Заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


PhD, старший преподаватель кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
dakhova@bsu.edu.ru


доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
feraru22@mail.ru

Аннотация

Актуальность исследования. Для эффективного усвоения получаемых знаний немалое значение имеет заинтересованность обучаемого, обеспечивающая получение более широких и глубоких знаний. Однако, зачастую спектр преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере дисциплины, в освоении которых заинтересованы обучаемые, что обуславливает необходимость проведения исследований с целью выявления заинтересованности студентов различных направлений подготовки в тех предметах, которые важны для них в рамках будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования. Предложить и обосновать пути решения проблемы недостаточной заинтересованности студентов вузов в приобретении профессиональных знаний и компетенций.
Задачи исследования. Систематизировать теоретические аспекты, отражающие особенности формирования компетенций гидов геотуризма. Проанализировать результаты опроса студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета и Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, выявляя их уровень осведомленности о геотуризме, и установить различия в заинтересованности студентов указанных вузов работой гида в сфере геотуризма. Выявить намерения студентов работать по специальности. Определить причины, снижающие интенсивность и качество получаемых знаний и формируемых компетенций будущей профессии. Предложить и обосновать пути решения проблемы недостаточной заинтересованности студентов вузов в приобретении профессиональных знаний и компетенций.
Методология исследования. В исследование использована комплексная методология, основанная на применение системного, структурного и процессного подходов как научных методов познания в решение проблемы недостаточных знаний и компетентности у студентов вузов в рамках их профессиональной ориентации. Основу эмпирического исследования составил метод анкетирования. Работа с первоисточниками опиралась на применение методов сравнительного анализа и синтеза.

Ключевые слова

геотуризм, вуз, студенты, гид, профессиональные знания и компетенции.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Дахова Мария Николаевна , Ферару Галина Сергеевна
Заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (66). Номер статьи: 6602. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6602/

Введение

Роль профессиональных знаний в современном мире сложно переоценить. Обладая достаточными как теоретическими, так и практическими компетенциями, персонал эффективно выполняет возложенные на него задачи, выбирает наилучшие альтернативы, проявляя самоотдачу, творчество и исполнительность в работе. Чтобы быть востребованным, работник должен соответствовать весьма жестким требованиям, выдвигаемым в современном мире.

В обеспечении эффективного усвоения получаемых знаний немалое значение имеет заинтересованность обучаемого в изучении тех дисциплин, которые будут ему нужны и важны в будущей профессиональной деятельности. Именно она (заинтересованность) обуславливает более широкие и глубокие, чем предусмотрено программой обучения, знания. Кроме того, заинтересованность обучаемого проявляется в его активной роли в освоении дисциплины.

Однако, зачастую спектр предлагаемых и преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере желаемых предметов, в освоении которых заинтересованы обучаемые, что обуславливает необходимость проведения исследований с целью выявления заинтересованности студентов различных направлений подготовки.

В рамках реализации указанной цели авторами статьи в разные периоды был проведен опрос студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета (факультет горного дела и природопользования) и Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (геолого-географический факультет) на предмет выявления заинтересованности студентов в работе гида геотуризма.

Основная часть

Теоретические аспекты, характеризующие геотуризм

Такая форма туризма, как геотуризм, появилась сравнительно недавно. На сегодняшний день в научной литературе существуют несколько подходов к его определению. Согласно определению Даулинга и Ньюсома, расширенному Рыбарем, геотуризм – это сбалансированный, экологически безопасный туризм, основанный на использовании специфических характеристик Земли, и имеющий своей целью содействие экологическому и культурному пониманию, повышению ценности и сохранению региона, способствующий повышению его благосостояния. Как следствие, объектами геотуризма выступают не только природные объекты, но и антропогенные объекты, имеющие отношение к разработке месторождений полезных ископаемых. Создаваемый при этом геотуристский продукт нацелен на защиту и популяризацию геологического наследия региона и предполагает сотрудничество широкого круга заинтересованных лиц [1, 2, 3].

Национальное географическое общество подходит к геотуризму как к форме туризма, который поддерживает и повышает географический характер места: его окружающую среду, наследие, эстетику, культуру и благосостояние резидентов. Геотуризм даёт импульс для сбалансированного, экологически безопасного развития туризма в регионе и его поддержки. В данной интерпретации часть гео- означает географический характер региона, который включает в себя все природные и антропогенные элементы, создающие привлекательность территории для посещения [4].

Обоснование целесообразности подготовки гидов геотуризма

Для лучшего восприятия и правильной оценки геологических достопримечательностей необходимы профессиональные знания. Ведь даже у работников современной туристической отрасли наблюдается разрыв между имеющимися знаниями и комплексом профессиональных и трудовых навыков. Квалифицированные гиды геотуризма будут являться прекрасным инструментом передачи геологических знаний широкой общественности и улучшения впечатления от посещения геологических достопримечательностей территории.

Для развития геотуризма на территории необходимы новые профессионалы — гиды геотуризма, подготовку которых следует вести уже в процессе обучения в вузе. Гиды геотуризма будут заниматься не только освещением геологических вопросов для широкой общественности и проведением просветительской работы о геологическом наследии региона, но и информировать широкую общественность о воздействии человека на окружающую среду и способах минимизации негативного воздействия.

С этой целью следует наполнять учебные планы вузов различными профессионально ориентированными курсами, в  частности – курсами гидов геотуризма. Предложение по созданию курсов гидов геотуризма направленно на совершенствование механизма обеспечения развития геотуризма в регионе профессиональными кадрами, что позволит решить вопрос качественного состава кадров, обеспечения их эффективного функционирования и успешного выполнения возложенных на них задач.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет гида как «профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания». Гид-переводчик, в соответствии с данным Законом, – «профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания» [5].

Результаты опроса студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета и Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, отражающие их уровень осведомленности о геотуризме

С целью выявления отношения студентов вузов к работе гида геотуризма  в октябре 2015 года был проведен опрос (в форме анкетирования) студентов факультета горного дела и природопользования Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), в котором приняло участие 40 человек разных годов обучения. Аналогичное исследование впервые было проведено авторами статьи в марте 2012 года со студентами Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (ХНУ им. В.Н. Каразина). В нем участвовали 37 студентов разных годов обучения геолого-географического факультета данного вуза [6].

Опросный лист содержал следующие вопросы:

  1. Адрес электронной почты, возраст, пол, курс
  2. Слышали ли Вы что-нибудь о геотуризме? (Если нет — переход к вопросу 4).
  3. Что Вы понимаете под геотуризмом?
  4. Хотели бы Вы проводить экскурсии по геологическим достопримечательностям? (Если нет — переход к вопросу 8).
  5. На какой основе Вы хотели бы быть гидом по геологическим достопримечательностям (волонтерской (как часть летней студенческой практики), постоянной, в качестве сезонной работы)?
  6. Имеете ли Вы опыт подобной работы на данный момент?
  7. Смогли бы Вы оказать первую медицинскую помощь?
  8. Планируете ли Вы работать по специальности после окончания высшего учебного заведения?
  9. Какие геологические объекты на территории региона на Ваш взгляд наиболее привлекательны для широких масс туристов?
  10. Считаете ли Вы геологию популярной среди широких масс?
  11. Что на Ваш взгляд, необходимо предпринять для популяризации геологии в обществе?

В ходе сравнения данных, полученных в результате опроса студентов ХНУ им. Каразина и НИУ «БелГУ», было установлено, что 57 % опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина знакомы с идеей геотуризма, однако лишь 30% смогли дать его определение (рис. 1).

 

Осведомленность об идее геотуризма студентов ХНУ им. Каразина

Рисунок 1 – Осведомленность об идее геотуризма студентов ХНУ им. Каразина

 

По данным опроса, проведенного среди студентов НИУ «БелГУ», 30% респондентов знакомы с идеей геотуризма, а 70% респондентов не знают ничего о геотуризме (рис. 2).

 

Осведомленность об идее геотуризма студентов НИУ «БелГУ»

Рисунок 2 – Осведомленность об идее геотуризма студентов НИУ «БелГУ»

Анализ определений геотуризма, данных опрашиваемыми студентами, выявил, что в своем большинстве студенты ХНУ им. В.Н. Каразина используют концепцию Даулинга и Ньюсома, в то время как студенты НИУ «БелГУ» — Национального географического общества.

Данные, полученные при опросе, выявили разные уровни заинтересованности в работе гидом геотуризма студентов ХНУ им. Каразина и НИУ «БелГУ». Среди студентов ХНУ им.В.Н. Каразина большинство (75,7%) заинтересованы в работе гидом геотуризма (выбрали вариант «определенно да» и «скорее да»), в то время как 30% из опрошенных студентов НИУ «БелГУ» выказали заинтересованность в работе гидом геотуризма (рис. 3).

 

Заинтересованность опрошенных студентов в работе гидом геотуризма

Рисунок 3 – Заинтересованность опрошенных студентов в работе гидом геотуризма

 

Заинтересованным в работе гида геотуризма, а также не определившимся в своем отношении к  данной профессии студентам было предложено выбрать наиболее предпочтительную для них основу осуществления деятельности гида геотуризма.  Большинство опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина (58,4%) готовы работать гидами геотуризма в качестве волонтеров, в то время как 50% респондентов из НИУ «БелГУ»  рассматривают данную занятость как сезонную (рис. 4).

 

Предпочитаемая основа осуществления деятельности гида геотуризма

Рисунок 4 – Предпочитаемая основа осуществления деятельности гида геотуризма

 

Отметим, что все опрошенные студенты НИУ «БелГУ», высказавшие заинтересованность в работе гида по геологическим достопримечательностям, указали, что имеют опыт экскурсионной работы. В то время лишь трое из студентов ХНУ им. В.Н. Каразина имеют подобный опыт.

Среди заинтересованных в работе гида геотуризма большинство опрошенных высоко оценивают собственные способности оказать первую медицинскую помощь (75% студентов ХНУ им. В.Н. Каразина и 66,7% НИУ «БелГУ» выбрали ответы «определенно да» и «скорее да»).

Среди опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина 75,7% выказали свое дальнейшее намерение работать по специальности, полученной во время обучения в вузе (выбравшие ответ «определенно да» и «скорее да»), и лишь 3% опрошенных выбрали ответ «скорее нет» (рис. 5).

 

Намерение опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина трудоустроиться по специальности, полученной в вузе

Рисунок 5 – Намерение опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина трудоустроиться по специальности, полученной в  вузе

 

Среди опрошенных студентов НИУ «БелГУ» на вопрос о том, планируют ли они работать по специальности после окончания высшего учебного заведения, 30% опрошенных выказали свое дальнейшее намерение работать по специальности, полученной во время обучения в вузе (выбравшие ответ «определенно да» и «скорее да»), а 50% выбрали вариант ответа «скорее нет» и 20% — «определенно нет» (рис. 6).

 

Намерение опрошенных студентов НИУ «БелГУ» трудоустроиться по специальности, полученной в вузе

Рисунок 6 – Намерение опрошенных студентов НИУ «БелГУ» трудоустроиться по специальности, полученной в  вузе

 

Уровень осведомленности о геологических объектах на территории региона, которые могли бы быть привлекательны для широких масс туристов, среди опрошенных студентов как в ХНУ им. В.Н. Каразина, так и НИУ «БелГУ», достаточно невысок.

Большинство респондентов в обоих вузах (89,2% среди опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина и 68% среди опрошенных студентов НИУ «БелГУ») считают геологию популярной среди широких масс населения. Для популяризации геологии в обществе респонденты предложили издавать художественные произведения и воспоминания, посвященные геологической тематике; реализовывать мероприятия, делающие работу по данной специальности более привлекательной, проводить экскурсии по геологическим объектам, более активно использовать СМИ для информирования населения о геологии, издавать статьи и книги по популярной геологии.

В целом результаты проведенного исследования выявили наличие заинтересованности студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах, осуществляющих подготовку студентов по направлениям и специальностям, связанным с геологическими науками, в работе гидами геотуризма. Однако было установлено, что большинство опрошенных студентов НИУ «БелГУ» не имеют намерения работать по специальности, полученной в высшем учебном заведении после его окончания.

Как следствие, для решения указанной проблемы необходимо создавать учебные курсы, формирующие профессиональные знания и компетенции в сфере туризма. Реализация данного предложения может выступить в качестве основы для системы профессиональной подготовки и сертификации гидов геотуризма, а также обеспечить рынок труда человеческими ресурсами, необходимыми для развития геотуризма в регионе. Создаваемые в вузах профессиональные курсы будут способствовать популяризации геотуризма и создадут благоприятные карьерные перспективы (в экскурсионной или иной деятельности), предоставляя людям новые возможности трудоустройства и долгосрочной занятости.

В перспективе возможно готовить гидов геотуризма из числа местных жителей, адаптируя содержание дисциплины «Общая и региональная геология» для не геологов. Курсы обеспечат своим слушателям возможность на практике комбинировать уже имеющиеся способности с приобретенными знаниями и компетенциями на курсах, что сделает экскурсии уникальными, яркими и запоминающимися, и будет способствовать популяризации геотуризма среди жителей и гостей территорий.

Полученные результаты еще раз обосновывают актуальность проблемы снижения мотивации обучающихся в вузе, подтверждая значимость вопроса повышения заинтересованности студентов к получению профессиональных знаний и навыков не только в геологии, но и других направлениях подготовки студентов.

Заинтересованность студентов в получении профессиональных знаний и навыков зависит от множества факторов, к которым относятся индивидуальные особенности обучаемых; специфика референтной группы и студенческого коллектива; материальный фактор и др.

Причины, снижающие заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций

Если подходить к проблеме мотивации обучающихся в вузе более глобально, то она лежит в рамках общих вопросов организации учебного процесса и жизнедеятельности студентов. Среди основных причин, снижающих желание обучающихся получать, а затем реализовывать получаемые в вузе знания и навыки, можно отметить небольшой размер стипендии, вынуждающий студентов искать возможности дополнительного заработка, что отвлекает часть учебного времени; большое количество времени, проводимое современными студентами в социальных сетях, что приводит к дефициту времени по освоению образовательных программ; неспособность студентов рационально распределять имеющееся у них время; отсутствие перспектив карьерного роста в выбранной специальности и др.

Весьма характерным для современных студентов является разочарование в выбранной профессии, которое приводит к тому, что обучаемые не хотят в дальнейшем связывать себя с профессией, полученной в вузе. Эта проблема у современной молодежи зачастую связана с незнанием или неадекватной оценкой собственных способностей, склонностей и интересов; изначально необоснованным выбором будущей профессии, не соответствующей собственным склонностям и потребностям; недостатком информации о получаемой  специальности, т.е. отсутствием информации о том, каким и какого уровня специалистом должен стать выпускник. Все это приводит к снижению интереса обучаемого в получении профессиональных знаний и навыков, в неверном определении того, какие важные для своей будущей профессии качества и способности должен развить студент.

Многие молодые специалисты при наличии достаточных теоретических знаний сталкиваются с проблемой их практического применения. По нашему мнению, это связано с тем, что нивелирована идея государственного распределения выпускников вузов, а также с тем, что качество и спектр преподаваемых в вузах дисциплин не всегда соответствует запросам рынка, отсутствует опыт работы у молодых специалистов, имеют место на выходе с вуза «не ориентированные» студенты, которые получают высшее образование лишь для наличия диплома.

Пути решения проблемы низкой заинтересованности в получении профессиональных знаний и навыков среди студентов вузов

Учитывая, что в настоящее время среди безработных, находящихся на регистрационном учете в службе занятости населения, большинство составляют лица в возрасте от 20 до 24 лет [7], проблема трудоустройства выпускников вузов по специальности и их мотивация к этому выходит в России на первый план, т.к. современный студент вуза – это кадровый потенциал и резерв будущих специалистов трудовой армии народного хозяйства. Именно занятость индивида в сфере, в которой он получил профессиональное образование,  способствует развитию его личностного и профессионального потенциала.

Одним из возможных путей решения проблемы низкой заинтересованности в получении профессиональных знаний и навыков среди студентов вузов, могут стать специализированные курсы, создаваемые на базе высших учебных заведений, поскольку профессиональная ориентация в вузах относится к одной из наиболее эффективных превентивных мер по сокращению безработицы среди молодых специалистов. Внедрение подобных курсов поможет скорректировать учебный процесс, обеспечивая будущих специалистов возможностью получения практических навыков и более глубоких теоретических знаний.

Среди других путей решения проблемы можно выделить путь, основанный на введении курса «Самоменеджмент» для студентов 1-2 курса всех направлений обучения, в рамках которого у них формируются навыки эффективного управления собственным временем, самомотивации, способность к достижению намеченной цели в динамично меняющейся среде.

В повышении мотивации студента к получению профессиональных знаний и компетенций большая роль отводится преподавателям вузов, т.к. педагог высшей школы традиционно выступает в качестве создателя условий и средств личностно-профессионального развития обучающихся. Что, в свою очередь, актуализирует проблему качества подготовки самих педагогов высшей школы.

В существующей системе профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, для удовлетворения требований, выдвигаемых к современному педагогу, необходим пересмотр содержания и технологий педагогического образования, что должно стать одной из задач государственной образовательной политики.

Тьюторство также является одним из действенных способов повысить мотивацию студентов к учебе. В качестве тьюторов чаще всего выступают студенты старших курсов, которые могут помочь начинающим студентам быстрее адаптироваться к новой для них среде вуза, осуществлять внешний контроль результатов образовательной деятельности своего подопечного, поддерживать благоприятный психологический климат в студенческом сообществе и способствовать развитию образовательных мотивов.

Чтобы студент осознал важность преподаваемых ему дисциплин и необходимость их освоения для успешного построения собственной карьеры, его следует ознакомить с компетенциями, которые формируются каждой из дисциплин учебного плана, а затем проводить периодическую оценку и самооценку развития данных компетенций.

Заключение

Практическая реализация предложенных путей решения проблемы повышения заинтересованности студентов в формировании профессиональных знаний и компетенций положительным образом скажется на результатах работы вузов и удовлетворении потребителей оказанными образовательными услугами.


Библиографический список

  1. Dowling Ross — Newsome David (eds.): Geotourism: Sustainability, Impacts and Management. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2006. 260 p. ISBN 0 7506 6215 8.
  2. Rybar Pavol: Assessment of attractiveness (value) of geotouristic objects. In: Acta Geoturistica, volume 1 (2010b), number 2, p. 13-21 [Электронный ресурс]: < http://geotur.tuke.sk/pdf/2010/ n02/02_Rybar_v1_n2.pdf>.
  3. Liščak P – Polak M. – Batath I. : Map of important geological sites of Slovakia. In: Geologica Carpathica: Proceedings of XVII. Congress of Carpathian-Balkan Geological Association and Guide to Geological Excursions, Bratislava: VEDA, 2002. Volume 53. [Электронный ресурс]: < http://www.geologicacarpathica.sk/special/L/Liscak_etalpdf>. ISSN 1335-0552.
  4. National Geographic Center for Sustainable Destinations: About Geotourism 2007. [Электронный ресурс]. < http://travel.nationalgeographic.com/travel/sustainable/about_geotourism.html>.
  5. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  6. Dakhova Mariia — Ščurokova Roksolana: Proposal for setting up geotourism guide courses in Eastern Ukraine. In: Towards Tourism 2013 : International Conference of PhD. Students: Proceedings : 02.2013, Košice. Kosice : TU, 2013. p. 9-19. ISBN 978-80-553-1399-3.
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: < http://www.gks.ru/>.