Руководство организации

Руководство организации: лидерство, власть, влияние, партнерство

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии.

Влияние определяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны: просьба, угроза увольнения и даже пистолет, направленный в грудь.

Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений и организаций, клиенты.

Формы власти:

  1. власть, основанная на принуждении, опирается на веру в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
  2. власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
  3. законная власть опирается на веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя – подчинение;
  4. эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;
  5. экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

rukovodstvo

Стили управления

Стиль управления – система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.

Стиль руководстваэто качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.

Стиль подчинения – это совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.

Стиль соподчинения – это совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.

Факторы, влияющие на стиль управления:

  • господствующий политический режим (тоталитарный, демократический, либеральный), накладывающий отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
  • размеры, характер деятельности организации и ее подразделений, существующий в них порядок ведения дел, преобладающая система ценностей и тип культуры;
  • положение руководителя на иерархической лестнице;
  • позиции высшей администрации;
  • психологические характеристики коллектива, взаимоотношения в нем;
  • индивидуальные качества руководителя. Эти качества как раз и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью скопирован другими;
  • личные качества подчиненных, уровень квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
  • особенности ситуации;
  • комбинации перечисленных факторов.

По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности:

  • авторитарный (директивный),
  • демократический (коллегиальный),
  • либеральный.
Объект сравнения Авторитарный Демократический Либеральный/ бюрократический
Способ принятия решений Единоличный, руководителем Руководителем совместно с подчиненными Индивидами или группой при участии руководителя или без него
Способ воздействия на подчиненных Приказ Предложение Просьба, уговоры/угрозы
Ответственность На руководителе В соответствии с полномочиями На исполнителях
Инициатива исполнителей Допускается Поощряется и используется Преобладает
Предпочтительные сотрудники Исполнительные, покорные Квалифицированные Инициативные, творческие
Отношение руководителя к контактам Соблюдает дистанцию Активно поддерживает Инициативы не проявляет
Отношение к подчиненным Жесткое, требовательное Доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Требования к дисциплине Формальные, жесткие Разумные Неопределенные
Способы стимулирования Административные Экономические Моральные/силовые
Атмосфера Напряженная Свободная Свободная/произвольная
Дисциплина Слепая Высокая Сознательная/низкая
Интерес к работе Низкий Высокий Высокий/никакого
Особенности процесса труда Высокая интенсивность Высокое качество Творчество/безразличие

Стили лидерства и управленческие роли

Лидерство — способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей.

Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. В отличие от администратора, лидеры не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций.

Типы лидеров:

  • инструментальный тип лидеров в деловых отношениях (инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей;
  • экспрессивный тип лидеров в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек, является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы).

Лидерские качества:

  • физические — приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и проч.;
  • психологические — темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
  • интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность мышления, чувство юмора;
  • личностные:
  • деловые — организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать;
  • личные — доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.

Основные управленческие роли  

  • Межличностные: роли, которые предполагают координацию и взаимодействие с сотрудниками: номинальный руководитель, лидер, связной.
  • Информационные: роли, которые включают обработку, совместное использование и анализ информации: нервный центр, распространитель, пресс-секретарь.
  • Решение: роли, требующие принятия решений: предприниматель, переговорщик, распределитель, обработчик помех.

Дополнительные материалы по теме:

Статьи в журнале по теме Руководство организации

No items found

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top