Инновационный подход - основа корректировки управления инвестициями

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Россия, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
mustafaev@komisc.iespn.ru


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник
Россия, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
spiryagin@komisc.iespn.ru

Аннотация

На современном этапе рыночного функционирования одним из аспектов обеспечения устойчивости экономики является развитие инновационного подхода в управлении инвестициями ее отраслей, подотраслей и видов деятельности. Следовательно, в условиях всеобщего кризиса инвестиций разработка инновационного механизма в управлении инвестициями представляет собой не только обеспечение наилучшего варианта оптимизации менеджмента, но и достижение разумной структурной организации системных отношений в экономике. Это означает, что обеспечение эффективной системы управления инвестициями в экономике, в той или иной степени, определяет закономерности формирования системных отношений в экономике в различные периоды его функционирования, характеризуемые циклической целостностью разновременного развития.

Ключевые слова

инновационный подход, системные отношения, корректировка, управления, преобразования, системные элементы, целесообразность, диагностика. 

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Мустафаев Азиз Агасалимович , Спирягин Василий Игоревич
Инновационный подход - основа корректировки управления инвестициями// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (60). Номер статьи: 6005. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6005/
Введение. Изложен научный подход к актуальной проблеме корректировки управления инвестициями экономики. Ключевая роль в решении данной проблемы принадлежит как хозяйствующим субъектам, так и государству, радикальному изменению организационно-управленческой политики государства в экономике. Основная функция государства при этом состоит не только в финансовой поддержке развития экономики, но и в оказании той помощи, которая способствует периодической корректировке управления инвестициями в экономической, социальной, экологической, инфраструктурной и рыночной системе в целом, преодолению многочисленных вертикальных барьеров и сложных горизонтальных противоречий на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях.

Постановка проблемы. В условиях быстро изменяющихся рыночных отношений, высокой неопределенности и нестабильности финансово-хозяйственной системы важной задачей является периодическое совершенствование управления инвестициями экономики. Корректировка управления инвестициями должна содержать не только методы диагностики и оценки деятельности отраслей и предприятий, но и организационные элементы изменений в структуре бизнес-процессов, справедливое (равноправное) распределение межотраслевых финансово-инвестиционных потоков. Это говорит о том, что в практических ситуациях необходимо использовать совокупные элементы для комплекса управленческих решений, поскольку система управления инвестициями представляет собой достаточно сложную систему внешних и внутренних связей. Она включает в себя как государственное (федеральное и региональное), так и муниципальное и хозяйственное управление инвестициями, каждое из которых требует определенных инвестиционных преобразований в рамках своих полномочий и реально действующих инвестиционных установок.

С углублением международных рыночных отношений, глобализацией множественных социально-экономических проблем, особенно в области развития мировых инвестиционных процессов, основная задача состоит в ускорении темпов применения инновационных составляющих в управлении инвестициями экономики. Из-за этого очень мало внимание уделяется таким проблемам, «как согласование целей развития, направления взаимодействия, средства преобразования, связи управления и действия отдельных подсистем при принятии и реализации инвестиционных решений, обеспечивающих целостность подхода к решению сложных задач» [1, с.71].

Отметим, что управление инвестициями тесно связано со стратегическими целями и задачами экономики, особенно формированием полноценного инвестиционного потенциала и обеспечением его эффективности. При этом концентрация финансовых, материальных и нематериальных ценностей на ключевых направлениях экономики облегчает ситуацию не только в области расширения масштабы применения инновационной продукции, но и обеспечения текущий и будущий спрос по инвестициям. Это особенно характерно для слабо финансируемых сфер экономики, которые длительный период времени находятся в условиях глубокого финансово-хозяйственного дисбаланса и циклических колебаний инвестиционного функционирования. В условиях глобализации социально-экономических, экологических, инфраструктурных, демографических и рыночных отношений, периодически проводимая инновационная корректировка в управлении инвестициями представляет собой эффективное решение ключевых задач, четкое видение экономической ситуации и стратегии развития экономики, что не оставляет сомнений в актуальности исследования.

Возникает вопрос о проведении регулярной корректировки систем управления инвестициями в экономике, достижении наилучших принципов, методов и механизмов приобретения и освоения капитальных средств. С точки зрения оценки значимости данной системы наиболее целесообразными являются постоянно проводимые процедуры улучшения состояний и качественных характеристик ее элементных структур, что дает возможность минимизировать различного рода инвестиционные риски и сделать экономику более определенной, предсказуемой и конкурентоспособной. Основу конкурентных преимуществ в системе управления инвестициями экономики составляют следующие факторы: справедливое распределение инвестиций в отраслевых (региональных) структурах экономики; повышение уровня инновационного потенциала в составе инвестиционных ресурсов; комплексное управление инвестиционными задачами, позволяющими увеличить возможности расширения и эффективного использования материальных и нематериальных ценностей; более четкое выявление особенностей отраслевой структуры и их конъюнктуры в национальной и международной экономике в целом [2, с.197]. Вопреки данным обстоятельствам, базой для формирования стратегии развития экономики и обеспечения эффективности управления инвестициями должен быть так называемый стратегический анализ.

С этой точки зрения управление инвестициями в экономике принадлежит к разряду очень сложных и многофункциональных систем. Оно охватывает широкий диапазон вертикальных и горизонтальных финансово-инвестиционных, научно-организационных и производственно-рыночных отношений на различных макро-, мезо- и микроэкономических уровнях и координатах (международный, межрегиональный, межотраслевой, среди предприятий). Особое внимание требуется уделить реально действующим структурам управления инвестициями, которые дают возможность определить более точно действия в области улучшения различных параметров инвестиционно-инновационного потенциала отраслей, подотраслей и видов деятельности. Это, в свою очередь, требует необходимости ориентироваться на использование наилучших методов и механизмов в управлении инвестициями экономики, устранение всевозможных инвестиционных потерь, обеспечение эффективности размещенных и используемых денежных и капитальных средств.

С учетом существующего функционального разнообразия и особенностей функционирования отраслей и видов деятельности, управления инвестициями в экономике требуется как общий, так и дифференцированный подходы. Исходя из этого, менеджеры любого сектора экономики, имеющие финансовые возможности и научно-обоснованную разработки инвестиционного проекта, должны более четко понимать конкретные инвестиционные потребности различной по сути и характеру сфер деятельности, предопределять перспективы и возможности обеспечения эффективности эксплуатируемых капитальных средств, получения соответствующего дохода или иного полезного эффекта.

Поэтому для обеспечения эффективности управления инвестициями отраслей и предприятий немаловажной задачей представляется применение информационных систем, характеризующих масштабность и окупаемость инвестиционных проектов. Только регулярно проводимый анализ и эффективная информационная технология способны выявить реальные возможности движения средств и ресурсов проекта, раскрыть суть существующих тенденций и динамику изменения состояний используемых капитальных средств, предопределить дальнейшие объемы вложений и удельные веса в них инновационных составляющих. При этом внедрение различных методов определения эффективности инвестиционных ресурсов дает возможность раскрыть степень эффективности управления инвестиционным проектом, выявить целостную картину движения по перспективе. Согласно данным обстоятельствам, главными условиями для любого процесса управления инвестициями экономики можно назвать высококачественное информационное обеспечение, а по решаемым функциональным задачам — определение исходных значений и тесных взаимосвязей элементных структур данного управления.

Целью статьи является обоснование ключевых задач для периодической корректировки управления инвестициями в экономике, внесение масштабных позитивных изменений в методы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью, устранение существующих недостатков в системе управления инвестициями в целом. Практическая значимость данной проблемы заключается в эффективности и способности содействовать позитивным решениям устойчивого функционирования отраслей, подотраслей и видов деятельности в экономике. Следовательно, при реализации основного требования современной парадигмы устойчивого развития экономики важное место принадлежит периодической модернизации инвестиций.

Современный облик экономической жизни требует совершенно новой, научно обоснованной разработки стратегических программ по эффективному управлению инвестициями в экономике, дифференцированных по отраслям и видам деятельности. Это, в свою очередь, требует закрепления базовых принципов управления инвестициями в законодательных актах, обеспечения рационального сочетания федеральных и региональных органов в управлении инвестициями, достижения необходимых структурных перестроек на различных уровнях и координатах хозяйственной деятельности.

Для приближения к необходимой цели следует выяснить и обеспечить многокритериальную ресурсную классификацию в системе управления инвестициями экономики. Она, строясь на основе определенных принципов, имеет следующие функциональные значимости:

  • выявление особенностей и характера функционирования отраслей, подотраслей и видов деятельности;
  • раскрытие различных по сути и характеру региональных особенностей функционирования отраслей и конкретных предприятий;
  • выполнение поставленных задач на основе изучения производственной специфики, технологий и сложившейся ситуации на рынке;
  • обеспечение справедливого ресурсного распределения (разрешение существующих конфликтных ситуаций) и принятие оптимальных решений по размещению средств;
  • диагностирование и разрешение проблем, возникающих не только на уровнях внешних, но и во внутренних структурах управления инвестициями, особенно в предпринимательской деятельности.

Изложение основного материала исследования. Регулятивные темпы корректировки в управлении инвестициями, обогащая содержательные аспекты системы управления экономикой, занимают ведущие места среди явлений, которые способствуют периодическому улучшению состоянии эксплуатируемых ресурсов. Устойчивость модернизации инвестиций является основой повышения уровня экономического развития в целом. С этой точки зрения категория «управления инвестициями» тесно связан с категорией «уровень экономического развития». Следовательно, корректировка управления инвестициями – это и инновационные результаты, и применяемые новшества в процессах управление инвестициями. Как правило, периодическое совершенствование методов эффективного использования ресурсов и улучшение организационно-управленческих механизмов хозяйственной деятельности способствуют достижению росту выпуска собственной товарной продукции с более ценными и конкурентоспособными свойствами. Эффективные методы и механизмы управления инвестициями становятся основными факторами роста конкурентоспособности предприятий.

Отсюда следует также вывод, что полноценное управление инвестициями воплощает в себе ключевые моменты развития экономики, ярко отражаемые в устойчивости отраслей и предприятий. При этом следует особо отметить, что эффективная система управления инвестициями должна охватывать не только большой ареал финансовой трансформации, но и обеспечение наилучших инновационных результатов по их применению в хозяйственной практике. Поэтому в современных условиях развития экономики инновационный подход к управлению инвестициями является основополагающим фактором, обеспечивающим целенаправленное преобразование инвестиционно- инновационной системы экономики в целом.

Что касается определения эффективности и масштабов инновационных проектов, то в качестве самостоятельного подразделения они должны быть отделены от общего инвестиционного проекта и носить дифференцированный характер. Для этого обычно используются специальные методы измерения эффективности инновационных составляющих и определения перспективных возможностей улучшения состояний проекта. Это, в свою очередь, требует разработки долгосрочных прогнозов не только в области инновационной, но и в общей инвестиционной деятельности с улучшением ее управляемости. Нельзя забывать о том, что система управления инвестициями экономики предполагает «обеспечение нормативного, методического и информационного единства» [3, с.122].

Подчеркнем, что в зависимости от множества объективных и субъективных факторов и степеней эффективности управления, показатель рентабельности инвестиций может существенно изменяться. В перечень изменения следует отнести: 1) изменение количественных и качественных параметров инвестиционно-инновационных систем экономики; 2) повышение (понижение) степени эффективности управления капитальными ресурсами; 3) усиление (снижение) роли государства в управлении различными видами инвестиций; 4) изменение экономических инструментариев и правовых актов в области управления инвестициями; 5) расширение (сужение) возможностей использования административных ресурсов; 6) изменение степени достоверности разработанной стратегии развитии отраслей на перспективу.

Отметим, что корректировка управления инвестициями занимает ключевое место и имеет огромное значение в развитии экономики, особенно в области улучшения технологии управления капитальными ресурсами, повышения рентабельности операционных активов. Это говорит о том, что на любых уровнях и в условиях управления инвестициями необходимо применять такие принципы и методы, которые носят системно-модернизированный характер. Результативность данного обстоятельства тесно увязана с проведением глубокого финансового, инвестиционного, хозяйственного и рыночного анализа путем сопоставления ретроспективных и реальных ситуаций с перспективными задачами. Следовательно, анализ рентабельности инвестиций экономики более ярко отражает истинную картину всего двумя показателями: инвестиции и прибыли (затраты и отдач).

Если учесть, что инвестиции – это вложения денежных средств, в те или иные сферы экономики с целью последующего извлечения прибыли, то они требуют более достоверной разработки инвестиционного проекта, определения оценки – отдачи данного проекта как для конкретной отрасли и предприятия, так и для экономики в целом. Это обязывает инвесторов и менеджеров вести регулярной поиск оптимальных вариантов управления инвестициями, делать выбор наиболее эффективных (выгодных) направлений хозяйственной деятельности. Нельзя забывать о том, что без активной роли государства осуществление всесторонней модернизации, корректировка управления инвестициями экономики маловероятны.

Все вопросы, которые тесно связаны с управлением инвестициями в экономике, требуют разработки собственной методологической концепции, характеризуемой совокупностью социально-экономических и других теорий, имеющих тесные связи с практикой. Следовательно, с практической точки зрения модернизация, корректировка управления инвестициями представляют собой комплекс социально-экономических, технологических, интеллектуальных, экологических, инфраструктурных и других преобразований для достижения наилучших хозяйственных результатов.

Принципиальная задача состоит в разграничении всевозможных подходов к управлению инвестициями в отдельных сферах экономики, выявлении их целей и задач, принципов и способов модернизации. При этом немаловажная роль в управлении инвестициями принадлежит тем принципам и факторам, которые более четко разделяют значимость различных структур экономики, дифференциацию по регионам, отраслям и предприятиям. Отсюда следует вывод, что «по сути, речь всегда идет о многоцелевом управлении, которое вынуждено решать параллельно все перечисленные задачи, только в различном соотношении» [4, с.141].

Говоря о сущности инновационного подхода к управлению инвестициями, необходимо понимать, что это есть системное преобразование инвестиционной деятельности в экономике. Исходя из этого, менеджеры любой компании или предприятия должны четко понять, что качественное преобразование в управлении инвестициями – это есть переход от одной формы управления к другой со всеми присущими такому переходу положительными чертами, которые способствуют проявлению новых признаков и формированию позитивных явлений для улучшения параметров управления в экономике. С этой точки зрения корректировка должна охватить ключевые задачи в управлении инвестициями, обеспечить системно-позитивное изменение существующих недостатков, обогатить сущность явлений и содержание взаимодействующих элементов управления в целом.

Как правило, более достоверная инновационная концепция должна четко предопределить предстоящее управление инвестициями экономики, выявить базовые принципы системного финансирования инвестиций и определить эффективность совокупных активов на перспективу. Управление инвестициями создает шансы для преодоления экстремальных хозяйственных ситуаций и достижения высоких результатов с оптимальными затратами. Это означает, что модернизация инвестиций дает возможность принять правильные решения для хозяйственной деятельности, активизировать процессы применения инновационных результатов и обеспечить высокую отдачу от действующих активов.

Таким образом, применение инноваций в процессах управления представляет собой изменение хозяйственного кругооборота, порождаемого системой и инвестициями. С помощью разработки достоверной инвестиционно-инновационной концепции они способствуют решению комплекса задач, развитию социально-экономической системы в целом. Регулярно проводимые инновации дают возможность не только раскрыть соответствующие ресурсные требования, но и выявить внутренние закономерности долгосрочного развития отраслей экономики. Это дает четкое представление о специфических целях и задачах различных сфер экономики, более ясно отражает их территориальные (региональные) особенности и интересы перспективного развития.

По сути, в рамках решения основных задач управления инвестициями экономики необходимо сформировать не только соответствующие принципы и необходимые условия развития отдельных сфер, но и обеспечить структуризацию регионов как сложной социально-экономической системы. Это облегчает познание внутренних и внешних взаимосвязей, закономерностей и направлений развития экономики, выявление региональных особенностей, определение стартовых позиций и условий эффективного функционирования инвестиционными ресурсами на длительный период времени. С этой точки зрения, «система управления является системообразующим элементом, позволяющим объединить структурные элементы социо-эколого-экономической системы «регион» в единое целое и обеспечить ее движение к достижению поставленных целей» [5-с.142].

Поэтому решение проблем формирования эффективного управления инвестициями экономики должно исходить как из общефедеральных, так и из региональных интересов с сохранением экономической, социальной, экологической безопасности. При этом основные перспективные задачи управления инвестициями должны исходить из ретроспективной оценки тенденций и результатов экономических, социальных, экологических и других важных процессов, непосредственно влияющих на различные стороны территориально-хозяйственной системы экономики в целом. Что касается финансирования из бюджета, то она может повлечь определенное изменение в организационно-управленческой структуре экономики, но в зависимости от различий в степени инвестирования, которое носит довольно продолжительный характер.

Важным моментом является обеспечение разных сфер экономики научно-методическими рекомендациями управления инвестициями, которые в свою очередь, требуют проведения регулярного анализа практических значений конкретной хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство характеризует многоцелевое управление инвестициями экономики, комплекс необходимых задач на разных уровнях и координатах территориально-отраслевых соотношений. Полноценная система управления инвестициями экономики способна улучшить содержание хозяйственной деятельности, ярко выраженной в оценках качественного преобразования.

С этой точки зрения система управления инвестициями представляет собой те системообразующие элементы, которые определяют суть бизнес-процессов, выделяют основные и вспомогательные структурные единицы отраслей и предприятий, устанавливают и контролируют сроки и этапы исполнения инвестиционного проекта. Такая система управления, воплощая в себе основные принципы урегулирования «межотраслевой процессной модели», способна координировать инвестиционные параметры экономической, социальной, экологической, инфраструктурной, демографической подсистемы в целом. Это требует регулярного проведения анализа финансового состояния, изучения методов, инструментов и технологий управления различных сфер и вид деятельности.

Вопреки некоторым обстоятельствам, следует рассматривать содержательную часть управления, которая в достаточной степени отражается не только в различных уровнях и координатах социально-экономического развития, но и в урегулировании рыночных отношений. С этой точки зрения большое значение имеет изучение инвестиционных задач в процессах формирования рыночной инфраструктуры, развитие рыночных отношений в рамках конкретных видов продукции и административно-территориального деления. Так как рынок, являясь сферой обмена и реализации, представляет собой очень сложную организационную и управленческую систему, то он воплощает в себе совокупность регулируемых отношений производителей, потребителей и государство. Последняя, в той или иной степени, связана с эффективностью распределения (перераспределения) бюджетных финансовых ресурсов и активизацией движения инвестиций. Следовательно, жизнеспособность сфер экономики и их рыночное преобразование во многом зависит от благоприятных условий финансирования и методов управления инвестициями.

Сегодня во многих отраслях экономики индивидуальный и разнонаправленный порядок рыночного функционирования не опирается на эффективный механизм управления инвестициями. Он не может охватить и упорядочить механизмы системного функционирования капитальными ресурсами. Существенное место в упорядочении механизмов управления инвестициями различных сфер принадлежит как местным (региональным), так и федеральным органам. Механизмы управления инвестициями экономики могут стать эффективными только тогда, когда они соответствуют стандартным процедурам проведения анализа и реализации решений, поэтапно включающие: нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научное, финансовое, социально-психологическое и другое обеспечение. Жизнеспособность социально-экономической среды также зависит от благоприятных условий и эффективных методов и механизмов управления инвестициями, что, в свою очередь, позволяет устранить многочисленные вертикально-горизонтальные барьеры, приводящие к различным степеням стихийности [6, с.123].

Активные темпы снижения эффективности инвестиционной деятельности в экономике в большей степени характеризуются низким уровнем ее управления, отсутствием целостного механизма управления инвестициями, плохими принципами целенаправленного взаимодействия ее элементных структур для достижения поставленной цели. Развитие современной экономики связано с высокой зависимостью от эффективной технологии управления инвестиционными ресурсами. Иными словами, управленческий ресурс становится определяющим при развитии экономики. Он более ярко выявляет перспективные последствия в отдельных сферах экономики и причины их устранения. Поэтому важным элементом анализа управления инвестициями является оценка устойчивости, способность системы управления сохранять качественные характеристики (целостности и эффективности в последовательных действиях) даже в условиях воздействия различных негативных факторов.

С этой точки зрения ключевыми моментами в системе управления инвестициями экономики являются следующие: 1) механизмы финансирования инвестиций объекта (инвестиции в отрасли экономики), представляющие собой организационную часть наращивания процесса финансирования инвестиций в отрасли, объекты, активы; 2) задачи и функции управления инвестициями – формирование надежных источников финансирования инвестиций, обеспечение потребностей различных направлений и необходимых объемов инвестиций для достижения ускоренного темпа развития экономики; 3) обеспечение учета и контроля над этапами управления инвестициями – достижение необходимого уровня контроля над приобретением и использованием инвестиционных ресурсов, 4) анализ движения инвестиций: ретроспективный и перспективный, анализ состава, динамики и структуры капитальных ресурсов, 5) учет выполнения важнейших принципов инвестиционной деятельности: возвратности, срочности, платности.

Методы и технологии управления инвестициями, которые являются важнейшей частью системы управления экономикой, и тесно связаны с принципом системности. По сути, для стратегического анализа систем управления инвестициями важен системный подход. С помощью данного подхода можно раскрыть не только внутреннее состояние, но и результаты, характер управленческой деятельности по экономике в целом. Она играет существенную роль в определении оценки устойчивости экономики, показывает способности управления в части стратегического развития различных сфер.

Несмотря на существующие особенности, система управления инвестициями, представляет собой явную целостность. Она подлежит периодическому упорядочению систем технологии управления, структуризации собственных элементов на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях. Нельзя забывать о том, что целостность есть характеристика управлении инвестициями, тесно связана с достижением наилучших результатов, обеспечением динамичности, устойчивости, активности, гибкости, структурной сбалансированности и т.д.

Заметим, что в отличие от традиционного (привычка, инерция, традиция) современный (постиндустриальный) подход к корректировке управления инвестициями экономики представляет собой рационализацию управления, обеспечение принципов эффективного взаимодействия между органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности, окружающей средой. Сегодня разворачивается широкая дискуссия вокруг роли государства в модернизации экономики, по значительному повышению уровня инновационного потенциала. Модернизация инвестиций – это основа устойчивого развития социально-экономической, экологической, природнохозяйственной системы в целом. Именно она создает необходимые взаимоувязки между различными целями для развития данных систем, обеспечивает стабильности со снижением возможных напряженностей.

Заключение.  Заметим, что научный подход к анализу и оценке модернизации экономики предполагает использование более совершенной методики и положений, имеющих практическую значимость. Дело в том, что такая сложная система управления инвестициями экономики требует возрастания способностей не только государственной политической системы, но и системы финансово-экономической поддержки. Действующие системы должны быть направлены на достижение поставленных целей только на основе более глубоко анализа. Задачи данного анализа следует сформулировать следующим образом: раскрыть проблемы, возникающие в системе управления инвестициями, особенно в слаборазвитых отраслях; выявить их порождающие причины; оценить роли инновационного потенциала в развитии систем управления инвестициями и обеспечить условия реализации; определить степени полноценности и устойчивости системы управления инвестициями в стратегическом развитии экономики; выявить совокупные факторы и степень их влияния на основные элементы управления инвестициями перспективе; рассмотреть основные направления, подлежащие моделированию систем управления инвестициями.

Складывающаяся ситуация в сфере управления видами деятельности в экономике инициирует постановку вопроса о научном и методическом обеспечении управления, об урегулировании воздействий различных факторов и соответствующих инструментов на основе разрабатываемых концепций. Поэтому стратегические задачи экономики требуют провидения классификации управления инвестициями в соответствии с целью удовлетворения потребностей различных по сути и характеру видов деятельности для необходимых материальных и нематериальных ценностях. Такой более дифференцированный подход создает реальные возможности и предпосылки для совершенствования управления в каждой сфере или на предприятиях, и тем самым сформировать полноценные системы управления инвестициями в экономике. Результативность данного обстоятельства способствует принятию реальных решений по своевременному приобретению и эффективному использованию различных вид ресурсов.

На основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод о том, что важнейшее место в рассматриваемой проблеме занимает нижеуказанные исходные предпосылки и их своевременная реализация: 1) формирования устойчивой системы управления инвестициями, обеспечение надежных и долгосрочных источников финансирования инвестиций; 2) упорядочение систем накопления, мобилизации финансовых и других материальных ценностей и людских ресурсов для решения задач экономики; 3) достижение цели на основе учета важнейших принципов (системности, комплексности, целенаправленности) в управлении инвестициями; 4) осуществление принципа справедливого (неравнодушного) распределения финансовых ресурсов между регионами, отраслями и предприятиями; 5) формирование правовой системы в управлении инвестициями экономики, обеспечение ее законодательных основ; 6) создание условий, необходимых для повышения уровня инвестиционной привлекательности государственно важных сфер и предприятий, оказание поддержки для улучшения инвестиционного климата; 7) формирование государственного и негосударственного контроля над системой управления инвестициями; 8) создание надежной информационной базы в системе управления инвестициями, обеспечение соответствующими информационно-коммуникационными технологиями и средствами.

Проведенное нами исследование показало, что сложная финансово-экономическая ситуация, отсутствие ясных инвестиционно-инновационных приоритетов и стратегий, а также «правил игры» обусловили размытость важнейших критериев отбора бизнес и госпроектов. При систематическом недофинансировании, высоком инфляционном и инвестиционном риске, а также при функциональной неопределенности хозяйствующих субъектов не всегда удается построить основные принципы эффективного управления инвестициями. Это является одним из узких мест, не позволяющим полностью реализовать наилучшие варианты социально-экономического, экологического, инфраструктурного и демографического развития важнейших предприятий в экономике.

Резюмируя, отметим, что сегодня процесс формирования инвестиционной среды в экономике происходит в рамках активного перехода от традиционной к модернизированной форме функционирования экономики. Данное обстоятельство в большой степени увязано с государственной поддержкой модернизации экономики, стремлением большинства сфер и крупных предприятий переходить к еще более современному стилю ведения производства, повышению конкурентоспособности выпускаемой товарной продукции, позиционированию предприятий в эффективных сегментах товарного рынка и обладанию рыночной властью. Естественно, для развивающейся экономики это есть нормальное явление, которое предопределяет долгосрочную стратегию развития экономики и повышения эффективности в управлении инвестициями.

Таким образом, выбор приоритетных направлений хозяйствования, повышения уровня технико-технологического состояния отраслей и предприятий выдвигает новые требование к системе управление инвестициями экономики. Всесторонняя государственная поддержка является основополагающей — именно она должно взять ответственность за создание соответствующей программы по систематическому обновлению управления инвестициями экономики. Иными словами, важная роль в системе управления инвестициями принадлежит государству, выработанной государством стратегии инвестиционно-инновационного развития экономики. Четкое разделение задач и функций в управлении инвестициями между государством и хозяйствующим субъектом способствует сохранению необходимых принципов и условий оптимального функционирования экономики, обеспечению справедливого распределения денежных средств и повышению эффективности эксплуатируемых материальных и нематериальных ценностей.


Библиографический список

  1. Сушкина Ю. Управление инвестициями и разработка инвестиционных решений: системный подход/ «Проблемы теории и практики управления». — М. 2009, — № 9, — С. 126.
  2. Герасимов Б.Н. Разработка инновационных подпроцессов в структуре управления персоналом организации/ В сб. статей Международной научно-практической конференции «Формирование новой экономики XXI века». — Пенза, 2009. — С.  218.
  3. Арменский А.Е., Данилевич А.Г. Система управления и оценки эффективности/«Научная и инновационная политика Россия и Мир 2011-2012», под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. — М.: Наука, 2013. — С. 479.
  4. Гневко В.А. Научные основы анализа и оценки системы управления развитием региона/ «Стратегический анализ социально-экономического развития региона», под ред. В.А.  Гневко, В.Е. Рохчина.- Санкт-Петербург, 2004. — С. 285.
  5. Мустафаев А.А Институциональные проблемы кредитования АПК Северного региона/ «Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера».- Сыктывкар, 2014. Часть II.  С.  361.