Главная страница » Публикации » 2016 » №8 (68) » Проблемы развития промышленности и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

Проблемы развития промышленности и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

Problems of industrial development and transport infrastructure of the Republic of Sakha (Yakutia)

Проблемы развития промышленности и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

Авторы

Федорова Нюргуяна Аркадьевна
доцент кафедры экономики и управления производством
Россия, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Дьячковская Надежда Николаевна
старший преподаватель кафедры экономики и управления производством
Россия, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Аннотация

Промышленность Республики Саха (Якутия) в основном представлена деятельностью предприятий по добыче полезных ископаемых. В последние годы на территории республики наблюдался интенсивный рост капиталовложений, связанных с добычей алмазов, золота, нефти и газа. Вновь создаваемые предприятия используют существующую транспортную инфраструктуру, созданную в процессе развития традиционных кластеров алмазо-, угля- и золотодобычи. Существенных изменений в транспортной инфраструктуре не происходит.

Ключевые слова

промышленность, Республика Саха (Якутия), транспортная инфраструктура.

Рекомендуемая ссылка

Федорова Нюргуяна Аркадьевна, Дьячковская Надежда Николаевна. Проблемы развития промышленности и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (68). Номер статьи: 6805. Дата публикации: 31.08.2016. Режим доступа: https://sovman.ru/article/6805/

Authors

Fedorova Njurgujana Arkad'evna
Associate Professor, Department of Economics and Production Management
Russia, North-Eastern Federal University named after MK Ammosova
D'jachkovskaja Nadezhda Nikolaevna
Senior Lecturer, Department of Economics and Production Management
Russia, North-Eastern Federal University named after MK Ammosova

Abstract

Industry of the Republic of Sakha (Yakutia) is mainly represented by the activity of enterprises in mining. In recent years, in the country there was an intensive growth of investments related to the extraction of diamonds, gold, oil and gas. The newly created businesses use the existing transport infrastructure, created in the process of development of traditional diamond-clusters, and coal-gold. There were no significant changes occur in the transport infrastructure.

Keywords

Industry, Republic of Sakha (Yakutia), transport infrastructure.

Suggested citation

Fedorova Njurgujana Arkad'evna, D'jachkovskaja Nadezhda Nikolaevna. Problems of industrial development and transport infrastructure of the Republic of Sakha (Yakutia) // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №8 (68). Art. #  6805. Date issued: 31.08.2016. Available at: https://sovman.ru/article/6805/


Экономика Республики Саха (Якутия) имеет ресурсную направленность. Доминирующую роль в промышленности играет добыча полезных ископаемых (алмазов, золота, угля и др.), доля которой выросла с 77,5 % в 2005 г. до 82,3 % в 2014 г..

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в РС (Я)

Рис. 1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в РС (Я) (в фактически действовавших ценах; тысяч рублей)

 

Темпы роста промышленного производства достигли пика в 2010 г. – 122, 8 %, с 2010 г. постепенно снижаются.

 

Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)

Рис. 2. Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)

 

Таблица 1. Производство отдельных видов промышленной продукции в РС(Я), 1990-2014 гг.1

6805_06

 

В соответствии с данными таблицы 1, только алмазный, нефтяной и газовый секторы увеличили объемы производства (добычи) по сравнению с 1990 г. За десятилетний период в регионе был реализован ряд крупномасштабных проектов, связанных с освоением месторождений полезных ископаемых, строительством нефте — и газопроводов, в соответствии с принятой в 2007 году «Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС(Я) до 2020 года»2, в которой было предусмотрено ускоренное развитие черной и цветной металлургии, нефте — и газопереработки, добычи и урана, строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры.

На территории Республики Саха (Якутия) экономический рост обеспечивается увеличением объемов добычи полезных ископаемых, почти не развиты перерабатывающие производства, терпят убытки предприятия, производящие товары народного потребления. Десять лет назад это соответствовало общим проблемам российской промышленности.  К сожалению, в настоящее время остается только констатировать сырьевую специализацию региона и провал в стремлении развивать производство готовой продукции. Разрыв в уровне развития между добывающими и обрабатывающими отраслями республики увеличивается.

Показатели рентабельности деятельности основных промышленных предприятий алмазодобычи и топливно-энергетического сектора достаточно стабильные, но в остальных отраслях традиционно низкие. Так, например, рентабельность активов добывающих предприятий в 2013 г. составляла 6, 5 %, рентабельность активов обрабатывающих производств  отрицательная  -1, 9  %, рентабельность активов предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 1,8 %. 3 К сожалению, наблюдается негативная тенденция снижения результатов финансово-хозяйственной деятельности мелких и средних промышленных предприятий. В целом по республике доля убыточных предприятий с 2005 по 2014 гг. изменялась от 35, 6 % (наилучший показатель 2011 г.) до 53, 9 % (наихудший показатель 2010 г.).

В целях преодоления существующей тенденции, региональными властями осуществлен ряд попыток применения кластерного подхода. Так, например, в этих целях был создан Центр кластерного развития «Якутия», который отвечает за развитие так называемого деревообрабатывающего кластера. Однако деревообрабатывающий сектор представлен несколькими предприятиями, в основном убыточными, и они не могут выступать в качестве ядра кластера, которое служило бы основным источником доходов. Кроме того, ОАО «ЦКР «Якутия» не имеет возможности влиять на производственную и сбытовую политику резидентов.

Также ожидалось значительное развитие ювелирного бизнеса. Но в этот период ОАО «Золото Якутии» не реализовало запланированный многократный рост производства ювелирных изделий, и, напротив, было близко к процедуре банкротства, а в 2013 г. быстро развивающийся флагман «Эпл Даймонд» перенес финальный цикл производства изделий в г. Москву.

Между тем, добыча полезных ископаемых стабильно растет, и на территории республики естественным путем образовалось несколько кластеров промышленного развития. В Западной Якутии существующий алмазодобывающий сектор обеспечил наличие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, на основе которой в настоящее время формируется новый Якутский центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей и гелиевой промышленностью. В Южной Якутии добыча угля и золота будет дополнена добычей железных и урановых руд, химическим производством.

Транспортный комплекс республики включает все виды транспорта: автомобильный, воздушный, внутренний водный, железнодорожный, трубопроводный. Транспортные сети в зависимости от расположения производительных сил и населенных пунктов на территории республики расположены неравномерно. Наиболее развита транспортные коммуникации в Южной Якутии и центральных районах республики.

 

Длина путей сообщения общего пользования

Рис.3.Длина путей сообщения общего пользования [1, с.25].

 

Протяженность автомобильных дорог составляет 42404 км., из них 26,8% (11 367 км) дороги общего пользования с твердым покрытием. С 2005 г. по 2014 г. протяженность автодорог с твердым покрытием увеличилась на 1, 8 раз, но при площади региона 3 083 0523 кв. км, данный показатель не значителен, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 3,9 км дорог на 1000 кв. км. территории. За 2005-2014 гг. в республике введено эксплуатацию 3802 км.  автодорог с твердым покрытием общего пользования.

До настоящего времени 344 населенных пункта республики из 522 не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В результате более 90 % территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88 % объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15 % населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения [2].

Основной транспортной магистралью по-прежнему  является р. Лена. Ее путь от Байкальского хребта до Ледовитого океана – 4400  км, по длине она входит в мировую десятку гигантов. Воднотранспортный комплекс республики является основой ее транспортной системы  и в экономически обозримой перспективе сохранит это значение. Именно водный транспорт  обеспечивает транспортную доступность всех местностей на территории республики. Из общего объема потребляемых ресурсов из-за пределов республики до 80% завозится в короткий навигационный период, который длится в среднем 3 месяца, а по некоторым малым рекам всего 10 — 15 суток [3, с. 12].

Протяженность железных дорог общего пользования на территории республики в 2014 году составляет  525 км. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 1, 7 км на 10 000 кв.км. территории. По объему перевозимых грузов доля Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном Федеральном округе составляет 21, 3%.

Организация железнодорожных перевозок положительно  отразилась на улучшении транспортного обслуживания и позволила оперативно решать вопросы, связанные с доставкой грузов в республику. Приход железной дороги   коренным образом  меняет сложившуюся  транспортную  инфраструктуру, позволит осуществить переход к круглогодичной схеме обеспечения центральной части республики, ликвидировать фактор сезонности  доставки грузов, сократил сроки пребывания грузов в пути и возврата финансовых средств, а так же исключает  необходимость привлечения больших заемных средств на северный завоз грузов [3, с.14].

Аэропортовая сеть Республики Саха (Якутия) включает 33 аэропорта, из них 2  —  аэропорты федерального значения (Якутск, Тикси) и 104 посадочные авиаплощадки [4]. Круглогодичное транспортное сообщение с труднодоступными районами осуществляется только воздушнм путем. Важным недостатком воздушного транспорта является высокая стоимость услуг, которая отражается на конечную стоимость производственного и личного потребления.

Магистральный трубопровод республики в 2014 г. составляет 3306 км, протяженность по сравнению с 2005 годом увеличилась на 1 221 км. Протяженность газопроводов составляет 3196,2 км, нефтепроводов — 109, 4 км. Плотность магистральных трубопроводов составляет 1, 1 км. на 1000 кв.км. территории.

 

Таблица 2. Динамика объемов транспортной работы в Республике Саха (Якутия) [5]

6805_05

 

Динамика объема перевезенных грузов транспортными средствами за период с 2005 г. по 2014 г. имеет нестабильную тенденцию, в 2014 году сокращение по сравнению 2005 годом составило 22%. Анализ грузооборота в республике за 2005-2014 гг. показывают спад грузооборота в 2009-2010 г., за счет снижения грузооборота автомобильным и железнодорожным транспортом.

 

Динамика объема грузооборота и объемов перевозок грузов в РС(Я)

Рис.4.Динамика объема грузооборота и объемов  перевозок грузов в РС(Я)

 

Анализ транспортного комплекса за последнее десятилетие показывает, что водный транспорт в республике остается одним основных видов транспорта, на его долю приходится 37, 6 % грузооборота республики. Показатели работы железнодорожного транспорта за 2005 -2015 гг. имеют положительную тенденцию, но протяженность перевозки ограничена. Наибольший объем перевозок приходится на автомобильный транспорт, который имеет высокую возможность доставки грузов до конечных потребителей, но зависит от сезонных условий и доступности дорог. Несмотря на ежегодное строительство дорог транспортная инфраструктура республики остается одним из проблемных секторов экономики, поскольку его состояние не отвечает современным условиям для развития экономики и промышленности республики.

В целом можно отметить, что несмотря на реализацию крупных проектов по развитию предприятий и инфраструктуры республики за период с 2005 по 2014 гг., значительных изменений в экономике республики не произошло. К сожалению, такие проблемы промышленных предприятий региона, как нехватка квалифицированных кадров, недостаток оборотных средств и проч., остались не решенными.

___________

1 www.gks.ru, отчеты АК «АЛРОСА»

2 «Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС(Я) до 2020 года»

3 Для сравнения по РФ соответствующие показатели составляли в 2013 г.: 11,3 %; 4,5 % и 0,7 %.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) “Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы [Электронный ресурс]: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) – Режим доступа : http://www.sakha.gov.ru/node/5460
  2. Основные показатели транспорта [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) – Режим доступа : http:// sakha.gks.ru/sakha/ru/statistics/enterprises/transport
  3. Панова А.Г. Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия). Учебное пособие. Новосибирск: ФГОУ ВПО «НГАВТ»,-2008.-38 с.
  4. Транспорт в Республике Саха (Якутия) за 2000, 2005, 2010-2014 годы / Статистический сборник №29/620. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, — 2015. — 94 с.
  5. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) – Режим доступа : http://www.sakha.gov.ru/node/7831
  6. www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
  7. Федорова Н.А. Промышленность Республики Саха (Якутия): основные проблемы и пути их решения. — «Проблемы теории и практики управления», 2008. №7, С.35-43

References

  1. State program of the Republic of Sakha (Yakutia) Development of the transport complex of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2012-2016 [Gosudarstvennaja programma Respubliki Saha (Jakutija) Razvitie transportnogo kompleksa Respubliki Saha (Jakutija) na 2012-2016 gody]. The Ministry of Transport and Roads of the Republic of Sakha (Yakutia) Mode of access: http: //www.sakha. gov.ru/node/5460
  2. Main indicators of transport [Osnovnye pokazateli transporta]. the territorial body of the Federal Service of State Statistics of RS (I) Mode of access: http: // sakha.gks.ru/sakha/ru/statistics/enterprises/transport
  3. Panova A.G. The transport complex of the Republic of Sakha (Yakutia) [Transportnyj kompleks Respubliki Saha (Jakutija). Uchebnoe posobie]. Tutorial. Novosibirsk FSEIHPE NGAVT P. 38.
  4. Transport in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2000, 2005, 2010-2014 [Transport v Respublike Saha (Jakutija) za 2000, 2005, 2010-2014 gody]. Statistical Yearbook №29 Yakutsk territorial body of the Federal State Statistics Service,  2015. 94 p.
  5. Transport strategy of Republic of Sakha (Yakutia) [Transportnaja strategija Respubliki Saha (Jakutija)]. The Ministry of Transport and Roads of the Republic of Sakha (Yakutia) Access: http://www.sakha.gov.ru/node/7831
  6. gks.ru site of the Federal Service of State Statistics
  7. Fedorova N.A. Industry, Republic of Sakha (Yakutia), the main problems and their solutions [Promyshlennost’ Respubliki Saha (Jakutija), osnovnye problemy i puti ih reshenija]. Problems of management theory and practice, 2008. №7, pp.35-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх