Механизмы управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: социально-экономическая система "регион" как объект стратегического планирования

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант кафедры экономики и стратегического управления
Россия, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
kalateya_flower@mail.ru


доктор экономических наук, директор Института экономики и менеджмента
Россия, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
pav_zah@mail.ru

Аннотация

Эффективная экономическая политика обеспечивает условия стабильного и устойчивого развития хозяйственных систем как на макро-, так и на мезоуровне. В статье представлено развернутое определение региона как социально-экономической системы, являющейся объектом управления и стремящейся к устойчивому развитию. Современная система мирового хозяйства постоянно совершенствуется, наращивая свою продуктивность, даже в условиях ограниченных ресурсов. Инновационная система – это термин, описывающий общественные производственные отношения в современных условиях развития производительных сил. Национальный инновационный потенциал формируется в рамках национальных инновационных систем, построение которых является одной из ключевых политических и экономических задач любого государства для поддержания и постоянного повышения своего уровня на международной арене. В статье представлена эволюция стратегического управления как основного механизма управления инновационным развитием экономики, а также подходы к формированию его систем и инструментов. Авторами определены ключевые цели государственной инновационной политики, важнейшие положения стратегии инновационного развития и эффективные механизмы, обеспечивающие максимальную результативность управления инновационным развитием экономики на мезоуровне.

Ключевые слова

регион, устойчивое развитие, стратегическое управление инновационным развитием, стратегическое планирование, механизмы управления инновационным развитием экономики.

Рекомендуемая ссылка

Названова Карина Владимировна , Захаров Павел Николаевич
Механизмы управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: социально-экономическая система "регион" как объект стратегического планирования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (57). Номер статьи: 5704. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5704/
Введение

Эффективная экономическая политика, являясь определяющим инструментом в конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики, обеспечивает условия для стабильного и устойчивого долгосрочного развития как в рамках страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов. Инновационной политике принадлежит ведущая роль в повышении конкурентоспособности территорий, поскольку она формирует основные направления специализации региона. Экономическое и социальное будущее территории во многом зависит от возможности  обеспечения федеральными и региональными органами власти необходимых условий развития наукоемких производств.

В связи с этим одной из наиболее серьезных научных и практических проблем в этой сфере является оценка устойчивости и эффективности регионального развития, которая тесно связана с измерением потенциала региона и определением уровня его конкурентоспособности. При оценке регионального развития важно учитывать особенности индивидуального институционального потенциала каждой территории.

Регион как управляемая социально-экономическая система

Анализируя современные научные подходы различных исследователей к определению понятия «регион» в географическом, экономическом и социальном аспектах, можно отметить, что существующее многообразие подходов не решает проблемы, связанной с необходимостью учета всей совокупности характеристических признаков. Наиболее целесообразным представляется комплексный подход к определению «региона».

В этом контексте значительный интерес представляют работы академика А.Г. Гранберга, рассматривающего регион как топологическое понятие, как «определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов» [8].
Наиболее важными характеристиками региона можно считать целостность территории, общность и единство экономики, население, обладающее определенным уровнем образования, квалификацией и традиционно сложившимися навыками производства, выход на рынок с использованием имеющихся ресурсов, сложившиеся хозяйственную специализацию, тип и структуру экономического роста [3].

Анализ сущности и структуры категории «регион» привел к пониманию данной категории как сложной социально-экономической системы [10]. В самом широком смысле «экономическая система» трактуется как система общественного воспроизводства и потребления материальных благ. Под социально-экономической системой понимается сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ [11].

Социально-экономические системы относятся к классу управляемых систем. Коммерческие организации, административно-территориальные единицы, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации как объекты управления развиваются под воздействием внешних и внутренних факторов, меняющих во времени свою интенсивность. Процесс развития социально-экономической системы осуществляется через регулирование взаимосвязей и отношений между образующими систему внутренними элементами, а также взаимодействие системы с внешней средой.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одним из основных качеств социально-экономической системы является системное качество. Характерными чертами любой управляемой системы являются следующие:

  1. целостность, т.е. составляющие систему элементы по отдельности не будут выполнять всех тех функций, которые осуществимы только в комплексе;
  2. наличие цели управления;
  3. наличие более крупной среды, называемой внешней, со всеми ее воздействующими факторами;
  4. наличие внутренней среды в системе, включающей составные элементы системы;
  5. возможность деления системы на малые составляющие (подсистемы).

Возвращаясь к классу социально-экономических систем, управление можно определить как функцию системы, ориентированную на сохранение основного ее качества в условиях изменяющейся внешней среды, или на выполнение определенной программы, задача которой состоит в обеспечении устойчивости функционирования хозяйственной системы.

Каждый субъект (на территории Российской Федерации в настоящее время их насчитывается 85, в т.ч. 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа) имеет свои географические, экономические, политические и иные особенности. Так же и региональные системы – они расположены на территории различных размеров, имеют свои особенные природные характеристики, экономическую и промышленную специализацию.

Структура хозяйственной системы региона предопределяет следующие связи и отношения, прямо или косвенно отражающие процессы взаимодействия с окружающей средой:

  1. социально-экономические (общественное производство);
  2. экологические  (экологические системы);
  3. экономико-экологические (природопользование);
  4. эколого-экономические  (влияние природопользования на общественное производство);
  5. социально-экологические (оказываемое воздействие на природную среду населением);
  6. эколого-социальные (оказываемое природное воздействие среды на условия жизнедеятельности населения) [2].

Любая система стремится к устойчивому развитию. В рамках этой концепции региональная хозяйственная система может рассматриваться как подсистема национальной, «народнохозяйственной» системы, обладающая своими специфическими ресурсами и имеющая сложные отношения между субъектами экономических отношений, стремящаяся к сбалансированному, устойчивому развитию всех своих подсистем, несмотря на воздействие внутренних и внешних факторов.

На пути к устойчивому развитию приходится решать ключевые проблемы – это рациональное природопользование и воспроизводство условий жизни населения с учетом особенностей местности. Однако не все проблемы по территориальной организации производства можно решить на региональном уровне. В качестве примера можно привести размещение производств, оказывающих существенное влияние на состояние всей национальной экономики в целом. Принятие таких решений всегда останется за центральными экономическими органами власти [17]. Таким образом, в условиях рыночной экономики и создания постиндустриального общества важная роль в решении вопросов рационального природопользования, регулирования производства, охраны окружающей среды и защиты природных ресурсов отводится государству.

Стратегия экономического роста России в долгосрочной перспективе должна устойчиво опираться на региональные аспекты. Прежде всего, важной проблемой остается сглаживание государством между субъектами Федерации чрезмерной дифференциации в социально-экономическом плане. Актуальной задачей является максимально полное задействование существующего потенциала развития. В данном контексте важным становится выявление социально-экономических особенностей региона, формирующихся и развивающихся в процессе эволюции народного хозяйства [4].

Анализ показывает, что ключевыми характеристиками региона в Российской Федерации можно выделить следующие особенности:

  • регион в России – это, в первую очередь, субъект Федерации, независимо от занимаемой площади или географического расположения. Это связано с исторически сложившимися социально-экономическими условиями хозяйствования, природно-географическим положением, а также с административными, культурными связями;
  • регион обладает территориальной обособленностью, которая определяет не только его границы на карте, но и отличает его от других регионов по ряду специфических, социально-экономических, даже национальных черт;
  • каждый субъект обладает своей спецификой, природными, историческими, демографическими условиями;
  • каждый регион Российской Федерации выполняет свои функции в разделении труда национальной экономики, является уникальным субъектом хозяйствования со сложившейся отраслевой инфраструктурой, промышленной структурой, материальной базой и социальной сферой;
  • любые действия в экономической и политической жизни каждого субъекта Федерации должны быть направлены на формирование эффективной государственной политики в рамках межрегионального экономического взаимодействия;
  • социально-экономический потенциал региона составляют природные ресурсы, производственный потенциал, финансовый и инвестиционный капитал, трудовые ресурсы, а также научно-исследовательская и инновационная база;
  • регион – это целостная подсистема, входящая в состав единой социально-экономической системы страны.

Таким образом, регионы Российской Федерации отличаются исключительным разнообразием, что сказалось на сложившихся различиях в развитии региональных хозяйственных систем и, соответственно, в уровнях жизни населения. Важно отметить, что до сих пор не выработан единый механизм по сглаживанию этих различий, ведь каждый регион – это  неповторимость сочетания различных систем, что исключает возможность объединения регионов по типам (по сходству) по одному конкретному признаку.

Механизмы управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: стратегическое планирование

Современная система мирового хозяйства постоянно совершенствуется, наращивая свою продуктивность, даже в условиях ограниченных природных ресурсов. Именно это становится причиной того, что система находится в состоянии постоянной перестройки своих компонентов в целях повышения эффективности рационального использования капитала (как природно-сырьевого, так и интеллектуального). Последнее становится возможным благодаря инновационной деятельности в различных секторах и сферах экономики на уровне региона, государства и мирового сообщества.

Инновационная система – это термин, описывающий общественные производственные отношения в современных условиях развития производительных сил. Также в литературе часто встречается определение инновационной системы как системы взаимосвязанных институтов, предназначенной для создания, хранения, передачи знаний, навыков, которые определяют новые технологии [7, 9].

Существуют различные подходы к классификации инновационных систем. Если мы рассматриваем инновационное развитие на уровне региона, то разумно применить следующее видовое деление: пространственно-географическое, секторное и согласно широте производственной деятельности.

Можно сказать, что каждой системе присущ свой ключевой элемент, но также имеются и общие черты, присущие для всех инновационных систем. Первая общая характеристика – это предположение, что все национальные системы различаются в сфере специализации производства, науки и торговли. Вторым фактором является то, что важные для функционирования экономики элементы знания локализованы, т.е. не так-то легко переместить их из одной ниши в другую. И третье (основное) допущение – это фокус на взаимодействии и взаимоотношениях. Отношения рассматриваются как некие «носители» знания, а взаимодействие – как процесс «производства» и изучения нового знания.

Национальный инновационный потенциал формируется в рамках национальных инновационных систем, построение которых является одной из ключевых политических и экономических задач любого государства для поддержания и постоянного повышения своего уровня на международной арене.

В Российской Федерации управление развитием хозяйственных систем на мезоуровне в условиях формирования экономики инновационного типа осуществляется федеральном и региональном уровнях. Управление на федеральном уровне включает в себя формирование государственных структур, регулирующих развитие инновационного потенциала, сфер и механизмов инновационной деятельности, разработку инвестиционной и льготной налоговой политики, создание нормативно-правовой базы.

Рисунок 1. Структурная схема управления инновационным развитием экономики на мезоуровне [6].

В общем виде структурная схема управления инновационным развитием экономики на мезоуровне представлена на рисунке 1. Преимущественно управление осуществляется органами государственной власти местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и населением. Как уже упоминалось выше, регионы не равнозначны, каждый субъект имеет свои задачи в сфере реализации региональной инновационной политики. Как справедливо замечает автор [6], «не существует единого рецепта применения различных мер по реализации региональной научно-инновационной политики. Каждое государство и каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей». Органы государственной власти выполняют широкий круг задач, так как они являются одновременно и исполнителем, и автором нормативно-правовой политической базы. Они создают условия, стимулирующие реализацию инновационного развития региональных хозяйственных систем, а также сами действуют в этих условиях. Другие субъекты управления инновационным развитием региональных хозяйственных систем определяются по мере вовлечения их органами власти в этот процесс путем создания стимулирующих условий.

Политика регионального экономического развития претерпела некоторое количество эволюционных изменений с 1960-х годов, вызванных появлением различных парадигм экономической мысли. Многие из этих теорий продолжают оказывать влияние на образ жизни и мышление людей, на их планы на будущее, но, к сожалению, развитие большинства моделей осталось на уровне 1970-х годов как следствие нежелания и неготовности общества принять изменения. Многие регионы не могут перестроить свою экономику достаточно быстро, чтобы активно участвовать в глобальных производственных и технологических процессах постиндустриальной экономики.

Стратегия экономического развития хозяйственных систем играла ключевую роль в применении различных моделей экономической политики в течение всего времени (рисунок 2). Ключевым моментом перехода с одного типа стратегии на другой являлись так называемые экономические преимущества, которые повлекли три трансформации в течение всего периода (начиная со Второй Мировой войны и до наших дней).

Вплоть до середины 1970-х фокус плановой политики был сосредоточен на сравнительных преимуществах. Экономики планового типа были направлены в основном на достижение минимальных показателей издержек производства (труд, материалы, энергетические ресурсы, налоги и инфраструктура). Теория сравнительных преимуществ сильно укоренилась в тех экономиках, в которых производятся товары и услуги, а излишки производства реализуются на международном или внутренних рынках.


Рисунок 2. Эволюция экономической политики и эволюция формирования стратегии экономического развития [19].

В период 1980-х годов фокус региональной стратегии экономического развития стал перемещаться в направлении теории конкурентных преимуществ. Данная теория принимает во внимание «стоимостные» факторы, включая эффективность, производительность и нематериальные активы ( качество жизни, человеческий и социальный капитал) [15]. Отметим тот факт, что как теория сравнительных, так и теория конкурентных преимуществ, развиваются в экономике по модели «победа/поражение». В период глобализации, мультинациональные или транснациональные корпорации использовали региональные различия, образовавшиеся в результате применения в экономике теорий сравнительных и конкурентных преимуществ.

В начале 1990-х годов влияние глобализации изменило природу и местоположение производственных мощностей, послужив развитию теории кластеров [18]. Бизнес, основанный на принципах грамотного управления, чистого производства и обеспечения качества, стал более инновационным и продуктивным. Изменился подход к предпринимательству: предприятия и организации, считавшие себя конкурентами, стали организовывать альянсы, партнерства и иные формы сотрудничества для расширения возможностей выигрышного и успешного бизнеса. Таким образом, приходим к модели «победа/победа» и стратегии устойчивого развития и экономического роста. Это новая парадигма региональной стратегии экономического развития и планирования, которая зависит от возрастающей интеграции, кооперации и сотрудничества между бизнесом, правительством и обществом [16].

На рисунке 2 отмечены некоторые характеристики стратегии экономического развития региональных хозяйственных систем в теориях сравнительных, конкурентных и совместных преимуществ. В 1950-х годах региональная экономическая стратегия строилась на основе генерального плана и была направлена на увеличение производственных мощностей, развитие инфраструктуры и рынков. Генеральный план в регионах, как правило, контролировался правительством государства, был направлен на решение проблем дефицита жилья, товаров общего потребления и организации рабочих мест. Был сделан сильный акцент на развитие промышленности, поэтому региональные производственные мощности работали на благо повышения эффективности промышленного сектора государства.

В поздние 1960-е годы региональная экономическая стратегия переориентировалась с генерального планирования на целевое и позадачное планирование. Правительство играло определяющую роль в постановке целей и задач для регионального экономического развития, которые были направлены именно на достижение эффективности развития региональной экономики. При сохранении ключевой роли регионов в удовлетворении потребностей национальной экономики территории сохраняли автономность своего обособленного эффективного развития.

Структурное планирование, преимущественно связанное с географией экономической деятельности, стало основой стратегии развития в 1970-х годах как гибкая стандартизированная база для принятия решений.

К середине 1970-х годов стратегическое планирование в бизнесе начало оказывать влияние на планирование в других секторах экономики, в том числе и на планирование регионального развития. Стратегическое планирование включает в себя подготовку целей, задач и стратегий для организаций, для бизнеса и для регионов, чтобы получить преимущество положения в тех условиях окружающей среды, в которых они действовали. В большинстве случаев, это окружение считается относительно стабильным, так как последствия глобализации, открытие национальной и региональной экономики для конкуренции еще не оказали своего воздействия. Тем не менее стратегическое планирование продолжало оставаться основой организации стратегии экономического развития региональных хозяйственных систем даже после того, как последствия глобализации стали более заметными.

Растущая озабоченность проблемами окружающей среды, социальными вопросами и задачами экономической устойчивости привела к появлению интегрированного стратегического планирования экономического развития в 1990-х годах. В итоге, интегрированное стратегическое планирование экономического развития привело к возобновлению интереса к области кластеров и роли «смарт» инфраструктуры в процессах экономического развития.

Не удивительно, что эволюция региональной политики и стратегии планирования экономического развития значительно варьируется между странами, а также и внутри них. Вплоть до 1990-х годов социалистические страны продолжали использовать генеральное планирование как основу экономического планирования на национальном и региональном уровнях. В развитых странах сдвиг в парадигмах от целевого и позадачного планирования к интегрированному стратегическому планированию проходил гораздо быстрее. Это частично явилось результатом экспортной зависимости большинства стран из этого перечня, а также необходимости повышения конкурентоспособности.

Однако глобализация в сочетании с растущей глобальной озабоченностью по вопросам экологических и социальных проблем, оказывающих влияние на национальное и региональное экономическое развитие, ведет к большему сближению идей по экономической политике и планированию – получило свое развитие мультисекторное интегрированное стратегическое планирование.

Таким образом, чтобы иметь конкурентные преимущества в глобальной экономике, региональные производства должны адаптироваться и быть готовыми к последствиям тех перемен, которые происходят в экономической политике и стратегии, и, соответственно, конструировать гибкую стратегическую инфраструктуру.

В последние годы в Российской Федерации ведется довольно активная работа по созданию инновационной системы. К сожалению, заимствование зарубежного опыта не привело к ожидаемым положительным результатам, так как оно происходило путем переноса отдельных элементов целостных механизмов. Отдельные элементы инновационной системы оказались не связаны друг с другом, с другими секторами экономики. Выделяются следующие подходы к формированию системы и инструментов управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: процессный, институционально-эволюционный, рыночный и консолидирующий лидерский (таблица 1) [13].

Таблица 1 — Подходы к формированию системы и инструментов управления инновационным развитием экономики на мезоуровне

Подход

Сущность подхода

Процессный Управление инновационным процессом, инновационный менеджмент (реализация научных результатов, инновационных бизнес-проектов по производству новых продуктов).
Институционально-эволюционный Интеграция технологии, менеджмента и культуры в определенных институциональных формах.
Рыночный Развитие предпринимательства и посредничества.
Консолидирующий лидерский Стратегическое государственное управление и регулирование научно-инновационного и производственного процесса, консолидация научно-инновационного потенциала, всех форм и видов бизнеса.

В настоящее время во многих российских регионах отмечается низкая динамика формирования экономики инновационного типа. Среди факторов, оказывающих влияние на данную негативную тенденцию, можно отметить следующие:

  • определенная доля риска инвестирования в новые инновационные отрасли в условиях глобального кризиса и неустойчивого положения мировой экономики;
  • необходимость вложения в инновационные сферы больших объемов инвестиционных ресурсов;
  • длительный срок окупаемости вложенных инвестиционных ресурсов в инновационные сферы;
  • несовершенство правового обеспечения научно-технической, исследовательской и инновационной деятельности;
  • специфичные особенности внутреннего рынка региона.

В качестве основных целей государственной инновационной политики в Российской Федерации выступают:

1) содействие повышению инновационной активности, задача которой состоит в обеспечении роста конкурентоспособности национальной продукции за счет освоения достижений научно-технического прогресса и производственного обновления;

2)  поддержка составляющих основу современного технологического уклада базисных и улучшающих инноваций;

3)  государственное регулирование инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности и интересов инновационного предпринимательства;

4) содействие развитию инновационной деятельности, трансферту технологий на уровне страны и регионов, инвестиционному сотрудничеству [5].

Анализ существующих теорий и практического опыта позволяет выделить важнейшие положения стратегии инновационного развития:

  • распространение современных технологий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, освоение новых рынков, повышение уровня и качества жизни населения;
  • поддержка передовых исследований и опытно-конструкторских работ, формирующих основу для новых технологий;
  • повышение производительности труда;
  • инвестиции инновационного характера, модернизация экономики, сбережение ресурсов, развитие инновационной инфраструктуры [12].

Кроме того, необходима выработка эффективных механизмов, обеспечивающих максимальную результативность управления инновационным развитием экономики на мезоуровне. Эти механизмы могут включать [14]:

  • создание стратегических планов в области инвестиций и инноваций в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
  • разработка научно-технических и инновационных целевых программ важнейших критических технологий;
  • разработка инновационных проектов регионального (государственного) значения, реализующих отдельные направления критических технологий.

Динамика инновационного развития является важнейшей характеристикой экономического состояния и потенциала хозяйственных систем на мезоуровне. Именно инновационная структура определяет стратегические параметры перспектив развития региона, уровней его экономической безопасности, социальной стабильности и благосостояния населения [1].

Заключение

В настоящее время инновационное развитие стало одним из самых важных элементов социально-экономического развития страны и её регионов. Проблема создания инновационной экономики является ключевой проблемой развития страны в условиях перехода к постиндустриальному типу развития инфраструктуры хозяйства, и для её решения требуется разрабатывать и внедрять эффективные инновационные проекты.

Каждый субъект Федерации представляет собой сложную социально-экономическую систему со своим потенциалом развития. Инновационное развитие экономики на мезоуровне напрямую связано с формированием собственной стратегии и плана развития основных территориальных отраслей на среднесрочную перспективу, что составляет основу стратегического планирования и эффективной государственной полтики по формированию экономики инновационного типа. Инновационный характер региональной экономики также должен максимально поддерживаться государством в нормативно-правовых документах социально-экономической направленности.


Библиографический список

  1. Арсентьев А.С. Диагностика инновационной деятельности в региональной экономике (на примере Владимирской области) [Электронный ресурс] / Арсентьев А.С. // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3 (35).  – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3276.
  2. Бородин А.И. Региональные экономические системы и их устойчивость / Бородин А.И. , Кисилева Н.Н. // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право.  – 2011. – Вып. 4. – С. 3-7.
  3. Бутов, В. И. Основы региональной экономики: учеб. пособие для вузов / Бутов  В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П.. – М. : Университет, 2000. – 409 с.
  4. Гасанов М.Н. Социально-экономические особенности различных типов регионов: инновационный аспект / Гасанов М.Н. // Инновационный Вестник Регион (ИнВестРегион). – 2010. – № 4. – C. 9-15.
  5. Глазьев С.Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112564.
  6. Гневко В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики: монография / Гневко В.А.. – СПб.: Изд-во Ин-та управления и экономики, 2004. – 480 с.
  7. Гохберг Л.М. Инновационные процессы: тенденции и проблемы / Гохберг JI.М.,  Кузнецова Т.Е. // Экономист. – 2002. – № 2. – С. 51-59.
  8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Гранберг А.Г. – 3-е изд. – М.: Теис, 2003. – 495 с.
  9. Зоидов К.Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования / Зоидов К.Х. – М.: ИПР РАН, ЦЭМИ РАН, 2006. – 168 с.
  10. Казаченко Л.Д. Регион как объект исследования [Электронный ресурс] / Л.Д. Казаченко // Известия ИГЭА. – 2012. – № 2. – Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/pdf.aspx?id=13585.
  11. Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Мукосеев Д.В. // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 5. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11995.
  12. Названова К.В. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности развития региональных хозяйственных систем: аспект инновационности / Названова К.В., Захаров П.Н. // Владимир: Транзит-Икс. – 2015. – 138 с.
  13. Порошина О.О. Концептуальные основы формирования стратегии региональной инновационной политики / Порошина О.О.. – М.: Диалог, 2009. – 156 с.
  14. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 355 с.
  15. Fukuyama F. Trust: the social virtues and creation of prosperity / F.Fukuyama. – N.Y.: Free Press, 1995.
  16. Huxham C. Creating Collaborative Advantage / C. Huxham.  London: Sage Publications Ltd., 1996.
  17. Johnson B. Economic Development and the National System of Innovation Approach / B. Johnson, Ch. Edquist, B.-A. Lundvall // First Globelics Conference, Rio de Janeiru, 2003.  24 p.
  18. Porter M.E. Location, Competition and economic Development: Local Clusters in a Global Economy / M.Е. Porter // Economic Development Quarterly. 2000.  vol.14, no. 1. pp.15-34.
  19. Stimson R.J. Regional Economic Development Analysis and Planning Strategy / R.J. Stimson, R.R. Stough, B.H. Roberts.  Springer, 2006.  452 p.