Главная страница » Социология управления

Социология управления

  • Проблемы взаимодействия субъектов и объектов управления.
  • Принципы и методы управления в современных условиях.
  • Социальное управление. Социальный менеджмент. Социальная политика.
  • Механизмы социального регулирования: институциональные, социально-стратификационные, социокультурные, социально-организационные.
  • Процессы и структуры государственного и муниципального управления.
  • Социальные стратегии и практики в управлении регионами и муниципалитетами.
  • Социальные проблемы управления предприятиями и организациями.
  • Культура управления и ее влияние на процесс управления.
  • Особенности регулировании нелинейных социальных процессов.
  • Управление в условиях неопределённости.
  • Социальные технологии в системе управления.
  • Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.
  • Проблемы критериев и оценки эффективности управленческой деятельности. Социальный мониторинг.
  • Проблемы социального прогнозирования, социального планирования и социального проектирования в условиях изменяющейся реальности.
  • Социальный эксперимент в управлении.
  • Проблема мотивации и формы участия граждан в управлении.
  • Социальные проблемы местного самоуправления.
  • Кризисное управление и управленческие конфликты.
  • Социологические методы информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса.
  • Социальная экспертиза управленческих решений.
  • Социальные параметры использования цифровых технологий в управлении. Социальные процессы управления искусственным интеллектом.
  • Социологическая методология исследования управленческих процессов и структур.
№3 (99)
Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле

Лищук Владимир Александрович

Статья продолжает серию публикаций по научно обоснованной технологии управления объектами, включающими в себя управляющие субъекты (1987 – 2022). В этих публикациях представлены модель саморегуляции сердца (1963 - 1967), ориентированная на клинику модель кровообращения и концепция её регуляции, выполнена (1973 -1991) и реализована в клинике технология индивидуального лечения критических больных (1973 - 2016), разработаны и исследованы концепция центральной регуляции (2000 - 2013) и организации управления в живых организмах (2015 - 2018), построена цифровая модель социально-экономического развития РФ (2000 - 2018) и научные основы управления (2020), включая технологию управления государством (2018 - 2022). В этой статье даны следствия перехода к научно обоснованному управления государством: 1. Власть становится частью управляемого объекта. 2. Насилие преобразуется в синергическое взаимодействие (взаимополезное). 3. Правительство персонально отвечает за решения, их исполнение, результаты и полезность для государства так же, как и народ. 4. Правительству подведомственны только общие для страны функции. 5. Оно выполняет эти функции в соответствии с целями конституции под непосредственным контролем граждан. Эти положения (1 - 5) позволят оценивать вклад власти в жизнь страны (экономику, безопасность, демографию) по тем же критериям, что и вклад граждан, которые не во власти. Цели управления ранжируются в режиме реального времени с помощью технологии управления государством в соответствии с волей народа, состоянием государства и международной обстановкой. Критерии управления адаптируется для текущего положения. Сейчас, учитывая текущую международную обстановку, ведущий критерий целесообразно определить, как «максимум свободы при минимуме ограничений» (вариант для обсуждения) и распространить этот минимакс на сообщества государств, на био- и ноосферу Земли. Что позволит уйти от эры «государств-хищников и перейти к эре «ответственности человечества и каждого человека за био- и ноосферу Земли», с ответственностью каждого россиянина друг за друга, за РФ, за Мир в целом, жизнь на Земле.

№2 (98)
Технология управления государством: опора на науку

Лищук Владимир Александрович

С конца 20 века жизнь государств стала настолько сложной и непредсказуемой, что даже самые талантливые лидеры вместе с элитой и в единстве с гуманистически настроенными гражданами не предотвращают внутренних беспорядков, кровопролитий и войн. Поэтому жизненно необходимы эффективные, научно обоснованные технологии предотвращения агрессии, кризисов, терроризма, санкций, разжигания ненависти, искажения морали, нравственности и традиций. Что значит научно обоснованные? Это переход к управлению государственной и межгосударственной политикой (всего класса управляемых объектов, включающих в себя управляющие субъекты) с помощью средств и методов науки и практики, а также опыта становления почти 200 государств планеты Земля. Как для людей, так и для государств. Сегодня — это организационно объединённая совокупность следующих средств и методов:
- средства мониторинга - отбор, организация и представление знаний, данных и навыков содержательной значимости, жизненной потребности, «большого масштаба»;
- цифровые модели государства, специализированные к управлению страной по критериям и целям конституции, адаптированные к текущему состоянию и международному положению;
- индивидуализация и валидация моделей государства, учитывая текущие возможности, интуицию, практику и искусство управления, включая глубокое обучение всех компонентов в режиме реального времени;
- анализ и имитация индивидуализированных моделей с выявлением процессов, обуславливающих прогресс и деградацию, а также рукотворные и природные угрозы;
- оптимизация управления, вернее, экстремация в рамках последних достижений науки и практики;
- синтез управления по критериям, определённым конституцией и адаптированным к текущему состоянию правительством;
- реализация управления в режиме реального времени, с опережением событий и опираясь на взаимоконтроль правительства и народа на основе предлагаемой технологии (см. следующий пункт);
– в совокупности эти средства и методы составляют самообучающуюся технология управления государством на основе последних достижений науки.
Предлагаемая технология позволит эффективно управлять страной (классом управляемых объектов, включающих в себя управляющие субъекты), стимулировать её социально-экономическое развитие, позволит предотвращать внутренние и внешние конфликты с надёжностью и полнотой текущих возможностей науки. Для конкретной страны (а также социальных образований, бизнес-фирм и т. п.) структура и параметры технологии корректируются (самообучаются) в соответствии с целями и состоянием объекта управления (государства) и вызовами международной среды государств. Содержание собственно технологии управления и результаты её применения описаны в 400 научных публикациях, включая 11 монографий (публикации по управлению непосредственно государством приведены в списке литературы).

№2 (98)
Социальное государство, реформы социальной системы, перспективы

Абиров Магомет Султанович

Общеизвестно, реформы во многом определяют состояние и направление развития социальной сферы. Ориентация на достижение экономических результатов при пренебрежении мероприятиями по социальной защите неизбежно приводят к росту социальной напряженности и возникновению петли отрицательной обратной связи, тормозящей сами реформы. Кроме того, постоянно сохраняется опасность социальных конфликтов.
Выдвижение в качестве главной цели государственной политики социальной эффективности означает одновременно и формирование в качестве подцелей важнейших ориентиров стратегии управления. Только такая ориентация экономической реформы соответствует концепции социального государства, провозглашенной Конституцией РФ в качестве одной из ведущих отличительных черт Российской Федерации.
Социальное обеспечение является необходимым условием не только успешного проведения экономических преобразований, но и дальнейшего существования России как мощного самостоятельного государства. Необходимы срочные меры по развитию социально ориентированного менеджмента, мобилизации колоссального человеческого потенциала России на решение общенациональных задач. Одним из важнейших условий такой мобилизации, в свою очередь, выступает формулирование общенациональной идеологии и системы ценностей, что в свою очередь позволило бы обеспечить повышение социальной эффективности государственного управления.

№3 (96)
Теоретические и экономические основы построения математической модели развития и управления многоуровневой социально-экономической системой государства

Машунин Юрий Константинович

Актуальность исследования обусловлена развитием цифровой экономики и ее использование в социально-экономическом управлении развитием Российской Федерации. Прогнозирование, стратегическое планирование, бюджет в этом аспекте является перспективным направлением социально-экономического развития государства, а также его составных частей: регионов, муниципальных образований, предприятий, которые являются основой экономики. Это направление исследований создает методологическую основу разработки, реализации управленческих решений, ориентированных на приоритетные направления экономического развития государства.
Цель исследования состоит в анализе, разработки теоретико-методологических положений стратегического и инновационного развития и управления многоуровневой экономической системы государства на основе системной (векторной) оптимизации.

№4 (96/1)
Социально-психологический феномен «гуаньси» как регуляторная функция поддержания социального капитала группы современного китайского общества

Гуриева Светлана Дзахотовна, Джимиев Павел Русланович

В представленной обзорной статье рассматривается социально-психологический феномен «гуаньси», показано его содержание, роль и значение как регулятивной функции формирования, поддержания и развития социального капитала группы, на примере поведения современных китайцев. Раскрывается механизм накопления социального капитала, через основные характеристики, таки как: целесообразность, сознательность. Подробно описана структура, типология и составляющая феномена “гуаньси”, включающая понятие «лицо», «сохранение лица», «потеря лица», «восстановление лица», «кредитование лица». Также рассматривается обязательная составляющая «гуаньси» - «жэньцин». Изучается проблема формирования социального капитала группы, проявляющаяся во влиянии «гуаньси» на поведение китайцев, в основе которого исторически заложена национально-культурная система ценностей, представлений о «правильном и «неправильном» поведении. Важное значение влияние и значение феномена «гуаньси» на развитие современного китайского общества и реализацию потребностей современной организации.

№4 (96/1)
Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе

Гуренко Елена Сергеевна, Карпова Елена Григорьевна

В настоящей статье представлены результаты анализа научной и научно-популярной литературы по теме исследования с целью изучения детерминантов эмоционального интеллекта руководителей бизнес-сферы и степени их влияния наравне с ценностными ориентациями на отношения внутри коллектива и всей организации в целом. Сделан экскурс в историю изучения названной проблемы и дан краткий обзор существующих теоретических моделей эмоционального интеллекта. Выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта с ценностями и ценностными ориентациями. Особое внимание уделено способам развития эмоционального интеллекта и повышения эмоциональной грамотности руководителей, в том числе для эффективного осуществления своей деятельности в стрессовых условиях – пандемии. Сделан вывод о том, что в современных реалиях успеха достигает руководитель, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, а не высоким коэффициентом интеллекта. Другими словами, эмоциональный интеллект оказывает положительное влияние на эффективность управления.

№3 (93)
Проблема оптимального неравенства

Сухарев Михаил Валентинович

В статье представлен обзор современных публикаций по проблеме социального неравенства. С одной стороны, общественное равенство (особенно в пост-социалистических странах) воспринимается, как желательный идеал. С другой, всем понятно, что люди неравны как от природы (генетически), так и по своей активности и нуждаются в стимулах, чтобы работать. Но насколько велико должно быть это неравенство? История учит, что множество обществ были разрушены социальным напряжением, вызванным слишком большим неравенством. Следовательно (и с этим были согласны еще древние мыслители), существует некий оптимальный для жизни общества уровень неравенства. Проблема в том, чтобы установить этот уровень. Но для этого нужно, во-первых, научиться его измерять и во-вторых, пользуясь этой мерой, исследовать достаточно много различных сообществ, чтобы понять, какой уровень неравенства оптимален. Третье важное условие – это принять правильный критерий оптимальности; на сегодня это темпы экономического роста (потому что преимущество в скорости роста делает сообщество богаче других в исторически короткие сроки). Современная экономическая наука находится в уникальной ситуации: никогда в истории не было столь точной информации о неравенстве и экономической ситуации по такому количеству стран и регионов. Аналитический обзор существующей литературы является первым шагом к решению проблемы оптимального неравенства.

№2 (92)
Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг

Мухаметов Дамир Алмазович, Смолькин Валерий Петрович

В статье рассматривается понятие семьи с различных точек зрения. Установлено, что механизм реализации социальной поддержки семей с детьми выражается через систему социального обеспечения и социальных услуг. Приводятся результаты анализа всероссийского (ВЦИОМ, Росстат) и проведенного нами исследования. Выявлено, что в нашей стране во многом социальная поддержка семей с детьми осуществляется в виде финансовой поддержки: пособия, ежемесячные выплаты, компенсации, материальная помощь и т.п. Социальная поддержка во многом направлена стимулирование рождение ребенка, не беря во внимание его развитие и воспитание. Краткосрочный характер выплат не способствует искоренению детской бедности и усугубляет ситуацию экономический спад в нашей стране. В целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «социальная няня».