Оценка налогового потенциала Республики Бурятия с применением поправочного коэффициента

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Россия, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиипова

Аннотация

Применение прогнозных моделей в оценке налогового потенциала, позволяющего определить его объективную величину, будет содействовать эффективной реализации основных приоритетов макроэкономической политики России, в числе которых устойчивый экономический рост, справедливое распределение доходов, стабильность цен, гарантированная занятость, обеспечение экономической безопасности. Проведена оценка налогового потенциала республики Бурятия.

Ключевые слова

налоговый потенциал, налог

Рекомендуемая ссылка

Цыдыпова А.В.
Оценка налогового потенциала Республики Бурятия с применением поправочного коэффициента// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (67). Номер статьи: 6705. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6705/
В разных странах с многоуровневым бюджетным устройством используются различные методы. Причем в рамках одного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях. Рассмотрим каждый из представленных методов более подробно.

Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – это метод, который базируется на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет региона при средних налоговых ставках по стране, соответствующих налоговым базам. [1]

Для расчета методом РНС необходимы следующие источники:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • информация о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему региона;
  • информация о налоговой базе и структуре начислений по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет субъекта.

Для расчета налогового потенциала достаточно данных за один период.

Для анализа показателя в динамике требуются данные за предшествующие периоды.

Как мера налогового потенциала регионов, суть данного метода, состоит  в расчете фактической суммы бюджетных платежей, которые возможно будут собраны в регионе, если налоговые усилия будут на среднем уровне, а состав налогов и ставка налогообложения будет одинаковой во всех регионах.

Государство в лице налоговых органов предоставляет данные о размере налоговой базы в каждом отдельном регионе. Результатом оценки налогового потенциала региона методом РНС является определение объема потенциально возможных налоговых доходов, при условии, что на территории региона применяется репрезентативная налоговая система. Необходимо отметить, что налоговый потенциал можно прогнозировать отдельно по каждому виду налоговых доходов в соответствии с установленной налоговой базой и налоговой ставкой. Согласно вышеизложенному, основой метода РНС можно считать оценку возможностей властей региона обеспечить поступление налоговых платежей в бюджет, начисленных на налогооблагаемую базу налоговыми органами.

РНС определяет величину налогового потенциала как сумму поступающих в бюджет налоговых платежей. В данном случае предполагается, что налоговая нагрузка, то есть ставки налогообложения и состав налогов, будет установлена на среднем уровне во всех регионах. В связи с этим возникает необходимость сбора сведений о налогах по всем регионам. Владея данными о налогах и сборах, собранных фактически в регионе и данные о базах налогообложения, представляется возможным произвести расчет объема налоговых поступлений по региону. Мерой налогового потенциала региона можно считать найденную величину объема налоговых поступлений по региону.

Для расчета налогового потенциала по методу РНС используется следующая формула:

6705_01    (1)

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;

НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны;

НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му  налоговому доходу i-го региона страны.

Важно отметить, что огромный объем скрытого «теневого» оборота серьезно воздействует на степень достоверности оценки. Проблема легализации «теневого» оборота актуальна на сегодняшний день, поэтому является одной из перспективных направлений для совершенствования системы налогового законодательства.

6705_02   (2)

где Кto – корректирующий коэффициент теневого оборота в i-том регионе страны.

Одной из главных задач методики оценки налогового потенциала и распределения финансовой помощи состоит в том, что она не должна создавать стимулы для выбора региональными властями определенных стратегий поведения в отношения уровней налогообложения и бюджетных расходов. В литературе по проблемам оценки налогового потенциала выделяются три вида стимулов: стимулы по применению налоговых ставок, стимулы по оказанию влияния на налоговые базы и стимулы по принятию стратегии недобросовестного поведения (moral hazard). С одной стороны, объем финансовой помощи региону в рамках эффективно построенной системы межбюджетного выравнивания не должен находиться в зависимости от изменения каким-либо регионом собственных налоговых ставок. С другой стороны, эффективно построенная система межбюджетных трансфертов должна принимать во внимание увеличение налоговой базы в регионах (путем соответствующего снижения размеров финансовой помощи), что может создать отрицательные стимулы к развитию собственной налоговой базы.

Главным недостатком данного метода является его высокий уровень трудоемкости, что обусловлено очень большим объемом данных.

Положительный результат может привести:

  • к более рациональному расчету некоторых налогов;
  • увеличению собираемости налогов.

Схожим с расчетным методом РНС является метод прямого счета, в основе которого лежит исчисленная сумма по каждому виду налога.

Согласно данному методу налоговый потенциал региона рассчитывается по формуле:

6705_03   (3)

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

НБНk —  налоговая база k-го налога;

Rk – предельная ставка k-го налога;

k – число налогов.

 

Данный метод является объемным и предполагает использование данных по основным налогам и сборам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона. Этот метод применяется чаще всего в случаях недостатка данных для методов РНС. С учетом теневого оборота формула имеет вид:

6705_04   (4)

Метод прямого счета скорректированный на коэффициент теневого оборота все же имеет меньшую точность по сравнению с методами РНС.

Различие состоит в том, что при оценке налогового потенциала используются не средние, а максимальные ставки. При анализе налогового потенциала, как и в предыдущем методе, не видно причин низкой собираемости налогов, но видна разница между фактическими начислениями и смоделированной ситуацией (когда по каждому виду налога берется не привычная шкала ставок, а максимальная ставка).

Положительный результат может привести:

  • к более рациональному расчету некоторых налогов;
  • увеличению собираемости налогов (при оптимальной, не высокой ставке).

Налоговый потенциал региона может быть также рассчитан на основе валового регионального продукта (ВРП). ВРП – представляет собой суммарную стоимость товаров, работ и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических ресурсов региона. ВРП включает в себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации хозяйствующих субъектов и проживания работников.

На практике показатель ВРП характеризуется преобладанием доли доходов физических лиц – населения рассматриваемого региона. Так как большая часть населения региона живет и работает на данной территории. В состав ВРП входят и, подлежащие налогообложению в данном регионе, доходы нерезидентов. Если сравнивать показатель ВРП и показатель среднедушевого дохода, то необходимо отметить, что показатель ВРП более объемен и включает также средства, потраченные, как резидентами, так и нерезидентами, на туристические и гостиничные услуги на территории региона. Тем не менее, особенности структуры российских налогов вносят коррективы в ВРП, как в меру налогового потенциала в виде недостатков. Они проявляются, к примеру, в том, что налог на прибыль организаций в настоящее время в нашей стране уплачивается по месту регистрации предприятия. На наш взгляд целесообразно уплачивать его по месту осуществления хозяйственной деятельности, то есть не генерировать доходы предприятий на одной территории (территории, на которой зарегистрированы предприятия), а перераспределять по всем регионам, в которых ведется предпринимательская деятельность организации. Для этого возможно использование формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей и маркетингово- территориальную структуру продаж.

С целью преодоления несоответствия между ВРП и реальной налогооблагаемой базой, а точнее реальными налогооблагаемыми ресурсами региона, была предложена попытка создания показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов региона. Это показатель является альтернативой ВРП, так как последний не учитывает влияние таких факторов, как федеральные налоги, трансферты из федерального бюджета. Определение СНР предполагает выполнение следующих преобразований. Во-первых, исключение федеральных налогов из состава ВРП, в связи с тем, что в доход региональных и местных бюджетов они не поступают. Во-вторых, сумма прямых трансфертов федерального бюджета, наоборот, увеличивает показатель ВРП. В состав прямых трансфертов включаются как выплаты по безработице, так и выплаты из федерального пенсионного фонда. Устранение расхождений между ВРП и совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов, сделает возможным использование показателя СНР в Российской Федерации (в частности, расхождения, связанные со структурой налога на прибыль организаций).

Возможны несколько вариантов оценки налогового потенциала на основе этого показателя, простейшей из которых является средняя налоговая нагрузка на продукт.

Произведение средней эффективной налоговой ставки (τ), определяемой как отношение суммарных налоговых обязательств всех регионов к их совокупному продукту, на фактический валовой продукт региона даст оценку налогового потенциала этого региона:

6705_05(5)

где ТАi – оценка налоговых обязательств i-го региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности);

ВРПi – валовой региональный продукт i-го региона.

Под налоговыми обязательствами понимается совокупность фактических налоговых доходов региона и прироста накопленной задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные платежи). Это показатель, характеризующий начисленные налоги предприятий региона (налоговые обязательства). Оценка налогового потенциала для начисленных налогов, в отличие от перечисленных в бюджет (собранных) позволяет не учитывать различие усилий регионов по сбору налогов, то есть выравнивать различие налоговых ставок.

Следует отметить, что использование такой оценки базируются на ряде допущений. Во-первых, предполагается постоянство налогового бремени на единицу добавленной стоимости для всех отраслей. Кроме того, такая оценка ставит регионы в неравные условия, так как является чувствительной к масштабу. Другими словами, больший (в экономическом смысле) регион входит в эту оценку с большим весом. Достоинством такого метода является то, что суммарная абсолютная ошибка прогноза будет равна нулю, то есть суммы оценок по регионам будут равны фактическим налоговым сборам. Это может быть удобно для бюджетного планирования, но надо иметь ввиду, что качество оценки (стандартная ошибка, погрешность) налогового потенциала будет неодинаковым по регионам. Для крупных в экономическом смысле регионов оценка будет более точной, чем для меньших регионов. Для оценки налогового потенциала регионов с целью межбюджетного выравнивания данный факт является существенным недостатком, что делает данный метод неприемлемым.

Наиболее близким к практике бюджетного планирования является прогноз налогового потенциала на основе регрессионного анализа, позволяющего количественно описать зависимость между исследуемой переменной и одной или несколькими независимыми переменными.

Использование регрессионного анализа особенно актуально при разработке среднесрочных планов. Как известно, в настоящее  время бюджеты составляются на 3 года – очередной и плановый период, что затрудняет планирование налогового потенциала методом прямого счета.

В качестве основной расчетной формулы будет выступать формула вида:

6705_06  (6)

где ki– поправочный коэффициент для i-го налога;

НДi – поступления по i-му виду налога.

Расчет поправочных коэффициентов ki(где i=1,n) осуществляется с помощью экономико-математических методов. Для этого необходимо:

  • построить уравнение парной регрессии для каждого налога;
  • определить ki, где i=1, n как отношение теоретического значение величины налога, рассчитанного по уравнению регрессии к фактическому:

6705_07   (7)

Согласно этой формуле осуществляется корректировка фактических налоговых поступлений в бюджет. Сумма фактических налоговых поступлений, увеличенных с помощью поправочных коэффициентов, будет являться оценкой налогового потенциала.

Наличие данных, которые в совокупности можно интерпретировать как налоговый потенциал, о совокупных доходах по региону и набора экономических характеристик, используемых в качестве косвенных измерителей налоговых баз регионов, позволяет выявить с помощью регрессионного анализа факторы, прямо или косвенно влияющие на размер налоговых поступлений в бюджет. Включение большого количества переменных повышает точность регрессионного анализа за счет более эффективного анализа данных. Регрессионное уравнение в ходе статистической оценки само выдает информацию о зависимостях между фактическими поступлениями и налоговыми базами, а значит, позволяет рассчитывать на большую объективность по сравнению с другими методами.

Данный метод особенно эффективен в случаях, когда не представляется возможным оценить в полной мере налоговые поступления по каждому из налогов, как например, в случае расчета налогового потенциала методом РНС.

На основе анализа отдельных преимуществ и недостатков, используемых субъектами РФ методов оценки налогового потенциала можно сделать вывод, что ни один метод не является полностью достоверным и отвечающим уровню современного экономического развития, поскольку не учитывает те или иные показатели. В.В. Рощупкина утверждает, что расчет налогового потенциала региона должен осуществляться на базе унифицированных методов, учитывающих специфику развития и функционирования территории по сравнению со средне российскими параметрами. По мнению автора, данное утверждение не совсем справедливо, поскольку многочисленность регионов России, различия в их экономических, социальных, природных, климатических условиях, а в конечном итоге и налоговых потенциалах, делает невозможным оценку налогового потенциала региона с помощью универсального метода, охватывающего все факторы, показатели и ресурсы регионов страны. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на законодательном уровне не существует единого метода оценки налогового потенциала. Исследования выявили шесть различных методов, оценивающих величину налоговых поступлений. При этом органы региональной государственной власти выбирают метод оценки самостоятельно и, в конечном итоге, рассчитывают данный показатель исходя из фактических поступлений.

Проведем расчет налогового потенциала методом регрессионного анализа, сущность которого раскрывает монография «Налоговый потенциал региона: методология оценки и эффективность реализации» под ред. Л.Р. Слепневой.

В дальнейших расчетах будем использовать налоги, поступившие в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами.

Для выявления уравнения регрессии использовали трендовую модель. Средства для создания трендовых моделей имеет, к примеру, программа Excel, в которой они встроены в построитель диаграмм. Одной из форм трендовых моделей является полиномиальная зависимость.

 

Таблица 1 — Данные для составления уравнения регрессии для налога на прибыль организации, млн.руб.

Год Фактическое значение НПО
2009 1325,80
2010 3 482,30
2011 5 694,10
2012 5 259,60
2013 4 639,60

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

Так уравнение регрессии для налога на прибыль организации имеет вид полиномиальной зависимости (Рисунок 1).

 

Динамика поступления НПО в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

Рисунок 1 – Динамика поступления НПО в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Таблица 2 — Данные для составления уравнения регрессии для налога на доходы физических лиц, млн.руб.

Год Фактическое значение НДФЛ
2009 4 491,30
2010 4 823,20
2011 4 882,60
2012 5 433,60
2013 6 546,60

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

Так уравнение регрессии для налога на доходы физических лиц имеет вид линейной зависимости (Рисунок 2).

 

6705_09

Рисунок 2 – Динамика поступления НДФЛ в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Таблица  3 — Данные для составления уравнения регрессии для акцизов, млн.руб.

Год Фактическое значение по акцизам
2009 1 393,20
2010 1 813,40
2011 2 118,30
2012 2 321,00
2013 2 164,50

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

Динамика поступления акцизов в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

Рисунок 3 — Динамика поступления акцизов в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Таблица 4 — Данные для составления уравнения регрессии для налогов на совокупный доход, млн.руб.

Год Фактическое значение по налогам на совокупный доход
2009 526,5
2010 666,1
2011 792,00
2012 1 056,80
2013 1 133,60

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

Динамика поступления налогов на совокупный доход в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

Рисунок 4 – Динамика поступления налогов на совокупный доход в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Таблица 5 — Данные для составления уравнения регрессии для налогов на имущество, млн.руб.

Год Фактическое значение по налогам на имущество
2009 1 209,70
2010 1 134,40
2011 1 283,80
2012 1 902,60
2013 2 534,00

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

Динамика поступления налогов на имущество в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

Рисунок 5 – Динамика поступления налогов на имущество в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Таблица 6 — Данные для составления уравнения регрессии для налогов, сборов и регулируемых платежей за пользование природными ресурсами, млн.руб.

Год Фактическое значение по налогам, сборам и регулируемым платежам за пользование природными ресурсами
2009 261,3
2010 328,5
2011 430,70
2012 472,50
2013 433,80

Источник: составлено автором на основании данных [4]

 

6705_13

Рисунок 6 – Динамика поступления налогов, сборов и регулируемых платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Республики Бурятия за 2009-2013 гг.

 

Объединим все полученные уравнения в Таблице 7.

 

Таблица 7 —  Уравнение регрессии для налоговых платежей

Наименование налоговых платежей Уравнение регрессии
Налог на прибыль организаций y = -585,66x2 + 4354,5x — 2540,8
Налог на доходы физических лиц y = 146,7x2 — 408,1x + 4846,1
Акцизы y = -89,686x2 + 743,13x + 719,22
Налоги на совокупный доход y = 0,95x2 + 154,79x + 360,18
Налоги на имущество организаций y = 134,49x2 — 465,23x + 1529,3
Налоги, сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами y = -19,443x2 + 165,56x + 102,56

Источник: составлено автором на основании данных расчета

 

Используя уравнение регрессии, необходимо рассчитать теоретические значения поступлений налоговых доходов, для этого находим величину y, где y  это прогнозируемая величина налога, способом ВЫВОДА ОСТАТКА В MSExcel.

Таблица 8 — Теоретические и фактические значения налоговых доходов Республики Бурятия в 2013 г., млн.руб.

Виды налоговых доходов Фактическое значение, НДф Теоретическое значение, НДт Поправочный коэффициент, k
Налог на прибыль организаций 4 639,60 4589,9 0,9967
Налог на доходы физических лиц 6 546,60 6473,06 1,0005
Акцизы 2 164,50 2192,75 0,9999
Налоги на совокупный доход 1 133,60 1157,88 1,0010
Налоги на имущество 2 534,00 2565,23 1,0020
Налоги,сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами 433,80 444,27 1,0010
Ср.знач.1,0002

Источник: составлено автором на основе расчетов

 

Фактические налоговые доходы необходимо скорректировать на рассчитанную среднюю величину поправочного коэффициента для получения величины налогового потенциала. Следует отметить, что величина поправочных коэффициентов зависит от многих факторов, в том числе и от стабильности сумм налоговых платежей. Поэтому значение поправочных коэффициентов существенно не отличается.

 

Таблица 9 — Оценка налогового потенциала основных видов налогов за 2014 г., млн.руб.

Виды налоговых доходов Расчет налогового потенциала (НП)
Налог на прибыль организаций НП=4 639,60*1,0002=4 640,45
Налог на доходы физических лиц НП=6 546,60*1,0002=6 6547,80
Акцизы НП=2 164,50*1,0002=2 164,90
Налоги на совокупный доход НП=1 133,60*1,0002=1 133,81
Налоги на имущество НП=2 534,00*1,0002=2 534,46
Налоги,сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами НП=433,80*1,0002=433,88
Общий налоговый потенциал 17455,30

Источник: составлено автором на основе расчетов

 

Общая величина налогового потенциала за 2014 г. в Республике Бурятия по расчетам составила 17 455, 03 млн.руб., тогда, как фактически поступило 17 452,10 млн.руб.

Оценка налогового потенциала на 2014 г. с применением трендовой модели показала, что полученные значения почти совпадают с фактическим поступлением налоговых платежей.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что применение прогнозных моделей в оценке налогового потенциала, позволяющего определить его объективную величину, будет содействовать эффективной реализации основных приоритетов макроэкономической политики России, в числе которых устойчивый экономический рост, справедливое распределение доходов, стабильность цен, гарантированная занятость, обеспечение экономической безопасности.


Библиографический список

  1. Налоговый потенциал по Республике Бурятия- Монография –Улан-Удэ, ВСГТУ -2014г – С.320;
  2. Захаров А.В., Огородников И.И. Оценка налогового потенциала Юга Тюменской области в свете перспектив социально-экономического развития территории // Налоги, инвестиции, капитал. – 2006. – № 4-6.
  3. Луговой О., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Оценка налогового потенциала субъектов РФ // Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сб. статей. М.: ИЭПП, 2000.
  4. Рябухин С.Н. Анализ и проблемы формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Счетной палаты РФ. – 2007. – № 1(109).