но в настоящее время принимает всего 2 млн. иностранцев в год и находится на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли [4].

В настоящее время Всемирная туристская организация (UNWTO) оценила туристский потенциал России в 70 миллионов туристов ежегодно [11].

Российская Федерация, имея высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю на 2012 год приходилось около 1 процента мирового туристского потока [5].

Туристский потенциал России определяется следующим.
Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры.

По данным, представленным государственными органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2013 г. под государственной охраной находилось 133627 объектов культурного наследия: 129499 памятников (в том числе 64504 федерального значения, 62652 регионального значения, 2343 местного значения), 3489 ансамблей (1318 федерального значения, 2142 регионального значения, 29 местного значения), 639 достопримечательных мест (в том числе 23 федерального значения, 609 регионального значения, 7 местного значения). При этом в составе ансамблей насчитывалось 18919 памятников [6].  Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры: на территории России находится 26 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России общее число государственных музеев на 31 декабря 2013 г., по данным ГИВЦ, составило 2730 [6].

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (по состоянию на 2013 год в России действовали 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб) [6].

Основу федеральной системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника, 47 национальных парков и 69 государственных природных заказников федерального значения. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства,  архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты [1].

По вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая базируется на следующих приоритетах устойчивого развития:

  • повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  • экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  • наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  • экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  • стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства [1].

Стратегия разработана на основе следующих документов в сфере стратегического планирования развития различных областей деятельности в Российской Федерации:

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и государственных программ Российской Федерации предусматривает мероприятия в сфере туризма, перед которой стоят следующие задачи:

  • закрепление и удержание достигнутых результатов;
  • переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
  • привлечение иностранных туристов;
  • реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
  • обеспечение роста качества жизни населения.

Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы, а также продолжает реализовывать запланированные в предыдущие годы мероприятия в сфере туризма [7].

Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.

За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.

Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

  • формирование доступной и комфортной туристской среды;
  • повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
  • реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма; совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
  • обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
  • комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
  • продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
  • интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:

  • развитие внутреннего и въездного туризма;
  • унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;
  • создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
  • усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;
  • координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации [1].

Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:

  • обеспечение высокого качества туристских услуг;
  • совершенствование профессионального образования в сфере туризма;
  • создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;
  • применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей;
  • проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;
  • создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;
  • введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем.

Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории.

В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры [1].

В правительственных документах отмечено, что эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в России и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, — развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения [1].

Состояние развития сферы туризма косвенно характеризует статистика въездного туризма [8, 9]. Для наглядности на рис. 1 и рис. 2 приведены графические иллюстрации данных [8, 9], характеризующие соответственно динамику числа поездок в РФ из отдельных стран и суммарное число поездок по всем странам за период 2003-2012 гг.
В приведенной таблице обращают на себя внимание значительное увеличение числа поездок из некоторых стран (Испания, Австрии, Нидерландов и др.). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха за период 2003-2009 гг. имело тенденцию к снижению. Незначительный рост (2%) произошел лишь в 2006 г. В остальные годы происходило снижение прибытий. С 2010 года прослеживается динамика увеличения прибытий иностранных граждан в Россию.

Сокращение въездного потока в нашу страну объясняется прежде всего возросшими ценами на товары и услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристами при их путешествии в Россию.

Рис. 1 – Данные по въездному туризму по отдельным странам
за период 2003 — 2012 гг.


Рис. 2 – Данные по въездному туризму по всем странам
за период 2003 — 2012 гг.

Следует отметить, что въездной туристский поток составляет около 10% от общего потока иностранных граждан в Российскую Федерацию. Так, например, в 2007 г. общее количество поездок иностранных граждан в РФ по итогам года было равно 22 908 625, а туристский поток составил 2 213 597 чел. Общий въездной турпоток иностранцев в Россию в 2013 году составил 2,67 миллиона человек, что всего на 3,67% выше аналогичного показателя 2012 года. Общее же количество иностранных прибытий в РФ, включая туризм и деловые поездки, за год выросло на 9,28% и достигло 30,79 миллиона человек [10]. Данные о въездном потоке иностранных граждан в Российскую Федерацию представлены в таблице 1. В приведенной таблице включены статистические данные по всем странам, включая страны, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан.

Таблица 1 — Въездной поток иностранных граждан в РФ в 2013 г., тыс. чел.

Цель

Служебная

Туризм

Частная

Транзит

Обслуга

Итого

Всего

5817

2665

19875

328

2106

30791

Остановимся теперь на выездном туризме, развитие которого в РФ характеризуется статистическими данными, представленными в [8, 9].
Совокупный выездной поток с целью отдыха за период 2002 — 2009 гг. возрастал до 2008 г. с темпами, превышающими 10%. Лишь в 2006 г. прирост числа поездок составил 3,5%. Кризис 2009 г. и аномальная жара в 2010 г. привели к существенному сокращению числа поездок за рубеж.

Обращает внимание постоянное снижение туристского потока в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Растет число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр. Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Чехии, Великобритании.

С целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр. Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австралии, Чехии, Великобритании.

Для наглядности на рис. 3 и рис. 4 приведены графические иллюстрации данных [8, 9], характеризующие соответственно динамике числа поездок российских граждан в отдельные страны и суммарное число поездок по всем странам за период 2002-2012 гг.

Анализ статистики выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями у россиян все более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Следует отметить, что выездной туристский поток составляет менее 30% от общего числа поездок россиян за рубеж.


Рис. 3 – Данные по выездному туризму по отдельным странам
за период 2002-2012 гг.


Рис. 4 – Данные по выездному туризму по всем странам
за период 2002-2012 гг.

Данные о выездном потоке российских граждан за рубеж в 2013 г. представлены в таблице 2. В приведенной таблице отсутствуют данные по странам, в которые въехало менее ста граждан РФ. Число зарубежных поездок, совершенных российскими гражданами в 2013 году, составило более 54 миллионов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13% [11].

Имеющие место тенденции роста выездного и снижения въездного туризма являются косвенным свидетельством неразвитости сферы туризма в России, неудовлетворительного состояния индустрии туризма в нашей стране. Тем не менее, отметим еще раз, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, что к основным факторам, благоприятствующим развитию в России сферы туризма, относятся большое число культурных и природных достопримечательностей; относительно небольшие стартовые инвестиции; относительно малый срок окупаемости затрат.

Таблица 2 — Выездной поток российских граждан за рубеж в 2013 г., тыс. чел.

Цель

Служебная

Туризм

Частная

Обслуга

Итого

Всего

801

17682

17746

2292

38521

Позитивными для России тенденциями развития международного туризма являются следующие:

  • Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан;
  • в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся;
  • прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов и такая тенденция сохранится в ближайшее десятилетие;
  • наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы;
  • в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией, в том числе и для россиян;
  • растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках;
  • в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов;
  • туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путешественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз.

Вместе с тем необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии международного туризма:

  • Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире;
  • несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в 5 раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока;
  • международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения;
  • усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды;
  • растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.

Кроме того, необходимо отметить, что продолжающийся процесс мировой глобализации и упрощение визовых формальностей для граждан России снимает административные барьеры, обеспечивающие отчасти искусственную конкурентоспособность отечественного туристского продукта на внутреннем рынке. Россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы потратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами. Это диктует необходимость модернизации материально-технической базы, использования передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного российского и иностранного потребителя. Все указанные тенденции должны учитываться при разработке планов развития туризма в Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить положительное влияние на развитие туризма в Российской Федерации таких крупных спортивных мероприятий, как XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани. России предстоит провести не менее значимые мероприятия — Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г. Красноярске. Событийный туризм позволяет не только укрепить имидж страны на международной арене как открытого и гостеприимного государства, но и создает импульс для развития туристской инфраструктуры, которая будет служить многие годы, привлекая новые туристские потоки в регион.

По состоянию на конец 2012 года в России насчитывалось 1250 санаториев и пансионатов с лечением общей вместимостью 342 тыс. койко-мест. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в стране в 2012 году выросло на 10,8 процента и составило 9316 единиц общей вместимостью 617,8 тыс. мест. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась с 728 тыс. км в 2011 году до 928 тыс. км в 2012 году. Оборот предприятий общественного питания ежегодно растет примерно на 6 процентов, в 2012 году он достиг 1019,3 млрд. рублей.

К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:

  • недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);
  • низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;
  • дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);
  • устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;
  • плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;
  • невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;
  • недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;
  • негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски;
  • высокая стоимость отечественного туристского продукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;
  • высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;
  • несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;
  • недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;
  • традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя;
  • отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
  • недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;
  • низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;
  • негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации;
  • необходимость интеграции сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Развитие системы социального туризма с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования является сегодня одним из основных направлений реализации потребностей социально незащищенных групп населения Российской Федерации и повышения доступности туристских услуг. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации. Всячески следует поощрять любую инициативу поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества.

Важно добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся.
Туризм выполняет также важную функцию по восстановлению здоровья населения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию лечебно-оздоровительного туризма, совершенствованию его материально-технической базы, подготовке и привлечению кадров в эту сферу и активному продвижению лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками.

В целом развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона [1].

Стратегии развития туризма позволят создать в России конкурентоспособный рынок качественных  туристских услуг, обеспечив условия для полноценного отдыха российских граждан и иностранных туристов.


Библиографический список

  1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.
  2. Туристическая Ассоциация «Мир без границ» [электронный ресурс] // Информация [сайт] URL: http://visit-russia.ru (дата обращения 21.12.2014)
  3. Новости NEWSru.com  [электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL: http://www.newsru.com/russia/15sep2014/tourism.html (дата обращения 21.12.2014).
  4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.
  5. Туризм в России: доходы и тенденции [электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL: http://www.gorod21veka.ru (дата обращения 21.12.2014)
  6. ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70635190/#118#ixzz3NlBqd8yR (дата обращения 25.12.2014).
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.
  8. Туризм в России: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике. М., 2000. 164 с.
  9. Туризм в цифрах. 2011, 2012, 2013, 2014: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России». 39 с.
  10. Турпром. [электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL:  http://www.tourprom.ru/news/24261].
  11. UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://mkt.unwto.org/ru/barometer.
  12. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  № 132-ФЗ от 26.11.1996 г. (ред. от 03.05.2012 г.; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012).