Особенности финансово-экономической безопасности в Кыргызской Республике на современном этапе

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирантка кафедры «Финансы и кредит»
Кыргызстан, Кыргызско-Российский Славянский университет

Аннотация

В статье исследуются факторы, способствующие возникновению такой серьезной ключевой угрозы финансовой безопасности Кыргызстана, как угроза снижения активизации инвестиционной деятельности. Выявлены основные факторы, провоцирующие появление данной угрозы, в том числе дефицит госбюджета, низкий уровень сбережений населения, низкие ставки по депозитам, высокие процентные ставки по кредитам.

Ключевые слова

Кыргызская Республика, экономическая безопасность в финансовой сфере Кыргызской Республики, угрозы снижения активизации инвестиционной деятельности, дефицит госбюджета, низкий уровень сбережений населения, низкие ставки по депозитам, высокие процентные ставки по кредитам.

Рекомендуемая ссылка

Голощапова Жыпара Эсенбековна
Особенности финансово-экономической безопасности в Кыргызской Республике на современном этапе// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (68). Номер статьи: 6801. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6801/
Особенности финансово-экономической безопасности в Кыргызстане на современном этапе определяются специфическими факторами, которые способствуют возникновению ключевых угроз экономической безопасности в  финансовой сфере. Одной из реальных внутренних угроз финансово-экономической безопасности в Кыргызстане на современном этапе является угроза снижения активизации инвестиционной деятельности, которая провоцируется следующими факторами:

  • дефицитом госбюджета;
  • низким уровнем сбережений населения;
  • низкими ставками по депозитам;
  • высокими процентными ставками по кредитам.

На протяжение многих лет в Кыргызстане имеет место хронический дефицит государственного бюджета. Бездефицитным бюджет был только в 2005-2008гг., все остальные годы государственный бюджет сводился с внушительным размером дефицита, так как расходная часть значительно превышает доходную часть.  Естественно, что удельный вес государственных капитальных вложений в структуре инвестиций в Кыргызской Республике сокращается, поскольку государство не в состоянии выделять из бюджета значительные средства.

 

Таблица 1– Динамика размеров дефицита государственного бюджета в Кыргызской Республике [1].

 

Годы Дефицит госбюджета, в % к ВВП Предельно-допустимая граница, в % к ВВП
1990 0,0  

 

 

-5

2001 0,4
2002 -1,0
2003 -0,8
2004 -0,5
2005 0,2
2006 -0,2
2007 0,1
2008 0,8
2009 -1,5
2010 -4,9
2011 -5,0

 

Как следует из данных таблицы 1, размер дефицита госбюджета особенно был внушительным в последние годы. Так, в 2009г. он составлял -1,5% к объему ВВП, в 2010г. – -4,9%, а в 2011г. – -5%. То есть, последние годы существует реальная угроза активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, и финансово-экономической безопасности Кыргызской Республики, в целом.

Кроме того, в стране традиционно низкий уровень сбережений населения, что обусловлено обычаями, предполагающими большие затраты на проведение тоев, юбилейных торжеств, приемы многочисленных гостей. Так, по данным различных официальных источников, население страны тратит около трети ВВП страны в год на свадьбы, похороны, подарки родственникам и т.п. И  как следствие, доля средств населения в структуре внутренних инвестиций варьирует от 8,9% (1991 г.) до 30,6% (2009 г.).

 

Таблица 2– Структура инвестиций в Кыргызстане по источникам финансирования (в % к итогу) [2].

 

Годы Внутренние инвестиции Внешние инвестиции
Государственные

инвестиции

Собственные

средства  предприятий

Средства населения
1991 36,7 39,8 8,9
1992 31,0 38,7 26,9
1993 26,5 55,5 17,4 0,6
1994 13,5 52,6 3,9 30,0
1995 6,5 19,3 5,6 68,6
1996 5,0 18,3 5,7 71,0
1997 6,4 1,7 15,6 76,3
1998 9,9 27,7 13,6 48,8
1999 8,0 26,9 9,1 56,0
2000 8,5 20,6 9,0 61,9
2005 7,6 37,5 26,5 28,4
2006 6,8 47,1 22,0 24,1
2007 11,2 40,8 25,9 21,5
2008 12,7 22,9 27,6 36, 0
2009 14,2 23,9 30,2 25,8
2010 15,1 26,3 31,4 27,2

 

Как свидетельствуют данные таблицы 2, характеризующие структуру инвестиций по источникам финансирования в республике, хронический дефицит госбюджета Кыргызской Республики не позволяет рассчитывать на решение проблем инвестирования за счет государства. За исследуемый период  значительно уменьшилась доля государственных инвестиций. Если в 1991 г. доля государственных инвестиций – 36,7%, то в 1992 г. – 31,0%, в 1995 г. – 6,5%, а в 1996 г. – 5,0%. И это отрицательно сказывается на состоянии экономической безопасности Кыргызстана.

Начиная с 2005г. наблюдалось небольшое увеличение доли государственных инвестиций: 2005 г. – 7,6%, в 2007 г. – 11,2%, в 2009 г. – 14,2%. Но это произошло, прежде всего, из-за снижения доли внешних заимствований.

Сбережения населения, безусловно, в рыночной экономике значимый инвестиционный ресурс. Однако в Кыргызстане уровень сбережений населения низкий, поскольку имеют место невысокие доходы населения и инфляция,  что также снижает уровень нормы сбережений, а, следовательно, уменьшает и уровень экономической безопасности страны. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, 93% располагаемого дохода жителя страны уходит на потребительские расходы.

Таким образом, необходимость для  Кыргызстана иностранных инвестиций, бесспорно, весьма значительна, так как собственных источников явно не хватает. Однако  доля иностранных инвестиций ежегодно уменьшается: так  доля иностранных инвестиций в 1996г. – 71,0%, в 1997г. – 76,3%, в 1998 г. – 48,8%, в 1999 г. – 56,0%, в 2000 г. – 61,9%, в 2005 г. – 28,4%, в 2006 г. – 24,1%, в 2007 г. – 21,5%, в 2008 г. – 36%, в 2009 г. – 25,8% от общей суммы инвестиций. Самая крупная страна-инвестор из дальнего зарубежья – Англия (18,1%), далее Китай (9,2%), Турция (6,3%), США(4,2%), Канада (3,5% от всех иностранных инвестиций в Кыргызстан в 2009г.). Из стран СНГ, на долю которых приходится 41,6% от прямых иностранных инвестиций, поступающих в Кыргызстан, наиболее крупная страна-инвестор – Казахстан (34%), вторая – Россия – 7,2%. В период с 1995 по 2002 гг. внешние инвестиции значительно превышали внутренние инвестиции. Однако, начиная с 2000г. доля иностранного кредита уменьшается, так в 2002 г. она составляла 19,7%, прямые иностранные инвестиции составили 5,4%. В настоящее время доля иностранных инвестиций в Кыргызстане значительно меньше, чем в других среднеазиатских республиках. Основные причины:

  • политическая нестабильность,
  • коррупция,
  • и запутанная налоговая система.

В свою очередь, коррупция имеет негативные последствия, которые можно представить в виде трех групп:

  • экономические последствия;
  • социальные последствия;
  • политические последствия[3].

К экономическим последствиям относят:

  • уменьшение налоговых поступлений и ослабление бюджета (как известно, «коррупционеры » не платят налогов),  а, следовательно, снижается устойчивость финансовой системы и экономической безопасности в финансовой сфере;
  • нарушение конкурентных механизмов рынка, так как обогащаются не более конкурентоспособные, талантливые, но порядочные, а взяточники,  что уменьшает достоинства рыночного механизма;
  • рост масштабов теневой экономики, что приводит к.

Социальные последствия коррупции:

  • правительство не в состоянии разрешить социальные проблемы;
  • углубляется имущественная поляризация (коррупционеры богатеют, честные граждане беднеют или становятся нищими);
  • коррупция способствует нелегитимному перераспределению средств в пользу сверхбогатого меньшинства за счет наиболее уязвимых слоев общества.

К политическим последствиям следует отнести:

  • смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования групп сверхбогатых;
  • снижение доверия к власти, рост се отчуждение от населения, что ставит под сомнение и угрозу срыва планы власти;
  • падение престижа страны на международной арене.

По экспертным оценкам,  в странах СНГ взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств[4].

Другой причиной возникновения угрозы снижения активизации инвестиционной деятельности в республике являются низкие ставки по депозитам. Для того чтобы привлекать средства домохозяйств банки необходимо установить приемлемые и взаимовыгодные ставки по депозитам. Но в  Кыргызской Республике все последние годы, средневзвешенная процентная ставка по депозитам, ниже, чем уровень инфляции.

Так в 2003г. средневзвешенная процентная ставка по депозитам в республике составляла 2,7%, а уровень инфляции – 5,6%, то есть, превышение на 2,9%. В 2004г. разница между средневзвешенной процентной ставкой по депозитам и уровнем инфляции 0,3%, в пользу последней, конечно. В 2005г. разница на 2,6%,в 2006г. – на 2,6%, в 2007г. – на 2,9%, в 2008г. – на 16,7%.

Однако рекордом за последнее десятилетие (2003-2012гг.) была разность между средневзвешенной процентной ставкой по депозитам и уровнем инфляции в 21%, в пользу инфляции.

В последние годы (2009-2012гг.) данная разница несколько уменьшилась, так в 2010г. она была 15,5%, в 2011г. – 12,5%, а в 2012г. всего 1,1%.

Таблица 3 – Уровень инфляции и средневзвешенная процентная ставка по депозитам, в %[5].

 

Годы Средневзвешенная процентная ставка по депозитам, в % Уровень инфляции, в % Превышение уровня инфляции над средневзвешенной ставкой по депозитам
2003 2,7 5,6 +2,9
2004 2,5 2,8 +0,3
2005 2,3 4,9 +2,6
2006 2,2 5,1 +2,9
2007 3,4 20,1 +16,7
2008 3,5 24,5 +21,0
2009 3,3 0,0 -3,3
2010 3,7 19,2 +15,5
2011 4,1 16,6 +12,5
2012 6,4 7,5 +1,1

 

То есть, судя по данным таблицы 3 можно сделать вывод, что инфляция, по существу, съедает все выплаты по процентам депозитов, и смысл хранить сбережения в банк отсутствует. Да, существует ряд банков, которые  предлагают депозиты со ставками выше 10%. Однако основная масса банков предлагает депозиты до востребования, ставки по которым – 0,5%.

С другой стороны, получить кредит в Кыргызстане довольно сложно, поскольку искусственно создаются препятствия. Более того по критерию доступности получения кредитов Кыргызская Республика заняла 129 место среди 139 стран мира в очередном отчете конкурентоспособности экономики (Global Competitiveness Index 2010-2011), подготовленном World Economic Forum (Всемирным Экономическим Форумом)[6].

Отсюда вывод, что коммерческие банки в Кыргызстане также  плохо выполняют функцию аккумулирования сбережений населения и превращения их в инвестиции.

Естественно, что проблемы с оформлением кредитов в сочетании с очень высокими ставками по кредитам и низкими по депозитам приводят к тому, что кредитные ресурсы для предпринимателей Кыргызстана малодоступны.

Таким образом, угроза снижения активизации инвестиционной деятельности в Кыргызстане детерминируется следующими факторами: дефицитом госбюджета; низким уровнем сбережений населения; низкими ставками по депозитам;  высокими процентными ставками по кредитам.


Библиографический список

  1. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник Национального статистического комитета КР. Бишкек. 2012, с. 236.
  2. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник Национального статистического комитета КР. Бишкек. 1996-2011гг.
  3. Экономическая безопасность: учебное пособие./ Под ред. В.А. Богомолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 138
  4. Преступность: стратегия борьбы. / Под ред. Долговой А.И. М., 1997.
  5. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник Национального статистического комитета КР. Бишкек. 2003-2012гг.
  6. Монетарный Обзор НБКР. Национальный Банк Кыргызской Республики. 2013. http://www.nbkr.kg