Исследования в деятельности организаций

Понятие, типология и характеристики исследований

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения; выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Типология исследований

Классификационный признак исследования Вид исследования
Направленность на результат Фундаментальное, прикладное
Решаемая задача Текущее (оперативное), перспективное
Продолжительность проведения Экспресс,    краткосрочное    (непродолжитель­ные), долгосрочное (продолжительные)
Емкость используемых ресурсов Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ре­сурсоемкое
Используемая инфор­мация Внутреннеинформационное, внешнеинформационное
Число исследователей Индивидуальное, коллективное
Тип консультантов-ис­следователей по отно­шению к среде Внутреннеконсультационное, внешнеконсультационное, смешанноконсультационное
Организованность Спонтанное, организованное
Полнота изучения и число исследуемых объектов Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное
Регулярность    прове­дения исследований Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое
Сложность Простое, сложное
Подход к исследуемо­му объекту Локальное, системное
Место проведения Лабораторное, промышленное
Наличие модели исследования Натурное (реальное), модельное
Характер объекта Геополитическое, политическое, социологиче­ское, экономическое, техническое, технологи­ческое и др.
Отношение к периоду функционированию объекта Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)
Методология прове­дения Контрольное, диагностическое, сравнитель­ное, классификационное и др.
Характер исследования Поисковое, научно-исследовательское, опыт­но-промышленное
Отношение  к  методу исследования Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономер­ности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее воз­можность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, за­кономерности, принципы и т.п.)

 

Эмпирические (позволяющее на базе установ­ленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)

Форма ожидаемого результата Количественное, качественное
Вид используемой информации Экспертно-оценочное, логическое, математи­ческое, статистическое и др.
Обязательность Инициативное, директивное

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.

Характеристики исследования:

  1. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
  2. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
  3. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
  4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
  5. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
  6. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
  7. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
  8. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Последовательность проведения исследования

В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

  1. Сбор информации и выявление проблем;
  2. Определение конкретного объекта и предмета исследования;
  3. Постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
  4. Определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
  5. Накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
  6. Анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;
  7. Выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
  8. Выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
  9. Сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
  10. Определение условий, путей и методов решения задач;
  11. Формулирование исходных гипотез;
  12. Теоретический анализ исходных гипотез;
  13. Планирование и организация экспериментов;
  14. Проведение эксперимента;
  15. Анализ и обобщение полученных результатов;
  16. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
  17. Окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.

Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.

Цель, задачи, объект и предмет исследования систем управления

Исследование систем управления – научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Объектом ИСУ являются организационно-экономические системы разной сложности на разных уровнях и с разными способами функционирования.

Предмет ИСУ – объективные закономерности, присущие системам управления с целью совершенствования их функционирования и развития.

Общая интегральная задача ИСУ – изучение закономерностей функционирования и развития СУ.

Функциональные задачи:

  1. Сбор и обработка информации о системе управления;
  2. Оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ;
  3. Характеристика организационной структуры СУ;
  4. Анализ функционирования и развития подсистем СУ;
  5. Характеристика экономических и социальных последствий развития СУ.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top