Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН
muz@isem.sei.irk.ru

Аннотация

Показана энергоэффективность экономики России и Дальневосточного федерального округа (ДФО). Дан обзор документов, реализация которых повысит энергоэффективность экономики ДФО, сделан вывод о необходимости их согласования. Показана роль топливно-энергетического баланса (ТЭБ) как основного инструмента системного анализа топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Выполнен анализ ТЭБ ДФО и показаны основные направления совершенствования его структуры для повышения энергоэффективности экономики.

Ключевые слова

энергоэффективность, экономика, топливно-энергетический комплекс, Дальневосточный федеральный округ, топливно-энергетический баланс, системный анализ.

Рекомендуемая ссылка

Музычук Светлана Юрьевна
Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (57). Номер статьи: 5703. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5703/
Введение

В настоящее время повышение энергоэффективности российской экономики и ее регионов является одной из наиболее важных государственных задач.

Настоящее исследование в качестве основного метода анализа энергоэффективности экономики и состояния топливно-энергетического комплекса опирается на методы системного анализа и балансовый метод, основанный на разработке обобщающих топливно-энергетических балансов — от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), до их полезного, конечного потребления.

Основная задача при разработке отчетных топливно-энергетических балансов  – показать реальную структуру наличия и использования ТЭР на изучаемой территории. На основе ТЭБ определяются показатели энергоэффективности экономики, выявляется степень влияния различных факторов на эти показатели.

1. Энергоэффективность экономики ДФО в сравнении с Россией

В настоящее время энергоэффективность российской экономики находится на довольно низком уровне, что подтверждается показателем энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП), который в России в 2,5–3,5 раза превышает показатели США и Европейских стран [12]. Около 35% топливно-энергетических ресурсов в стране ежегодно теряется [13], что приводит к снижению темпов экономического развития и ухудшению конкурентоспособности российской экспортной продукции на мировых рынках.

Экономика ДФО менее энергоемка, чем в целом российская,  за счет того, что регионы, вносящие наиболее значимый вклад в ВРП округа, являются малоэнергоемкими, например, Сахалинская область, вклад которой в ВРП округа наиболее весом – 23,8%, но осуществляется он в основном за счет неэнергоемких видов экономической деятельности — добычи углеводородов (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели энергоемкости России и ДФО (состояние 2012 г.)

Показатель

Россия

ДФО

Сахалинская область

Амурская область

ВРП, млрд руб.

49,92

2,70

0,64

0,23

Энергоемкость ВРП, кг у.т./10 тыс. руб.[14]

176,99

122,74

72,96

204,82

Электроемкость ВРП, кВт.ч/тыс. руб.

21,30

16,81

6,25

32,10

Теплоемкость ВРП, Гкал/тыс. руб.

26,92

25,17

8,52

37,26

Источники:
— Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 652 с.
— оценки автора.

Электро-, теплоемкость ВВП ДФО в целом ниже аналогичных показателей России, соответственно — на 21 и 7%. Однако в ряде регионов, например, в Амурской области эти показатели на 50 % и 38 % превышают соответствующие общероссийские, что свидетельствует о наличии имеющихся здесь резервов для их роста.
Однако, эффективность полезного использования топливно-энергетических ресурсов в энергетике и хозяйственном комплексе ДФО ниже, чем в среднем по России. О чем свидетельствуют коэффициенты полезного использования ТЭР (КПИТЭР) в сфере конечного потребления, тепловых электростанций (ТЭС) и котельных, которые соответственно на 2, 6 и 11% ниже среднероссийских (рис. 1).


Источник: Оценки автора
Рис. 1 – Коэффициенты полезного использования топливно-энергетических ресурсов электростанций, котельных и конечного потребления России и ДФО в 2012 г., %

Технологические показатели энергоэффективности ДФО (удельные расходы топлива и потери в сетях) превышают соответствующие российские показатели (таблица 2):

  • удельные расходы на выработку электроэнергии ТЭС выше на 17,5 %;
  • удельные расходы на выработку тепловой энергии ТЭС выше на 4,8 %;
  • удельные расходы котельных выше на 14,6 %;
  • потери электроэнергии в сетях выше на 14 %
  • потери тепловой энергии в сетях выше в 2,1 раза.

За период 2008-2012 гг. тенденций снижения удельных расходов на производство электрической и тепловой энергии в ДФО не наблюдалось, напротив, рост показателей составил 1-3 %, это свидетельствует о том, что технологический фактор энергосбережения на энергогенерирующих предприятиях задействован незначительно. Однако, чтобы его достаточно задействовать необходимы значительные инвестиции для обновления технологического оборудования и внедрения прогрессивных технологий в отраслях ТЭК.

Таблица 2 – Удельные расходы топлива и потери в сетях ДФО и России

Показатель

Год

ДФО

Россия

2008

2009

2010

2011

2012

2012

ТЭС, удельный расход:
  • — на выработку электроэнергии, г у.т./кВт·ч

384,5

387,4

398,4

397,3

392,8

334,3

  • — на отпуск тепловой энергии, кг у.т./Гкал

157,4

159,2

158,1

159,9

159,3

152

Котельные, удельный расход, кг у.т./Гкал

188,8

194,5

192,5

188,2

194,9

170

Потери электроэнергии в сетях общего пользования, в % от потребления

15,7

13,8

14,4

12,5

11,4

10

Потери теплоэнергии в магистральных сетях, в % от потребления

15,8

15,6

15,5

15,0

15,3

7,4

Источник: формы Росстата 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, тепловой и электрической энергии на производство отдельных видов продукции», 6-ТП «Сведения о работе тепловой электростанции»

В настоящее время инвестиционная привлекательность ДФО значительно увеличилась и особенно это касается отраслей ТЭК, так около 30% от всех инвестиций в округе составляют отрасли ТЭК. При этом наибольший показатель — в Сахалинской области — около 70% (из них более 95% — инвестиции в нефте,- газодобычу), а наименьший — в Хабаровском крае – около 8%.  Однако, электро-, теплоэнергетика ДФО, по-прежнему инвестируется недостаточно эффективно, чтобы достигнуть значимого технологического прогресса в этих отраслях.

С 2008 по 2012 г. снизились потери энергоносителей в сетях. В наибольшей степени это относится к электроэнергии. Потери электроэнергии в сетях снизились на 40%, что связано, в основном, с проведением мероприятий по установке приборов учета и контроля, это позволило значительно снизить коммерческие потери.
Потери тепловой энергии за этот же период снизились незначительно – на 3,3%, вследствие большого износа теплосетей в ДФО. Для их обновления также нужны значительные инвестиции. Выполнение Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ  (в редакции от 03.02.2014 № 10-ФЗ) [15] постепенно должно изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

Во многих директивных документах, принятых в России на самом высоком уровне, отмечено, что рост энергоэффективности российской экономики признан одним из важнейших приоритетов государственной политики, руководством страны поставлена задача снижения уровня энергоемкости ВВП РФ к 2020 г. не менее чем на 40%, по сравнению с современным уровнем [16], [17], [18]. Это может быть достигнуто за счет более широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, более полного и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, снижения их потерь, применения инновационных решений в ТЭК, использования конкурентных преимуществ на зарубежных рынках, как страны в целом, так и отдельных российских регионов.

2. Мониторинг основных директивных документов, реализующих перспективное развитие ТЭК Дальнего Востока

В последние годы разработано и принято множество директивных документов, реализация которых  должна повысить энергоэффективность экономики  России в целом и каждого из ее регионов в отдельности.

Одним из основных документов в этой области является Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (далее Энергостратегия 2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.

Согласно Энергостратегии 2030 для ДФО основными направлениями развития ТЭК являются:

  • рост производства первичных энергоресурсов в 4,4 раза по сравнению с уровнем 2008 г.;
  • увеличение потребления первичных энергоресурсов в 1,7-1,9 раза по сравнению с уровнем 2008 г.

Однако, развитие мировой экономики и глобальных рынков энергоносителей за период 2009-2013 г. привели к необходимости пересмотра некоторых положений принятой ранее Энергостратегии 2030.

Так, к 2012 г. производство первичных энергоресурсов в ДФО возросло в 1,6 раза, среднегодовой темп роста за четыре года составил 11,6 %, что выше планируемых 7 % в Энергостратегии 2030, однако к 2020 г. основные производственные показатели ТЭК ДФО выйдут на свои максимальные значения и к 2030 г. темпы роста заметно снизятся.

Потребление первичных энергоресурсов в ДФО к 2012 г. увеличилось лишь на 2,8 %, при этом среднегодовой темп роста за четыре года составил 0,7 % вместо планируемых 2,5-3% в Энергостратегии 2030, что ставит под сомнение достижение к 2030 г. уровня роста в 1,7-1,9 раза по сравнению с 2008 г.

В конце 2013 г. Минэнерго РФ представило проект Энергостратегии России на период до 2035 года [19], который в настоящее время еще уточняется и дорабатывается. Прогнозные индикаторы в этом документе значительно снижены по отношению к Энергостратегии 2030. Кроме этого, особое внимание уделено повышению гибкости и диверсификации экспортных поставок за счет выхода на новые рынки, развития новых экспортных маршрутов и новых экспортных продуктов.
В «Комплексной программе развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года», утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 257 от 16 мая 2012 г. определены направления развития электроэнергетики ДФО с учетом перспектив его социально-экономического роста. В результате выполнения этой программы должна произойти оптимизация работы энергосистем ДФО в направлении большей загрузки гидроэлектростанций и снижения объемов выработки энергоносителей на теплоэлектроцентралях. Кроме того, энергоэффективность в электроэнергетике  повысится и за счет снижения удельных расходов топлива на выработку электроэнергии (до 15%) за счёт ввода новых прогрессивных генерирующих мощностей и выбытия неэффективных.

В 2012 г. Минэнерго России также утвердило «Программу развития локальной генерации с обеспечением местными топливными ресурсами Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [20], выполнение которой будет способствовать повышению надежности и качества энергообеспечения потребителей в районах децентрализованного энергоснабжения, росту эффективности использования топлива, расширению использования местных видов топлива и ВИЭ.

Так как вышеперечисленные программы были утверждены еще до разработки новой Энергостратегии России на период до 2035 г., то после ее принятия некоторые индикаторы ранее разработанных документов также могут быть пересмотрены в сторону снижения.

В настоящее время все субъекты РФ и муниципальные образования, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон),  должны разработать свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Все субъекты РФ на территории ДФО имеют свои утвержденные региональные программы энергосбережения и энергоэффективности. В этих программных документах имеются разделы по разработке отчетных и перспективных топливно-энергетических балансов, которые являются основой для определения показателей энергоэффективности экономики.

Таким образом, в директивных документах, принятых и разрабатываемых, посвященных вопросам развития энергетики России и ее регионов (в том числе и ДФО) отмечается важность рационального и эффективного потребления топливно-энергетических ресурсов.

Мониторинг перечисленных документов показал, что в них существуют расхождения как по объемам производства ТЭР, так и по срокам реализации крупных инвестиционных проектов в экономике и отраслях ТЭК. Поэтому задача согласования основных показателей и индикаторов ранее принятых документов может быть решена путем системного анализа ТЭК и разработки  комплексной стратегии развития ТЭК ДФО.

3 Топливно-энергетический баланс как основа системного анализа ТЭК

Основной метод системного анализа состояния топливно-энергетического комплекса – это разработка обобщающих топливно-энергетических балансов, от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов, до их полезного потребления. Такие балансы должны составляться при выборе схем энергоснабжения различных субъектов – от предприятий до регионов и страны в целом, для определения направлений и пропорций развития ТЭК на перспективный период.

Основная задача отчетных топливно-энергетических балансов  – показать реальную структуру наличия, использования энергоресурсов на определенной территории, выявить их резервы для обеспечения дальнейшего социально-экономического развития.

В Институте систем энергетики СО РАН (ИСЭМ) при непосредственном участии автора разработан методический подход к системной оценке энергоэкономической эффективности региона на основе топливно-энергетического баланса [5, 6]. С учетом достижений российских и мировых ученых в этой области (Б.Г. Баранник, И.А. Башмаков, А.А. Макаров, А.С. Некрасов, В.Н. Чурашев, С. Соррел, М. Пент, В. Ойконому, Т. Соиб и др.) [1-4, 7-11], а также последних директивных документов Правительства РФ [21] автором усовершенствован свой методический подход к решению этой проблемы.

Методический подход базируется на принципах системного подхода, методах экономико-математического моделирования развития ТЭК, балансовых и индикативных методах.

В ИСЭМ разработан программно-вычислительный комплекс (ПВК) «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока», который состоит из двух взаимосвязанных компонент: информационно-справочной системы (ИСС) и системы моделей. ИСС используется для повышения эффективности процесса исследования развития ТЭК регионов. Ее назначение как системы поддержки принятия решений – обеспечивать интерфейс доступа к данным, которые представляются в форме, определенной пользователем, удобной для анализа (таблицы, графики, диаграммы).

Вторая компонента ПВК «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока» (система моделей) объединяет модели балансов котельно-печного топлива (КПТ) и сводных топливно-энергетических балансов. Кроме того, входящей информацией для моделей баланса КПТ и ТЭБ является информация, поступающая из моделей более высокого иерархического уровня (модель развития ТЭК России, модель социально-экономического развития региона, производственные модели отраслей ТЭК).

Данные сводного ТЭБ используются и для системной оценки ключевых параметров макроэкономического развития – уровней энергообеспеченности и энергоэффективности экономики (см. раздел 1).

Информационной базой для составления отчетных ТЭБ служат фактические данные ежегодных статистических отчетов о производстве, потреблении, экспорте, импорте, состоянии запасов и потерь ТЭР, разрабатываемых Росстатом.

Отчетный ТЭБ, служит основой для понимания текущей ситуации, определения существующих тенденций и проведения системного анализа ТЭК. Построение ТЭБ осуществляется в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Приказом Минэнерго России № 600 от 14 декабря 2011 г. утвержден «Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Эта форма практически полностью соответствует современным международным стандартам стран OECD (The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной торговли), что  позволяет  корректно сопоставлять показатели российского и региональных ТЭБ с соответствующими показателями других стран мира.

Большое значение ТЭБ приобретает как инструмент поддержки принятия решений не только по вопросам использования топливно-энергетических ресурсов, но и при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и страны в целом, успешная реализация которых невозможна без необходимого энергообеспечения. Таким образом, прогнозный ТЭБ должен входить как базовый элемент в прогноз развития экономики и ТЭК, с конкретизацией целей и задач повышения энергоэффективности.

При этом, особое значение придается анализу современного состояния ТЭК и отчетного топливно-энергетического баланса регионов. Так как такой анализ позволит выявить имеющиеся проблемы и на качественно более высоком уровне выполнить прогнозирование дальнейшего развития ТЭК.

4. Топливно-энергетический комплекс ДФО: современное состояние, основные проблемы развития

Топливно-энергетический комплекс ДФО имеет крупный ресурсный потенциал. В ДФО – содержится 41 % общероссийского гидротехнического потенциала, около 11 % запасов угля, более 6 % природного газа и более 3 % –нефти (таблица 3).

Таблица 3 – Ресурсный потенциал ТЭК ДФО (состояние 2012 г.)

Ресурс, балансовый запас

Значение

Доля от России, %

Гидроэнергетический (технический) потенциал, млрд кВт×ч

684

41

Уголь (категории A+B+C1+С2), млрд т

30

10,9

Природный газ (категории A+B+C1+С2), млрд м3

3992

6,1

Нефть (категории A+B+C1+С2), млн т

942

3,3

Источники: Существующая структура отрасли [Электронный ресурс]: О гидроэнергетике России  // НП Гидроэнергетика России [Сайт]. URL: http://www.hydropower.ru/?cid=18 (дата обращения 6.02.2015); Савельев В. А., Чудинова Л. Ю. Перспективы развития гидроэнергетики восточных районов России // Энергия: техника, экономика, экология.  2009.  № 7.  С. 2-9; формы Росстата 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов  угля», 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата».

Наличие значительного ресурсного потенциала позволило создать в ДФО крупную топливно-энергетическую базу России. Здесь производится 4,6 % электроэнергии страны, 5,1 % тепловой энергии, добывается 10 % угля, 4 % нефти, 4,5 % природного газа, перерабатывается 4,5 % нефти (таблица 4).

В ДФО в 2012 г. потреблено 30,4 млн т у.т. топлива, что составило 3,6 % от общероссийского потребления или 7-ое место из 8, среди федеральных округов РФ.

Таблица 4 – Основные показатели ТЭК России и ДФО (состояние 2012 г.)

Показатель

Россия

ДФО

Доля ДФО от России, %

Добыча (производство) ТЭР:

   — уголь, млн т

356,4

35,4

10

   — электроэнергия, млрд кВт·ч

1069,3

49,0

4,6

   — теплоэнергия, млн Гкал

1344,1

68,0

5,1

   — газ природный и попутный, млрд м3

654,7

29,6

4,5

   — нефть, млн т

518,7

20,9

4

   — нефтепереработка, млн т

271,5

12,2

4,5

Потребление ТЭР:
   — электроэнергия, млрд кВт·ч

1063,3

45,4

4,3

   — теплоэнергия (включая потери), млн Гкал

1344,1

68,0

5,1

   — топливо, млн т у.т., всего

837,6

30,4

3,6

    в том числе:    — уголь

181,5

13,1

7,2

                            — природный газ

489,3

7,4

1,5

                            — нефтепродукты

129,5

9,7

7,5

                            — прочие виды

37,3

0,2

1,6

Источники: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции за 2012 г.», 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов» за 2012 г.

Структура потребления топлива в среднем по России преимущественно газовая – 58 %, а в ДФО она ориентирована в основном на уголь – 43 % и нефтепродукты – 32 %, что заметно осложняет экологическую обстановку в ряде его промышленных центров (рис. 2).


Источник: Форма Росстата 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, теплоэнергии и использовании отработанных нефтепродуктов за 2012 год»

Рис.2 – Структура потребления топлива в России и ДФО, %

Перспективное развитие экономики ДФО может быть обеспечено, в основном, имеющимися в регионе ТЭР, однако структура их потребления должна несколько измениться в сторону увеличения доли природного газа и снижения доли нефтепродуктов  и угля.

Большинство производственных показателей ТЭК ДФО имеют тенденцию роста, что особенно актуально для углеводородов (газа и нефти), добыча которых за пять лет (2008-2012 гг.) увеличилась  в 2,7 и 1,5 раза соответственно  (таблица 5).

Наличие в ДФО значительных месторождений углеводородов создает предпосылки для организации в округе крупнейших в России нефтегазовых комплексов, способных обеспечить не только внутреннюю потребность региона в природном газе, нефти, продуктах их переработки, но и поставлять их на экспорт – в Японию, Китай, Корею и другие страны АТР.

Таблица 5 – Добыча (производство) основных видов энергоресурсов в ДФО

Энергоресурс

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Электроэнергия, млрд кВт∙ч

41,8

41,9

45,1

46,0

49,0

Тепловая энергия, млн Гкал

69,4

67,0

66,6

66,0

68,0

Уголь, млн т

32,5

27,5

31,3

31,6

35,4

Нефть, млн т

13,7

17,4

18,3

20,8

20,9

Природный газ, млрд м3

10,9

20,7

26,5

28,0

29,6

Источник: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции 2008-2012 гг.».

Анализ современного состояния ТЭК ДФО позволил выявить основные проблемы ТЭК ДФО, из них к числу наиболее значимых относятся:

  • моральное старение и возрастающий физический износ основных производственных фондов, который ведет к ухудшению технико-экономических показателей предприятий, а также к росту потерь энергии в сетях, что требует крупномасштабных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение оборудования;
  • значительная доля угля в топливных балансах ряда регионов ДФО заметно осложняет экологическую обстановку и требует совершенствования сложившейся структуры в части снижения доли потребления угля и газификации потребителей;
  • более низкие показатели эффективности использования энергоресурсов регионов ДФО по сравнению со страной в целом свидетельствуют о  имеющемся крупном потенциале для их повышения;
  • крайне неравномерное размещение природных топливно-энергетических ресурсов в восточных регионах России, где наиболее крупные и перспективные месторождения сосредоточены в суровых, наименее освоенных и труднодоступных районах Севера, не имеющих транспортной инфраструктуры, что сдерживает их освоение и др.

Комплексное решение существующих в отраслях ТЭК ДФО проблем возможно лишь при наличии согласованной политики энергетического взаимодействия восточных регионов России в создании общего рынка топливно-энергетических ресурсов с учетом их экспорта в страны АТР.
Большой толчок в организации такого сотрудничества дал произошедший в мае 2014 г. визит Президента России В.В. Путина в Китай, в ходе которого ОАО «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC заключили соглашение, о поставках в Китай 38 млрд м3 российского природного газа (с возможным увеличением до 60 млрд м3) в течение 30 лет [22]. Газ в Китай будет поставляться из месторождений Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, для чего предусмотрено строительство газопровода, с совместным российско-китайским финансированием.  Заключение этого контракта значительно ускорит разработку крупнейших месторождений – Ковыктинского и Чаяндинского, что даст дополнительный импульс развития газовой отрасли на Востоке России.
Выявить наличие объемов резервов энергетического потенциала ДФО для осуществления его устойчивого социально-экономического развития и обеспечения энергетической кооперации со странами АТР, поможет системный анализ на основе ТЭБ.

5 Системный анализ ТЭК ДФО

Для выполнения системного анализа ТЭК ДФО составлен топливно-энергетический баланс ДФО за 2012 г.

Укрупненно топливно-энергетический баланс ДФО в 2012 г. показан на схеме энергетических потоков (рис. 3).


Источник: Оценки автора
Рис. 3 – Укрупненная схема энергетических потоков в ДФО, 2012 г.

В округе между различными потребителями в 2012 г. распределено 106,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, меньшая часть их которых (18,3 %) завезена извне, а большая часть (81,7 %) – это собственное производство.

На внутреннее потребление (преобразование и конечное потребление) расходовано 32,9 % ТЭР, вывезено за пределы ДФО (в том числе на экспорт) – 67,1 % топливно-энергетических ресурсов.

В 2012 г. из 87 млн т у.т., произведенных в ДФО первичных топливно-энергетических ресурсов, основную долю (73 %) составляли углеводороды (природный газ – 39 % и нефть – 34 %), доля угля – 24 %. Доля гидро-, атомной энергии и ВИЭ – около 2,5 %.

В 2012 г. на территорию округа завезено около 19,5 млн т у.т. энергоресурсов из которых около 89 % – это западносибирская нефть, поставляемая для переработки на дальневосточных НПЗ.

Из ДФО в 2012 г. вывезено 71,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, из них нефть – 41 %, природный газ – 35 %, нефтепродукты – 12 % и уголь – 12 %.

В 2012 г. валовое потребление первичной энергии (с учетом взаимопоставок) в ДФО составило более 34,9 млн т у.т., из него доля конечного потребления 59 %, доля преобразования – 41 %.

В процессе преобразования первичной энергии на производство 15,1 млн т у.т. электрической и тепловой энергии в сумме расходовано 24,4 млн т у.т. первичных (и приравненных к ним) топливно-энергетических ресурсов, при этом коэффициент их полезного использования (КПИТЭР) составил 68 %, что несколько ниже среднероссийского показателя, составляющего 70 %.

В 2012 г. конечное потребление топливно-энергетических ресурсов в отраслях хозяйственного комплекса и населением ДФО составило 20,7 млн т у.т., из которых наибольшие доли составляли тепловая энергия – 37 %, нефтепродукты – 35 % и электрическая энергия – 21 % (рис. 4 а).


Источник: оценки автора
Рис. 4 – Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов ДФО и его стоимостная оценка, % (состояние 2012 г.)

По укрупненным оценкам, в 2012 г. стоимость конечного потребления топливно-энергетических ресурсов в ДФО – около 418 млрд руб.

В структуре стоимостной оценки конечного потребления ТЭР (рис. 4 б) доли нефтепродуктов возрастают (по сравнению с рис. 4 а) до 46 % и электроэнергии – до 30 %, что свидетельствует о необходимости более эффективного использования этих дорогостоящих видов энергоресурсов (проведения первоочередных мероприятий по их энергосбережению).
Анализ ТЭБ ДФО за 2012 г. показал, что имеющиеся в регионе топливно-энергетические ресурсы могут полностью обеспечить собственные потребности округа (таблица 6).

Таблица 6 – Дефицит (-), избыток (+) собственного производства ТЭР в ДФО, млн т у.т. (состояние 2012 г.)

Субъект РФ

Производство

Потребление

Дефицит (-), избыток (+)

Топливо, всего, млн т у.т.

87,0

34,9

+52,1

 — Уголь, млн т

35,5

24,9

+9,9

— Нефть, млн т

20,9

12,6

+8,2

— Нефтепродукты, млн т

12,2

6,5

+5,7

— Природный газ, млрд м3

29,63

8,13

+21,5

Электроэнергия, млрд кВт∙ч

49,0

45,4

+3,6

Источник: Расчеты автора

Собственное суммарное производство топливных ресурсов ДФО в 2,5 раза превышает их валовое потребление. Однако территориально эти производства расположены неравномерно, что определяет межрегиональные топливные перетоки в округе. При этом только два субъекта РФ на территории ДФО являются избыточными по производству собственных топливных ресурсов: Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

В целом по округу суммарное производство каждого вида топлива избыточно по сравнению с его потреблением. Потребность в собственном угле ДФО обеспечивается на 143 %, в нефти – на 169 %, в нефтепродуктах – на 226 %, в природном газе – на 358 %, в электроэнергии – на 107,9%. Однако, в отдельных субъектах на территории ДФО имеется дефицит некоторых собственных видов топлива.

Избыток добычи угля в целом по округу в 2012 г. составил 9,9 млн т. Однако только три региона ДФО не имеют дефицита собственного угля: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Сахалинская область.
Избыток добычи нефти в целом по округу составил 8,2 млн т. Избытки имеются в Республике Саха (Якутия) и в Сахалинской области.
Избыток производства нефтепродуктов в целом по округу составил 5,7 млн т. Избытки имеются только в Хабаровском крае, поскольку этот регион производит более 98 % нефтепродуктов ДФО.

Избыток добычи природного газа в целом по округу составил  21,5  млрд м3. Избытки имеются только в Сахалинской области, поскольку этот регион производит более 90% газа ДФО, большая часть которого экспортируется.

Потребность в природном газе Республики Саха (Якутия), Камчатского края и Чукотского автономного округа обеспечивается собственной добычей.

Потребность в природном газе Приморского и Хабаровского краев полностью обеспечивается поставками извне.

Таким образом, ДФО в целом является энергоизбыточным по топливу, способным обеспечивать возрастающие потребности в нем экономики.

В целом ДФО является избыточным также и по производству электроэнергии – 3,6 млрд кВт∙ч.

Ряд регионов ДФО является автономными по электроснабжению: Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ.

Республика Саха (Якутия) и Амурская область избыточны по производству электроэнергии. Избытки передаются в Хабаровский и Приморский края.

Существующие дефициты некоторых видов ТЭР в отдельных регионах ДФО обеспечиваются, в основном, межрегиональными поставками, как из  регионов ДФО, так и поставками из Сибирского федерального округа.

Имеющиеся в ДФО значительные запасы топливно-энергетических ресурсов могут обеспечить прогнозируемое в директивных документах социально-экономическое развитие [23], а также необходимые экспортные поставки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом ТЭК ДФО является достаточно благополучной отраслью экономики, однако отдельные регионы (субъекты РФ на его территории) имеют проблемы большей или меньшей степени, выражающиеся в дефиците некоторых видов собственных ТЭР, потребность в которых обеспечивается межрегиональными поставками, за счет чего энергетическая безопасность этих регионов практически не снижается.

Заключение 

Анализ отчетного топливно-энергетического баланса ДФО показал:

  • производство первичных ТЭР в регионе может полностью обеспечить собственную потребность и экспортные поставки, однако, сюда, в соответствии с межрегиональной кооперацией, завозятся: нефть из Западной Сибири (для переработки на Хабаровских НПЗ), уголь из других регионов и в небольшом количестве нефтепродукты;
  • в структуре вывоза ТЭР преобладают углеводороды (76 %) и относительно низка доля продукции ТЭК с более высокой добавленной стоимостью (доля нефтепродуктов 12 %), что свидетельствует о необходимости развития в регионе нефте-, газоперерабатывающих предприятий, а в перспективе и нефте-, газо-, углехимических производств, для большей диверсификации вывозимой из ДФО продукции ТЭК;
  • в структуре потребления ТЭР при производстве электроэнергии, доля угля составляет  около 50%, доля природного газа – 30 %, гидроэнергии – около 17 %, такая структура могла бы быть достаточно рациональной (по сравнению с Россией в целом, где преобладает газовая генерация и по сравнению с Восточной Сибирью, где угольная генерация составляет около 80 %), однако  технологическое отставание электростанций ДФО и высокий физический износ их оборудования приводит к тому, что полезное использование ТЭР в округе довольно низкое – КПИТЭР лишь 49 %;
  • в структуре потребления ТЭР при производстве тепловой энергии, доля угля – около 55 %, доля природного газа – 28 %, нефтепродуктов – более 16 %, при этом на котельных доля нефти и нефтепродуктов – около 26 %, а так как значительное число теплоисточников — котельные малой мощности, находящиеся в отдаленных и изолированных районах, это характеризует их большую зависимость от северного завоза, что ослабляет энергетическую безопасность округа;
  • расход ТЭР на собственные нужды ТЭК ДФО в 2012 г. составил около 2,6 млн т у.т., из которого около 65 % – это расход газа на собственные нужды промысла и его технологические потери при очистке, сушке и транспортировке, часть энергоресурсов (электро-, теплоэнергии) – около 20 % используется энергогенерирующими источниками и около 14 % ТЭР – на производство нефтепродуктов;
  • при передаче теряется до 2,2 млн т у.т. ТЭР, из которых – 69 % – тепловая энергия и 29 % электроэнергия;
  • в структуре конечного потребления топливно-энергетических ресурсов  суммарная доля электро-, теплоэнергии – 58 %, нефтепродуктов – 35 %, природного газа – лишь около 4 %, что свидетельствует о низкой газификации потребителей ДФО (в первую очередь населения).

Одним из важнейших условий перехода ДФО к устойчивому социально-экономическому развитию является рост энергоэффективности его экономики. Особая роль в решении этой задачи отводится ТЭК в части улучшения структуры топливно-энергетического баланса за счет:

  • более рационального использования ТЭР при их производстве, передаче, переработке и потреблении, что позволит снизить потери энергоресурсов;
  • увеличения доли природного газа в его расходной и приходной частях, что позволит обеспечить потребности в энергоресурсах хозяйственного комплекса и населения области с меньшими удельными затратами и снизить техногенную нагрузку на природную среду;
  • увеличения глубины переработки углеводородов и производства продукции с большей добавленной стоимостью путем создания крупных нефте-, газохимических комплексов в округе;
  • увеличение переработки угля, его облагораживания, с целью повышения качественных характеристик и конкурентоспособности угольной продукции округа, а в более отдаленной перспективе и получение продуктов глубокой переработки (бездымных топливных брикетов, удобрений для сельского хозяйства и др.), т.е. продукции высокой степени передела;
  • экономически эффективное использование возобновляемых источников энергии для удаленных от централизованных источников потребителей, с целью увеличения надежности энергоснабжения и снижения потерь энергоносителей в сетях.

Проведенный анализ показывает существующую в ТЭК ДФО ситуацию в целом и предложенные рекомендации по совершенствованию ТЭБ являются наиболее общими для всего округа, однако каждый субъект РФ на его территории имеет свою определенную специфику, для более полного учета которой и выработки конкретных рекомендаций необходим системный анализ ТЭБ этих регионов, что потребует дальнейших исследований.


Библиографический список

  1. Баранник Б.Г., Калинина Н.В., Абрамов Ю.В. и др. Возможные варианты топливно-энергетического баланса Мурманской области на перспективу // Труды Кольского научного центра РАН. 2010. — № 1.
  2. Башмаков И.А. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа, прогноза и индикативного планирования развития энергетики // Энергетическая политика. Вып. 2. — 2007. — С. 16–25.
  3. Веселов Ф.В., Елисеева О. А., Малахов В. А., Митрова Т. А., Филиппов С.П. Scaner: Модельно-информационный комплекс. Модельно-информационный комплекс Scaner. М. Институт энергетических исследований РАН. 2011. — 74 с.
  4. Некрасов А.С., Синяк Ю.В., Янпольский В.А. Построение и анализ энергетического баланса. Вопросы методологии и методики. М.: Энергоатомиздат. 1974. — 178 с.
  5. Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И.  Топливно-энергетические балансы в системе комплексного исследования развития региональных ТЭК // Известия РАН. Энергетика. 2011. — №2. — С. 22-36.
  6. Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И. Топливно-энергетические балансы Иркутской области в натуральном и стоимостном выражении: методы разработки и основные результаты исследований // Известия ИГЭА. 2013. — № 1. — С. 124–129.
  7. Чурашев В.Н., Суслов Н.И., Маркова В.М., Чернова Г.В. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа и прогноза взаимодействий экономики и энергетики региона // Международный научно-технический конгресс «Энергетика в глобальном мире», 16–18 июня 2010 г., г. Красноярск, Россия: сборник докладов. Красноярск: Версо. 2010. С. 383–384. URL: http://conf.sfu-kras.ru/uploads/E-CONGRESS-2010 part 2.pdf.
  8. Energy Efficiency and Sustainable Consumption: The Rebound Effect. Edited by Horace Herring, Steve Sorrel. Hampshire, Palgrave Macmillan, 2009.  272 p.
  9. Martin Pehnt, Angelika Paar, Philipp Otter und andere. Energiebalance – Optimale Systemlösungen für erneuerbare Energien und Energieeffizienz ifeu-Institut für Energie- und Umweltforschung Heidelberg und Wuppertal Institute for Climate, Environment and Energy. Heidelberg, Wuppertal, März 2009. URL: http://www.ifeu.de/energie/pdf/Energiebalance%20Endbericht.pdf.
  10.  Oikonomou V., Becchis F., Steg L., Russolillo D. Energy saving and energy efficiency concepts for policy making // Energy Policy, 2009, 37, pp. 4787–4796. URL: http:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301421509004534?np=y.
  11.  Soib Taib, Anwar Al-Mofleh. Tools and Solution for Energy Management, Energy Efficiency / The Innovative Ways for Smart Energy, the Future Towards Modern Utilities, October 17, 2012. URL: http://www.intechopen.com/books/energy-efficiency-the-innovative-ways-for-smart-energy-the-future-towards-modern-utilities/tools-and-solution-for-energy-management.
  12. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Раздел 5.1 Энергоэффективность в России // Федеральный портал PROTOWN.ru. [Сайт]. URL: http://protown.ru/information/hide/7722.html (дата обращения 6.02.2015).
  13. Энергоэффективность и энергосбережение [Электронный ресурс]: Отрасль // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/branch/ (дата обращения 6.02. 2015).
  14. Энергоемкость ВВП (ВРП) [Электронный ресурс]: Официальная статистика. Эффективность экономики России // Федеральная служба гос. статистики [Сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 24.02.2015).
  15. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171681;fld=134;from=158427-3;rnd=0.34650460172249653  (дата обращения 5.02.2015).
  16. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»  [Электронный ресурс]:  Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889  // Правовая система Референт [Сайт]. URL: http://www.referent.ru/1/121456  (дата обращения 5.02.2015).
  17. Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»  [Электронный ресурс]:  Федеральный закон РФ от 23.11.2010 №261-ФЗ.  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173032;fld=134;from=157142-8;rnd=0.2718602898372732 (дата обращения 5.02.2015).
  18. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт].  URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ (дата обращения 6.02.2015).
  19. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 27.02.2014) [Электронный ресурс]: Разрабатываемые документы // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/?ELEMENT_ID=139   (дата обращения 12.02.2015).
  20. Программа развития локальной генерации с обеспечением местными топливными ресурсами Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Программа утверждена Приказом Минэнерго России от 16.05.2012 № 256.   URL:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=554669
  21. Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов РФ [Электронный ресурс]: приказ Минэнерго РФ от 14.12.2011 № 600. // Российская газета [Сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/02/02/tebalance-site-dok.html
  22. Россия и Китай заключили исторический газовый контракт на 30 лет и 400 миллиардов долларов [Электронный ресурс]: Новости. Экономика. Политика // Первый канал [Сайт]. URL:  http://www.1tv.ru/news/economic/259312 (дата обращения 22.05.2014)
  23. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Деятельность. Направления. Макроэкономика // Министерство экономического развития Российской Федерации [Сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06  (дата обращения 20.02.2015 г.)