Руководство организации
Руководство организации: лидерство, власть, влияние, партнерство
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии.
Влияние определяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны: просьба, угроза увольнения и даже пистолет, направленный в грудь.
Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений и организаций, клиенты.
Формы власти:
- власть, основанная на принуждении, опирается на веру в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
- власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
- законная власть опирается на веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя – подчинение;
- эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;
- экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
Стили управления
Стиль управления – система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.
Стиль подчинения – это совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.
Стиль соподчинения – это совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.
Факторы, влияющие на стиль управления:
- господствующий политический режим (тоталитарный, демократический, либеральный), накладывающий отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
- размеры, характер деятельности организации и ее подразделений, существующий в них порядок ведения дел, преобладающая система ценностей и тип культуры;
- положение руководителя на иерархической лестнице;
- позиции высшей администрации;
- психологические характеристики коллектива, взаимоотношения в нем;
- индивидуальные качества руководителя. Эти качества как раз и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью скопирован другими;
- личные качества подчиненных, уровень квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
- особенности ситуации;
- комбинации перечисленных факторов.
По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности:
- авторитарный (директивный),
- демократический (коллегиальный),
- либеральный.
Объект сравнения | Авторитарный | Демократический | Либеральный/ бюрократический |
Способ принятия решений | Единоличный, руководителем | Руководителем совместно с подчиненными | Индивидами или группой при участии руководителя или без него |
Способ воздействия на подчиненных | Приказ | Предложение | Просьба, уговоры/угрозы |
Ответственность | На руководителе | В соответствии с полномочиями | На исполнителях |
Инициатива исполнителей | Допускается | Поощряется и используется | Преобладает |
Предпочтительные сотрудники | Исполнительные, покорные | Квалифицированные | Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам | Соблюдает дистанцию | Активно поддерживает | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | Жесткое, требовательное | Доброжелательное, требовательное | Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине | Формальные, жесткие | Разумные | Неопределенные |
Способы стимулирования | Административные | Экономические | Моральные/силовые |
Атмосфера | Напряженная | Свободная | Свободная/произвольная |
Дисциплина | Слепая | Высокая | Сознательная/низкая |
Интерес к работе | Низкий | Высокий | Высокий/никакого |
Особенности процесса труда | Высокая интенсивность | Высокое качество | Творчество/безразличие |
Стили лидерства и управленческие роли
Лидерство — способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей.
Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. В отличие от администратора, лидеры не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций.
Типы лидеров:
- инструментальный тип лидеров в деловых отношениях (инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей;
- экспрессивный тип лидеров в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек, является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы).
Лидерские качества:
- физические — приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и проч.;
- психологические — темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
- интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора;
- личностные:
- деловые — организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать;
- личные — доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.
Основные управленческие роли
- Межличностные: роли, которые предполагают координацию и взаимодействие с сотрудниками: номинальный руководитель, лидер, связной.
- Информационные: роли, которые включают обработку, совместное использование и анализ информации: нервный центр, распространитель, пресс-секретарь.
- Решение: роли, требующие принятия решений: предприниматель, переговорщик, распределитель, обработчик помех.
Дополнительные материалы по теме:
Статьи в журнале по теме Руководство организации
Посмотреть еще в категории: Основы управления
- Эффективность менеджмента
- Исследование систем управления
- Менеджмент и управление
- Функции управления
- Деловые игры для управленцев
- Методы управления
- Стандарты менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Управление конфликтами
- Организационное поведение
- Социология управления
- Эволюция управления
- Диссертационные исследования
- Сборники научных трудов
- Психология управления