Мониторинг качества жизни населения как инструмент оценки эффективности управления на муниципальном уровне

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
feraru22@mail.ru

Аннотация

Актуальность исследования. В связи с тем, что проблема повышения роли местной администрации в решение социальных вопросов жителей городов и поселков в большей степени зависит от эффективности управления на муниципальном уровне, особую актуальность приобретает исследование инструментов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе управления муниципальным образованиями. 
Предметом исследования выступают методы и инструменты оценки эффективности управления на муниципальном уровне.
Задачи исследования: обосновать роль мониторинга качества жизни населения как инструмента оценки эффективности управления на муниципальном уровне; раскрыть теоретическую сущность понятия «качество жизни»; представить современные методологические подходы и рекомендации по оценке эффективности муниципального управления.
Методология исследования: методологической основой исследования являются системный подход и метод диалектического познания, позволившие систематизировать и обосновать теоретико-методологические подходы, раскрывающие сущность и роль мониторинга качества жизни населения как инструмента оценки эффективности управления на муниципальном уровне.

Ключевые слова

мониторинг, качество жизни, муниципальное образование, эффективность муниципального управления.

Рекомендуемая ссылка

Ферару Галина Сергеевна
Мониторинг качества жизни населения как инструмент оценки эффективности управления на муниципальном уровне// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (57). Номер статьи: 5707. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5707/
В настоящее время все более значимой становится проблема повышения роли местной администрации в решении социальных вопросов жителей городов и поселков, круг которых достаточно широк. Сюда относятся вопросы здравоохранения, среднего и профессионального образования, область работы муниципального транспорта, деятельность жилищно-коммунальных служб и др.

В Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной РФ, указывается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя и их существование обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

Потенциал сложной динамичной социально-экономической системы, какой является любое муниципальное образование (МО) – это возможность устойчивого саморазвития, которое означает выполнение функций жизнеобеспечения населения на собственной ресурсной базе за счет более эффективного ее использования, при котором незначительные изменения внешних условий не сказываются негативно на результатах функционирования МО.

Одним из инструментов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе управления муниципальным образованиями, является система социально-экономического мониторинга, способная постоянно отслеживать меняющиеся с течением времени потребности населения условия, определять точки наибольшего социального напряжения и проводить программу действий, наиболее мягко преодолевающих имеющиеся в социальной сфере того или иного муниципального образования негативные явления.

Социально-экономический мониторинг включает в себя целый ряд направлений, среди которых можно выделить: мониторинг качества жизни населения; мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем; мониторинг хода реформ на территории; мониторинг величины социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.

Среди многообразия видов социально-экономического мониторинга особое место занимает мониторинг качества жизни населения, т.к. конечным критерием любых экономических преобразований, в том числе на местном уровне, является улучшение качества жизни населения.

Еще в 2004 г. Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России. С этого времени проблема измерения и оценки качества жизни населения России перешла в плоскость решения практических задач.

Качество жизни – понятие, выделяющее  и характеризующее посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей [1]. Понятие качества жизни акцентирует внимание на ценностно-смысловой стороне образа жизни общества и человека, анализирует социальное, человеческое измерение роста эффективности новых технологий, новых возможностей потребления, суммирует эффект технического, экономического и политического процессов, происходящих на данной территории.

Из сказанного вытекает определение понятия «качество жизни», положенное в основу разработки номенклатуры показателей его оценки: качество жизни человека (индивида или социума)– это оценочная категория жизни человека (социума), обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Как следствие, качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих Г.Ю. Злобина выделяет (в  значительной мере условно) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни  населения, образ жизни населения [2].

Особое значение в практическом плане приобретает вопрос о критериях оценки качества. Критерии качества жизни населения территории – это совокупность признаков, посредством которых дается оценка  достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития МО, т.е. эффективности управления на муниципальном уровне [3].

Измерение качества жизни населения имеет смысл только в том  случае, когда  его результаты используются в управлении социальными процессами, субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, пересматриваются размеры затрат по статьям расходов,  одним словом тогда,  когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей  контур управления [4].

Соответственно, такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями.  Эту задачу должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социально-экономического мониторинга.

Под мониторингом качества жизни насе­ления, как инструмента социального менеджмента, Т. А. Шафиуллина понимает научно обоснован­ную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жиз­необеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о по­требностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их при­родном и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений  на  государственном, региональном и муниципальном уровнях [5].

В связи с переносом центра тяжести в решение многих важных проблем экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации эффективного управления муниципальным образованием.

Эффективность муниципального управления – это результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики [6].

Повышение эффективности работы органов власти – одна из важнейших задач, стоящих перед страной. Важными шагами в этом направлении явились появление двух указов Президента: Указ от 28.06.2007 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и Указ от 28.04.2008 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [7]. Оба документа и вводимая ими система оценки стали инструментом встраивания органов власти различного уровня в реализацию национальной стратегии, обозначенной Президентом.

Выделяют три уровня критериев эффективности муниципального управления: а) общая социальная эффективность; б) эффективность организации и функционирования муниципального управления; в) эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Своеобразным стратегическим ориентиром эффективности управления на муниципальном уровне предстает устойчивое социально-экономическое развитие территории и формирование новой корпоративной культуры населения, которые в целом определяют формирующиеся отношения в местном сообществе,  положение и роль человека  в  нем, качество индивидуальной и коллективной жизни.

В оценку эффективности  деятельности  муниципального образования включены специальные замеры, которые позволяют анализировать динамические ряды, характеризующие процессы «проедания» территориальных ресурсов,  отслеживать неблагоприятные с точки зрения заботы о будущих поколениях тенденции [8].

Иными словами, измерение качества жизни современного муниципального сообщества содержит в себе некоторую комплексную оценку того, какую среду обитания, какие источники для сохранения и воспроизводства жизненных сил, какие механизмы и институты, определяющие возможности для самовыражения, самореализации человека, подготовлены в настоящее время для передачи будущим поколениям. Как следствие, критерий эффективности муниципального управления определяет не только оптимальность управления организацией, но и характеризует качество труда в управляющей системе.

В настоящее время при определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий [3].

Интегральный  подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

Объективные и субъективные критерии, сосуществуя и дополняя друг друга в одной системе, с разных сторон отражают объективные условия жизни  и субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом условиями жизни.

Комплексный показатель качества жизни является сверткой показателя качества населения и условий его жизни и показателя качества жизнедеятельности населения.

Показатель качества населения и условий его жизни включает следующие параметры: демографический потенциал населения, здоровье населения и качество здравоохранения, духовно-психологический потенциал и качество услуг культуры, образованность населения и качество системы образования, социальное самочувствие населения, материальное благосостояние населения, социальную и экологическую безопасность населения.

Показатель качества жизнедеятельности населения включает в себя качество жизни в следующих сферах: семейной жизни, трудовой деятельности, досуга, общественно-политической жизни.

Интегральный подход является актуальным еще и потому, что многие составные элементы качества жизни (например, удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «неизмеряемых»  элементов относятся также индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п. [9].

Наряду с обобщающей оценкой качества жизни с помощью интегральных индикаторов, частный подход направлен на более глубокую проработку отдельных составляющих качества и уровня жизни, таких как состояние здоровья, образования, жилищного обеспечения, сферы досуга и отдыха.

Обобщая показатели оценки качества жизни населения, можно составить иерархическую систему статистических интегральных и частных критериев.

Рисунок 1 — Иерархическая система статистических интегральных и частных критериев качества жизни населения

Система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических. Причем каждое из основных структурных составляющих качества жизни населения нуждается в своем наборе методов.

Таким образом, мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях  и обеспечения устойчивого развития муниципального образования.

Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику МО.

Результаты социологического мониторинга могут служить базой для создания комплексного плана социального развития, который охватывает все структурные элементы МО в их взаимосвязи и взаимообусловленности, предусматривая поэтапное решение поставленных задач развития.


Библиографический список

  1. Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика / Баженов С.А. — М.: ЭКОС, 2002. — 178 с.
  2. Злобина Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Злобина Г.Ю. — М.: Социум, 2007. — 96 с.
  3. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. — М.: ЦЭМИ РАН, 2000. — 118 с.
  4. Иванова Л. А. Качество жизни: Стратегия XXI века / Иванова Л. А., Музаферова Г. В., Сапожникова Н. В., Лушникова В. Н. — Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2002. — 124 с.
  5. Шафиуллина Т. А. Теоретические основы социально-экономической категории «уровень жизни» / Шафиуллина Т. А.// Изв. Акад. труда и занятости. — 2000. — № 3,4.- С. 79 – 82
  6. Постановление Госкомстата России «Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» от 09.01.98г. № 2.
  7. Указ Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2003.
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1313-р от 11 сентября 2008 г. «Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4455.
  9. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. — М.: Гардарики, 2006. — 223 с.