Единая цифровая платформа как инструмент взаимодействия институтов развития в контексте теории тройной спирали
A unified digital platform as a tool for interaction between development institutions in the context of the triple helix theory

Авторы
Аннотация
В статье рассматривается система институтов развития в России как ключевой элемент механизма повышения экономической безопасности научно-технологического сектора. Представлена авторская концепция создания единой цифровой платформы для интеграции и координации деятельности институтов развития. Особое внимание уделено взаимосвязи данной платформы с теорией тройной спирали, которая отражает взаимодействие государства, науки и бизнеса. В работе предложены новые методы оценки эффективности институтов развития, основанные на комплексном анализе их вклада в инновационное развитие и экономическую безопасность. Результаты исследования могут способствовать оптимизации управления институтами развития и повышению их роли в устойчивом развитии научно-технологической сферы.
Ключевые слова
единая цифровая платформа, институты развития, теория тройной спирали, экономическая безопасность, научно-технологический сектор, оценка эффективности, инновационное развитие, государство, наука, бизнес.
Рекомендуемая ссылка
Ремесленников Андрей Юрьевич. Единая цифровая платформа как инструмент взаимодействия институтов развития в контексте теории тройной спирали // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (110). Номер статьи: 11003. Дата публикации: 23.05.2025. Режим доступа: https://sovman.ru/article/11003/
Authors
Abstract
The article examines the system of development institutions in Russia as a key element of the mechanism for enhancing the economic security of the scientific and technological sector. The author’s concept of creating a unified digital platform for the integration and coordination of development institutions is presented. Special attention is given to the platform’s relationship with the triple helix theory, which reflects the interaction among government, science, and business. New methods for evaluating the effectiveness of development institutions are proposed, based on a comprehensive analysis of their contribution to innovation development and economic security. The research results may contribute to optimizing the management of development institutions and enhancing their role in the sustainable development of the scientific and technological sphere.
Keywords
unified digital platform, development institutions, triple helix theory, economic security, scientific and technological sector, effectiveness evaluation, innovation development, government, science, business.
Suggested citation
Remeslennikov Andrey Yuryevich. A unified digital platform as a tool for interaction between development institutions in the context of the triple helix theory // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (110). Art. # 11003. Date issued: 23.05.2025. Available at: https://sovman.ru/article/11003/
Введение
Система институтов развития является важным элементом механизма повышения экономической безопасности научно-технологического сектора в Российской Федерации, но формирование системы происходило в условиях иного экономического уклада, ориентированного на интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости, доступ к международным рынкам капитала и сотрудничество с зарубежными технологическими партнёрами. Рыночная конъюнктура того периода предполагала преимущественно экспортно-сырьевую модель экономики, а также относительную стабильность международной среды.
Кроме того, на момент создания ключевых институтов (в 1990–2010-х годах), например, Фонд содействия инновациям был образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65, а Фонд Сколково был организован в 2010 году в соответствии с Федеральный законом «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция), цифровые технологии ещё не играли системообразующей роли в экономике и управлении [1, 2]. Сегодня же цифровая трансформация затронула все аспекты предпринимательской и государственной деятельности — от логистики до принятия решений на базе больших данных и искусственного интеллекта. Это формирует принципиально новые вызовы для институтов развития:
- необходимость оперативной, data-driven оценки и поддержки проектов;
- растущие ожидания бизнеса к скорости и прозрачности взаимодействия;
- высокая конкуренция за человеческий капитал и технологические стартапы;
- потребность в гибких, адаптивных механизмах реагирования на быстро меняющуюся технологическую и экономическую среду;
- переход к платформенной экономике и экосистемным моделям взаимодействия.
Таким образом, система институтов развития нуждается в перестройке с учётом реалий цифровой экономики, чтобы эффективно выполнять свою ключевую функцию — обеспечение устойчивого роста, технологического суверенитета и повышения глобальной конкурентоспособности российских компаний. Без переосмысления подходов, инструментов и архитектуры работы институты рискуют утратить свою актуальность и эффективность в новых условиях.
Результаты исследований
В рамках рассмотренных институтов инновационного развития акцент был сделан акцент на Сколково, Фонд содействия инновациям и Российский экспортный центр. Для начала были изучены процедуры подачи заявки и систематизированы в виде таблицы (Таблица 1)
Таблица 1. Сравнительная характеристика процедуры подачи заявки
Параметр | Фонд «Сколково» | Фонд содействия инновациям | Российский экспортный центр (РЭЦ) |
Платформа подачи | Личный кабинет на платформе Сколково | Личный кабинет на сайте фонда | Платформа «Мой экспорт», а также ГИИС «Электронный бюджет» и отдельные конкурсные порталы |
Способ подачи данных | Ручной ввод данных заявителем | Ручной ввод данных заявителем | Ручной ввод данных на нескольких платформах |
Первичная проверка заявки | Автоматизированная проверка + чтение экспертами | Ручная проверка на соответствие положению конкурса | В зависимости от вида поддержки: вручную или через автоматизированную проверку |
Экспертная оценка | 5 независимых экспертов, оценивающих заявку по разделам | Внутренние/внешние эксперты, оценивающие по индивидуальным положениям | Может включать ведомственную экспертизу, внутреннюю проверку и балльные системы оценки |
Критерии оценки | Формализованные: научная новизна, рынок, команда и др. | Зависит от конкурса: в каждом — отдельные критерии | Варьируются в зависимости от программы: экспортная готовность, потенциал, соответствие требованиям |
Итог оценки | Средний балл по экспертам → решение о получении статуса Сколково | Экспертное заключение → решение о допуске к очной защите | Может быть балльная оценка или административное решение, дальнейшая передача Минсельхоз |
Особенности | Стандартизированная процедура, упрощённая подача, но всё ещё требует ручного ввода | Большая вариативность подходов, ручной анализ, завязан на положение | Фрагментированность: необходимость работы в нескольких кабинетах и системах повышает сложность |
Источник: разработано автором.
Современная система институтов развития в России испытывает структурные и функциональные ограничения, сложившиеся в предыдущий экономический период. При сохранении существующих дисфункций и отсутствии адаптации к вызовам цифровой экономики могут возникнуть следующие системные угрозы:
Снижение эффективности государственной политики: Несогласованность механизмов поддержки, дублирование функций и разобщённость институтов приводят к нецелевому расходованию бюджетных ресурсов. Отсутствие единой цифровой инфраструктуры и сквозной аналитики затрудняет оценку эффективности реализуемых мер.
Утрата доверия со стороны целевых бенефициаров: Предприниматели сталкиваются с громоздкими процедурами, непрозрачными критериями и отсутствием системной поддержки. Это особенно критично для малого и среднего бизнеса, не обладающего ресурсами для «прохождения бюрократических барьеров», что может приводить к попыткам реализовать коррупционный схемы [4].
В рамках действующей методологии построения деятельности институтов инновационного развития и реализации управления инновационным развитием действуют элементы трехстороннего (государство – бизнес — образовательные учреждения, причем весомую роль образовательных учреждений, кроме как подготовки кадров, сложно подтвердить в рамках развития научно-технологической сферы) сотрудничества, которые в текущих реалиях являются несовершенными и не учитывают другие стороны, которые также влияют на развитие инновационного сектора.
Для решения данных проблем может быть осуществлен переход от текущей разрозненной организационной системы институтов развития к единому формату взаимодействия за счет реестровой (единой платформенной) модели. Исходя из этого предлагается авторская концепция формирования единой цифровой платформы институтов развития (ЕПИР), интегрирующей функции подачи, оценки, мониторинга и сопровождения заявок от бизнеса и научно-технологических организаций.
Функциональные блоки платформы (Рис 1.):
- Личный кабинет заявителя с автозаполнением данных из открытых государственных реестров (ФНС, ФССП, ЦБ, ПФР и др.) и цифровой паспорт
- Цифровой скоринг и рекомендательные алгоритмы (на основе AI/ML) — предварительная оценка заявок.
- Маркетплейс мер поддержки — выбор доступных инструментов под профиль проекта (цифровой паспорт).
- Интерактивная карта институтов и программ — визуальная навигация.
- Маркетплейс заказов от крупных и средний предприятий РФ
- Инвестиционная платформа для поиска инвестиций (единый реестр стартапов) [3].
Рисунок 1. Авторская концепция формирования единой цифровой платформы институтов развития (ЕПИР)
Источник: разработано автором.
Данная авторская концепция построена на базе предпосылки, что концепция тройной спирали [7], вошедшая в экономическую жизнь в середине 1990-х гг. – наряду с целым рядом других новых научных концепций, призванных помочь развитым странам сформировать основы инновационной политики для начатого ими перехода к экономике знаний устарела и не учитывает цифровых реалий и расширения факторов влияющих на эффективность развития инноваций [5].
По мнению автора, в данной концепции есть несколько упущений, связанных с отечественными реалиями построения технологического бизнеса:
- Зависимость от крупных компаний, в том числе государственных и около-государственных заказчиков. Данная проблема заключается в том, что технологическим проектам необходимо в короткий срок найти потенциальных потребителей их продуктов или разработок
- Необходимость в частных инвестициях, так как большинство технологических решений развиваются за счет ангельских (инвестиционных средств частных инвесторов).
На основе представленных выше аргументов для соответствия действительным реалиям данная концепция должна быть дополнена соответствующими элементами, которые на схеме представлены пунктиром (Рис.2). Их основу составляет представленная на рисунке 1 цифровая платформа, которая является связующим звеном, не позволяющим разорвать связи в связи с ростом факторов, влияющих на развитие инновационных компаний.
Рисунок 2. – Авторская теория эволюции теории тройной спирали
Источник: разработано автором.
Важным аспектом реформирования является подход к отчетности институтов развития, который по мнению автора должен базироваться не только на оценке прироста статистических показателей, таких как: выручка на рубль предоставленных бюджетных средств, среднесписочная численность, количество модернизируемых рабочих мест, количество зарегистрированных единиц интеллектуальной собственности и других. В дополнение необходимо внедрить оценку влияния, которая на основе факторной модели позволит оценивать вклад различных мер государственной поддержки на изменение показателей компании. Пример модели предложен автором на рисунке 3 [6].
Рисунок 3– Факторная модель анализа
Источник: разработано автором
где:
Yit — зависимая переменная (например, revenue, profit, employees),
Grantit, Skolkovoit, Accelerationit— бинарные (0/1) или количественные меры поддержки,
Xit— контрольные переменные (отрасль, регион, возраст компании, макропоказатели),
αi— индивидуальные эффекты компаний (фиксированные или случайные),
ϵit— ошибка.
Применение данного механизма позволит повысить уровень экономической безопасности, так как предложенные изменения отвечают новой повестке развития цифровых технологий и учитывают эволюционные процессы развития концепции формирования инновационного уклада и создания благоприятных условия для устойчивого развития и внедрения инноваций
Заключение
В статье обоснована необходимость глубоких изменений в системе институтов развития в России с учетом реалий цифровой экономики. Современные вызовы, такие как высокие требования бизнеса к скорости и прозрачности взаимодействия, рост конкуренции и необходимость гибкости в реагировании на изменения, требуют перестройки существующих механизмов. Автором предложена концепция единой цифровой платформы институтов развития, которая будет способствовать ускорению процессов подачи и оценки заявок, улучшению взаимодействия между государством, бизнесом и научно-технологическими организациями. Внедрение данной концепции позволит повысить эффективность государственных программ поддержки инновационных компаний, а также улучшить экономическую безопасность научно-технологического сектора страны.
Читайте также
Библиографический список
- Федеральный законом «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция)
- Постановление Правительства РФ от 03.07.2012 N 680 (ред. от 28.09.2023) «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
- Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы от 21 февраля 2024 г. N П-18-12-45/24 «О реализации Порядка формирования и ведения Реестра стартапов и высокотехнологичных компаний»
- Александров, В. С., Лялин, С. В. Коррупция в фонде «Сколково»: генезис и история развития // Проблемы Науки. 2016. №5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-fonde-skolkovo-genezis-i-istoriya-razvitiya (дата обращения: 09.05.2025).
- Ремесленников, А. Ю. Взаимосвязь цифровой и реестровой модели экономики: перспективы и влияние цифрового рубля на российскую экономику / А. Ю. Ремесленников // Современные технологии управления. – 2024. – № 4(108). – EDN ONRWZY.
- Ремесленников, А. Ю. Разработка парсинговой модели для сбора и анализа данных о результатах деятельности институтов инновационного развития в целях мониторинга экономической безопасности / А. Ю. Ремесленников // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 10. – С. 383-387. – EDN GULQCU.
- Etzkowitz,, Leydesdorff, L. The Triple Helix University-Industry-Government Relations: a Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. Vol. 14. Nо 1. P. 14–19.
References
- Federal Law «On the Innovation Center ‘Skolkovo'» dated 28.09.2010 No. 244-FZ (latest edition). [Federal’nyy zakon «Ob innovatsionnom tsentre ‘Skolkovo'» ot 28.09.2010 N 244-FZ (poslednyaya redaktsiya)]. // Official legal acts of the Russian Federation. 2010.
- Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.07.2012 No. 680 (ed. 28.09.2023) «On the Charter of the Federal State Budgetary Institution ‘Fund for Assistance to the Development of Small Innovative Enterprises in the Scientific and Technical Sphere'». [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 03.07.2012 N 680 (red. ot 28.09.2023) «Ob ustave federal’nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya ‘Fond sodeystviya razvitiyu malykh form predpriyatiy v nauchno-tekhnicheskoy sfere'»]. // Official legal acts of the Russian Federation. 2012.
- Order of the Department of Entrepreneurship and Innovation Development of Moscow dated 21 February 2024 No. P-18-12-45/24 «On the Implementation of the Procedure for Forming and Maintaining the Register of Startups and High-Tech Companies». [Prikaz Departamenta predprinimatel’stva i innovatsionnogo razvitiya g. Moskvy ot 21 fevralya 2024 g. N P-18-12-45/24 «O realizatsii Poryadka formirovaniya i vedeniya Reestra startupov i vysokotekhnologichnykh kompaniy»]. // Official documents of Moscow city. 2024.
- Aleksandrov, V.S., Lyalin, S.V. Corruption in the Skolkovo Fund: Genesis and Development History. [Korruptsiya v fonde «Skolkovo»: genezis i istoriya razvitiya]. // Problems of Science. 2016. No. 5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-fonde-skolkovo-genezis-i-istoriya-razvitiya (accessed: 09.05.2025).
- Remeslennikov, A.Yu. The Interrelation of the Digital and Registry Economy Models: Prospects and the Impact of the Digital Ruble on the Russian Economy. [Vzaimosvyaz tsifrovoy i reestrovoy modeli ekonomiki: perspektivy i vliyanie tsifrovogo rublya na rossiyskuyu ekonomiku] / A.Yu. Remeslennikov. // Modern Management Technologies. 2024. No. 4(108).
- Remeslennikov, A.Yu. Development of a Parsing Model for Collecting and Analyzing Data on the Performance of Innovation Development Institutions for Economic Security Monitoring. [Razrabotka parsingovoy modeli dlya sbora i analiza dannykh o rezul’tatakh deyatel’nosti institutov innovatsionnogo razvitiya v tselyakh monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti] / A.Yu. Remeslennikov. // Innovations and Investments. 2024. No. 10. P. 383-387.
- Etzkowitz, H., Leydesdorff, L. The Triple Helix University-Industry-Government Relations: a Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. Vol. 14. No. 1. P. 14–19.