Проблемы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
Problems of calculation and collection of value added tax in the Russian Federation
Авторы
Аннотация
В данной статье освещается важность налога на добавленную стоимость в федеральной налоговой системе. Рассмотрены ситуации, когда возможны налоговые вычеты, а также представлены конкретные примеры его расчета.
Ключевые слова
налог на добавленную стоимость, налоговые вычеты, исчисление и взимание налога на добавленную стоимость, федеральная налоговая система.
Рекомендуемая ссылка
Рыпало Никита Анатольевич,Секирина Наталья Владимировна. Проблемы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (102). Номер статьи: 10209. Дата публикации: 16.06.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10209/
DOI 10.24412/2226-9339-2023-2102-9
Authors
Abstract
This article highlights the importance of value added tax in the federal tax system. Situations where tax deductions are possible are considered, as well as specific examples of its calculation are presented.
Keywords
value added tax, tax deductions, calculation and collection of value added tax, federal tax system.
Suggested citation
Rypalo Nikita Anatolyevich,Sekirina Natalya Vladimirovna. Problems of calculation and collection of value added tax in the Russian Federation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (102). Art. # 10209. Date issued: 16.06.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10209/
Введение
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных налогов в Российской Федерации, который облагает товары и услуги, поставляемые на территории страны. Он представляет собой налог на конечного потребителя, взимаемый на каждом этапе производства и распространения товаров и услуг.
НДС представляет собой косвенный налог, поскольку включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). Именно поэтому при уплате НДС юридический и фактический плательщики налога различаются.
К юридическим плательщикам (т.е. лицам, на которых НК возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) относят организации и индивидуальных предпринимателей, реализующие товары. А к фактическим плательщикам относят потребителей, то есть лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог «из своего кармана» в составе цены [1].
В качестве объекта налогообложения признаны операции, совершаемые на территории Российской Федерации (перечисленные статьей 146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг. Передача на безвозмездной основе признается реализацией;
- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Важным элементом налога на добавленную стоимость считаются налоговые вычеты, то есть возмещение. Налоговые вычеты по НДС — это суммы налога, предъявленные налогоплательщику его поставщиками (подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Но суммы НДС могут рассматриваться как налоговые вычеты только в том случае, если они были предъявлены налогоплательщику при совершении операций в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи. [2]
Основанием для налоговых вычетов являются счета-фактур, которые выставляются продавцами в соответствии со статьей 169 НК при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также при наличии соответствующих документов, установленных главой 21 НК.
Однако несмотря на то, что НДС является важным источником доходов для государства, существуют определенные проблемы, связанные с его исчислением и взиманием.
Результаты исследований
В этой статье мы рассмотрим некоторые из основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели и налоговые органы при применении НДС в России.
- Сложная система налогообложения
Система исчисления и взимания НДС в России является сложной и детализированной. Существуют различные ставки НДС (обычная ставка 20% и сниженные ставки 10% и 0%), а также специальные порядки расчета и уплаты налога для определенных категорий товаров и услуг. Это создает дополнительную административную нагрузку для предпринимателей и требует от них детального понимания законодательства, чтобы избежать ошибок и налоговых рисков.
- Проблемы с точным определением базы налогообложения
Исчисление НДС основывается на понятии «добавленной стоимости», которое иногда может быть трудно определить. Особенно это относится к случаям, когда товары проходят через несколько этапов производства или когда услуги включают в себя использование различных материалов и ресурсов. Неопределенность в определении базы налогообложения может приводить к разногласиям между предпринимателями и налоговыми органами, а также к возможности налоговых споров и контроля.
- Проблемы с контролем и уклонением от уплаты НДС
Из-за сложной системы НДС и налоговых процедур, существует возможность для предпринимателей и компаний уклоняться от уплаты НДС и проводить налоговые махинации. Это создает серьезные проблемы для государственного бюджета и искажает конкуренцию на рынке.
Одной из основных проблем является использование фиктивных компаний и схем «отмывания» денег для скрытия доходов и избегания уплаты НДС.
Такие компании могут создаваться с целью оформления фиктивных сделок и передвижения средств между различными счетами для затруднения аудита и контроля. Это создает неравные условия для честных предпринимателей и снижает объемы доходов, получаемых государством от НДС.
Другой распространенной практикой является недекларация или недостаточная декларация доходов и оборотов, что позволяет предпринимателям сократить сумму НДС, которую они обязаны уплатить. Это может быть осуществлено путем недооценки стоимости товаров и услуг или использования неофициальных схем учета и расчетов. Такие действия приводят к значительным потерям для государственного бюджета и снижению финансовых ресурсов для развития страны.
- Административная нагрузка и бюрократические препятствия
Процесс исчисления и взимания НДС в России связан с большой административной нагрузкой для предпринимателей. Необходимо вести подробную бухгалтерию, заполнять налоговые декларации, представлять отчетность и своевременно уплачивать налоги. Более того, налоговые органы часто проводят проверки и аудиты, что дополнительно усложняет бизнес-процессы и требует больших временных и финансовых ресурсов со стороны предпринимателей.
- Высокий уровень налоговых рисков и споров
Сложная система НДС в России оставляет место для различных толкований и неоднозначностей, что может привести к разногласиям между предпринимателями и налоговыми органами. Налоговые споры становятся длительными и затратными процессами, которые отвлекают ресурсы и внимание предпринимателей от основной деятельности.
- Снижение конкурентоспособности предпринимателей
Высокие ставки НДС и сложности его исчисления могут создавать преграды для развития и конкуренции на рынке. Малые и средние предприятия, которые часто имеют ограниченные ресурсы и необходимость соблюдать налоговые обязательства, могут столкнуться с трудностями в ведении бизнеса и удержании конкурентных позиций.
Межценовая разница возникает в случае, когда стоимость товара или услуги, используемых для внутреннего потребления в стране, отличается от стоимости аналогичного товара или услуги, реализуемых на экспорт или импорт. Такая разница может возникать вследствие различных факторов, таких как различия в налоговой политике, ставках обмена валюты и других экономических факторах.[3]
В Российской Федерации начисление НДС с межценовой разницей регулируется Федеральным законом «О налоге на добавленную стоимость». Согласно законодательству, НДС начисляется на стоимость товаров и услуг, реализуемых на территории РФ, независимо от их происхождения.
В случае импорта товаров с межценовой разницей в РФ, начисление НДС происходит на таможенную стоимость товара, увеличенную на сумму таможенных пошлин, налогов и сборов, установленных в рамках таможенного регулирования. Таким образом, НДС начисляется на стоимость товара с учетом всех дополнительных расходов, связанных с его ввозом и растаможкой.
Однако, в случае реализации импортированных товаров на экспорт, предприятиям предоставляется право на возврат ранее уплаченного НДС при условии соблюдения определенных требований и процедур. Такой механизм компенсации позволяет снизить налоговую нагрузку на экспортеров и повысить их конкурентоспособность на мировом рынке.[4]
Важно отметить, что начисление НДС с межценовой разницей необходимо для обеспечения равноправия и справедливости в налоговой системе. Это позволяет устранить неконкурентные преимущества, которые могут возникать из-за различий в ценах на внутреннем и внешнем рынках.
НДС с межценовой разницей также способствует более эффективному контролю со стороны налоговых органов. Путем учета всех дополнительных расходов и налогов при импорте товаров, органы государственной власти могут более точно определить налоговую базу и предотвратить возможные попытки уклонения от уплаты НДС.
Кроме того,НДС с межценовой разницей способствует развитию внутреннего производства и экономики. За счет равных условий налогообложения как для внутренних, так и для импортированных товаров, налоговая система способствует созданию равных возможностей для предприятий и стимулирует развитие отечественных производителей.
Однако, следует отметить, что начисление НДС с межценовой разницей может быть сложным процессом для бизнеса, особенно для предприятий, занимающихся импортом товаров. Налоговые нормы и процедуры могут требовать дополнительного учета и документации, что может повлечь за собой дополнительные затраты на бухгалтерское и налоговое сопровождение.
Наряду с указанными преимуществами начисления НДС с межценовой разницей, следует также упомянуть о некоторых вызовах и сложностях, с которыми предприятия могут столкнуться при осуществлении данной процедуры.
Одной из главных сложностей является необходимость точного определения таможенной стоимости товара, учитывая все дополнительные расходы и налоги. Это требует тщательного анализа и документирования всех элементов стоимости, таких как транспортные и страховые расходы, таможенные пошлины и другие сборы. Некорректное определение стоимости может привести к ошибочному начислению НДС или даже к нарушению налогового законодательства.
Еще одной сложностью является необходимость соблюдения налоговых процедур и требований при возврате НДС на экспорт. Это включает в себя представление соответствующих документов, связанных с экспортом товаров, а также соблюдение сроков и процедур, установленных налоговыми органами. Нарушение данных требований может привести к отказу в возврате НДС или к штрафным санкциям.
Кроме того, начисление НДС с межценовой разницей может создавать дополнительную бюрократию и административные издержки для бизнеса. Предприятия должны уделять достаточное время и ресурсы на учет и отчетность в отношении НДС, что может быть дополнительным бременем для малых и средних предприятий.
В свете этих вызовов и сложностей, государство и налоговые органы должны обеспечить четкую и понятную налоговую политику, которая предоставляет бизнесу необходимые инструменты и руководство для правильного начисления НДС с межценовой разницей. Это может включать проведение информационных кампаний, обучение бухгалтеров и консультации со стороны налоговых экспертов.
Для более эффективного функционирования данной системы важно развивать сотрудничество между предприятиями и налоговыми органами. Коммуникация и взаимодействие между сторонами помогут разрешить возникающие вопросы и обеспечить более точное и справедливое начисление и уплату НДС.
Правительство Российской Федерации также может принимать меры для упрощения налоговой процедуры и уменьшения административной нагрузки на бизнес. Это может включать автоматизацию процесса сбора и анализа данных, предоставление четких руководств и рекомендаций, а также обучение предпринимателей и специалистов в области налогообложения.
Кроме того, участие России в международных налоговых соглашениях и организациях может также способствовать разработке единых стандартов и принципов начисления НДС с межценовой разницей. Это поможет уменьшить риски двойного налогообложения и создать благоприятные условия для международного бизнеса.
В целом, сущность начисления НДС с межценовой разницей в Российской Федерации заключается в обеспечении равноправия и справедливости в налоговой системе, поддержке отечественного производства и контроле за уплатой налогов. Однако, для эффективного функционирования данной системы необходимо учитывать сложности и вызовы, с которыми предприятия могут столкнуться, и предоставить им необходимую поддержку и руководство для соблюдения налоговых процедур.
В заключение, исчисление и взимание налога на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, таких как сложная система налогообложения, трудности в определении базы налогообложения, контроль и уклонение от уплаты НДС, административная нагрузка и бюрократические препятствия, высокий уровень налоговых рисков и споров, а также снижение конкурентоспособности предпринимателей. Для улучшения ситуации необходимы упрощение и улучшение налогового законодательства, сокращение административной нагрузки и упрощение процедур исчисления и взимания НДС.
Для решения данных проблем могут быть предприняты следующие меры:
- Упрощение налоговой системы
Упрощение системы налогообложения может включать уменьшение количества ставок НДС и упрощение процедур исчисления. Более простая и понятная система налогообложения способствует снижению ошибок и споров, а также уменьшает административную нагрузку для предпринимателей.
- Разъяснение и унификация правил исчисления НДС
Четкое определение базы налогообложения и унификация правил исчисления помогут предотвратить разногласия и споры между предпринимателями и налоговыми органами. Необходимо предоставить более детальные и ясные инструкции и руководства, чтобы предпринимателям было проще понимать и применять правила НДС.
- Улучшение контроля и борьбы с уклонением от уплаты НДС
Эффективный контроль со стороны налоговых органов может снизить возможности уклонения от уплаты НДС. Использование современных информационных технологий и автоматизации процессов могут помочь в обнаружении налоговых нарушений и улучшении эффективности проверок.
- Повышение налоговой осведомленности и образования
Образовательные программы и семинары для предпринимателей и налоговых служащих могут способствовать повышению понимания законодательства и правил исчисления НДС. Улучшение налоговой осведомленности поможет уменьшить количество ошибок и налоговых споров.
- Поддержка для малого и среднего бизнеса
Субъектам малого и среднего предпринимательства можно предоставить дополнительную поддержку, включая упрощенные процедуры исчисления НДС, консультационные услуги и субсидии. Это поможет снизить барьеры для развития бизнеса и повысит конкурентоспособность предпринимателей.
Кроме того, важно проводить регулярные обзоры и анализы существующей системы НДС, с учетом мнения предпринимателей и экспертов, чтобы выявлять и устранять недостатки и проблемы. Также необходимо усилить контроль за исполнением налоговых обязательств и бороться с уклонением от уплаты налогов.
Выводы
Улучшение налоговой системы и процедур НДС будет способствовать развитию предпринимательства, повышению инвестиционной привлекательности страны и укреплению делового климата в Российской Федерации.
В итоге, усовершенствование системы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость является важным шагом в направлении развития прозрачной, справедливой и конкурентоспособной экономики, способствуя устойчивому росту и процветанию Российской Федерации.
Читайте также
Библиографический список
- Аксенова, А.А. Исторический аспект формирования и эволюции принципов налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 3. С. 11-14.
- Аксенова, А.А. Налогообложение доходов физических лиц: индивидуальное или семейное? // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 1.
- Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. М.: ИН-ФРА, 2013. 298 с.
- Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — Москва: Юрайт, 2015. — 282 с.
References
- Aksenova, A.A. The historical aspect of the formation and evolution of the principles of taxation [Istoricheskiy aspekt formirovaniya i evolyutsii printsipov nalogooblozheniya]// Economics, statistics and informatics. Vestnik UMO. 2010. No. 3. S. 11-14.
- Aksenova, A.A. Personal income taxation: individual or family? [Nalogooblozheniye dokhodov fizicheskikh lits: individual’noye ili semeynoye?]// Internet Journal of Science Studies. 2013. No. 6 (19). C. 1.
- Aronov, A.V., Kashin, V.A.Tax policy and tax administration: textbook. allowance [Nalogovaya politika i nalogovoye administrirovaniye]/ A.V. Aronov, V.A. Kashin. M.: IN-FRA, 2013. 298 p.
- Lykova, L. N. Taxes and taxation: textbook and workshop for academic bachelor’s degree [Nalogi i nalogooblozheniye: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata]/ L. N. Lykova. — Moscow: Yurayt, 2015. — 282 p.
Статья хорошо отражает значимость налога на добавленную стоимость в России, представляя конкретные примеры расчетов и актуальные налоговые вычеты.