Управление сферой услуг

  • Управление организациями социальной сферы (культура, наука, образование, здравоохранение).
  • Управление в социальной сфере (ЖКХ, культуре, политике, пенсионном и социальном обслуживании, молодежной политике).
  • Управление в сфере туризма и рекреации.
  • Управление в сфере оптовой и розничной торговле.
  • Управление в отраслях связи и телекоммуникаций.
  • Теория и практика управления некоммерческими организациями.
  • Вопросы оценки и повышения эффективности хозяйственной деятельности на предприятиях и в отраслях сферы услуг.
  • Бизнес-процессы на предприятиях и в отраслях сферы услуг. Теория и методология прогнозирования бизнес-процессов в сфере услуг.
  • Особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.
  • Политика регулирования и поддержки развития отраслей сферы услуг.
  • Государственно-частное партнерство в сфере услуг.
  • Управление эффективностью и качеством обслуживания населения в отраслях сферы услуг.
  • Управленческие механизмы и технологии обеспечения инновационного развития отраслей сферы услуг.
№3 (96)
Проблемы российской естественной науки в начале третьего десятилетия XXI века

Ромодин Леонид Александрович

Настоящая статья посвящена основным проблемам, имеющим сейчас место в российской науке. При этом основной упор делается на область естественных наук, а именно – на биологию. Это связано с тем, что в течение последних двух лет развитию этого направления в правительственных постановлениях отводится особое место. В статье обсуждаются цели национального проекта «Наука» и программы развития генетических технологий. Приводятся аргументы в пользу некорректности принятых в них критериев оценки эффективности научных работников и некоторых задач, представленных в данных документах. Указывается, почему при нынешних условиях российская наука не занимает лидирующей позиции в мире, почему замедленными темпами идет реальное обновление кадров и истинное развитие отечественной науки. Последнее, в целом, связано с проблемами проведения по-настоящему сложных исследований. В работе приводятся рекомендации по решению ряда поднятых проблем.

№3 (96)
Рынок добровольного медицинского страхования в Казахстане: анализ и перспективы развития

Спанкулова Лазат Сейтказиевна, Чуланова Зауре Казбековна, Керимбаев Азамат Рашидович

В статье рассматриваются вопросы развития рынка добровольного медицинского страхования (ДМС), являющегося немаловажным компонентом системы оказания медицинских услуг в Казахстане. Использование этого вида страхования как дополнительного источника финансирования способствует расширению доступности услуг здравоохранения в аспекте предоставления в том числе услуг, не охваченных системой общеобязательного социального медицинского страхования. Авторами проанализированы основные показатели деятельности страхового рынка республики, в том числе динамика застрахованного населения в рамках добровольного медицинского страхования и страховых контрактов на 2008-2020 гг.; рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности крупных страховых организаций, оказывающих услуги медицинского страхования. Исследование показало снижение темпов роста добровольного медицинского страхования в 2020 году в связи с пандемией. Анализ финансовых результатов страхования позволил сделать вывод об убыточности данного вида медицинского страхования. Однако, несмотря на имеющиеся проблемные вопросы следует отметить достаточно высокий потенциал рынка ДМС Казахстана. Для эффективного развития этой сферы в ближайшем будущем потребуется поддержка со стороны государства.

№3 (96)
Опыт построения корпоративных коммуникаций в общественных органах самоуправления на примере студенческого совета

Семунина Светлана Евгеньевна, Кизян Наталья Геннадьевна

В данной статье анализируются возможности построения корпоративных коммуникаций в общественных органах самоуправления на примере студенческого совета. Выделяются основные сегменты целевой аудитории деятельности студенческого совета. Рассматриваются поколенческие особенности различных сегментов целевой аудитории деятельности студенческих советов. Выявляются особенности работы с каждым сегментом целевой аудитории и основные возникающие проблемы. Раскрываются основные направления коммуникационного менеджмента в деятельности студенческого совета. Предлагаются основные рекомендации по выявленным в процессе исследования проблемам коммуникационного менеджмента в деятельности студенческого совета.

№2 (95)
Взаимодействие образования, науки, бизнеса как инновационной структуры региона

Чульдум Аяна Эрес-ооловна

Актуальность и важность поставленной проблемы следует из того факта, что зарубежное и отечественное научное сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания интегрированных структур в этой сфере. Проведенные ранее исследования анализируют и решают проблемы комплексного формирования и развития науки, образования и производства в контексте их взаимодействия, не используя соответствующий аппарат системного воздействия (путем создания интегрированных региональных учебно-научно-инновационных комплексов). Определено, что одним из вариантов организационного обеспечения развития инновации в республике может стать создание Тувинского объединенного учебно-научного центра на базе Тувинского государственного университета и организаций академической науки в республике, основными целями которого могут стать консолидация научных исследований по проблемам развития республики, инициирование создания малых инновационных предприятий, формирование инфраструктуры рынка инноваций, привлечение финансовых ресурсов для поддержки научных разработок на принципах фандрайзинга.

№3 (93)
Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования

Мансурова Анна Сергеевна, Гайсина Елена Фахаргалеевна

Цифровизация системы образования способствует развитию компетенций студентов, однако существует спорный вопрос о возможности формирования компетенций студентов высокого уровня в условиях дистанционного образования посредством взаимодействия с профессорско-преподавательским составом при использовании разных информационных технологий. Процесс внедрения дистанционных образовательных ресурсов для опосредованного взаимодействия преподавателей со студентами идёт с большой скоростью под влиянием вынужденного перехода обучения на дистанционный формат.
Уровень сформированных в условиях дистанционного обучения компетенций и качество предоставляемых учебной организацией услуг зависит от удовлетворённости студентов БРС, методиками и стратегиями преподавания, цифровизацией учебного процесса. Образовательные услуги, предоставляемые ВУЗами, должны отвечать некоторым требованиям: федеральным государственным образовательным стандартам, информация относительно сроков и форм проведения учебной деятельности должна быть доступна, необходимо осуществить методическую помощь студентам и преподавателям при внедрении новых информационных ресурсов, стратегия преподавания и отношение преподавателя должны способствовать повышению мотивации студентов для получения необходимых компетенций.
Уровень сформированности компетенций студентов зависит от методов, посредством которых осуществляется их формирование. Преподаватель должен отлично понимать, чему необходимо учить будущих специалистов и как лучше организовать учебный процесс для полноценного формирования всех видов компетенций, упоминаемых в федеральном государственном образовательном стандарте. Технология и стратегия обучения должны быть направлены на оптимизацию учебного процесса, который предполагает достижение учебных целей с минимальными затратами сил профессорско-преподавательского состава и студента на фоне улучшения качества обучения и уменьшения временных затрат. Роль оптимизирующего фактора и берёт на себя цифровизация образования.
Таким образом, пути повышения качества компетенций кроются в совершенствовании всех уровней преподавания: и практических, и теоретических, и практико-педагогических, преимущественно связанных с расширением возможностей формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации.