Правовой механизм системы экологического менеджмента и методические рекомендации по его реализации на предприятиях Московской области
Legal mechanism of the environmental management system and methodological recommendations for its implementation at enterprises of the Moscow region

Авторы
Аннотация
В статье рассматривается правовой механизм системы экологического менеджмента и представлены методические рекомендации по его реализации на предприятиях Московской области. Проведён анализ проблем практической реализации и развития экологического менеджмента на региональных предприятиях. На основе действующего экологического законодательства, а также национальных и международных стандартов системы экологического менеджмента автор разработал методические рекомендации, направленные на повышение эффективности экологической политики региона. Предложенный подход способствует улучшению результативности экоменеджмента как внутреннего инструмента управления предприятием, позволяет чётко выявлять проблемы и возможности, ранжировать их по приоритетам и формировать рекомендации для развития деятельности, ориентированной на сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Ключевые слова
правовой механизм, система экологического менеджмента, методические рекомендации, предприятия Московской области, экологическая политика, устойчивое развитие, стандарты экологического менеджмента.
Рекомендуемая ссылка
Бестужева Елена Владимировна. Правовой механизм системы экологического менеджмента и методические рекомендации по его реализации на предприятиях Московской области // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (110). Номер статьи: 11005. Дата публикации: 10.06.2025. Режим доступа: https://sovman.ru/article/11005/
Authors
Abstract
The article examines the legal mechanism of the environmental management system and presents methodological recommendations for its implementation at enterprises in the Moscow Region. The study analyzes the practical challenges of organizing and developing environmental management at regional enterprises. Based on current environmental legislation as well as national and international environmental management system standards, the author has developed methodological recommendations aimed at improving the effectiveness of the region’s environmental policy. The proposed approach enhances the efficiency of environmental management as an internal enterprise management tool, enabling clear identification of problems and opportunities, prioritization, and the formulation of recommendations for activities focused on reducing negative environmental impacts.
Keywords
legal mechanism, environmental management system, methodological recommendations, enterprises of Moscow Region, environmental policy, sustainable development, environmental management standards.
Suggested citation
Bestuzheva Elena Vladimirovna. Legal mechanism of the environmental management system and methodological recommendations for its implementation at enterprises of the Moscow region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (110). Art. # 11005. Date issued: 10.06.2025. Available at: https://sovman.ru/article/11005/
Введение
Существующие в настоящее время нарушения экологического законодательства свидетельствуют о несовершенстве правового механизма охраны окружающей среды. Недостаточно устанавливать только запреты и накладывать обязательства на хозяйствующие субъекты, оказывающие негативное воздействие на природные объекты в процессе осуществления производственной деятельности. Более эффективным будет предоставление полномочий предприятию по организации внутренней политики, направленной на реализацию инициативной деятельности по осуществлению мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на предприятии и в результате производственной деятельности за его пределами. Именно таким «внутренним» механизмом оздоровления экологической ситуации в регионе может стать система экологического менеджмента.
Результаты исследований
Анализ правоприменительной практики, в частности исследование проблем утилизации ТБО в Московской области, изучение вопросов реализации организации и развития системы экологического менеджмента на предприятиях нашего региона показало, что имеется необходимость в проведении мероприятий комплексного характера по улучшению экологической ситуации, в том числе, путем:
1) внедрения системы экологического менеджмента на региональных предприятиях, в частности, на полигонах ТБО;
2) создания единого реестра предприятий, имеющих сертификат системы экоменеджмента, на базе официального сайта Минприроды России;
3) определения полномочий надзорных органов о проведении проверок на установление соответствия заявленному уровню системы экоменеджмента положениям международных и национальных стандартов;
4) закрепления в региональных нормативных правовых актах круга организаций, официально осуществляющих выдачу сертификатов системы экоменеджмента;
5) формирования хозяйствующими субъектами, включенными в реестр, резервного фонда денежных средств для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Проанализировав практику правоприменения инструментов системы экологического менеджмента, приходим к выводу, что в настоящее время не до конца сформирован правовой механизм внедрения, развития и функционирования системы экологического менеджмента на полигонах ТБО страны в целом и каждого отдельно взятого региона – в частности.
На законодательном уровне не определен институт экологического менеджмента, его структурные элементы, не установлены способы правового регулирования деятельности полигонов со стороны государства и не определена ответственность за несоблюдение заявленных требований по осуществлению экологической политики в рамках функционирования системы экологического менеджмента.
На основе изученного материала, проведя анализ правоприменительной практики рассматриваемых вопросов и положений законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере экологического менеджмента, мы пришли к выводу, что необходимо введение следующих рекомендаций по внедрению и развитию системы экологического менеджмента на полигонах ТБО.
- По нашему мнению, необходимо разработать материалы для создания защитного покрытия и осуществить проектирование необходимых сооружений, в том числе, мусороперерабатывающих заводов.
- Надлежит провести экспертизы на полигонах ТБО по выявлению минерализованных сточных вод и дальнейшей их очистки.
- Осуществить процедуру по восстановлению хозяйственной ценности земли, путем проведения целого комплекса агротехнических мероприятий.
- В обязательном порядке мы предлагаем использовать оборудование для сортировки отходов.
- Необходимо выделять на внушительных полигонах площадь для создания на ней экспресс – лаборатории, где будет проводиться быстрая локальная экспертиза.
Указанные мероприятия позволят более эффективно внедрить систему экологического менеджмента на полигоны ТБО как федерального, так и регионального уровня, повысить уровень экологичности и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Автором научной работы сформулированы предложения по законодательному закреплению инструментов экологического менеджмента, разработаны «Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента» на предприятиях Московской области в соответствии с установленными требованиями экологического законодательства, положениями национальных и международных стандартов системы экологического менеджмента.
На региональном уровне предлагается:
- Внести в главу 9 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» ст. 9.5 и изложить ее в следующей редакции:
«Статья 9.5. Осуществление производственной деятельности, не соответствующей сертификату системы экологического менеджмента
- Осуществление хозяйствующим субъектом, внедрившим и развивающим систему экологического менеджмента, производственной деятельности, не соответствующей имеющемуся сертификату экологического менеджмента, -влечет наложение административного предупреждения об устранении допущенных нарушений.
- Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет лишение сертификата системы экологического менеджмента».
- Дополнить Закон Московской области от 22 декабря 2006 года № 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области» статьей 10.1 следующего содержания:
«Статья 10.1. Меры регулирования и поддержки предприятий с развитой системой экологического менеджмента на территории Московской области
- Регулирование деятельности предприятий с развитой системой экологического менеджмента на территории Московской области обеспечивается посредством введения:
1) ускоренного снашивания (амортизации) основных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;
2) акцизных экологических налогов и сборов, которые включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии ее производства и потребления;
3) платы за вредное воздействие на окружающую природную среду сверх допустимой нормы воздействия.
- Поддержка предприятий с развитой системой экологического менеджмента на территории Московской области обеспечивается посредством предоставления:
1) налоговых льгот на региональном уровне;
2) понижения размера платы за размещение отходов при внедрении технологий, обеспечивающие уменьшение количества отходов;
3) поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
4) залоговых цен на многоразовую посуду и упаковку, и повышение их стимулирующей роли в целях ресурсосбережения и охраны окружающей среды;
5) дифференцированного подхода к предприятиям, производящим товары, работы и услуги, направленные на экологическую реабилитацию территории Московской области, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения области.
6) региональных субсидий на снижение затрат по приобретению новых экологически безопасных технологий для определенных категорий производств».
Автором сформулированы предложения по законодательному закреплению правовых инструментов экологического менеджмента.
Изучив имеющиеся научные подходы к рассмотрению института экологического менеджмента, проанализировав правоприменительную практику данной сферы и положения законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере экологического менеджмента, приходим к выводу, что необходимо введение следующих изменений в сфере правового регулирования экологического менеджмента как института экологического права.
- Целесообразно внести в статью 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение экологического менеджмента следующего содержания: «Экологический менеджмент – это инициативная и результативная деятельность на предприятии, направленная на достижение его собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экологической эффективности, с учетом установленных требований природоохранного законодательства, связанная с постоянным осуществлением последовательного улучшения результатов экологической деятельности».
- Вместе с закреплением самого института экологического менеджмента необходимо внести в указанную выше статью понятия инструментов системы экологического менеджмента, установив следующие дефиниции:
2.1. экологическая экспертиза – это деятельность государственных органов федерального и регионального уровня и общественных организаций по установлению соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы, а также предупреждения и предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
2.2. экологический мониторинг системы экологического менеджмента – внутренняя инициативная деятельность хозяйствующего субъекта производственной деятельности по осуществлению процедур периодической проверки (измерения) основных параметров своей деятельности на их соответствие действующим законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды;
2.3. экологическое страхование – это добровольная и обязательная деятельность предприятия по аккумулированию денежных средств в фондах страховых организаций или в специально создаваемых страховых фондах и перераспределению их между третьими лицами для компенсации причиненных им убытков при наступлении страхового случая;
2.4. экологическая сертификация – это деятельность, осуществляемая на основе договора между заявителем (хозяйствующим субъектом) и органами по предоставлению сертификатов системы экологического менеджмента по осуществлению добровольного подтверждения соответствия объекта сертификации требованиям законодательства об охране окружающей среды, в том числе международным и национальным стандартам системы экологического менеджмента.
2.5. экологическая маркировка – это деятельность, осуществляемая самим субъектом хозяйственной деятельности или специализированным органом, осуществляющим экологическую маркировку, направленная на присваивание экологического знака производимой продукции, который может иметь форму знака, графического изображения, текстового документа, технического бюллетеня, рекламного объявления, на основании сравнения ее с аналогичной продукцией, по результатам её сертификации.
2.6. экологическая отчетность – это внутренняя инициативная деятельность субъекта хозяйственной деятельности в процессе осуществления производства, направленная на предоставление достоверной информации о результатах воздействия процесса производства на окружающую среду.
2.7. экологическая стандартизация – это деятельность государства по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования со стороны хозяйствующих субъектов, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.
2.8. экологическое лицензирование – это деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению лицензии (разрешения) хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность, оказывающую допустимое негативное воздействие на окружающую природную среду, которая дает право на дальнейшее осуществление такой деятельности с точки зрения положений экологического законодательства.
Введение данных дефиниций в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», как основной нормативный акт, регулирующий экологические правоотношения в настоящее время, обеспечит необходимый правовой уровень законодательного регулирования каждого элемента системы экологического менеджмента, в частности, и всей системы экологического менеджмента в совокупности.
В сфере государственного регулирования и стимулирования деятельности предприятий, внедряющих систему экологического менеджмента, необходимо объединить экологический и экономический аспекты государственного регулирования, оказывая не только негативное воздействие в виде налогов и сборов, штрафных санкций, но и посредством положительного воздействия через выделение субсидий и предоставление различных льгот. При этом необходимо закрепить в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» положения в виде отдельной статьи, предполагающие определение основных мер государственного регулирования со стороны органов власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, а именно:
– в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» внести статью 14.1 «Меры государственного регулирования и поддержки предприятий с развитой системой экологического менеджмента», и изложить ее в следующей редакции:
«1. Регулирование деятельности предприятий с развитой системой экологического менеджмента обеспечивается посредством введения:
1) ускоренного снашивания (амортизации) основных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;
2) акцизных экологических налогов и сборов, которые включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии ее производства и потребления;
3) платы за вредное воздействие на окружающую природную среду сверх допустимой нормы воздействия.
2. Поддержка предприятий с развитой системой экологического менеджмента обеспечивается посредством предоставления:
1) налоговых льгот;
2) понижения размера платы за размещение отходов при внедрении технологий, обеспечивающие уменьшение количества отходов;
3) поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
4) залоговых цен на многоразовую посуду и упаковку, и повышение их стимулирующей роли в целях ресурсосбережения и охраны окружающей среды;
5) дифференцированного подхода к предприятиям, производящим товары, работы и услуги, направленные на экологическую реабилитацию территории, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан.
6) государственных субсидий на снижение затрат по приобретению новых экологически безопасных технологий для определенных категорий производств».
Данные положения позволят государству эффективно осуществлять воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, как посредством установления негативного воздействия, так и посредством стимулирования деятельности предприятий, с целью побуждения их к исполнению экологического законодательства и, как следствие, внедрению системы экологического менеджмента.
Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента, составленные и апробированные автором в соответствии с требованиями международного стандарта системы ISO 14001, позволят:
1) комплексно и системно подойти к организации экологического менеджмента в рамках отдельно взятого предприятия, в том числе, и на территории нашего региона;
2) могут служить учебным пособием для подготовки специалистов «менеджеров-экологов» по вопросам внедрения и развития системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Заключение
Таким образом, приходим к выводу, что только системный и комплексный подход осуществления развития и регулирования такого института экологического права, как экологический менеджмент, как на федеральном уровне, так и на уровне каждого отдельно взятого региона, позволит добиться положительных результатов и обеспечит в итоге более эффективное исполнение экологического законодательства и, как результат, снижение негативного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую природную среду.
Читайте также
Библиографический список
- Международный стандарт «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» [Электронный ресурс] : [принят Международной организацией по стандартизации – ISO 14001:2015 от 15 сентября 2015 г.: третья редакция] // http://iso45.blogspot.com/p/iso-14001.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями на 29 июля 2024 года) // Российская газета. – 2002. – № 9.
- Закон Московской области от 4 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (с изменениями на 4 марта 2020 года) // Официальный сайт Правительства Московской области / www.mosreg.ru.
- Закон Московской области от 22 декабря 2006 года № 240/2006-ОЗ «Об охране окружающей среды в Московской области» (с изменениями на 24 июня 2016 года; в ред. от 01 января 2021 года) // Официальный сайт Правительства Московской области / www.mosreg.ru.
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению: системы экологического менеджмента [Текст] : [утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. № 285-ст]. – М.: Стандартинформ, 2018.
- Бестужева, Е.В. Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента. – Королев: МЮИ, 2024.
References
- International Standard “Environmental Management Systems. Requirements and Guidance for Use” [Mezhdunarodnyy standart «Sistemy ekologicheskogo menedzhmenta. Trebovaniya i rukovodstvo po primeneniyu»] [Electronic resource] : [adopted by the International Organization for Standardization – ISO 14001:2015 dated September 15, 2015: third edition] // http://iso45.blogspot.com/p/iso-14001.
- Federal Law “On Environmental Protection” dated January 10, 2002 No. 7-FZ (with amendments as of July 29, 2024) [Federal’nyy zakon «Ob okhrane okruzhayushchey sredy» ot 10.01.2002 № 7-FZ (s izmeneniyami na 29 iyulya 2024 goda)] // Rossiyskaya Gazeta. – 2002. – No. 9.
- Law of Moscow Region dated May 4, 2016 No. 37/2016-OZ “Code of Administrative Offenses of Moscow Region” (with amendments as of March 4, 2020) [Zakon Moskovskoy oblasti ot 4 maya 2016 goda № 37/2016-OZ «Kodeks Moskovskoy oblasti ob administrativnykh pravonarusheniyakh» (s izmeneniyami na 4 marta 2020 goda)] // Official Website of the Government of Moscow Region / www.mosreg.ru.
- Law of Moscow Region dated December 22, 2006 No. 240/2006-OZ “On Environmental Protection in Moscow Region” (with amendments as of June 24, 2016; revised as of January 1, 2021) [Zakon Moskovskoy oblasti ot 22 dekabrya 2006 goda № 240/2006-OZ «Ob okhrane okruzhayushchey sredy v Moskovskoy oblasti» (s izmeneniyami na 24 iyunya 2016 goda; v red. ot 01 yanvarya 2021 goda)] // Official Website of the Government of Moscow Region / www.mosreg.ru.
- National Standard of the Russian Federation GOST R ISO 14001-2016 Environmental Management Systems. Requirements and Guidance for Use: Environmental Management Systems [Text] : [approved and enacted by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated April 29, 2016 No. 285-st]. – Moscow: Standartinform, 2018. [Natsional’nyy standart Rossiyskoy Federatsii GOST R ISO 14001-2016 Sistemy ekologicheskogo menedzhmenta. Trebovaniya i rukovodstvo po primeneniyu: sistemy ekologicheskogo menedzhmenta [Tekst] : [utverzhden i vveden v deystvie Prikazom Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 29 aprelya 2016 g. № 285-st]. – M.: Standartinform, 2018.]
- Bestuzheva, E.V. Methodological Recommendations for Implementation and Development of Environmental Management System [Metodicheskie rekomendatsii po vnedreniyu i razvitiyu sistemy ekologicheskogo menedzhmenta]. – Korolev: MYU, 2024.