Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, заместитель начальника отдела регулирования потребительского рынка Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области
Россия, Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета
dariaproskurnya@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена обзору существующих проблем в области управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В качестве важнейшей задачи повышения эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд выявлена необходимость определения предельных цен закупок. Систематизирована проблематика определения предельных цен закупок.

Ключевые слова

государственные закупки, государственный заказ, государственные расходы, эффективность закупок, государственные и муниципальные нужды, управление финансовыми ресурсами

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Проскурня Дарья Владимировна
Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (62). Номер статьи: 6201. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6201/
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. [5] Из этого следует, что в России действуют принципы рыночной экономики, основанной на свободном предпринимательстве, многообразии форм собственности на средства производства, рыночном ценообразовании, ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Для устойчивого роста благосостояния российских граждан, повышения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, государству необходим значительный объем финансовых ресурсов, находящихся в централизованных денежных фондах, аккумулируемых и используемых им для выполнения своих функций.

Первый вопрос, который стоит перед государством при планировании расходования финансовых ресурсов — это поиск баланса между социальной справедливостью и экономической эффективностью. В настоящее время наблюдаются предпосылки для гегелевского перехода количественных изменений в качественные при расходовании финансовых ресурсов государства, и прежде всего этот переход может наступить в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Целью настоящего исследования является выявление существующих проблем в области управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и определение задач и инструментария  повышения эффективности управления финансовыми ресурсами в указанной сфере.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • проанализировать текущее состояние системы управления финансовыми ресурсами в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации;
  • определить пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов в сфере государственных и муниципальных закупок.

Объектом исследования являются бюджетные расходы, возникающие в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предметом исследования выступает система финансовых отношений в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вышеназванный гегелевский переход стал возможен благодаря совершенствованию федерального законодательства в сфере закупок, в частности принятию Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона №44-ФЗ от 05.07.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также функционированию Официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Так, в статье 1 Федерального закона №223-ФЗ говорится, что целями регулирования Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц — заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений [1].

Регламентация процедур осуществления закупок, размещение информации о закупках в открытом доступе позволили значительно повысить прозрачность осуществления закупок, но вместе с тем, в настоящее время отсутствуют инструменты, с помощью которых возможно было бы оценить эффективность расходования финансовых ресурсов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Об имеющихся проблемах в сфере государственных и муниципальных закупок также  свидетельствует факт существования проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (создано 12.06.2013) — открытой сети для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок и закупок госкомпаний. На сайте проекта размещены перечень выявленных фактов неэффективного расходования бюджетных средств, перечень случаев предотвращения данных фактов. Необходимость существования данного проекта, пристального общественного внимания возможно будет исключить при создании действенных механизмов контроля за эффективностью расходования бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В  Бюджетном послании от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» Президент РФ В.В. Путин заявил о том, что «Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации по‑прежнему рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов» [4]. Стоит отметить, что данная проблема не решена до сих пор.

В целях исполнения статьи 19 Федерального закона  №44-ФЗ от 05.07.2013  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которая посвящена нормированию закупок,  Правительством РФ были приняты:

  • Постановление от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений»;
  • Постановление от 02.09.2015  № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

Согласно  постановлению Правительства Российской Федерации от 02.09.2015  № 926:  «Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации устанавливают применяемые государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг. Требования к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) утверждаются государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в форме перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг.».

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 926  (вступило в силу 1 января 2016 года) в стране начинается активная нормотворческая деятельность на всех уровнях власти. Во всех регионах, муниципалитетах проводится работа по определению нормативных затрат на обеспечение своих функций, осуществляется составление перечней приобретаемых товаров, работ и услуг, определение их потребительских свойств и предельных цен.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

23 ноября 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации представило официальные разъяснения по вопросу создания данного каталога:

«Каталог будет являться единым систематизированным перечнем всех закупаемых заказчиками товаров, работ, услуг. Применение каталога позволит сделать закупки более прозрачными, исключив возможность для недобросовестных заказчиков скрывать информацию о закупках посредством использования некорректных наименований.

К настоящему времени Минэкономразвития России реализован комплекс мероприятий по созданию каталога. Так, в соответствии с государственным контрактом Российской Федерации разработан каталог, а также информационная система по его ведению.

Использование данной информационной системы позволяет указывать наименование объекта закупки в соответствии со сформированным каталогом, который включает более 30 тыс. наименований товаров, работ, услуг.

В настоящее время Минэкономразвития России с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти завершается подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации, которым будет установлен порядок формирования и ведения в ЕИС каталога, а также правила использования каталога (далее — проект постановления).

В соответствии с проектом постановления ведение и формирование в ЕИС каталога должны обеспечиваться одной из ее подсистем.

Опытная эксплуатация указанной информационной системы будет проведена в течение 2016 года. При этом все заинтересованные лица будут иметь возможность изучить ее работу.».

Проектом постановления установлено, что региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой будут подключены к информационной системе по ведению каталога.

Учитывая вышеизложенное, по мнению автора, проведение опытной эксплуатации информационной системы по ведению единого каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  необходимо было организовать до санкционирования создания на всех уровнях исполнительной власти нормативных правовых и правовых актов по определению нормативных затрат на обеспечение своих функций, составлению перечней приобретаемых товаров, работ и услуг, определению их потребительских свойств и предельных цен.

Кроме того, в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации самостоятельно составляют нормативы затрат, перечень закупаемых товаров, работ, услуг, требования к их потребительским свойствам и предельным ценам, т.е. другими словами устанавливают требования к своим же закупкам, ограничивают размер своих закупок определяемыми самостоятельно предельными ценами закупок.

При этом, если требования к потребительским свойствам закупаемых товаров представляется возможным установить с учетом положений технических регламентов, стандартов и иных положений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то методика определения предельных цен закупок законодательно не установлена.

По мнению автора, центральным вопросом, связанным с повышением эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в сегодняшних российских реалиях является вопрос установления предельных цен закупок товаров, работ и услуг.

Для разрешения данного вопроса, на федеральном уровне необходимо реализовать следующие мероприятия:

  1. Ввести в эксплуатацию информационную систему по ведению единого каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который в том числе будет содержать информацию о потребительских свойствах товаров, работ, услуг.
  2. Подключить к информационной системе по ведению каталога региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок.
  3. Предоставить доступ к информационной системе по ведению каталога поставщикам и производителям товаров, работ и услуг, с целью размещения информации о ценовых предложениях на реализуемые товары, работы, услуги.
  4. Разработать методику расчета предельных цен закупок товаров, работ, услуг, в том числе с использованием информации о ценовых предложениях поставщиков и производителей товаров, работ и услуг, размещенных в информационной системе по ведению каталога.
  5. Определить порядок контроля за соблюдением предельных цен при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
  6. Разработать систему оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе систему построения рейтингов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации по эффективности осуществления закупок.

При разработке методики расчета предельных цен закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации необходимо обратить внимание на следующие проблемные точки.

  1. Существует сложность в определении перечня товаров, работ и услуг, по которому будут устанавливаться предельные цены. Проблема заключается в том что, как уже было отмечено выше, разрабатываемый Минэкономразвития России каталог включает более 30 тыс. наименований товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд.  Установить предельные цены для 30 тыс. наименований товаров, работ и услуг, представляется автору крайне затруднительным. Вместе с тем, установление предельных цен лишь на часть закупаемых товаров, работ и услуг, скорее всего приведет к перераспределению поставщиками своей маржи с товаров, работ и услуг, по которым установлены предельные цены, на закупаемые государственными и муниципальными заказчиками товары, работы и услуги, по которым пределы цен не установлены.
  2. География расчета предельных цен закупок. В процессе разработки методики расчета предельных цен закупок, важным является определение единицы территориального деления Российской Федерации, для которой будут устанавливаться предельные цены закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. К примеру, предельные цены закупок товаров, работ и услуг будут устанавливаться для каждого федерального округа, региона или муниципального образования.
  3. Определение методики расчета предельных цен закупок с учетом приоритетов политики импортозамещения. Необходимым будет разрешение возможных противоречий в случаях, когда стоимость отечественных товаров, работ и услуг будет превышать стоимость импортных аналогов.
  4. Выбор периода установления предельных цен. Установление предельных цен в любом случае будет являться планированием этих цен и здесь важным является выбор горизонта планирования: год, полугодие, квартал, месяц. Также, необходимо учитывать при планировании цен ожидаемый уровень инфляции, общеэкономическую ситуацию в стране. Кроме того, часть закупаемых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд являются сезонными, этот факт сказывается и на их ценах и на периоде закупки (так например, картофель, свекла, морковь закупаются преимущественно осенью после сбора урожая). Также, методика расчета предельных цен, предполагающая их прогнозирование на длительный период, учет различных факторов, может оказаться достаточно трудоемкой или необъективной.
  5. Ограничение цен закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд может привести к значительному снижению прибылей отечественных поставщиков и производителей, тем самым подорвать их экономику, ограничить доступ к налаженным каналам сбыта и привести к банкротству. Для недопущения данной ситуации необходимо предоставить российскому бизнесу дополнительные возможности по реализации товаров, работ и услуг, в том числе экспортные.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что Правительством Российской Федерации в настоящее время проводится большая работа, направленная на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Прежде всего, планируется снижение расходов государства на закупку товаров, работ и услуг за счет соблюдения установленных предельных цен закупок. Однако, учитывая тот факт, что государственные расходы оказывают стимулирующее влияние на экономику, всякое их ограничение должно быть тщательно взвешено и продумано, тем более ограничение закупок товаров, работ и услуг у отечественных поставщиков и производителей. Также, следует очень внимательно подойти к вопросу установления предельных цен закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, стремится не допускать случаи их занижения этих цен.


Библиографический список

  1. Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  2. Федеральный закон №44-ФЗ от 05.07.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  3. Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2014. — 928 с.
  4. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/18332
  5. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru/index.htm
  6. Гафурова, Г.Т. Финансы государственных (муниципальных) учреждений : учебное пособие / Г.Т. Гафурова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). — Казань : Познание, 2014. — 248 с. : табл., схем. — (Высшее образование – бакалавриат). — Библиогр. в кн.. — ISBN 978-5-8399-0512-2 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364167 (10.02.2016)
  7. Государственные и муниципальные финансы : учебник / Г.Б. Поляк, Н.Д. Амаглобели, А.Н. Литвиненко и др. ; под ред. Г.Б. Поляк. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 375 с. : табл., схемы — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01466-1 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114699 (09.02.2016)
  8. Бреусова, А.Г. Региональная финансовая политика : учебное пособие / А.Г. Бреусова. — Омск : Омский государственный университет, 2011. — 200 с. — ISBN 978-5-7779-1245-9 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237151 (09.02.2016).
  9. Официальный сайт проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» [Электронный ресурс]. — URL: https://zachestnyezakupki.onf.ru/