Ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, зам. директора по научно-методической работе, зав. кафедрой туризма и гостеприимства
Россия, Российская международной академия туризма, Воскресенский института туризма (филиал)
Chabanuk_oleg@mail.ru

Аннотация

Познание глубинных процессов сезонности возможно при условии учета комплекса факторов. В статье решаются задачи ранжирования факторов, обуславливающих сезонность в туризме, по степени их влияния на эффективность деятельности туристских организаций с использованием метода экспертных оценок. На основании результатов опроса 17 ведущих менеджеров, работающих в крупных туроператорских организациях, произведено ранжирование факторов сезонности, влияющих на предложение туристских организаций. После проведения опроса менеджеров произведена оценка степени согласованности их мнений путем вычисления коэффициента конкордации Кенделла. В результате исследования, на основе полученных данных построена диаграмма рангов с выделением факторов, оказывающих наибольшее влияние на туристское предложение и спрос.

Ключевые слова

влияние; диаграмма; коэффициент; опрос; оценка; период; ранг; ранжирование факторов; туризм; фактор; факторы развития туризма.

Рекомендуемая ссылка

Чабанюк О.В.
Ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (60). Номер статьи: 6007. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6007/

Согласно системному подходу, туризм представляется в виде сложного иерархического объекта, взаимодействующего с окружением. Ключевые факторы  развития объекта кроются в двух средах — во внешней и внутренней. Из внешней среды туризм черпает ресурсы, во внутренней сфере создаются предпосылки для создания туристского продукта. Факторы и переменные внешней и внутренней среды объекта, предлагаемые в современной литературе, представлены в таблице 1. Однако системный подход включает не только разграничение понятий по типу «или — или». Возможно, указать факторы, воздействующие одновременно на внешнюю и внутреннюю среду туризма. К ним относим: глобальное состояние мировой цивилизации, изменения экологии, старении и износ материальных элементов систем. Важными факторами следует считать потребности человека и общества.

Научный подход к исследованию развития туризма предполагает деление продолжительного периода времени на относительно однородные этапы, характеризующиеся особыми качественными параметрами. В теоретическом плане такие этапы должны определяться совокупностью социально-экономических отношений, складывающихся в течение рассматриваемого отрезка времени и конкретизируемых в комплексе воздействующих факторов. С научной точки зрения представляет интерес взаимосвязь факторов развития туризма и факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятий индустрии туризма. Ранжирование факторов развития туризма представлено в таблице 1. К важнейшим факторам, обусловившим развитие туризма, следует отнести следующие: изменения внешней среды (экономика, политика, социально — культурные факторы, доходы населения); изменения внутренней среды (туристские ресурсы, структура туризма, культура туризма, технологии); потребно­сти человека в туризме; потребности общества в туризме; научно-технический прогресс; глобальное состояние цивилизации в мире; процессы старения и износа элементов системы туризма; изменение экологии; степень освоения пространства (географический ареал).

Таблица 1 — Экспертные оценки факторов развития туризма с расчетом разности между рангами испытываемых факторов

6504_01

6504_02

Туристский бизнес сильно зависит от сезона. Высокий сезон способствует активным продажам туристского продукта в определенные месяцы года. Без учета ключевых факторов невозможно эффективное продвижение туристского продукта на рынке. Грамотный учет факторов  даст туроператору информацию не только о слабых и сильных сторонах своей организации, но и поможет ему открыть новые способности и перспективы фирмы [1].

Познание глубинных процессов сезонности возможно при условии учета комплекса факторов. К важнейшим факторам обуславливающим сезонность в туризме и как следствие влияние его на туристское предложение, следует отнести следующие: природно-климатический, культурно-исторический, социально-экономический, политический, материально-технический, демографический.

Для ранжирования факторов по степени их влияния на эффективность деятельности предприятий индустрии туризма использован метод экспертных оценок. В качестве экспертов выбраны 17 ведущих менеджеров, работающие в крупных туроператорских организациях, со стажем работы в индустрии туризма более пяти лет, такие как: «Tez Tour», «Pegas Touristik», «Coral Travel», «Natalie Tours», «Библио Глобус», Турфирма «Нева», «TUI», «Анекс Тур», НТК «Интурист», «Санрайз тур», «PAG Group», «Роза ветров», «Sоlvex», «Музенидис Трэвел», «Южный Крест», «Дельфин», «Русский Экспресс». Менеджерам туроператорских организаций предлагалось оценить факторы влияющие на туристское предложение по 10-ти бальной шкале. Результаты опроса экспертов представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Оцените влияние факторов сезонности на туристское предложение по 10-ти бальной шкале?

6504_03

На основании результатов проведенного опроса, произведено ранжирование факторов сезонности, влияющих на туристское предложение туристских организаций (таблица 3).

Таблица 3 — Матрица рангов

6504_04

Таблица 3 дает сравнительную оценку влияния различных факторов на параметры оптимизации и тем самым помогает правильно отобрать факторы для последующего исследования.

После проведения опроса менеджеров, оценивается степень согласованности их мнений путем вычисления коэффициента конкордации Кенделла (W). Коэффициент конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (W→1), то можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие. Если коэффициент конкордации недостаточен (W→0), то исследователи неодинаково ранжируют факторы.

Данные опроса обрабатывались следующим образом. Для каждого фактора в таблице 12 вычисляется сумма рангов

7_1           (1)

где  m — число опрошенных специалистов; 7_2 — ранг i-го фактора, присвоенный j-м исследователем. Затем вычислено отклонение Δ суммы рангов от средней суммы рангов для каждого из  факторов:

7_3            (2)

где Δi — отклонение суммы рангов i-го фактора от средней суммы рангов; k — число факторов; 7_4— средняя сумма рангов.

Средняя сумма рангов для семи представленных факторов будет иметь значение:

7_5               (3)

Определив значение Δi для каждого из факторов, рассчитывается отклонение Δi суммы рангов от средней суммы рангов и квадраты отклонений Δi2, для определения степени согласованности мнений опрошенных специалистов. Коэффициент конкордации (W) вычисляется по формуле:

7_6                           (4)

7_7

В результате коэффициент конкордации достаточно высокий. Он дает основание предполагать, что эксперты компетентны, независимы и объективны. Убедившись в согласованности мнений специалистов, построим диаграмму рангов. При построении диаграммы по оси абцисс откладываем факторы в порядке возрастания суммы рангов, а по оси ординат — суммы рангов. Диаграмма рангов приведена на рисунке 1.

7_8

Рисунок 1. Диаграмма рангов

На рисунке 1 часть диаграммы, выделенная серым цветом, характеризует влияние факторов на предложение туристских организаций. Степень влияния фактора на исследуемую величину оценивается по величине суммы рангов: чем меньше сумма рангов фактора, тем большее влияние он оказывает на исследуемую величину. Из диаграммы (рисунок 1), следует, что наибольшее влияние на туристское предложение и спрос  оказывает природно-климатический фактор, поэтому туроператору необходимо учитывать традиционные периоды, когда интерес к туристскому продукту резко возрастает. Таких периодов в году можно выделить три: период накануне  майских праздников (середина — конец апреля), период летних отпусков (июнь-август) и период накануне Нового года (декабрь). Эффективность деятельности предприятия индустрии туризма формируется также под воздействием следующих факторов:

  • социально-экономического,  способствующего улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов, для туристского рынка важна покупатель­ная способность. Общий уровень покупательной способности зави­сит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономиче­ские спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов;
  • культурно-исторического, включающего в себя:  памятники архитектуры и истории, высокоразвитую духовную и материальную культуры, культурные связи и разнообразие народностей и конфессий внутри населения;
  • политического. Этот фактор является значимым для туристских организаций на территории Российской Федерации, так как на их деятельность (а в иных случаях просто на выживаемость) огромное влияние оказывает политическая нестабильность,  вооруженные конфликты, массовые беспорядки в различных странах.

К политическим факторам, безусловно, следует отнести и состояние нормативно-правовой базы, регулирующее сферу туризма в государстве. Государство и объединения туристских организаций (союзы, ассоциации) принимают меры, направленные на повышение эффективности развития российского туризма. В настоящее время в России реализуются следующие программы и стратегии развития туризма:

  1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.
  3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.

Все вышеперечисленные нормативные документы направлены на обеспечение эффективного решения проблем динамичного и устойчивого развития туризма. Основными задачами, решаемыми в ходе реализации данных программ, названы: совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма; развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (прежде всего, транспорт, общественное питание, индустрия развлечений); создание новых приоритетных туристских центров; рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутренним туристских рынках; повышение качества туристских и сопутствующих услуг; совершенствование визовой политики [2, 3, 4].

  • материально-технического, характеризующего состояние и возможности материально-технической базы туризма. Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг  (размещение, питание, перевозка (трансфер), экскурсии и т.д.), способствующие туроператору на основании большой материально-технической базы разработать туристское предложение.
  • психологического, обеспечивающего безопасность туриста;
  • демографического. Постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм), безусловно, сказываются на формирование туристского продукта.

Таким образом, из произведенного ранжирования факторов сезонности, методом экспертных оценок по опросам специалистов индустрии туризма (туроператорских организаций), следует, что наибольшее влияние на туристское предложение оказывает природно-климатический фактор. Вторым по значимости фактором является социально-экономический (возможность туристов оплачивать отдых, продолжительность отпуска и т.д.); третьим – является культурно-исторический. Немаловажным фактором, как показывают последние события, является политический фактор.

Туристская организация не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.


Библиографический список

  1. ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс] // Информация [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70635190/#118#ixzz3NlBqd8yR (дата обращения 25.12.2014).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rusruspdf (дата обращения 21.03.2012).
  3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.
  5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.