Разработка методического инструментария оценки отрасли здравоохранения с использованием результирующего стандартизированного индекса

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Аспирант
Россия, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского

Аннотация

На современном этапе важно оценить управление государственными и муниципальными финансами и дать их оценку. Главная цель управления- это повышение благосостояния населения. Здравоохранение является одной из ведущих отраслей, которая играет важную роль в каждой стране. Поэтому вопрос адаптации его к условиям рыночной экономики крайне актуален. Человеческий капитал основа любой экономики, поэтому важно его сохранять и преумножать. Каждое государство по-своему расставляет приоритеты и ведет политику в области охраны здоровья. Характер и путь развития системы здравоохранения определяются как уровнем экономического развития страны, так и ее финансовыми возможностями.
В настоящей работе с помощью методов экономического, системного анализа и математической статистики исследовано текущее состояние отрасли здравоохранения по трем группам стран: «Большая семерка», страны СНГ и страны БРИКС. Предложена методика их комплексной оценки на основе результирующего стандартизованного индекса с учетом сформированной системы относительных показателей, учитывающей спорный и разнонаправленный их характер. Учтена различная значимость показателей системы оценки с помощью метода экспертного ранжирования показателей - правило точечных оценок Фишберна.
Разработана методика комплексной оценки отрасли здравоохранения с использованием результирующего стандартизированного индекса. социально-политических и экономических процессов. На основе показателей Всемирного банка данных проведена бальная оценка по величине результирующего стандартизованного индекса, характеризующего развитие отрасли здравоохранения.
Предложенная методика оценки результирующего стандартизованного индекса здравоохранения в различных странах мира позволяет определять страны, реализующие эффективную стратегию управления в отрасли здравоохранении. Лидирующие позиции принадлежат странам, где государственная политика в области здравоохранения показала свою наибольшую эффективность. Данная методика может использоваться не только для бальной оценки результирующего стандартизованного индекса здравоохранения во всем мире, но и также для оценки в отдельно взятой стране.

Ключевые слова

система здравоохранения, стандартизированный показатель, результирующий стандартизованный индекс

Рекомендуемая ссылка

Хансуварова Евгения Адольфовна
Разработка методического инструментария оценки отрасли здравоохранения с использованием результирующего стандартизированного индекса// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (70). Номер статьи: 7005. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/7005/
В системах здравоохранения  всех стран  мира  ставятся   сложные  проблемы.  Некоторые  страны  (в  том  числе  и  Россия) вынуждены  бороться  с  кризисом  системы  здравоохранения.  Причем  такой  кризис каждой  отдельно  взятой  страны  глубоко  коренится в  демографических,  социально-экономических,  культурных  процессах  и  является  их  общим  следствием.

Все  системы  здравоохранения  можно  разделить  следующим  образом, учитывая  форму финансирования:

  • социально-страховые  (Германия,  Франция,  Япония,  Россия);
  • государственные  (Великобритания);
  • рыночные  (США).

Главной  задачей современной  системы  здравоохранения  России  и  других  стран  мира  является  достижение   доступности и качества  медицинских  услуг  для  каждого  индивида.  Существующие  дорогостоящие  виды  медицинских  услуг   значительно  улучшают  эффективность обследования  и  лечения  по  сравнению  с  традиционными  методами,  а  в  некоторых случаях  —  просто  незаменимы.  Однако   для  многих  граждан возрастает  ограниченность  доступа  таких  видов  услуг   из-за нехватки   собственных  средств.

Интерес к исследованию управления системой здравоохранения в условиях рынка подтверждается научными публикациями, освежающими проблемы управления в здравоохранении и пути их решения. В работах Вялкова А.И., Кадырова Ф.Н., Линденбратена А.Л., Лисицина Ю.П., Стародубова В.И., Шамшуриной Н.Г., Шеймана И.М., Waitzkin Н.В., Weisbord B.A. рассматриваются проблемы становления рынка медицинских услуг.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

В работах Брагина З.В., Кучеренко В.З., Разумовского А.В. исследуются различные аспекты управления лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения.[10, 11, 12]

Проблемам экономики и управления здравоохранения посвящены работы Введенской И.И., Стародубова В.И., Шеймана И.М. , Todaro M.P. и др.[5, 7, 13, 14, 15]

Повышение эффективности управления здравоохранением на всех уровнях, особенно, непосредственно в медицинских учреждениях, является актуальной научно-практической проблемой реформирования отрасли.

При изучении отрасли здравоохранения в научных или практических целях, нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные, сравнивая  две или более совокупности. При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации.

В теории метод стандартизации применяется для оценки влияния фактора неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на различия сравниваемых интенсивных показателей. Он позволяет устранить возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупностей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет рассчитать стандартизованные показатели.

Стандартизованные показатели — это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений. Стандартизованные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.

Суть стандартизации заключается в том, что в процессе оценки экономических и социальных показателей  в странах, рассчитанные данные могут иметь разную размерность, порядок величины, весомость. Требование комплексности в оценке стран по совокупности показателей делает необходимым приведение их к безразмерному виду, к общему началу отсчета, к единому интервалу изменения. Этого можно добиться, используя метод, базирующийся на линейном преобразовании исходных показателей. [16]

Рассмотрим показатели, влияющие на развитие деятельности здравоохранения как коллинеарные. Коллинеарность — отношение параллельности векторов: два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на параллельных прямых или на одной прямой.  Коллинеарные векторы могут быть одинаково направлены («сонаправленны») или противоположно направлены («противонаправленны» в последнем случае их иногда называют «антиколлинеарными» или «антипараллельными»).

В нашем случае для проведения процесса стандартизации показатели классифицируются на две группы по смысловому содержанию (воздействию на комплексную социальную и экономическую ситуацию в отрасли здравоохранения страны): рост одних ведет к ухудшению («противонаправленные», чем меньше значение коэффициента, тем лучше), а рост других – к улучшению («сонаправленные», чем больше значение коэффициента, тем лучше) (табл. 1).

Следует заметить, что если сам показатель относится, например, к группе «сонаправленных», то и его динамика – есть «сонаправленный показатель». Разделим имеющиеся показатели на две группы:

 

Таблица 1 — Направленность показателей Всемирного банка данных в области здравоохранения

7005_01

 

Показатели формировались исходя из наличия статистических данных  за 2013 год.*

В качестве нормирующего линейного преобразования исходных показателей можно выбрать любое, отвечающее вышеуказанным требованиям. Руководствоваться при этом стоит соображениями наглядности, общности и простоты, т.к. одна из базовых целей любой науки – сделать сложное простым. Так, формирование стандартизованных показателей, в данной статье, производится по формулам:

группа «сонаправленных» показателей»:

7005_02                                                                         (1)

            группа «противонаправленных» показателей»:

7005_03                                                                      (2)

где Kij – расчетное значение i-го коэффициента системы социальных и экономических показателей в здравоохранении в j-ой стране,

7005_04 – стандартизированный показатель i-го коэффициента системы социальных и экономических показателей  в здравоохранении в j-ой стране, максимум считается, пробегая все значения  (т.е. максимальное значение i-го коэффициента среди всех стран).

Конструкция формул (1) и (2) весьма прозрачна: сначала значение показателя делится на максимально возможное по модулю 7005_05 , при этом область изменения сокращается до отрезка [-1;1], затем смещается в положительном направлении на единицу и делится пополам, получая окончательно интервал изменения [0;1].

В качестве примера приведем расчет стандартизированных показателей i-го коэффициента системы социальных и экономических показателей  в здравоохранении в Российской Федерации. Для расчета стандартизированного показателя 7005_06 в «сонаправленной»  группе возьмем коэффициент расходов на душу населения в Российской Федерации, он составляет-956,85 по данным с сайта Всемирного банка данных (The World Bank). Максимальное по модулю значение коэффициента расходов на душу населения  7005_07  по подборке стран мира составляет –9714,79 в   Норвегии.

Рассчитаем значение  7005_06  стандартизированного показателя в «сонаправленной» группе:

7005_08

Для расчета  стандартизированного показателя 7005_09 в «противонаправленной» группе  возьмем коэффициент смертности  населения в Российской Федерации, он составляет-13, по данным с сайта Всемирного банка данных (The World Bank). Максимальное по модулю значение коэффициента смертности населения  7005_07  по подборке стран мира составляет –17,204 в Республике Эль-Сальвадор.

Рассчитаем значение  7005_09  стандартизированного показателя в «противонаправленной» группе:

7005_10

Результаты стандартизации коэффициентов, характеризующих отрасль  здравоохранения в исследуемых странах, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 — Результаты стандартизированных показателей в странах «Большой семерки» за 2013 год.

7005_11

 

Из полученных расчетных данных мы видим, что наивысший  уровень стандартизированного коэффициента по рождаемости (на 1000 человек) преобладает в США-0,63, а самый низкий уровень рождаемости в Японии -0,58. Самый высокий стандартизированный коэффициент фертильности (количество рождений на 1 женщину) во Франции и Великобритании -0,63, а самый низкий в Германии, в Италии, в Японии -0,59. Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение на душу населения в США-0,97, а самый низкий в Италии-0,66. Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение в целом  во Великобритании-0,92, а самый низкий в США -0,74.

Самый высокий стандартизированный коэффициент по расходы на здравоохранение, всего (% от ВВП) в США-0,93, а самый низкий в Великобритании и Италии -0,74. Самый высокий стандартизированный показатель по улучшенным средствам санитарии составляет 1 у всех стран «Большой семерки», за исключением 0,99.

Самый высокий  стандартизированный показатель по ожидаемой продолжительности  жизни при рождении в Японии -1, а самый низкий в  США-0,97. Самый высокий стандартизированный коэффициент по частным расходам на здравоохранение (в% от частных расходов на здравоохранение) в Италии -0,91, а самый низкий в США -0,61. Наивысший уровень роста  населения преобладает в Канаде и Италии, 0,56,  а самый низкий уровень у Японии 0,49. Самый высокий стандартизированный показатель по уровню населения в США -0, 52, а самый низкий в Канаде, Франции, Италии, Великобритании.-0,5. Высокий уровень иммунизации АКДС преобладает в  Германии и Франции, и показатель составляет 1, самый низкий в Канаде-0,62.  Высокий уровень иммунизации против кори преобладает во всех странах «Большой семерки» и составляет 1, за исключением Франции-0,99. Самый высокий уровень смертности (на 1000 человек) в Германии-0,82, а самый низкий в Канаде-0,71 по модулю. По коэффициенту материнской смертности самый высокий показатель в  Канаде, Франции, США-0,51; самый низкий уровень Германия, Великобритания,  Италия, Япония-0,5. Уровень детской смертности самый высокий в США-0,53, самый низкий в Японии-0,51. Уровень заболеваемости  туберкулезом  (на 1000 человек)  у всех стран «Большой семерки» одинаковый -0,24. Уровень распространения ВИЧ-инфекций  мужчины и женщины   у всех стран «Большой семерки» одинаковый -0,5. Самый высокий коэффициент подростковой фертильности преобладает в США-0,57, самый низкий в Японии -0,51.

 

Таблица 3 — Результаты стандартизированных показателей в странах СНГ за 2013 год.

7005_12

 

Из полученных расчетных данных мы видим, что наивысший  уровень стандартизированного коэффициента по рождаемости (на 1000 человек) преобладает в Таджикистане-0,83, а самый низкий уровень рождаемости на Украине -0,61. Самый высокий стандартизированный коэффициент фертильности (количество рождений на 1 женщину) в Таджикистане-0,75, а самый низкий в Молдове и на Украине -0,60 Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение на душу населения в Российской Федерации-0,55, а самый низкий в Кыргызской  Республике и Таджикистане-0,5. Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение в целом  в Белоруссии, Туркменистане-0,83, а самый низкий в Азербайджане -0,60. Самый высокий стандартизированный коэффициент по расходы на здравоохранение, всего (% от ВВП) в Молдове-0,8, а самый низкий в Туркменистане-0,55.

Самый высокий стандартизированный показатель по улучшенным средствам санитарии составляет 1 в Узбекистане, самый низкий Туркменистане-0,5. Самый высокий  стандартизированный показатель по ожидаемой продолжительности  жизни при рождении в  Армении -0,94, а самый низкий в  Туркменистане-0,89.Самый высокий стандартизированный коэффициент по частным расходам на здравоохранение (в% от частных расходов на здравоохранение)  в Туркменистане -1, а самый низкий в Молдове -0,91. Наивысший уровень роста  населения преобладает в Таджикистане-0,62,  а самый низкий уровень в Украине-0,49. Самый высокий стандартизированный показатель по уровню населения в Российской Федерации -0, 51, а в остальных странах  СНГ  составляет-0,5. Высокий уровень иммунизации АКДС преобладает в  Молдове и Таджикистане и показатель составляет 1, самый низкий в Кыргызской республике-0,88.

Высокий уровень иммунизации против кори преобладает в Узбекистане и составляет 1, самый низкий в Туркменистане-0,5. Самый высокий уровень смертности (на 1000 человек) в Украине-0,92, а самый низкий в Узбекистане-0,64 по модулю. По коэффициенту материнской смертности самый высокий показатель в Кыргызской республике и Туркменистане-0,53, самый низкий уровень в Беларуссии-0,5. Уровень детской смертности самый высокий в Туркменистане -0,73, самый низкий в Российской Федерации и Украине-0,54.Уровень заболеваемости  туберкулезом  (на 1000 человек)  самый высокий преобладает в Российской Федерации и на Украине-0,23, а самый низкий в Туркменистане-0.14. Самый высокий уровень распространения ВИЧ-инфекций  мужчины и ВИЧ-инфекций  женщины преобладает на Украине-0,52, в остальных странах СНГ преобладает коэффициент 0,5. Самый высокий коэффициент подростковой фертильности преобладает в Азербайджане -0,64, самый низкий в Туркменистане, Узбекистане -0,54.

 

Таблица 4 — Результаты стандартизированных показателей в странах БРИКС за 2013 год.

7005_13

 

Из полученных расчетных данных мы видим, что наивысший  уровень стандартизированного коэффициента по рождаемости (на 1000 человек) преобладает в ЮАР и Индии-0,71, а самый низкий уровень рождаемости в Китае -0,62. Самый высокий стандартизированный коэффициент фертильности ( количество рождений на 1 женщину) в Индии и ЮАР-0,66, а самый низкий в Китае и в Российской Федерации -0,61

Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение на душу населения в Бразилии-0,56, а самый низкий в Индии-0,5. Самый высокий стандартизированный коэффициент  по расходам на здравоохранение в целом  в Китае-0,78, а самый низкий в Индии-0,66. Самый высокий стандартизированный коэффициент по расходы на здравоохранение, всего (% от ВВП) в Бразилии-0,75, а самый низкий в Индии-0,6. Самый высокий стандартизированный показатель по улучшенным средствам санитарии составляет 0,91 в Бразилии, самый низкий в Индии-0,69.Самый высокий  стандартизированный показатель по ожидаемой продолжительности  жизни при рождении в  Китае-0,95, а самый низкий в  Индии-0,90. Самый высокий стандартизированный коэффициент по частным расходам на здравоохранение (в % от частных расходов на здравоохранение)  в Российской Федерации -0,96, а самый низкий в ЮАР -0,57. Наивысший уровень роста  населения преобладает в ЮАР -0,58,  а самый низкий уровень в Российской Федерации 0,51.Самый высокий стандартизированный показатель по уровню населения в Китае и Индии-0, 59, а самый низкий уровень  составляет-0,5 в ЮАР.

Высокий уровень иммунизации АКДС преобладает в Бразилии-0,97, самый низкий в Индии-0,5. Высокий уровень иммунизации против кори преобладает в Бразилии и составляет 0,94, самый низкий в Индии-0,81. Самый высокий уровень смертности (на 1000 человек) в ЮАР и РФ-0,88, а самый низкий в Бразилии-0,69 по модулю. По коэффициенту материнской смертности самый высокий показатель в Индии-0,59, самый низкий уровень в Китае и РФ-0,51. Уровень детской смертности самый высокий в Индии -0,70, самый низкий в Российской Федерации -0,54. Уровень заболеваемости  туберкулезом  (на 1000 человек)  самый высокий преобладает в Российской Федерации -0,23, а самый низкий в Индии-0.15. Самый высокий уровень распространения ВИЧ-инфекций  мужчины и ВИЧ-инфекций  женщины преобладает в ЮАР 0,84 и 0,77, а в остальных странах БРИКС преобладает коэффициент 0,5. Самый высокий коэффициент подростковой фертильности преобладает в Бразилии -0,66, самый низкий в Китае -0,52.

Следующим шагом, после стандартизации, производиться составление  двух индексов: Iсоц и Iэк , которые характеризируют здравоохранение соответственно по  социальным и экономическим показателям в странах мира. Для этого все стандартизованные показатели «сонаправленные» и «противонаправленные» мы классифицируем на две подгруппы: социальную и экономическую, которые будут обозначаться соответственно: 7005_14 и 7005_15  таблица 5.

 

Таблица 5 — Классификация стандартизованных показателей

7005_16

 

Затем необходимо провести учет значимости стандартизованных показателей. Это следует из того, что одни показатели являются для здравоохранения более предпочтительными, а другие – менее. В связи с этим возникает необходимость оценки социальных и экономических показателей  в здравоохранении страны с учетом их значимости. Для этого часто применяют правило точечных оценок Фишберна (3):

7005_17    (3)

где 7005_18— вес  i-ого показателя,

N – число показателей в системе оценки социальных или экономических процессов,

i – порядковый номер группы показателей.

Для того, чтобы воспользоваться точечными оценками, необходимо упорядочить набор стандартизованных показателей в список, начиная с самого весомого. Тогда i  – порядковый номер показателя в списке.

Чтобы оценить этот уровень, нужно расположить все показатели по порядку убывания значимости так, чтобы выполнялось правило

r1 ≥ r2  ≥ … rN                   (4)

Бесспорно, социальное развитие общества, повышение народного благосостояния и улучшение качества и доступности здравоохранения являются главной целью общественного производства и основой государственной политики. К сожалению, объективно определить важность коэффициентов группы социальных показателей, не умалив веса того или иного критерия, представляется проблематичным. [17]

Для стандартизированных «противонаправленных» коэффициентов, характеризующих социальную сторону, при расчете получаем следующие значения 7005_18.

 

Таблица 6 — Значение  для стандартизированных «противонаправленных» коэффициентов, характеризующих социальные процессы

7005_19

 

Для стандартизированных «сонаправленных»  коэффициентов, характеризующих социальную сторону, при расчете получаем следующие значения  таблица 7.

 

Таблица 7 — Значение 7005_18 для стандартизированных «сонаправленных» коэффициентов, характеризующих социальные процессы

7005_20

 

Стандартизированные «сонаправленные» коэффициенты, характеризирующие экономическую  сторону здравоохранения, будут обладать равной значимостью (то есть равно предпочтительны) и будут рассчитываться по следующей формуле:

ri = 1/N                                                                                                                                          (5)

Тогда ri  для стандартизированных «сонаправленных» экономических показателей будет равен 0,25.

Этот вопрос является дискуссионным и трудно формализуемым с точки зрения значимости каждого показателя. Однако, в целях эксперимента, в данной работе правило точечных оценок Фишберна будет применено для расчета индексов  и    и примут следующий вид:

7005_21      (6)

7005_22                     (7)

Чем выше значение индексов – тем более эффективна, работает система здравоохранения  в конкретном рассматриваемом государстве. Пользуясь формулами (6), (7) – можно оценить социальные и экономические показатели системы здравоохранения  в стране по отдельности, но такое рассмотрение сильно обедняет картину происходящего. Для полной оценки картины проводимой государственной политики в области здравоохранения нужен единый  стандартизованный индекс, включающий в себя как экономическую, так и социальную стороны, на одинаковой основе.

Следующим пунктом в алгоритме действий будет расчет результирующего стандартизованного индекса отрасли  здравоохранения, имеющее тем большее значение, чем более сбалансированы входящие в него индексы. Таким образом, результирующий стандартизованный индекс отрасли здравоохранения на основе социально-экономических показателей 7005_24 будет рассчитываться по формуле:

7005_23                      (8)

Значение рассчитанного по формуле (8) результирующего стандартизованного индекса отрасли здравоохранения на основе социально-экономических показателей является монотонной функцией текущего положения здравоохранения в стране, с учетом динамики, что позволяет дать однозначную оценку эффективности проводимой, в отдельно взятом государстве, социально-экономической политики.

На основе полученной методики проведем оценку результирующего стандартизованного  индекса  отрасли здравоохранения и присвоим каждой стране баллы по десяти балльной шкале. Исходя, из имеющихся данных самый наивысший балл результирующего  стандартизованного индекса отрасли здравоохранения получает государство  Оман -10 баллов.

Государство Оман достиг такого уровня развития здравоохранения путем последовательного  инвестирования средств в национальную систему здравоохранения, и сохранял подобный уровень инвестиций в течение длительного времени. В настоящее время в стране существует обширная сеть местных, районных и региональных медицинских учреждений с обширным штатом медицинских работников, которые обеспечивают практически всеобщий доступ к медицинскому обслуживанию для населения.

Проведем оценку  результирующего стандартизованного  индекса  отрасли здравоохранения 7005_24  для стран «Большой семерки», стран СНГ и стран БРИКС.

 

Таблица 8 — Результирующий  стандартизованный индекс  отрасли здравоохранения за 2013 год для стран «Большой семерки»

7005_25

 

Согласно проведенным расчетам мы видим, что в  6 баллов оценивается результирующий  стандартизованный индекс  отрасли здравоохранения у Франции и США. Остальные страны «Большой семерки» получают 5 баллов каждый.

Великобритания является одной из западных стран, где основной частью (95%) учреждений здравоохранения  владеет государство. В данной стране преобладает государственная система здравоохранения, а так же работает добровольное страхование (ДМС)  и платная медицинская помощь.

В Великобритании объединяет все государственные медицинские учреждения Национальная служба здравоохранения, она же обеспечивает регулирование  и финансовую деятельность  частных медицинских институтов, которые  придерживаться ее правил.

Система здравоохранения  финансируется из налоговых поступлений в государственный бюджет. На отрасль  здравоохранения выделяется определенная сумма средств в %  от национального дохода. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали.

В Великобритании работает централизованная система управления здравоохранением, ее возглавляет министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Франция – является страной с широко развитой системой страховой медицины, большая  роль в медицинском обслуживании населения принадлежит частному сектору. Важную роль оказывает  государственная служба здравоохранения. Высшим органом здравоохранения во Франции является Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Базовый уровень всеобщего обязательного медицинского страхования обеспечивается через систему страховых фондов, в основном привязанных к месту работы. Финансирование осуществляется за счет страховых взносов (финансируемых прежде всего за счет налога на зарплату), выплаты и компенсаций провайдерам медицинских услуг определяются правительством.

В здравоохранении США  преобладает  частная предпринимательская система с элементами государственной и страховой медицины и осуществляется  децентрализованная система здравоохранения.

Департамент здравоохранения и социальных служб осуществляет управление здравоохранением, но функции его весьма ограничены.

Кроме всего не существует единой национальной системы медицинского страхования в США.

Государственные программы  в основном предоставляют  обеспечение престарелых, инвалидов и некоторых групп бедных.

Главными отличиями частных и государственных программ медицинского страхования друг от друга является количество и качество предоставляемых льгот; источники финансирования и обеспечение денежными выплатами медицинских работников и учреждений здравоохранения.

В США 74% населения  имеют частную медицинскую страховку, остальные имеют государственную страховку, или не имеют никакой страховки.

Медицинская практика в Германии на государственном уровне неразрывно связана с научными исследованиями, проводимыми в университетских клиниках. Государство оказывает интенсивную финансовую поддержку как научных исследований, так и поддержания и развития технической базы клиник. Поэтому немецкая медицина активно развивается во всех современных направлениях. Финансирование в немецких больницах осуществляется за счет заключения контрактов со страховыми компаниями, а также за счет получения государственных инвестиционных субсидий из налоговых поступлений. Таким образом, обеспечивается двойное финансирование, которое полностью отделено от финансирования врачебных кабинетов (практик).

Государственное медицинское страхование в Германии, вместе с пенсионной страховкой, страховкой от несчастного случая, страховкой по безработице и страховкой по медицинскому уходу,  является основной составной частью немецкой социальной страховой системы и одним из основных звеньев  немецкой системы здравоохранения. Большая часть немецкого населения застрахована в государственных медицинских страховых компаниях. Медицинское страхование в Германии является обязательным для всего работающего и других групп населения. Медицинское страхование, при учёте определённых условий, может выбираться страхователем по своему желанию самостоятельно.

В японской системе здравоохранения, медицинские услуги, включая обследование по конкретным болезням, осуществляется без каких-либо прямых расходов со стороны пациента, в том числе дородовой уход, а также борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечиваются государственными и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги проводится через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает равенство доступа и сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку через работодателя, могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти.

В общей организации итальянская медицина частично похожа на британскую Национальную систему здравоохранения, но отличается низким уровнем  централизацией. Центральное правительство утверждает, на какие цели должны использоваться деньги, наблюдает за общими показателями здоровья населения и ведет переговоры с медиками о трудовых соглашениях. Финансирование здравоохранения формируется за счет налога на зарплату и за счет других доходов бюджета. Налог на зарплату взимается по регрессивной шкале.

Федеральное финансирование здравоохранения в Канаде происходит за счет общих налоговых доходов бюджета. Основная же часть финансирования происходит за счет поступлений от региональных налогов, прежде всего от доходов физических и юридических лиц. Провинции должны обеспечивать гражданам определенные виды медицинской помощи, в том числе услуги терапевтов, специалистов, лечение в стационаре и стоматологическое хирургическое вмешательство. Другие услуги, например, текущее лечение зубов, физиотерапия и лекарства, отпускаемые по рецептам, оплачиваются на добровольной основе за счет собственных доходов. В некоторых провинциях за них предоставляется значительное страховое покрытие, в других — лишь частичное, в-третьих они вообще не страхуются. Кроме государственных больниц, финансируемых государственными властями, в стране сегодня действуют и многочисленные частные клиники, предоставляющие специализированные услуги.

 

Таблица 9 — Результирующий  стандартизованный индекс  отрасли здравоохранения за 2013 год для стран «СНГ»

7005_26

 

Учитывая проведенные расчеты, мы видим, что в  6 баллов оценивается результирующий  стандартизованный индекс  отрасли здравоохранения в Казахстане,  Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане. 4 балла получают Армения и  Азербайджан, 3 балла  получают Белоруссия, Российская Федерация  и в 2 балла оценивается Молдова  и Украина. Страны СНГ, а именно страны Средней Азии  получили высоки балл результирующего  стандартизованного  индекса  отрасли здравоохранения  на уровне стран «Большой семерки» благодаря высокому значению следующих «сонаправленных» коэффициентов: рождаемость (на 1000 человек),  рост населения (% в год),  ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего (лет),  коэффициент фертильности (рождений на одну женщину), частных расходов на здравоохранение (в% от частных расходов на здравоохранение) и низкому уровню «противонаправленных показателей» смертность (на 1000 человек), заболеваемость туберкулезом (на 100000 человек).

В каждой стране СНГ существует  своя собственная, индивидуальная система здравоохранения. Экономическая модель здравоохранения — это схема функционирования отрасли здравоохранения, показывающая заложенные в ней принципы. Неудовлетворительное состояние здоровья населения: низкая продолжительность жизни, высокий уровень заболеваемости социально обусловленными болезнями, высокий уровень инвалидности трудоспособного населения, недостаточность профилактической направленности здравоохранения обеспечивают необходимость ускорения темпов реформирования системы здравоохранения во всех странах Содружества. Учитывая вышеперечисленное  в странах СНГ, в условиях острого дефицита финансирования в развитие стационарной медицинской помощи по-прежнему вкладывается большая часть финансовых и материально-технических ресурсов. Важность перемен в странах СНГ в сложное время обособлена также необходимостью более рационально  и эффективно расходовать ограниченные финансовые ресурсы, используемые на оказание медицинской помощи населению. В перспективе дней основными направлениями развития системы здравоохранения в Беларуси будут профилактика, диспансеризация, развитие специализированной медицинской помощи. В Республике Казахстан одним из главных направлений государственной политики является улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. На Украине внедряется система мониторинга деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления относительно состояния общественного здоровья и мероприятий по его развитию, а также реформирование отрасли здравоохранения, оказание помощи по формированию здорового образа жизни.

В Республике Таджикистан происходит реформирование системы здравоохранения. Главной целью проектов являются улучшение доступа к медицинским услугам, удовлетворение нужд пациентов. В стране последовательно идет развитие новой формы оказания первичной медико-санитарной помощи, основанной на модели семейной медицины.

В Республике Молдова современная политика и задачи руководства государства в области здравоохранения направлены на увеличение доступа населения к качественным медицинским услугам. Достигается это путем внедрения организационных и системных реформ, которые позволят более рационально и эффективно использовать ресурсы, предназначенные для здравоохранения в стране. Аналогичное положение и в других государствах Содружества.

Отрасль здравоохранения  в Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов всех уровней, за счет средств обязательного медицинского страхования, а так же за счет средств полученных учреждениями здравоохранения от предпринимательской деятельности. Отчисления в РФ в фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1.

Уровень здравоохранения в РФ оценивается как удовлетворительное. Общий коэффициент смертности (ОКС, число умерших от всех причин на 1000 населения) с 2005 г. в РФ уменьшился на 19% и в 2013 г. составил 13.  В последние 16 лет общая заболеваемость населения РФ постоянно растет.  Это объясняется, с одной стороны, ростом доли пожилого населения и более высоким уровнем  выявления  заболеваний, с помощью новых методов обследования и диагностики, а с другой — ухудшением здоровья населения и некачественной системой профилактики и лечения заболеваний. Нехватка и неоптимальная структура медицинских кадров. В 2013 г. обеспеченность практикующими врачами в РФ была практически на уровне стран ЕС. Показатели качества медицинской помощи в РФ в 3 раза хуже, чем в странах ЕС, что вызвано ослаблением системы подготовки кадров в медицинских вузах и недостаточным использованием современной системы непрерывного медицинского образования. В РФ существует несоответствие в оказанной медицинской помощи, по установленным стандартам и правилам. По данным ФОМС встречается в каждом шестом случае лечения (17%), в развитых странах следование установленным стандартам лечения (клиническим рекомендациям) составляет 90% (и только в 10% случаев имеются факты отклонений), т.е. у нас этот показатель почти в 2 раза хуже. Несмотря на то, что в последние 8 лет в РФ было достигнуто некоторое улучшение состояния здоровья населения, по большинству показателей мы отстаем от развитых стран.

 

Таблица 10 — Результирующий  стандартизованный индекс  отрасли здравоохранения за 2013 год для стран «БРИКС»

7005_27

 

Анализируя расчет результирующего стандартизованного  индекса  отрасли здравоохранения за 2013 год, мы видим, что наибольший балл получает  Китай, на втором месте  Бразилия и на 3 месте Россия и Индия.

Все страны БРИКС оказывают особое внимание решению проблем в области здравоохранения. За последнее время в этих странах произошли заметные улучшения показателей продолжительности жизни, и вместе с тем заметно увеличились показатели по инфекционным и неинфекционным заболеваниям. На фоне экономического роста неравенство в области здравоохранения остается важной проблемой во всех странах БРИКС. На долю этих стран приходится около 50 % бедного населения мира, а неравенство в области здравоохранения будет иметь серьезные последствия для этих стран, если проблема не будет решена в обозримом будущем. Поэтому усилия стран БРИКС по всеобщему охвату отрасли здравоохранения является приоритетным направлением для сотрудничества.

Укрепление взаимовыгодного сотрудничества государств. внедрения в медицинскую практику эффективного инновационного оборудования и технологий, создание эффективных совместных механизмов борьбы с инфекционными болезнями и безопасности продуктов питания, включая обеспечение информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке в государствах. улучшение и развитие сложившегося механизма сотрудничества в сфере здравоохранения, включающего в себя: постоянные встречи министров здравоохранения государств — участников БРИКС; деятельность Рабочей группы по вопросам здравоохранения [18]. Эти цели направлены на укрепление сотрудничества в области здравоохранения между странами, входящими в БРИКС, которое уже сейчас набирает хорошие  темпы роста и открывает перспективы как для повышения уровня здоровья в этих странах, так и для содействия изменениям во всем остальном мире.

Учитывая выше сказанное можно сделать вывод о всемирном уровне развития здравоохранения. На современном этапе развития мирового здравоохранения остаются не достигнуты следующие приоритетные направления:

  • Увеличение средней продолжительности жизни;
  • Снижение предотвратимой смертности, в т.ч. младенческой и материнской;
  • Отзывчивость системы здравоохранения на нужды пациентов;
  • Равенство пациентов в бремени расходов;
  • Качество медицинской помощи;
  • Ресурсная обеспеченность;
  • Экономическая эффективность;
  • Способность системы здравоохранения к внедрению инноваций.

Для достижения поставленных целей необходимо на мировом уровне провести ряд перспективных реформ:

  • Необходимо разработать реформы,   которые будут  направлены на создание  в системе  здравоохранения равенства в отношении здоровья и  социальной справедливости, будут способствовать обеспечению качественного доступа к  медицинским услугам и социальной защиты населения
  • Необходима реформа сферы предоставления услуг, она будет  способствовать реорганизации служб здравоохранения, учитывая  потребности  и ожидания людей,  тем самым повышая  социальную значимость услуг и гибкое реагирование на изменения в мире.
  • Необходимо создание  реформ в области разработки единого финансового  механизма на глобальном уровне, что бы  решать  проблем по развитию здравоохранения в мире.

В работе была разработана методика расчета результирующего стандартизованного индекса здравоохранения на основе социально-экономических показателей. Социальные  и экономические  индексы были просчитаны на основе стандартизированных  показателей, которые   классифицируются на две группы по смысловому содержанию (воздействию на комплексную социальную и экономическую ситуацию в отрасли здравоохранения страны): «противонаправленные», «сонаправленные».  Стандартизированные показатели в свою очередь рассчитывались  на основе коэффициентов  опубликованных на сайте Всемирного банка данных.

Следовательно, изучаемые показатели в большом  объеме характеризуют развитие отрасли здравоохранения. Предложенная методика оценки результирующего стандартизованного  индекса здравоохранения в различных странах мира позволяет определять страны, реализующие эффективную стратегию управления в отрасли здравоохранении. Данная методика может использоваться не только для бальной оценки результирующего стандартизованного  индекса здравоохранения во всем мире, но и также  для оценки в отдельно взятой стране отрасли здравоохранения.

________

* Оценка основывается на анализе официальных статистических данных, представленных Группой Всемирного банка. (http://data.worldbank.org/country/ — Дата обращения: 20.08.2015).


Библиографический список

  1. Вялков А.И. Система финансирования здравоохранения в России.// Экономист лечебного учреждения.- 2010.-№7.- с.4–11
  2. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011 г.- 496 с.
  3. Линденбратен А.Л. Изучение отношения организаторов здравоохранения к реформированию сети лечебно–профилактических учреждений./ А.Л. Линденбратен, В.М. Шипова, И.А. Переслегина, В.А.Минченко// Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза.- 2007.- № 11. – С.6–10.
  4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / учебник-. – Москва.-2009.- 512 с.
  5. Стародубов В.И. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохранения ./В.И.Стародубов, В.О. Флек // Экономика здравоохранения.-2007.-№1.- С8–13.
  6. Шамшурина Н. Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении / Н. Г. Шамшурина.- М: МЦФЭР, 2005.- 320 с.
  7. Шейман  И.М.,  Шишкин  С.В..  Российское  здравоохранение:  новые  вызовы  и  новые  задачи.  М.:  Изд.  дом  ГУ  ВШЭ.  2010.  —   66 с.
  8. Waitzkin H.B. Information giving in medical care. // J. Health Social Behav. – Vol.26. – P. 81–101.
  9. Weisbord B. A. The Voluntary Nonprofit Economy. Lexington, 1977
  10. Брагин Л.А. Концептуальная модель и методы стратегического управления розничными предприятиями / Л.А. Брагин, Л.М. Колоскова // Вестник РЭУ им. Г.В.Плеханова –2013. – № 7(61)
  11. Кучеренко В.З. Кризис здравоохранения – диалектика решений: от «бизнеса на болезнях» и «медицинского коммунизма» к рентабельной экономике общественного здоровья. / В.З. Кучеренко, Н.А. Кравченко, А.В.Рагозин // Экономика здравоохранения. –2010. – № 3. – стр. 5–16.
  12. Разумовский А.В. Стратегическое планирование в учреждениях муниципального здравоохранения: учебно-методические рекомендации / А.В. Разумовский, Н.А.Полина– Н.Новгород: Изд-во Нижегородской государственной академии, 2008. – 84 с.
  13. Todaro M.P. Economics for developing world. — Hong Kong, 1997. — 256p.
  14. Введенская И.И. Методика расчета и анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений (организаций): методические рекомендации / г. Н.Новгород: Изд-во НГМА-2010.- 126с.
  15. Габуева Л.А. Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении. Изд–во МЦФЭР, 2007.- 288 с.
  16. Яшина Н.И., Гинзбург М.Ю., Литовский И.А. Расчет стандартизированного интегро-дифференциального индекса как показателя, однозначно характеризующего социально-экономическое положение государства на мировой арене // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 360-368.
  17. Яшина Н.И., Митин Д.В., Гинзбург М.Ю. Теория и методология определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных страна мира // Journal of Economic Regulation. 2015. Т. 6. № 2. С. 69-90.
  18. Чугунков П. И. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения в странах БРИКС: правовые аспекты / П. И. Чугунков // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 392-396.